Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника
консультация
Начало XXI века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положено убирать в классе после проведения уроков, то есть: протирать пыль, поливать цветы, мыть доску, следить и ухаживать за живым уголком, собирать мусор. Мнения родителей и педагогов разделились на тех, кто «за» и тех, кто «против». Теперь на то, чтобы навести порядок в классе после уроков. Нет согласия – принуждать нельзя. А к чему придет это общество потребителей и любителей всего готового? Как гласит японская мудрость, если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachanova.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало XXI века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положено убирать в классе после проведения уроков, то есть: протирать пыль, поливать цветы, мыть доску, следить и ухаживать за живым уголком, собирать мусор. Мнения родителей и педагогов разделились на тех, кто «за» и тех, кто «против». Теперь на то, чтобы навести порядок в классе после уроков. Нет согласия – принуждать нельзя. А к чему придет это общество потребителей и любителей всего готового? Как гласит японская мудрость, если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню.
Так все же: стоит ли приучать детей нести ответственность за среду, в котором они проводят треть своего времени , а еще за себя, за собственные поступки и окружающих людей.
Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы. При этом очень важно для воспитания у ребёнка положительного отношения к труду сделать его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего активность в труде, который ребёнок выполняет по личному побуждению, самостоятельно, без контроля взрослого.
Я бы хотела поделиться своим личным опытом.
Наблюдая за первоклашками не первый раз, я обратила внимания, что многие из них не умеют готовиться к уроку, наводить порядок на рабочем месте, убирать материалы после работы. И самое главное не видят этого. Могут оставить разбросанными карандаши после рисования и уйти заниматься другими делами. Моя работа начинается с того, что призываю детей следить за чистотой на парте и в классе. Рассказываю им, что ребята постарше следят за классом, и мы будем им помогать: убирать на место учебные пособия, папки по технологии. И когда они станут постарше тоже будут следить за своим классом. Делать это очень тяжело, дети очень стараются, как чисто в классе везде порядок. Поэтому, когда ребята начинают выполнять посильную работу по классу, они выполняют ее с радостью.
Так получается, что ребята постарше помогают первоклашкам не только в классе, но и в повседней жизни: убирают высохшие рисунки, складывают альбомы. Во время поездки в театр, едем чаще двумя классами, они следят за малышами, помогают одеться, построиться, не потеряться.
В этом заключается преемственность в отдельно взятом классе: дети с первого класса пытаются следить за тем местом, где они проводят много времени. Ребята знают и видят, что их труд важен и нужен не только им, но и окружающим. Когда четвероклассники уходят в пятый класс, третиклассники становятся большими и начитают заботиться о классе, о первоклассниках. И от этого получают удовольствие. При этом формируется гармоничная нравственно-развитая личность: дети имеют возможность не столько брать от окружающих, а предлагать свою помощь тем, кому она нужна. Сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность за выполнение возложенных обязанностей. Все это для моих детей это не просто слова, а их жизнь в школьном коллективе.
Конечно всё это было невозможно без помощи родителей. Я благодарна всем своим родителям, которые были со мной и есть сейчас. Работа с ними тоже начинается с первого класса. Я рассказываю своих наблюдениях, о трудовых поручениях в классе, что можно предложить детям дома, предлагаю рекомендации. Разъясняю зачем этому нужно учить с первого класса, какие качества формируются у детей. Поэтому, когда я в третьем классе прошу разрешение на хоз.- бытовой труд, отказа я не встречаю. И сами родители показывают пример добровольной помощи, приходя на помощь по моей первой просьбе. Дети это видят и знают. И это еще один живой пример для них нравственного поведения.
Трудовое воспитание в школе подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель школы не только научить читать, писать и бегло разбираться в основных дисциплинах, но и выпустить из своих стен гармоничную личность, готовую к самостоятельной жизни, способную приносить пользу людям, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет.
Плановая, систематическая и целенаправленная работа обязательно окажет влияние на результат, тем самым у детей сформируются практические умения и навыки, выработаются положительные черты характера, такие как доброта, забота, трудолюбие, ответственность. У школьников будут развито нравственное отношение к предметам человеческих трудов.
В результате дети получат не просто четкие представления о трудовой деятельности как таковой, но и приобретут стойкие навыки и привычки, улучшат взаимоотношения в своем коллективе, существенно повысят свою самостоятельность, при этом заметно снизится агрессивность. Кроме того, дети школьного возраста научатся правильному поведению в коллективе, смогут довести любое начатое ими дело до конца, смогут помогать и поддерживать друг друга, а трудовые навыки и умения заметно повысятся.
Радость и смысл простых действий: трудовое воспитание в начальной школе
Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во многом зависит от способности ценить труд окружающих людей и свой собственный, умения радоваться успехам и не бояться любой работы, какой бы сложной она не казалась.
Сочетание этих качеств и есть трудолюбие, а чтобы его развить, нужна мотивация и поощрение. Если дети не уверены в своих силах и думают, что все у них получается плохо, то любая деятельность будет вызывать скуку и раздражение. Но искреннее восхищение и помощь там, где она действительно нужна, способны творить чудеса, пробуждая таланты и радость от простых ежедневных обязанностей. В воспитании творческого труда важно, чтобы школьник видел весь процесс от начала до конечного результата.
Цель, усилие, результат – трудовое воспитание в средней школе
Средняя школа – это мир подростков, которые живут не на другой планете и не в иллюзорной действительности, а потому цель трудового воспитания в средней школе стоит далеко не на последнем месте.
Задача педагогов на этом этапе – научить делать работу качественно. Ведь никому не нравится, когда приобретенная вещь разваливается на глазах, костюм сшит криво, а обед, который собирались съесть с аппетитом, непригоден в пищу. Имеют значение все моменты, от организации рабочего места до его уборки, бережное отношение к инструментам и материалам, соблюдение правил и техники безопасности. Но самое важное в трудовом воспитании – это привить мысль, что нужно пройти через некоторое усилие, проделать, иногда значительную, часть рутинной работы, чтобы получить действительно достойный результат.
. Перед нами стоит задача подготовить человека к возможной смене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Вывод: Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в общественно- полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности .
Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.
Дать понятие «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...
Театр - одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.Проблема сост...
Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска
Одной из особенностей нового стандарта является то, что образовательный стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...
Театр – одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
В своей работе мы не пытаемся копировать взрослый театр. Это невозможно, да и не нужно. Мы не готовим актеров. Это наша игра. Цель, которую я ставлю перед собой – в коллективной деятельности детей фор...
Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"
Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...
Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности младшего школьника.
Духовно -нравственное воспитание представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе....