К.А, Москаленко. Ученый, человек, педагог.
классный час (4 класс) на тему

Немтинова Юлия Владимировна

Целями этого внеклассного занятия являются:

-знакомство с жизнья и творчеством К.А.Москаленко;

-воспитание гордости за свою школу, уважение к профессии учителя;

- развитие умения выразительно читать;

- развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskalenko-chelovek-robokop.docx880.48 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

  1. Познакомить ребят с жизнью и творчеством К.А.Москаленко.
  2. Воспитывать в детях гордость за свою школу, уважение к профессии учителя.
  3. Продолжить работу по развитию умения выразительного чтения, умения давать
    связанные и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Оборудование:

Классный час проводится в уголке-музее, посвященном К. А.Москаленко.
Дети сидят полукругом перед экспозицией. Комната украшена живыми цветами.

Звучит песня «Не когда стареть учителям»
Дети читают стихотворение:

Если 6 не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,
Если б не было б учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались не открытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому - то уважают
Люди своего учителя.

Учитель:

-Эти слова, посвященные нелегкому учительскому труду, открыли наш классный час, на
котором мы поговорим с вами о нашей школе, а вернее, о человеке, имя которого она
носит,

  1. Кто знает, чье имя носит наша школа. (Имя К.А.Москаленко)
  2. А кто же это такой? (Учитель, ученый, педагог.)
  3. Правильно, ребята. Этот год вдвойне юбилейный для нашей школы. Во-первых, в
    феврале мы отметим девяностолетие третьей школы. А во-вторых, в сентябре 2007 года
    мы вспоминаем и отмечаем юбилей Константина Александровича Москаленко.

(Дети читают стихотворение:)

В стороне от нас, как на ладони,
Дом стоял за липовой каймой.
В этом уцелевшем старом доме
Жил учитель- самый первый мой.

Мой учитель - строгий да веселый
Человек, художник, эрудит.
Божеством начальной нашей школы
Oн поныне в душу мне глядит.

Подтверждая чин такого рода,


Он возился с нами не спроста.

Он высокой фразой: «Храм природы»,-

Называл окрестные места.

Чтоб не безучастными глазами

Созерцать природу мне и вам,

А как будто в специальном зале

Приобщаться к ней по временам.

Трогать краски, отвечать на звуки,

По-людски смотреть в ее глаза.

-Кто за это? Поднимите руки.

Мы согласно поднимаем «ЗА».

Все что хочешь, было в этом храме:
Небо, Солнце, Мать-река,
Берега с высокими вихрами
И высотный шум березняка.

И мычанье стад у водопоя,
И плоты с прирученным огнем,
И раздолье вспаханного поля,
И рассказ учителя о нем.

Учитель:

- Итак, Константин Александрович Москаленко родился 3 июня 1917 года.

Свою педагогическую деятельность он начал сельским учителем в деревне Евстратовка
Россошанского района Воронежской области. Туда он был направлен на работу после окон-
чания Учительских курсов при Воронежском пединституте в 1938 году.
Класс он получил большой (более 40 учащихся), в котором были и переростки, и очень
слабые ученики. На работу Константин Александрович поехал с большой охотой и уже
заранее любил своих питомцев. Много лет спустя он вспоминал их по именам и фамилиям.

Уже тогда, в далеком 1938 году, у Константина Александровича возникли мысли о том:
«Как выровнять класс? Как подтянуть "слабых"? Как научить всех учеников грамотному
письму?» Обычным опросом у доски двух-трех человек за урок мало чего достигнешь.
Вопросы обучения и выявления знаний на уроке, активизации учебного процесса стали
перед ним в полный рост.

Проработал в селе Константин Александрович недолго. Началась Великая
Отечественная война. Еще в детские годы Константин Александрович потерял зрение на
правый глаз и был освобожден от службы в армии.

Некоторое время он работает в Россоши директором школы. Вспоминая то трудное
время, он отмечал, что школа работала фактически без домашних заданий, все делалось на
уроке,

Фронт приближался, и в 1942 году Константин Александрович добровольцем уходит на
фронт. После окончания войны он был участником парада Победы на Красной площади в
Москве 24 июня 1945 года.

После демобилизации он приехал в Ульяновск, где закончил пединститут. Потом он
работал учителем, инспектором управления образованием, директором школы.

В 1950 году уезжает в Воронеж и поступает в аспирантуру при пединституте. У него
уже была тема диссертации «Оценка знаний учащихся при закреплении нового
материала и ее психологическое значение», в актуальности которой он не сомневался. Но эту тему диссертации почти 3 года не утверждали, и только после перевода в Москву в
аспирантуру при Научно-исследовательском институте Академии педагогических наук
РСФСР диссертация была успешно защищена

В 1954 году он приехал в Липецк и стал работать заведующим кафедрой педагогики в
пединституте. Кажется, все трудности позади, но Константин Александрович не стремился
стать кабинетным ученым. Он любил школу, не переставал работать над проблемами
урока, хотел сделать процесс обучения доступным и интересным для детей. В октябре
1954 года состоялось выездное заседание кафедры педагогики в сш №1 г. Липецка.
Разговор шел об уроке. Константин Александрович предлагает новую структуру урока и
новые методы обучения. Учителя слушают его внимательно. Константин Александрович
посещает многие школы Липецка и области. Липецкое учительство заинтересовалось
новым подходом к уроку.

В 1959 году в журнале "Народное образование" он публикует статью "Как должен
строиться урок?". Статья положила начало дискуссии среди учительства страны.
К.А.Москаленко получает много писем с вопросами, С просьбами приехать в Липецк. Всем
хотелось увидеть новое на уроках липецких учителей. И действительно, со всех сторон
страны поехали учителя в Липецк.

Что же нового хотел внести в урок К.А.Москаленко? Он говорил, что обучение должно
в основном проходить на уроке. Нельзя перекладывать этот процесс на домашние задания.
Сорок пять минут урока надо использовать полностью, не допускать утечки времени на
уроке. Чтобы не было утомления учащихся, надо один вид деятельности сменять другим,
добиваясь большой активности учеников. На уроке должно быть творчество детей. Надо
постепенно подводить их к самостоятельной творческой работе. В конце урока важно
выставлять поурочный балл, учитывать, как работал ученик на протяжении всего урока, не
допуская поверхностной оценки этой работы. Очень нужна доброжелательная, спокойная
обстановка, чтобы ученики работали свободно и легко.

Константин Александрович предложил проводить на каждом уроке русского языка
комментированное письмо. Это очень эффективный вид работы. Он включает в себя и пре-
дупреждение ошибок, и работу над ними, и элементы опережающего обучения, и
лаконичность и четкость речи. Применение комментированного письма экономит учебное
время на уроке, так как на записанном тексте можно выполнить многие виды работ, вплоть
до объяснения нового материала. При комментированном письме ошибки учащихся
предупреждаются и исправляются до их появления в тетради

В Липецк после публикации статей КАМоскаленко «Как должен строиться урок?» и
«Ответ товарищам» стали приезжать гости - энергичные и опытные педагоги. Всем
хотелось видеть новое на уроке. Иногда на занятиях присутствовало по 20-30 человек.
После урока собирали тетради, смотрели их, подсчитывали ошибки, интересовались
объемом и видами предыдущих работ, беседовали с детьми. Приглашали приехать в свои
школы и поделиться опытом.

Учение стало доступным и интересным для любого ученика, включая и слабых. Отдавая
свое сердце школе, Константин Александрович радовался успехам в деле обучения и
воспитания детей. Он начал в школах г. Липецка проводить эксперимент «Школьная
пятидневка с резервным днем». Два выходных дня, какая это радость для детей!
Обучение по пятидневке успешно проводилось в экспериментальных классах
(СШ № 3, 9,19,49.).

Жизнь Константина Александровича не была простой. Многие не соглашались с его
идеями, критиковали их. Но огромное количество учителей всей страны согласились и активно применяли его идеи. Он работал в педагогическом институте, учил будущих
учителей, писал книгу о комментированном письме и структурном усвоении грамматики.
Однако завершить работу не удалось. Он ушел из жизни 30 сентября 1984 года.

Всю свою жизнь К. А.Москаленко отдал идее, все его помыслы были о детях, их
учебе, о прекрасных, интересных и доступных уроках.
Учитель:

-Ребята, что вам запомнилось из жизни К. А. Москаленко?
-Что вас удивило? Что расстроило?

-Какие вопросы вам бы хотелось сейчас задать, рассматривая фотографии из жизни
К.А.Москаленко?

  1. Как он хотел изменить урок? ( Сделать его интересным, наполнить творчеством,
    привлечь даже самых слабых ребят.)
  2. Кто запомнил или догадался, какие приемы работы КАМоскаленко присутствуют на
    каждом уроке? (Например, комментированное письмо.)
  3. А почему наша школа носит имя К.А.Москаленко? (Потому что наша школа принимала
    участие в эксперименте, которым руководил КАМоскаленко.)

Простой и мудрый, как и все великие.
Нам помнится прищур его лукавых глаз
Простые истины он сделал вдруг законами.
Таким и остается Москаленко в памяти у нас.

Любил он русское всё и простое,

Таким был сам,
И это видеть он хотел во всем.
И песню, что назвали « Поле Русское»,
Которую любил он,
И которая как будто бы о нем,
Мы в память об учителе споем.
(Дети исполняют песню « Русское поле»)
Учитель:

  1. Ребята, мы сегодня поговорили о жизни, о работе замечательного учителя. Всю свою
    жизнь он отдал людям. Когда вы придете сегодня домой, расскажите взрослым о том, что
    узнали. А кто-то из вас , возможно, напишет сочинение-рассуждение «Как бы я изменил
    современный урок.». А на следующей встрече поделится своими мыслями по этой теме.ё

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Православное учение о человеке: душа"

Конспект урока для учащихся 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию интереса к православной культуре, нап...

Православное учение о человеке

презентация к уроку ОРКСЭ...

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

Православное учение о человеке.

Конспект  урока содержит материалы объясняющие основные понятия человеческой души с точки зрения православия....

Презентация к уроку "Православное учение о человеке"

В презентации дается христианское понимание взаимоотношения души и тела человека; что образ и подобие Божие в человеке заключает в себе бессмертную душу, способность любить и жертвовать собою ради дру...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....