Как на Тихом на Дону.
классный час (1 класс) на тему
Материал предназначен для использования на классном часе, уроке истории в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_donu._vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 28.45 КБ |
volshebnica_osen.docx | 317.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
«Как на Тихом на Дону…»
Цели занятия: формировать представления детей о жизни их предков –
донских казаков; познакомить с обычаями, традициями,
бытом донских казаков;
развивать опыт творческой деятельность у детей
( умение исполнять казачьи песни, читать
стихи, инсценировать отрывки из произведений );
воспитывать любовь к донскому краю, чувство гордости
за родимый край, стремление соблюдать обычаи
и традиции своего народа.
Оборудование: фонограмма песен: «Казачий Дон», «Солдатушки, браво ребятушки» , фрагмент песни «Любо, братцы любо», «Ой, при лужке».
Ход занятия:
Ученик читает стихотворение «У нас на солнечном Дону…» А.Гарнакерьян
У нас на солнечном Дону
По-своему прекрасна Осень.
Уже окрасило волну
В густую прозелень
И в просинь.
Плывут по глади лепестки
И листья вербы,
Ветром сбитые.
И стали белыми пески,
Волной за лето перемытые.
А выйдешь по утру на луг –
Роса со стебельков сочится.
Откуда-то поднявшись вдруг,
Взлетает над тобою птица.
Покинутые шалаши
Грустят на голых огородах.
Шумят тревожно камыши,
В рассветных отражаясь водах.
И жадно, и легко дыша,
Идешь, рожденья дня встречая.
Осенней свежестью душа
Опять наполнена до края.
Ведущий 1: Родина – ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции.
Ведущий 2: Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель: Федоp Дмитpиевич Крюков
«Родимый край… Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов… Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголку, из серебра узор чеканит в окошко месяц молодой…Укропом пахнет с огорода…Родимый край…Тебя люблю, родимый край… И тихих вод твоих осоку, и серебро песочных кос, плач чибиса в куге зеленой, песнь хороводов на горе, и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что… Родимый край…» «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».
Ведущий 1: Сегодня наша встреча посвящена нашей малой родине. Мы совершим путешествие в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Казачка: Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казак: Земля отцов – твоя земля!
Казак и казачка подносят каравай гостям. Звучит песня «Хлеб всему голова».
Ведущий 2: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые)
Ведущий 1: Верно, донские казаки – народ отважный, отчаянно смелый и непокорный. Со всех концов Руси бежали, скрываясь в безбрежных просторах, доведенные до отчаяния господами, боярами люди с неуютных земель Рязанщины, Псковщины, Киевщины… На тихой приветливой реке Дон селились те, кто пуще жизни ценил свободу.
Ведущий 2: Какая река нашего края главная? Найдите и покажите реку Дон на карте.
Ведущий 1: Ласково казаки называют ее Тихим Доном? Как вы думаете почему?
(За медленное течение народ назвал Дон Тихим. Скорость течения невелика – 0,5 м/с.)
Ведущий 2: А как еще называют Дон? (Вольный, Дон – батюшка)
Ведущий 1: А знаете, ли вы, что Дон раньше назывался Танаисом. Древние греки строили поселения на его берегах. Послушайте любопытную легенду о названии реки:
Когда–то эта река называлась Амазонской , потому что на её берегах жили амазонки. Однажды сын предводительницы амазонок, которого звали Танаис утонул в этой реке. С тех пор стала называться Танаисом. Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон», обозначающее «река» - постепенно вытеснило греческое «Танаис», - и теперь наша река зовется Доном.
Ведущий 2: На территории Ростовской области находится Археологический музей-заповедник «Танаис» – первый из археологических заповедников на территории России.
Ведущий 1: Жители Донского края любят свою реку, летом купаются в ней и просто отдыхают на ее берегах, любуются красотой Дона-Батюшки. Это очень хорошее место для отдыха и рыбной ловли. Своей любимой реке казаки посвятили много песен. Послушайте песню «Казачий Дон»
Звучит песня «Казачий Дон»
Ведущий 2: Правый берег Дона возвышенный, на нем люди строили и строят города, селения. Левый берег – пологий. Здесь хозяйничает природа: много зелени, цветов, камыша, птиц.
Ведущий 1: На берегах Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.
Ведущий 2: Если бы мы с вами перенеслись на 120 – 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. И нас обязательно встретили казак и казачка.
Казак: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.
Казачка: Гость, войди!
Традиций не наруши!
И всегда чайку попьем
Всем известно казаков радушие
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий 1: Ребята, обратите внимание казак и казачка встречают нас в традиционных казачьих костюмах.
Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота, штаны-шаровары и папаха – головной убор. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами.
Любимым нарядом казачек были юбка и кофта – кубелёк. Старинный облик женского казачьего костюма объединял в себе элементы русского и татарского костюма.
Ведущий 2: А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!
Казачка: Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?
Ведущий 2: Сопоставьте старинные слова с современными.
Вечерять – ужинать
Цибарка – ведро
Завеска – фартук
Курень – дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки – тапочки, туфли
Ошкарябать – поцарапать
Кочет – петух
Торбочка – сумка
Жменя – горсть
Ведущий 1: Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
Казачьи приметы:
Казак: В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет.
Казачка: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.
Ведущий 1: А вот какие поговорки были у казаков:
Казак: Казаком быть – не разиня рот ходить.
Казачка: Гриб хорош белый, а казак умелый.
Ведущий 1: А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем.
Ведущий 2: Мы с вами столько поговорок услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам. Пели казаки и выполняя любую работу, и идя в поход, и на свадьбе, очень любили казаки петь лирические песни, а также задорные плясовые.
КАЗАК ХОДИЛ НА ВОЙНУ
На вольном. На синем, на тихом Дону
Походная песня звучала.
Казак уходил на большую войну,
Невеста его провожала.
- Мне счастья, родная , в пути пожелай,
Вернусь ли домой – неизвестно,-
Казак говорил, говорил ей: - Прощай!
- Прощай! – отвечала невеста.
Над степью зажегся печальный рассвет,
Донская волна засверкала.
- Дарю я тебе на прощанье кисет,
Сама я его вышивала.
Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,
За русскую землю сражайся.
И помни про Дон, про невесту свою,
С победою к ним возвращайся.
Давайте и мы споем одну из походных песен.
Песня «Солдатушки, браво ребятушки»
Ведущий 2: Сюжеты казачьих песен и танцев подсказаны удивительной природой родного края и образом жизни. Казачьи песни и танцы неизменно сопровождаются различными музыкальными инструментами.
Посмотрите казачий танец на песню «Посею лебеду на берегу»
Ведущий 1: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Ведущий 2: Звучит фрагмент песни «Ой при лужку, при лужку…» в исполнении казачьего кубанского хора.
Ведущий 1: Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Обратите внимание вы видите знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова в окружении казаков.
Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.
Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо»
Ведущий 2: Поговорим о вооружении казаков. Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка- символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу.
Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка и шапка стариками, ушедшими со службы. Потеря шашки и шапки считалось большим позором.
А теперь мы предлагаем вам отгадать загадки, которые приготовили вам казак и казачка.
Казак: Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Шашка)
Казачка: Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)
Казак: Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)
Казачка: На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)
Казак: Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)
Казачка: Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)
Казак: Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)
Ведущий 1: Какими качествами должен обладать казак? ( сильным, смелым, ловким)
«КАЗАКИ». Александр Рыбьев
Сотня за сотней рассыпались в лаву,
Сталью блистают клинки…
Так добывали бессмертную славу
Предки мои – казаки.
Скачет на фланге веселый урядник,
Пика прижата к бедру…
И для него каждый бой словно праздник,
Шашки свистя на ветру…
С нами победа! Омыли копыта
Кони в кровавой росе…
Только печалью та радость повита,
К семьям вернутся не все…
Пусть над станицами и хуторами
Небо хранит синеву.
Да, земляки, я рожден между вами
И рядом с вами живу.
Ведущий 1: Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким. Все эти качества они воспитывали с детства. Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений.
Донские казачата
Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Дону – батюшке служить!
Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону – батюшке верны.
Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Казак: Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра
«Кто сегодня самый ловкий?»
ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ «НАКИНЬ ПОДКОВКУ» (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)
Казачка: Подходите ближе, пряхи,
Пряжу тките на рубахи.
Тот, кто нить длинней спрядёт,
Вот того подарок ждёт.
ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК «НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО»
Ведущий 1: Казаки любили ловить рыбу. Поиграем в игру «Поймай рыбку» и проверим кто же лучший рыбак.
ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ»
Ведущий 2: Для того, чтобы поймать рыбку надо ответить на вопросы викторины.
- С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)
-Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)
-Как называется холодное оружие, которым пользуется казак на службе? (Шашка)
-Как в древности называлась река Дон? (Танаис)
-Почему Дон называют Тихим?
-Как называется жилище казаков? (Курень)
-Что составляло основу мужского казачьего костюма? (рубаха, штаны – шаровары, папаха)
-Что составляло основу женского казачьего костюма? (кофта – кубелёк, юбка)
Ведущий 1: Молодцы, ребята, славно потрудились, много рыбы наловили!
Удалые казаки
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Ведущий 2: На этой торжественной ноте мы заканчиваем наше мероприятие. Я надеюсь, теперь вы стали ещё ближе кнашим предкам- донским казакам, к их обычаям, традициям, быту.
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
Листопадова Г.В.
2012 год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»
Внеклассное мероприятие
по теме
«Как на Тихом на Дону …»
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
Г. Семикаракорск
Листопадова Г.В
2012 год.
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по курсу «Доноведение».
Занятие по теме "Осень в родном крае".
Цели занятия:
Образовательные: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, выявить первичные знания по этому вопросу;
Развивающие: систематизировать знания детей об осени, осенних признаках, явлениях; активизировать словарь по темам «Осень», «Овощи»; развивать навыки сопоставления ранней и поздней осени по стихам русских поэтов; развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь;
Воспитательные: воспитывать у детей наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к русской поэзии, к родной природе, к музыке; воспитывать самоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование: презентация «Осень в родном крае», запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», запись песни «Осень», на слова: Л. Палий, Б. Будар , музыка Гладкова Г.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия. (Слайд №1)
Учитель: Ребята, сегодня мы проведем занятие не простое, а веселое и занимательное.
Называется наше занятие «Осень в родном крае».
- Скажите, в каком крае мы с вами живём?
Дети: Мы живее м на реке Дон, значит край наш называется донским.
2. Сопоставление ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.
Стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора». Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».
Учитель рассказывает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А.С. Пушкин)
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Учитель: А как вы догадались?
Дети: Пышное природы увяданье.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картины осени и скажите, какая бывает осень? (Слайд №2, №3, №4)
Дети: Осень бывает ранняя, золотая и поздняя.
Учитель: А в стихотворении А.С. Пушкина о какой осени говорится?
Дети: В стихотворении А.С. Пушкина говорится о золотой осени.
Учитель: Докажите.
Дети: В багрец и в золото одетые леса и т.д.
Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».
(Ученица рассказывает стихотворение). (Слайд №4)
Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы
Учитель: О какой осени говорится в стихотворении А.С. Пушкина?
Дети: О поздней осени.
Учитель: А почему о поздней осени?
Дети: роща сбросила последние листья, пруд замёрз, дует холодный ветер, уснули дубравы.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, сейчас какая стоит осень?
Дети: Сейчас стоит поздняя осень.
3. Беседа о признаках осени по картинам И. Шишкина «Осень в лесу» и «Утро в сосновом бору». (Слайд №5)
Учитель: Дети, посмотрите внимательно на картину, а теперь в окно. Назовите признаки осени.
Дети называют признаки осени, составляют небольшой рассказ по картинкам.
(Слайд №6)
Белочка натаскала шишек, насушила грибов. Этого корма хватит белочке на всю долгую, суровую зиму. Медведи наелись малины, меда и резвятся в последние тёплые деньки осени, им предстоит долгий сон, они будут спать в берлоге до самой весны. Зайцы поменяли шубку на более тёплую.
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо знаете признаки осени.
Ребята, посмотрите, что за девочка пришла к нам в гости? (Слайд №7)
4. Загадки Октябринки №1.
Учитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка. А зовут её Октябринка.
(Выставляется фигурка Октябринки).
Давайте скажем все вместе по слогам Ок-тяб-рин-ка! А как вы думаете, почему у нее такое интересное имя?
Дети: Её так назвали потому, что сейчас месяц октябрь стоит.
Учитель: А какие еще осенние месяцы вы знаете?
Дети называют осенние месяцы.
(Выставляются таблицы с названиями осенних месяцев.)
Учитель: Ребята, а в сентябре как назовете девочку?
Дети: Сентябринка.
Учитель: А в ноябре?
Дети: В ноябре мы назовем девочку Ноябринка.
Учитель: Октябринка принесла с собой много загадок, стихов, она и поможет провести сегодняшнее занятие. Скажите, пожалуйста, что в руках у Октябринки?
Дети: Октябринка держит в руках корзинку.
Учитель: А как вы думаете, что в корзинке у Октябринки?
Дети: Грибы.
Учитель: А вот и не угадали, Октябринка принесла в корзинке загадки. Но она загадает вам загадки только тогда, когда вы громко и правильно расскажете скороговорку.
Дети сначала медленно, а потом быстро рассказывают скороговорку:
Осень просекой прошла, свои краски разлила. (Слайд №8)
Учитель: Молодцы! Вот теперь Октябринка загадает вам свои загадки.
Загадки.
Приходи – её мы просим, в золотом наряде? (Осень)
Нынче, друг, не зевай, собирай? (Урожай)
Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
Стояли старички-красношапочники. (Подосиновики)
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Учитель Логопед: Ребята, вы отгадали все загадки. Октябринка вами очень довольна и дарит вам красивую песенку, которая называется «Осень».
5. Звучит песня «Осень»
Слова: Л. Палий, Б. Будар , музыка: Г. Гладкова.
Учитель: Ребята, какое чувство вызвала у вас эта песня?
Дети: Песня вызвала грустное, печальное чувство.
Учитель: А почему?
Дети: Потому что в сентябре, в октябре и в ноябре природа засыпает.
Учитель: Посмотрите внимательно на названия месяцев, громко прочитайте. Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, то что у нас получится?
Дети записывают на доске и читают слово «СОН».
6. Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».
Учитель: Октябринка предлагает вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.
Игра.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Учитель: Октябринка очень рада, что вы так хорошо знаете приметы осени.
7. Физминутка.
Учитель: А сейчас мы немного поиграем, а заодно и отдохнем.
Игра называется «Вершки и корешки».
Ребята, если овощ растет в земле, руки опускаем вниз, а если овощ растет на грядке – руки поднимаем вверх.
Учитель называет овощи, а дети соответственно поднимают и опускают руки: капуста, морковь, перец, картофель (Слайд №11) , тыква, свекла, огурец, горох (Слайд №12), лук, редис ,баклажан (Слайд №13).
8. Игра «Кто самый внимательный?»
Учитель: Что-то загрустила наша Октябринка. Давайте развеселим её и отгадаем зашифрованное в стихотворении слово.
Выставляется картинка с нарисованными у реки лягушатами. (Слайд №14)
Ученица читает стихотворение, а дети на слух определяют, какие слоги повторяются, называют их и записывают на доске.
Тучи давят на поля,
Будет воду пить земля.
Гладь реки. На берегу
Ветер вербы гнет в дугу.
Слева крыша шалаша.
Сложен он из камыша.
Словно красный сок граната
Над рекой лучи заката.
Кто под вербой на картинке?
Поищи посерединке.
Ответ: ля-гу-ша-та.
9. Пословицы об осени.
Учитель: Ребята, а кто из вас знает пословицы об осени?
Дети по очереди называют пословицы, объясняют их смысл.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Осенняя пора – птицы со двора.
Сентябрь – златоцвет.
Октябрь – листопадник.
Ноябрь – ворота в зиму.
10. Работа над приметами осени.
Учитель: А сейчас мы прочитаем приметы осени. (Слайд №16)
Стали дни короче и прохладнее.
Птицы улетают в тёплые края.
Деревья изменили окраску листьев, а некоторые уже сбросили их.
Некоторые животные готовятся к долгой зимней спячке.
11. Загадки Октябринки №2.
Учитель: Ребята, кто к нам пришел в гости в начале занятия?
Дети: Октябринка.
Учитель: Октябринка пришла с загадками и на прощание тоже дарит вам загадки. Загадки не простые, а все про осенние месяцы. (Слайд №17)
Загадки.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
12. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Закрепление знаний учащихся по теме занятия.
Учитель: О каком времени года мы сегодня говорили?
А почему осень называют волшебницей?
Дети отвечают, приводят примеры, вспоминают стихи, загадки.
Учитель: Ребята, кто считает, что занятие было вам полезно?
А что вы пожелаете себе и своим друзьям?
Учитель : Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.
Спасибо вам, ребята, вы все очень хорошо работали. Много грибов насушила белочка и дарит вам всем по грибочку. (Слайд №18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"
С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу....
Краски Тихого Дона
Интегрированный урок...
Презентация к уроку "Краски Тихого Дона"2 класс
Презентация к уроку курса "Доноведение" 2 класс по теме "Краски Тихого Дона. Времена года"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...
Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"
В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...
Презентация к уроку "Сказки Тихого Дона" П.В.Лебеденко
Презентация к уроку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко....
Авторская программа "Казаки Тихого Дона"
Воспитать достойного гражданина страны, патриота, человека уважающего старшее поколение, традиции, культуру своего народа невозможно только учением и поучением. Детям нужны достойные примеры пра...
Комментарии
Волшебница Осень.
Мероприятие для проведения занятий по курсу Доноведение.
Как на Тихом на дону.
Материал для класного часа.