Организация ученического самоуправления
статья на тему

Корнилова Людмила Николаевна

Поиски смысла и места самоуправления в детско-взрослом школьном сообществе не прекращаются с тех пор, как в нём возникла потребность. Но каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений

Основная  проблема самоуправления – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше научиться общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, отечества; научиться преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Организация ученического самоуправления как основа гражданского воспитания школьников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 5

Корнилова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

Корнилова Людмила Николаевна.

Организация ученического самоуправления как основа гражданского воспитания школьников.

Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен.

Обратимся к словарю Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства».

Поиски смысла и места самоуправления в детско-взрослом школьном сообществе не прекращаются с тех пор, как в нём возникла потребность. Но каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений

Основная  проблема самоуправления – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше научиться общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, отечества; научиться преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя

Осуществляя деятельность детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках ученического самоуправления дети получают возможность отстаивать свои права и интересы в школе, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Для создания школьного самоуправления в нашей школе руководствовались следующими принципами:

1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3. Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

4. Поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева.

Педагогический коллектив решил поручить детскому коллективу следующие области школьной жизни:

  1. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективно-творческие дела и т. п.
  2. Заседания клубов, пресс-конференции, встречи с политиками и другими замечательными людьми.
  3. Деятельность школьной прессы: газеты, реклама.
  4. Спорт и спортивные мероприятия.
  5. Производственная деятельность: общественно полезный труд в школе, на пришкольных участках.
  6. Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
  7. Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
  8. Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы, в предоставлении возможности детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов.

В результате была составлена программа деятельности ШУС МОУ СОШ №5 «Наше будущее» на 2009/2010-2012/2013 учебные годы. Данная программа рассчитана на 4 года. В данной программе учтен и обобщен опыт грамотной организации самоуправления, построенного на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся. Сбор информации проводился на основе книг, журналов, интернет - статей.

Цель программы:

построение воспитательной работы в школе с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся посредством организации ролевой игры на принципах взаимоуважения и сотрудничества учеников, учителей,

создание ученического самоуправления с целью формирования у каждого уч-ся активной гражданской позиции, опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Функции педагогов МОУ СОШ 5 по развитию ученического самоуправления.

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Старший вожатый занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Он непосредственно участвует в реализации воспитательных программ различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти способы индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Он способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, средства массовой информации и т. д.).

Особую роль в развитии ученического самоуправления играет  педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать систему постоянно действующей психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательного учреждения участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив

Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива прослеживается в таблице (приложение 1)

Проекты, реализуемые в рамках данной программы:

Проект «Доброе сердце»

Цель: участие детей и подростков в общественно-значимой деятельности, формирование их гражданской позиции.

Данный проект координирует и контролирует  комиссия милосердия и здравоохранения и волонтёрский отряд «Новые тимуровцы».

Содержание совместной работы.

  1. встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
  2. организация шефства над ветеранами ВОВ, вдовами ветеранов, памятниками погибшим воинам (проведение операции «С добрым утром, ветеран», «Обелиск», «Память», акции «Застыли матери у обелисков»,), поздравление с праздниками и т.п.
  3. организация шефства над детьми – инвалидами, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  4. оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям, семьям погибших воинов;
  5. патриотические чтения:
  6. военно-спортивные игры на местности;
  7. смотры строевой подготовки;
  8. посещение 131 Мотострелковой дивизии г.Майкопа;
  9. посещение музеев Краснодарского края;
  10. спортивные соревнования памяти героев-земляков;
  11. акция «Милосердие»;
  12. другое.

Проект «Хочу все знать»

Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка

Данный проект координирует и контролирует учебный сектор, научные общества «Потенциал», «Эколог», лекторская группа школьного музея.

Содержание совместной работы.

  1. конкурсы «Биологическая неделя», «Физики и математики», «Веселый русский язык» и др.;
  2. слёт юных экологов;
  3. вечера разгаданных и неразгаданных тайн;
  4. конкурс «Грамотные потребители»;
  5. вечера «Алиса в стране чудес»;
  6. предметные олимпиады;
  7. вечера занимательной науки;
  8. проведение познавательных мероприятий  (викторины, конкурсы, защиты проектов, заседания эрудитов, турниры знатоков, т.п.);
  9. организация и проведение рейдов по сохранению учебников;
  10. операция «Живи, книга»;
  11. проведение акций  «Подари пятёрку маме», «Неделя без двоек», «Книга – другу», др.;
  12. организация тематических экскурсий в школьном музее;
  13. проверка успеваемости учащихся школы, работа с журналами;
  14. другое.

Проект «Территория здоровья»

Цель:  укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.

Данный проект координирует и контролирует спортивно-оздоровительная комиссия и волонтёрский отряд «Выбери свой путь».

Содержание совместной работы:

  1. беседы по пропаганде здорового образа жизни;
  2. встреча с врачами различных областей медицины;
  3. конкурсы рисунков «Мы за здоровый образ жизни»;
  4. соревнования «Школьная спартакиада»;
  5. туристические походы и соревнования.
  6. акции против наркомании, курения, алкоголизма;
  7. смотр строя и песни;
  8. соревнования юных инспекторов дорожного движения;
  9. занятия в спортивных кружках, секциях и др. участие в проведении спортивных и туристических мероприятий школы, а также Дней Здоровья;
  10. проведение турниров по шашкам, шахматам, настольному теннису;
  11. организация проведения утренней физзарядки в начальной школе;
  12. организация и проведение акций, выставок, бесед, викторин по безопасности жизнедеятельности, здоровому образу жизни;
  13. организация тренингов по профилактике вредных привычек;
  14. организация встреч со специалистами: работниками здравоохранения, наркоконтроля, инспекторами ОДН и т.п.
  15. взаимодействие с общественной организацией «Российский Красный Крест» (участие в акциях, круглых столах, брифингах, общегородских мероприятиях)
  16. создание буклетов, социальной рекламы,
  17. участие в интернет-проекте «Внимание, сигарета!»

Проект «Зеленый мир»

Цель: популяризация экологических знаний, привлечение внимания к проблемам экологии края; участие детей и подростков в решении экологических проблем.

Данный проект координирует и контролирует  экологическая комиссия и волонтёрский отряд «Green Help».

Содержание совместной работы.

  1. участие в интернет-проектах на страницах Летописи.ру.;
  2. выставки «Береги природу»;
  3. операция «Зеленая аптека» (сбор лекарственных растений);
  4. операция «Зелёный десант»;
  5. трудовая операция по охране природы «Кормушка»;
  6. конкурсы плакатов «Мы за чистоту окружающей среды», «Экология по правилам» и т. д.;
  7. конкурсы кроссвордов на экологическую тему;
  8. конкурсы знатоков «Встречи на лесной тропинке» и т. д.;
  9. игры «У природы нет плохой погоды» (по народным приметам);
  10. экологическая тропа; экскурсии в природу;
  11. участие в городских экологических конкурсах;
  12. другое.

Проект «Разноцветная планета»

Цель: развитие творчества,  инициативы,  формирование активной гражданской позиции школьников.

Данный проект координирует и контролирует  пресс-центр.

Содержание совместной работы.

  1. проведение конкурсов газет, рисунков, листовок, плакатов;
  2. контроль за своевременным информированием по предстоящим мероприятиям и подведение итогов прошедших;
  3. обеспечение информацией стенда «Прессцентр»: листовки «Голос дежурного», газеты «Пятерочка»;
  4. проведение смотров классных уголков, газет;
  5. организация оформления праздников и других мероприятий;
  6. ведение летописи школы на странице школьного сайта;
  7. другое

Проект «Звёздный дождь»

Цель: создание условий для самовыражения,  самоутверждения и реализации каждой личности через различные виды деятельности

Данный проект координирует и контролирует  культурно-массовая комиссия.

Содержание совместной работы.

  1. организация проведения праздников, фестивалей, КТД, досуговых мероприятий;
  1. проведение операций, декад, рейдов (неделя «Твой внешний вид», «Вежливость – норма жизни», «Иду в гости», «Мои любимые мелодии»)
  2. подготовка и проведение общешкольных мероприятий.
  3. организация учащихся в военно-патриотических мероприятиях школы;
  4. организация и проведение совместных КТД и мероприятий с учителями, родителями, выпускниками школы, учащимися других школ, членов других детских организаций;
  5. содействие участию учеников школы во внешкольных мероприятиях;
  6. другое.

Проект «Добрый дом»

Цель: Приобщение личности к общечеловеческим ценностям,  к усвоению социальных норм через участие в общественной жизни.

Данный проект координирует и контролирует комиссия дисциплины и порядка.

Содержание совместной работы.

  1. организация и проведение конкурсов, деловых игр, устных журналов по правовому воспитанию;
  2. рассмотрение вопросов по защите прав и интересов членов Учкома и учащихся школы;
  3. организация дежурства на мероприятиях;
  4. организация и проведение операций «Уют», «Доброе дело» по благоустройству и ремонту школы и школьного двора;
  5. проведение рейдов по проверке школьной формы;
  6. организация дежурства;
  7. проведение рейдов по проверке санитарного состояния классов и пришкольной территории;
  8. другое

Ожидаемые результаты:

  1. Уважительное отношение учащихся к общечеловеческим ценностям,  нормам коллективной жизни,  законам государства.
  2. Повышение у детей уровня сформированности гражданской позиции,  гуманистической направленности личности.
  3. Формирование навыков здорового образа жизни учащихся.
  4. Развитие творческих способностей,  лидерских качеств и организаторских навыков.
  5. Приобретение умения детьми бесконфликтного общения со сверстниками.
  6. Повышение активности,  инициативы,  самостоятельности и ответственности детей и подростков.
  7. Увеличение числа волонтёров, вовлеченных в систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни
  8. Сплочённость коллектива учащихся.
  9. Повышение уровня самоуправления в детском коллективе.
  10. Положительное общественное мнение о деятельности школьного самоуправления,  рост его престижа.

10. Активное  сотрудничество,  содружество педагогов и родителей с детской организацией.


Приложение 1

Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива

Характеристика коллектива

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Какие качества

присущи    коллективу

Отсутствие актива, общности целей, интереса к   деятельности в коллективе

Сформированность     актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно

меняющегося

актива в органах самоуправления

Функции

самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Содержание функции

Получение   задания,   определение   способов выполнения, экспертная

оценка,     самооценка,     самоконтроль и др.

Определение целей и усвоение задач, обеспечение работы

(условия, средства),   распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение  итогов

Оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование

Тенденция развития самоуправления

Метод

Форма

Принцип

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение,    расстановка,   взаимоконтроль и др.

Учебный   комитет, староста, комиссии, бригады, штабы и др.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы    привлечения    учащихся  к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации дел в   порядке очередности

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении    самоуправления,

формирует положительные

мотивы у учащихся   к   самоуправленческой

деятельности, вырабатывает   у

учащихся   навыки самостоятельной работы

Передает учащимся организаторский опыт,

показывает пример   участия в общественной

работе, выступает носителем традиций,    сложившихся в самоуправлении школы

Сотрудничество на   равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления, как инновационная деятельность в условиях введения в ФГОС

Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответс...

Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе

Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....

Выписка из аналитической справки по итогам организации ученического самоуправления 4-А класса школы-интерната №3 ОАО «РЖД»

Цель классного самоуправления – организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должен стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием....

Организация ученического самоуправления

Презентация предназначена для классного руководителя...

Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС

Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает ...

Формирование классного коллектива и организация ученического самоуправления в классе

Организация ученического самоуправления в виде игровой модели....

Организация ученического самоуправления в классе - "Кабинет Министров"

Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предпо-лагающее участие у...