Краски Тихого Дона
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Региональный компонент
в курсе «Окружающий мир»
для начальной школы.
Курс «Доноведение»
2 класс
Тема урока: Краски Тихого Дона
интегрированный урок
(окружающий мир – литературное чтение – ИЗО – музыка)
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 ст, Ольгинской
Аксайского района, Ростовской области
Зыбина Елена Александровна
Задачи урока:
Формирование образного представления о своем крае; развитие чувственного мира ребенка посредством литературы, изобразительного искусства и музыки
Оборудование: фонограммы песен «Рассвет- чародей», «Что нам нравится зимой» музыка Е.Темичевой; фрагментов из пьес «Подснежник», «Белые ночи», «Осенняя песня», П.И. Чайковского из альбома «Времена года»;
таблица « Основные цвета»
Ход урока:
- Организационный момент.
Привет тебе, мой край родной!
С твоими жёлтыми степями,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
- Актуализация знаний.
На фоне мелодии песни «Рассвет- чародей»
Учитель:
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом
Звонкой, мирной тишиной.
Посмотри, как он хорош,
Дом, в котором ты живешь!
Край, который с детства дорог.
Родиной зовется.
Посмотри, как он хорош,
Край , в котором ты живешь!
Наш край. Край Тихого Дона, прекрасен в любое время года. И в этом мы убедимся на нашем уроке.
- Отгадайте загадку: кто в году четыре раза переодевается?
- Правильно, это Земля. А почему она переодевается 4 раза? ( в каждое время года – разный наряд). А какие наряды любит наш Донской край? Какие цвета и краски присущи каждому времени года? Сегодня мы постараемся изобразить эти волшебные наряды.
- Изучение нового материала
- Послушайте сказку:
Жила была Земля. И было у неё 4 дочки. Эти дочки очень любили рисовать, каждая своими красками.
Только появились на деревьях почки,
Новенькое платье сшила мать для дочки,
С яркими цветами и голубизною,
Маленькую доцку назвала Весною.
Звучит фрагмент из пьесы « Подснежник» П.И. Чайковского из альбома « Времена года».
( Можно использовать слайды « Времена года»)
На доске таблица « Основные цвета»
- Как вы думаете, какие цвета и краски любит весна? Какие бв краски для этого времени года выбрали вы?
- Самые приметные цвета весной – ярко- голубой и зеленый. Весна врывается в наш край голубами потоками талых вод. Вспыхивает изумрудной зеленью трав. Загорается зелеными огоньками распускающихся листочков на деревьях. Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят весенний снег и лужи, зеленые листья и травы, перья птиц и глянцевые лепестки цветков.
Задание 1 . Подберите характерные цвета весны. ( Работа с цветными карандашами) ( Смотри приложение)
Дочь свою вторую Земля назвала Летом,
Мать дала ей много солнечного света.
Звучит фрагмент из пьесы «Белые ночи» П.И. Чайковского
- Жаркая, солнечная с длинными днями ,пришла пора лета. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета солнечные. Яркие. Лето – время растений и насекомых различной формы, расцветок, характеров, в огромных количествах заполняют они все вокруг. Под лучами солнца лужайки, поляны, газоны сияют золотисто-желтым цветом. На этом желто-зеленом фоне распускаются луговыми самоцветами голубой цикорий, желтая пижма, белый донник, ярко- розовый мышиный горошек. А ранним утром покрываются все травы голубой росой.
Задание 1 . Подберите характерные цвета лета. ( Работа с цветными карандашами) ( Смотри приложение)
Спелыми плодами любовалась мать.
Осень – третью дочку стала называть.
Звучит фрагмент из пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из альбома « Времена года».
- Жёлтый цвет – символ осени. С желтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов и парков дал ей название «золотая».
Кроме желтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. Редко – редко где поставит осень голубое или зеленое пятнышко. Природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.
В начале осени рисунок желтых деревьев, с крапинками малиновых листьев, четкий. Резко обрисована каждая веточка на фоне светло-серого неба. На небе большим малиновым кругом горит солнце.
К середине осени краски в сыром тумане расплылись, очертания предметов стали размытыми. Серая краска потемнела, растеклась и попала в желтую и малиновую. Солнце пропало. Все небо затянуло серыми облаками.
К концу осени краски смешались, стали грязными. Тёмно- серое небо тучами нависло над коричневой землей и голыми, черно- коричневыми деревьями.
Задание 1 . Подберите характерные цвета осени. ( Работа с цветными карандашами) ( Смотри приложение)
Снегом украшая степи и леса,
Имя старшей дочке мать дала – Зима.
Звучит фрагмент из песни «Что нам нравится зимой» музыка Е.Темичевой
- Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья. Белеют заснеженные улицы, водоемы сверкают зеркальным блестящим льдом.
На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Цветными, желтыми. Зелеными, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце.
А морозные узоры на окнах: то голубые – в пасмурную погоду, то желтые на солнце, то розовые и лиловые – на закате.
Задание 1 . А теперь выберите краски для зимнего наряда природы ( Работа с цветными карандашами) ( Смотри приложение)
4. Физминутка
Дождь.
Приплыли тучи дождевые,
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой
Пьет, пьет, пьет,
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
В какое время года это можно наблюдать?
5. Самостоятельная работа учащихся
- Итак, мы узнали с вами какими красками пользуется природа, чтобы украсить наш родной край в разное время года.
А сейчас я предлагаю вам самим стать художниками и раскрасить предложенный пейзаж. Выберите краски того времени года, которое вам больше всего нравится.
( смотри приложение)
6. Итог работы. Обмен впечатлениями.
Выставка работ.
- И напоследок я хотела бы прочитать вам отрывок из стихотворения
К. Симонова «Родина»
…Ты вспомнишь родину такую,
Какой ты её в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском.
Реченку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится, чтоб видеть
В ней приметы всей земли.
Приложение
Краски Тихого Дона.
- Подбери характерные краски весны, лета осени и зимы. Работай цветными карандашами.
Весна Лето Осень Зима
Прекрасна Земля
И весной, и зимой,
Осенней порою и летом,
Где плещется Дон величавой волной,
Где бездна волшебного света!
( Александр Калашников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"
С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу....
Как на Тихом на Дону.
Материал предназначен для использования на классном часе, уроке истории в начальной школе....
Презентация к уроку "Краски Тихого Дона"2 класс
Презентация к уроку курса "Доноведение" 2 класс по теме "Краски Тихого Дона. Времена года"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...
Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"
В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...
Презентация к уроку "Сказки Тихого Дона" П.В.Лебеденко
Презентация к уроку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко....
Авторская программа "Казаки Тихого Дона"
Воспитать достойного гражданина страны, патриота, человека уважающего старшее поколение, традиции, культуру своего народа невозможно только учением и поучением. Детям нужны достойные примеры пра...