Не шути с огнём
методическая разработка по теме
Разработка внеклассного мероприятия по противопожарной безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_shuti_s_ognem.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Не шути с огнем.
Цели:
1. Довести до сознания детей, невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем.
2. Познакомить с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их.
- Учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.
Ход мероприятия:
Ученик: Служба эта и опасна, и трудна.
В городах и селах очень нам нужна.
Если где-то полыхнёт беда огнём,
Жаром нестерпимым,
Эту службу мы на помощь позовем.
Темной ночью, в ясный день и утром рано
Несет службу пожарная охрана.
Учитель: О трудной работе российских пожарных, о правилах пользования огнём
познакомимся на сегодняшнем мероприятии. Тема мероприятия «Не шути с огнём!» Слайд 1.
Вы, вероятно, не раз видели, как по селу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно вы всё это слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не менее количество пожаров возрастает.
За 2012 год в Ямало-Ненецком автономном округе произошло 728 пожаров, при которых погибло 34 человека, получили травмы 95 человек. При тушении пожаров спасено 308 человек. Сумма причинённого ущерба составляет более 314 млн. рублей. Слайд 2.
Только в Ямальском районе количество пожаров и ущербов составляет 730422 рубля Слайд 3.
- Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей. Что нужно делать, если пожар всё же возник?
Для начала проведем разминку в виде игры «Это-я, это-я, это-все мои друзья». Ребята будут задавать вопросы, если согласны, отвечайте хором: «Это- я, это-я, это- все мои друзья», если не согласны, молчите.
Ученик: Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
Ученик: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор!
Ученик: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем не даром
Завершается пожаром?
Ученик: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел.
Ученик: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Учитель: Огонь – друг. Он согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл. Огонь – враг. Он уничтожает все живое и неживое.
Ученик: Злой огонь- огонь пожара,
Злой огонь- огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Учитель: И сегодня огонь хоть в праздники, хоть в будни согревает и кормит нас.
Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.
Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?
Слайд 3.
Пожар - неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются также другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины их возникновения.
Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар-
Звал пожарных в бой (с пожаром).
Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет…(злой пожар)
Раз, два, три, четыре
У кого пожар в…(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил…(утюг)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над…(газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички…(зажигал)
Побежал пожар во двор
Это кто там жег…(костер)
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег… (траву)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые… (предметы)
Помни каждый гражданин
Этот номер… (01)
Дым увидел - не зевай
И пожарных… (вызывай)
Учитель: Почему возникает пожар?
Причин возникновения пожара множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.
Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по- настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.
Просмотр фильма «Ложный вызов».
Учитель: Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.
Дети: Это хулиганство.
Учитель: Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите авторов и название.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К.И.Чуковский «Путаница»).
Учитель: Может ли море гореть?
Сейчас есть случаи, когда в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее не само море, а пленка из этих веществ. А почему море загорелось в «Путанице»? (игра со спичками лисичек привела к пожару).
Учитель:
И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим! Горим!»
С тресканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. (С.Маршак «Кошкин дом»)
Учитель: Почему возник пожар?
(была оставлена без присмотра печь)
Учитель:
Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом! (С.Михалков «Дядя Степа)
Учитель: Кому помог дядя Степа?
(он выпустил голубей)
Учитель: Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке? (наверное, дети играли с огнем на чердаке)
Учитель: Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять.
- Не устраивай игр со спичками
- Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра
- Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
- Не суши белье над газом,
Все сгорит единым разом
- Все горючие вещества и легковоспламеняющиеся жидкости не храни вблизи от огня и нагревательных приборов
- Не кури! Курильщик-это поджигатель
- Не оставляй без присмотра печь
- Не украшай ёлку свечами, не зажигай вблизи ёлки бенгальские огни
- Выходя из квартиры убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрыл печь, выключил газ, электроприборы)
Учитель: Как же надо поступить, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками? (надо их остановить).
Учитель: Вам на Новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать? (на открытой местности, вдали от строений)
Учитель: Проведем викторину «Самый эрудированный»
- По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре?
- Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (нельзя, через разбитые окна поступит воздух, источник огня)
- Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?
- В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в сторону улицы, чтобы не создавать давку при большом скоплении людей)
- Как потушить горящую на человеке одежду? (остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя)
- Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (нельзя, вода – проводник тока)
- Где и как можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в доме есть дым держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть помещение)
- Можно ли тушить пожар огнем? (Можно встречным огнем тушат лесные пожары)
- Объясните значение слов пожарный и пожарник. (пожарный – тот, кто тушит, пожарник – погорелец)
Учитель: Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас - на эти вопросы мы ответим после того, как послушаем отрывок из «Лесной газеты» В.Бианки:
Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто-то в лесу бросит непотушенную спичку, или плохо затушит костер.
Тонкой змейкой побежал огонь… Не теряй не секунды. Это беглый пожар - ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы,- не давай ему расти… И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата, или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей. Если огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево, это- верховой пожар.
Учитель: Отчего случаются лесные пожары? Какими способами можно тушить такие пожары? (ветками, с помощью лопаты)
Учитель: Перечисленные вами средства пожаротушения: пучок листьев, земля, дерн - это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.
Есть табельные средства пожаротушения: топор, багор, ведро, огнетушитель.
Самое эффективное средство - это… пожарная машина.
Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти нам на помощь? (это пожарные).
Просмотр фильмов «Машина», «Огнетушители».
Учитель: Какими качествами должен обладать пожарный? (способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью.)
Учитель: Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.
А как же нам узнать, где находится огнетушитель, где нельзя зажигать спички, с какими материалами надо обращаться осторожно?
Для этого существуют знаки пожарной безопасности. (знаки на доске)
Учитель: Как называется эта группа знаков? (запрещающие)
Какие действия запрещены? (пользоваться открытым огнем, вход запрещен, курить запрещено).
Как называется вторая группа знаков? (предупреждающие)
О чем они предупреждают? (Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества. Осторожно! Опасность взрыва. Осторожно! Электрическое напряжение.)
Как называется эта группа знаков? (предписывающие)
Они разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда: Работать в защитных очках. Проход держать свободным. Выход.
И четвертая группа знаков, знаки указательные. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких? (огнетушителя, пункт извещения о пожаре).
Учитель: Выполняя эти и другие правила пожарной безопасности, вы оградите себя и других от пожара.
Но, если, человек получил ожоги, какую первую помощь можно ему оказать?
- Облить обожженные места большим количеством воды, охладить.
- Снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь, так как эти места начнут отекать
- Снять сгоревшие и дымящиеся части одежды, если они не прилипли к пораженным участкам тела
- Защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом
- Вызвать «Скорую помощь» по телефону 03
В чем будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда?
Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.
Учитель: Что не нужно делать при возникновении пожара?
- Паниковать, в одиночку бороться с пламенем
- Прыгать из окна
- Прятаться
Что нужно делать? (сохранять хладнокровие, вызвать пожарных, принять меры для спасения жизни)
По какому телефону вызывают пожарную охрану?
Ученик: Отряд пожарных большой
Готов он встретиться с бедой
Девиз их главный выручать
Спасать, хранить и защищать
Всех нас, кто верит в них всегда.
Ученик: Когда войдет в наш дом беда
Отряд пожарных нам поможет
В огне спасти от смерти может,
И днем, И в ночь,
И утром рано в пути
Пожарная охрана
Учитель: Попробуем выявить самых быстрых, сильных, умелых через игру «Рекорды Гиннеса».
Самый быстрый. Участнику даётся пожарный рукав, его необходимо раскатать и скатать. Кто правильно раскатает и скатает рукав, тот становится победителем.
Самый меткий. От линии на расстоянии 10 шагов ставят ведро. Участнику выдаются теннисные мячи, которые надо бросить в ведро. Победит тот, кто забросит наибольшее количество мячей в ведро.
Самый зоркий. Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на части и в конверте выдаются участникам. Нужно собрать их на скорость.
Самый смышленый. Участнику выдается конверт со словами песок, одеяло, вода, огнетушитель. Дается задание: « Вы увидели тлеющие угли. У вас в конверте названия средств тушения. Чем можно потушить угли?»
Инсценирование сказки «Кошкин дом»
Заключение.
Учитель:
Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. Одна маленькая спичка может обернуться большой бедой!
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.
Постарайтесь, чтобы огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.
Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Огонь – твой друг. Но, осторожно! Шутишь с огнём – беда возможна».
Целью данного занятия была пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; знакомство с причинами возникновения пожаров; систематизация знаний учащихся о причинах и последствиях пожара; актив...
Презентация "Не шути с огнём!"
С помощью загадок, стихов дети узнают о пользе и вреде огня. Знакомятся с правилами поведения при пожаре в доме. При помощи игр закрепляют данный материал, делают соответствующие выводы....
Не шути с огнём - сценарий праздника
Сценарий праздника "Не шути с огнём" (начальное звено)...
Не шути с огнём!
Разработка классного часа содержит материал о правилах пожарной безопасности...
Классный час "Не шутите с огнём"
Огонь - наш друг! Огонь - наш враг! Убедительные фото с мест пожаров. Детские стихи по правилам обращения с огнём....
Не шути с огнём
Разработка занятия кружка "Отряд юных пожарных".В занимательной форме на деятельностной основе знакомит уч-ся с правилами противопожарной безопасности....
Классный час "Огонь-твой друг.Но, осторожно! Шутишь с огнём - беда возможна"
Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни. Рекомендую для 2-4 классов....