Организация ученического самоуправления
статья на тему
Поиски смысла и места самоуправления в детско-взрослом школьном сообществе не прекращаются с тех пор, как в нём возникла потребность. Но каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений
Основная проблема самоуправления – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше научиться общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, отечества; научиться преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ
«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
«Организация ученического самоуправления как основа гражданского воспитания школьников»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 5
Корнилова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
Корнилова Людмила Николаевна.
Организация ученического самоуправления как основа гражданского воспитания школьников.
Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен.
Обратимся к словарю Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства».
Поиски смысла и места самоуправления в детско-взрослом школьном сообществе не прекращаются с тех пор, как в нём возникла потребность. Но каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений
Основная проблема самоуправления – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше научиться общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, отечества; научиться преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя
Осуществляя деятельность детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках ученического самоуправления дети получают возможность отстаивать свои права и интересы в школе, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Для создания школьного самоуправления в нашей школе руководствовались следующими принципами:
1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
3. Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.
4. Поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева.
Педагогический коллектив решил поручить детскому коллективу следующие области школьной жизни:
- Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективно-творческие дела и т. п.
- Заседания клубов, пресс-конференции, встречи с политиками и другими замечательными людьми.
- Деятельность школьной прессы: газеты, реклама.
- Спорт и спортивные мероприятия.
- Производственная деятельность: общественно полезный труд в школе, на пришкольных участках.
- Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
- Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
- Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы, в предоставлении возможности детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов.
В результате была составлена программа деятельности ШУС МОУ СОШ №5 «Наше будущее» на 2009/2010-2012/2013 учебные годы. Данная программа рассчитана на 4 года. В данной программе учтен и обобщен опыт грамотной организации самоуправления, построенного на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся. Сбор информации проводился на основе книг, журналов, интернет - статей.
Цель программы:
построение воспитательной работы в школе с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся посредством организации ролевой игры на принципах взаимоуважения и сотрудничества учеников, учителей,
создание ученического самоуправления с целью формирования у каждого уч-ся активной гражданской позиции, опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.
Функции педагогов МОУ СОШ 5 по развитию ученического самоуправления.
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Старший вожатый занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Он непосредственно участвует в реализации воспитательных программ различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти способы индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Он способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, средства массовой информации и т. д.).
Особую роль в развитии ученического самоуправления играет педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать систему постоянно действующей психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы.
Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательного учреждения участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива прослеживается в таблице (приложение 1)
Проекты, реализуемые в рамках данной программы:
Проект «Доброе сердце»
Цель: участие детей и подростков в общественно-значимой деятельности, формирование их гражданской позиции.
Данный проект координирует и контролирует комиссия милосердия и здравоохранения и волонтёрский отряд «Новые тимуровцы».
Содержание совместной работы.
- встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
- организация шефства над ветеранами ВОВ, вдовами ветеранов, памятниками погибшим воинам (проведение операции «С добрым утром, ветеран», «Обелиск», «Память», акции «Застыли матери у обелисков»,), поздравление с праздниками и т.п.
- организация шефства над детьми – инвалидами, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям, семьям погибших воинов;
- патриотические чтения:
- военно-спортивные игры на местности;
- смотры строевой подготовки;
- посещение 131 Мотострелковой дивизии г.Майкопа;
- посещение музеев Краснодарского края;
- спортивные соревнования памяти героев-земляков;
- акция «Милосердие»;
- другое.
Проект «Хочу все знать»
Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка
Данный проект координирует и контролирует учебный сектор, научные общества «Потенциал», «Эколог», лекторская группа школьного музея.
Содержание совместной работы.
- конкурсы «Биологическая неделя», «Физики и математики», «Веселый русский язык» и др.;
- слёт юных экологов;
- вечера разгаданных и неразгаданных тайн;
- конкурс «Грамотные потребители»;
- вечера «Алиса в стране чудес»;
- предметные олимпиады;
- вечера занимательной науки;
- проведение познавательных мероприятий (викторины, конкурсы, защиты проектов, заседания эрудитов, турниры знатоков, т.п.);
- организация и проведение рейдов по сохранению учебников;
- операция «Живи, книга»;
- проведение акций «Подари пятёрку маме», «Неделя без двоек», «Книга – другу», др.;
- организация тематических экскурсий в школьном музее;
- проверка успеваемости учащихся школы, работа с журналами;
- другое.
Проект «Территория здоровья»
Цель: укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.
Данный проект координирует и контролирует спортивно-оздоровительная комиссия и волонтёрский отряд «Выбери свой путь».
Содержание совместной работы:
- беседы по пропаганде здорового образа жизни;
- встреча с врачами различных областей медицины;
- конкурсы рисунков «Мы за здоровый образ жизни»;
- соревнования «Школьная спартакиада»;
- туристические походы и соревнования.
- акции против наркомании, курения, алкоголизма;
- смотр строя и песни;
- соревнования юных инспекторов дорожного движения;
- занятия в спортивных кружках, секциях и др. участие в проведении спортивных и туристических мероприятий школы, а также Дней Здоровья;
- проведение турниров по шашкам, шахматам, настольному теннису;
- организация проведения утренней физзарядки в начальной школе;
- организация и проведение акций, выставок, бесед, викторин по безопасности жизнедеятельности, здоровому образу жизни;
- организация тренингов по профилактике вредных привычек;
- организация встреч со специалистами: работниками здравоохранения, наркоконтроля, инспекторами ОДН и т.п.
- взаимодействие с общественной организацией «Российский Красный Крест» (участие в акциях, круглых столах, брифингах, общегородских мероприятиях)
- создание буклетов, социальной рекламы,
- участие в интернет-проекте «Внимание, сигарета!»
Проект «Зеленый мир»
Цель: популяризация экологических знаний, привлечение внимания к проблемам экологии края; участие детей и подростков в решении экологических проблем.
Данный проект координирует и контролирует экологическая комиссия и волонтёрский отряд «Green Help».
Содержание совместной работы.
- участие в интернет-проектах на страницах Летописи.ру.;
- выставки «Береги природу»;
- операция «Зеленая аптека» (сбор лекарственных растений);
- операция «Зелёный десант»;
- трудовая операция по охране природы «Кормушка»;
- конкурсы плакатов «Мы за чистоту окружающей среды», «Экология по правилам» и т. д.;
- конкурсы кроссвордов на экологическую тему;
- конкурсы знатоков «Встречи на лесной тропинке» и т. д.;
- игры «У природы нет плохой погоды» (по народным приметам);
- экологическая тропа; экскурсии в природу;
- участие в городских экологических конкурсах;
- другое.
Проект «Разноцветная планета»
Цель: развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников.
Данный проект координирует и контролирует пресс-центр.
Содержание совместной работы.
- проведение конкурсов газет, рисунков, листовок, плакатов;
- контроль за своевременным информированием по предстоящим мероприятиям и подведение итогов прошедших;
- обеспечение информацией стенда «Прессцентр»: листовки «Голос дежурного», газеты «Пятерочка»;
- проведение смотров классных уголков, газет;
- организация оформления праздников и других мероприятий;
- ведение летописи школы на странице школьного сайта;
- другое
Проект «Звёздный дождь»
Цель: создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через различные виды деятельности
Данный проект координирует и контролирует культурно-массовая комиссия.
Содержание совместной работы.
- организация проведения праздников, фестивалей, КТД, досуговых мероприятий;
- проведение операций, декад, рейдов (неделя «Твой внешний вид», «Вежливость – норма жизни», «Иду в гости», «Мои любимые мелодии»)
- подготовка и проведение общешкольных мероприятий.
- организация учащихся в военно-патриотических мероприятиях школы;
- организация и проведение совместных КТД и мероприятий с учителями, родителями, выпускниками школы, учащимися других школ, членов других детских организаций;
- содействие участию учеников школы во внешкольных мероприятиях;
- другое.
Проект «Добрый дом»
Цель: Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, к усвоению социальных норм через участие в общественной жизни.
Данный проект координирует и контролирует комиссия дисциплины и порядка.
Содержание совместной работы.
- организация и проведение конкурсов, деловых игр, устных журналов по правовому воспитанию;
- рассмотрение вопросов по защите прав и интересов членов Учкома и учащихся школы;
- организация дежурства на мероприятиях;
- организация и проведение операций «Уют», «Доброе дело» по благоустройству и ремонту школы и школьного двора;
- проведение рейдов по проверке школьной формы;
- организация дежурства;
- проведение рейдов по проверке санитарного состояния классов и пришкольной территории;
- другое
Ожидаемые результаты:
- Уважительное отношение учащихся к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства.
- Повышение у детей уровня сформированности гражданской позиции, гуманистической направленности личности.
- Формирование навыков здорового образа жизни учащихся.
- Развитие творческих способностей, лидерских качеств и организаторских навыков.
- Приобретение умения детьми бесконфликтного общения со сверстниками.
- Повышение активности, инициативы, самостоятельности и ответственности детей и подростков.
- Увеличение числа волонтёров, вовлеченных в систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни
- Сплочённость коллектива учащихся.
- Повышение уровня самоуправления в детском коллективе.
- Положительное общественное мнение о деятельности школьного самоуправления, рост его престижа.
10. Активное сотрудничество, содружество педагогов и родителей с детской организацией.
Приложение 1
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива
Характеристика коллектива | Первый этап | Второй этап | Третий этап |
Какие качества присущи коллективу | Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе | Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива | Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления |
Функции самоуправления | Исполнительская | Организаторская | Управленческая |
Содержание функции | Получение задания, определение способов выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. | Определение целей и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов | Оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование |
Тенденция развития самоуправления | Метод | Форма | Принцип |
Элементы системы ученического самоуправления | Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. | Учебный комитет, староста, комиссии, бригады, штабы и др. | Коллективное планирование, проведение, анализ дела |
Способы привлечения учащихся к самоуправлению | Назначение ответственных лиц | Выборность актива демократическим путем | Участие каждого в организации дел в порядке очередности |
Позиция педагога | Учитель | Консультант | Партнер |
Характер деятельности педагога | Сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы | Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы | Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления, как инновационная деятельность в условиях введения в ФГОС
Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответс...
Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе
Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....
Выписка из аналитической справки по итогам организации ученического самоуправления 4-А класса школы-интерната №3 ОАО «РЖД»
Цель классного самоуправления – организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должен стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием....
Организация ученического самоуправления
Презентация предназначена для классного руководителя...
Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает ...
Формирование классного коллектива и организация ученического самоуправления в классе
Организация ученического самоуправления в виде игровой модели....
Организация ученического самоуправления в классе - "Кабинет Министров"
Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предпо-лагающее участие у...