Грех и борьба с ним
классный час (4 класс) по теме
Грех входит в душу не сразу, а постепенно, по стадиям. Поэтому чем раньше ты заметишь вхождение греха в душу, тем легче с ним бороться и тем легче, с упованием на помощь Божию, его победить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
greh_i_borba_s_nim.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1. Грех и борьба с ним
Понятие о грехе
Бог добр, и весь мир сотворил прекрасно, повсюду показал Свою любовь к созданиям Своим, и не только к человеку. Однако зла на земле много.
- Откуда оно? /Ответы детей/
Грех глубоко поселился в людях и нам нужно с ним постоянно бороться, чтобы он не погубил нас.
- Что же предохраняют нас от греха? /Ответы детей/
Предохраняют нас от греха Божии заповеди. Они говорят человеку, что можно сделать, а что нельзя, что добро, а что грешно, зло.
Десять заповедей закона Божия
Высказывания о грехе
Грех есть беззаконие.
Первое послание апостола Иоанна. 3.4
Грех – это своевольный переход человеком черты, свыше ему определенной, выход за круг закона, ему данного.
Святитель Иоанн Шанхайский
Грех бывает сладок на короткое время, а горек на продолжительное время.
Святитель Димитрий Ростовский
Грех ненавидь, а грешника люби.
Святой праведный Иоанн Кронштадский
- Что же такое грех? /Ответы детей/
Грех – это духовная болезнь и причина многих телесных болезней.
- Как мы грешим? /Ответы детей/
Грешим мы делом, словом, помышлением.
- Скажите пожалуйста через что могут войти греховный мысли или недобрые чувства в нашу душу? /Ответы детей/
Греховные мысли , недобрые чувства могут войти в нашу душу через зрение и слух. Поэтому и нужно беречь глаза и уши от дурных впечатлений. Но грех может зародиться и внутри самой нашей души. И в этом случаем нам нужно быть на чеку, уметь сразиться со злом в своей душе и победить его. Иначе зло само сразится с нашей душой, ранит ее, пленит, а потом и телу нашему повредит.
- Ребята, а как вы думаете, обращает ли Бог внимание на мелкие грехи? Почему? Как их исправить? /Ответы детей/
Да, все грехи нужно изгонять из себя покаянием и исправлением. Если мы не обращаем на них внимания, тогда они из мелких становятся крупными и тяжкими.
Как рождается и развивается грех
Грех входит в душу не сразу, а постепенно. Диавол ведет войну в вашем сердце с Богом и с вами (если вы сами конечно держите сторону Господа). Пока вы не любите грех, не увлекаетесь им, ничего он с вами сделать не в силах. Поэтому враг и приступает к нам потихоньку.
Давайте рассмотрим такой пример. В постный день вы увидели, положим, красивое сладкое пирожное и залюбовались им. Если на этом впечатлении вы остановитесь, не обратив на него внимания, то никакого греха не совершите. Так и нужно было бы нам всегда встречать греховную мысль – как бы не замечать ее, отгонять ее краткой, но твердой внутренней молитвою: «Господи помилуй». Но мы к сожалению редко бываем бдительны и даем греховным мыслям широкий простор своей душе.
Вот вы думаете о пирожном – оно начинает вам нравиться. Мы с вами и сами ко вражеской мысли часто рады добавить свою «Да что там страшного? Один раз нарушить пост – с кем не бывает». Появляется желание греха, но совесть наша еще говорит нам: нельзя! Здесь уже труднее справиться с дурным желанием.
Затем понемногу притихнет и совесть, и возникает твердое решение: согрешу! Конечно, оправдания себе мы уже успеем к этому моменту придумать. Теперь грех уже совершен, если еще не делом, то во всяком случае нашей волей, или, как говорят церковные люди, произволением.
Можно остановиться и покаяться. И Бог часто помогает нам в этом, не давая совершить грех делом.
Но чаще бывает так, что решившись на грех, мы его все-таки совершаем. Еще труднее становится для нас борьба с грехом после этого. Но и здесь не нужно расслабляться и отчаиваться. Совесть громко скажет нам: покайся! Нужно не заглушать ее голос, а тотчас просить у Господа прощения.
Если этого мы не сделаем, то грех проникает в нас дальше, он превращается в греховную привычку. Такой человек уже не чувствует греха, живет в нем спокойно. Для нашего примера это значило бы, что вы и вовсе перестали бы соблюдать посты, даже если бы вам никто не мешал.
Тема 1.1. Как бороться с грехом
Как мы уже говорили, грех не сразу входит в душу, а постепенно, по стадиям. Поэтому чем раньше ты заметишь вхождение греха в душу, тем легче с ним бороться и тем легче, с упованием на помощь Божию, его победить.
Стадии греха
Стадия первая: помыслы
Если ум наш не занят конкретными мыслями, делом или молитвой, то он находится в праздности. И тогда его посещают помыслы – пустые, ненужные, греховные мысли, воспоминания, которые как тучки гонимые ветром. Сменяют друг друга.
- Откуда берутся помыслы и как с ними бороться? /Ответы детей/
Святые Отцы говорят. Что помыслы приходят большей частью от мира, от естества человека и от бесов. От окружающего мира помыслы приходят через органы чувств которые называются «окнами души»: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. «Окна» нашей души доверчиво распахнуты, от того, что мы любопытны и не следим за собой, мы получаем массу греховных впечатлений, которые и наполняют нашу душу помыслами.
Что же делать? Будь внимателен к себе. Изгнать помыслы можно, заменив их конкретными мыслями (как смастерить ту или иную вещь, помочь родителям, решить задачу и т.д.), умными (повторением того, что задано в школе: стихами, хорошими песнями, иностранным языком и т.д.), наконец, лучше всего – молитвою.
Но бывает. Что некоторые помыслы этими способами не отгоняются. А становятся навязчивыми. Тогда испытанным способом борьбы с такими помыслами является их откровение – открытие их духовному отцу, священнику на исповеди.
Стадия вторая: сочетание (сдружение) с помыслом
Если вы внимательно следите за своей душой, то определив помысел как греховный, вы можете усилием воли и твердой внутренней молитвой отвергнуть его. Но бывает и так, что помысел, несмотря на свою греховность, вам понравился. вы с ним сдружились. Уступили ему мысленно (подумав например, так: ну, очень интересная развлекательная телепередача, а уроки я сделаю позже). Тогда наступает третья стадия.
Стадия третья – пленение
Пленение души помыслом означает, что воля человека склоняется к осуществлению того, что диктует помысел. Уже не мысленно, а делом. Помысел проник в сердце человека, и человек всем сердцем желает его исполнения. На этой стадии очень трудно опомниться и прийти в себя. На ум приходит масса «доказательств», почему именно так надо поступить. (Эту передачу я никогда в жизни не увижу, а уроки могут подождать…Завтра все в классе буду обсуждать эту передачу, а я ее не смотрел…)
Что делать? Отойди, займи себя нужным делом. Подумай о последствиях. Подумай о том, что если ты уступишь сегодня, то завтра, наверняка, тоже уступишь, и может быть даже с меньшим сопротивлением.
Если все-таки воли не хватило, покайтесь (видите сколько сил нужно, чтобы воспитать в себе сильный характер. Как трудно отказать себе, отказаться от греха и как легко его разрешить себе). Как слаб человек против всех греховных искушений. Просите у Господа прощения. Просите у Господа помощи и подкрепления.
Стадия четвертая – страсть
Помысел, овладевший нашей душой, укоренившейся в ней и ставшей для нее привычкой, через греховные дела превращается в страсть. Страсть подпитывается все новыми и новыми помыслами. Мы незаметно стали рабами страсти.
Грех поработил нас. Мы попали от него в зависимость. Постоянно грешим и уже не замечаем, не чувствуем греха. Совесть мертва. Мы перестали не то что бороться, даже думать о грехах… А тогда можем ли мы называться христианами?
Жизнь по страстям ведет к погибели. Избавиться от этого состояния можно только путем глубокого и искреннего покаяния.
Игумен Никон о грехе
Задание
Попробуйте самостоятельно проследить последовательное вхождение греха в твою душу на примере привязанности к телевизору. Начинается с того, что вы услышали о какой-то интересной передаче. А кончается тем, что уже десять часов вечера, уроки не приготовлены, вещи разбросаны, о вечерней молитве нет и воспоминания, а голубой экран жестоко властвует над вашей душой. Восстановите сами все промежуточные звенья этой греховной цепочки, чтобы вам впредь никогда не доходить до ее конца.
через через
Г Р Е Х
зрение слух
делом словом помышлением
стадии греха
I
помыслы
II
сдружение III
пленение
IV
страсть
от
от естества человека окружающего от бесов
мира
через
зрение органы чувств вкус
«окна души»
слух осязание
обоняние
через через
Г Р Е Х
стадии греха
I
II
III
IV
от
через
Путь глубокого и искреннего покаяния
Б о р ь б а с г р е х о м
Покаянием. Займите себя нужным делом. Подумай о последствиях. Подумай о том, что если ты уступишь сегодня, то завтра, наверняка тоже уступишь, и может даже с меньшим сопротивлением.
Если вы внимательно следите за своей душой, то определив помысел как греховный, вы можете усилием воли и твердой внутренней молитвой отвергнуть его.
Молитвою, заменить помысл конкретными мыслями (как смастерить ту или иную вещь, помочь родителям и т.д.), умными (стихами, повторение и выполнение домашнего задания и т.д.)
Г Р Е Х
Божьи заповеди
Д У Ш А
II
I
II
I
I
помыслы
сдружение
«Окна» нашей души доверчиво распахнуты, от того, что мы любопытны и не следим за собой, мы получаем массу греховных впечатлений, которые и наполняют нашу душу помыслами.
Помысел, несмотря на свою греховность, вам понравился, вы с ним сдружились. Уступили ему мысленно подумав (например, так: ну, очень интересная развлека-тельная телепередача, а уроки я сделаю позже). Тогда наступает третья стадия.
пленение
Пленение души означает, что воля человека склоня- ется к осуществ-лению того, что диктует помысел. Уже не мысленно, а делом. Помысел проник в сердце человека, и человек всем сердцем желает его исполнения.
IV
III
III
IV
страсть
Помысел овладевает нашей душой. Укоренившейся в ней и ставшей для нее привычкой, через греховные дела превращается в страсть.
Р о ж д е н и е г р е х а
Пословицы о грехах
Рад бы в рай, да грехи не пускают.
Все Адамовы детки.
День во грехах, ночь во слезах.
Что ни творится над нами – все по грехам нашим.
О покаянии
Повинился, да не отмолился.
Греха не смоешь.
Господи помилуй – не тяжело говорить, только было бы за что миловать.
Покаяние заключается не только в том, чтобы пойти к священнику; необходимо, чтобы душа освободилась от плохих мыслей, от депрессии, в которую она впадает из-за жизненных изломов.
Покаяние – это изменение жизни, обращение к Абсолютному Добру, отказ от всего дурного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»
Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ
Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ
Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".
Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)
Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...
Конспект урока по предмету ОМРиСЭ "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния,воздаяния."
Урок формирует знания о понятиях "добро", "зло", "раскаяние", "воздаяние" как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах; воспитывает положите...