Открытое занятие"День Медведя"
материал (4 класс) по теме
ГБОУ СОСП «СОЛНЫШКО» ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ДЕНЬ МЕДВЕДЯ.
Цели: вызвать у детей чувство уважения к русской культуре. Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю. Развивать творческие способности.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем отмечать необычный день, необычный праздник. Но сначала давайте послушаем музыку ( звучит мелодия в исполнении учителя музыки).Давайте подумаем, с каким животным можно сравнить мелодию?(ответы детей)Действительно, музыка рисует тяжелую походку этого всем нам хорошо знакомого по сказкам и мультфильмам животного. Медведь - исконно русский и любимый в природе зверь. Недаром, про него и сказок написано много, и величают его: то Медведюшкой, то Потапычем ,то Михал Иванычем, то косолапым сладкоежкой, но всегда с уважением. Недаром этот хозяин леса стал символом Олимпийских игр ,которые проходили в Москве в 1980 году.
Вы подготовили загадки о медведе, очень бы хотелось послушать вас.(выступление детей.)
1) Летом он в лесу гуляет,
Жир он копит, набирает.
Зимой в берлоге отдыхает
И до весны там отдыхает.
2) Бродит по лесным дорогам,
Пчел пугает и шалит.
Строит осенью берлогу,
А зимой там крепко спит.
3) Дед в шубу одет.
Наружу мех, пугает всех.
4) Любит он коренья, мед,
Бурый он и косолапый,
Он в лесу густом живет,
Спит когда, сосет он лапу.
5) Разоспался барин бурый.
А весной проснулся хмурый.
Недоволен, засопел,
Досмотреть сон не успел.
6) Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
7) В малине понимает толк.
Хозяин леса бурый…(медведь)
8) Зверь забавный, сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного,
И устрой ему берлогу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот, оказывается, как русский народ любит этого хозяина леса, барина лесного - и сказок о нем написано множество, и загадок сложено не меньше.
В русских сказках герои-животные наделены определенными чертами характера: Заяц - трусливый, лиса - хитрая, волк - злой, глупый. А медведь? Какой он? (ответы детей.) Действительно, в большинстве сказок медведь - добродушный хозяин леса, справедливый судья, к которому обращаются другие звери. Даже зовут его с уважением по имени отчеству.
Посмотрите на изображение медведя, (демонстрация иллюстраций.) Бурый медведь-это самый крупный зверь, который обитает в наших лесах. А еще он большой лакомка. Летом и осенью любит лакомиться малиной, черникой, брусникой. Медведь - отличный рыболов, он сам ловит рыбу, очень любит мед , но такое угощение ему нечасто перепадает. К зиме медведь старается накопить как можно больше жира в собственном теле. А на зиму он устраивает для себя специальный дом-берлогу , скрытую под снегом в глуши леса, среди бурелома, под защитой толстых елей.
25 декабря - не совсем обычный день. Его называют »день зимнего солнцеворота.» По народным приметам, в этот день солнце поворачивает на лето ,а зима на мороз, медведь в своей берлоге поворачивается на другой бок ,а зиму поворачивает на лето. Вот почему люди с давних времен так ждут этого дня: с него начинает прибавляться день.
Выступление детей:
Солнышко: А знаете ли вы, кто я?
Дети: Солнышко.
Солнышко: Правильно. Я сегодня яркое и красивое благодаря медведю!
Ведущая: Благодаря медведю? Как это так?
Солнышко: Как же вы удивились? Просто сегодня, по народным приметам, медведь перевернулся на другой бок и тем самым скомандовал мне поворачивать на лето, на тепло.
Ведущая: Да, в народе существует поговорка, что с солнцеворота день прибудет хоть на воробьиный скок. И в этот день, когда медведь в берлоге поворачивается на другой бок, на Руси с давних времен существовал такой обычай: В деревнях люди в садах встряхивали яблоневые деревья и заговаривали их особым заклинанием: »Медведь , медведюшко, подними деревья вверх» или пели особенную песенку - закличку.
«Солнышко - ведрышко! Поверни на лето,
Солнышко-ведрышко мы тепло одеты,
Злись, зима-старуха, мишка усмехнулся,
И пушистым брюхом к лету повернулся».
В конце декабря на Руси всегда начинались дни веселья, посвященные скорой встрече Нового года. И в эти дни было принято, что по деревням ходили наряженные люди и вместе с собой водили одетых в костюмы медведя и журавля.
Ведущая: Как пришли к нам Святки - запевай колядки!
Солнышко: Из лесу пришел медведь, хочет танцевать и петь!
Медведь: Два притопа, три прихлопа,
Выходите поглядеть:
Две лохматые ноги,
На них красны сапоги.
Два лохматых уха и большое брюхо!
Мне в берлоге жарко, хочется подарков!
Громко страшно зарычу,
Коль ничто не получу!
Ведущая: Ой,Медведюшко, не злись, дадим мы тебе подарков. Это русская традиция.
(Медведь под музыку обходит гостей, которые опускают ему гостинцы в мешок.)
Медведь: Я гостинцы здесь нашел, а теперь я спать пошел.
Здесь конфета, здесь картошка,
Меду сладкого немножко,
А баранья мне нога
Очень сильно дорога.
(Вбегает журавль, который наступает на медведя.)
Журавль: Журавель, я журавель
Как на святки подоспел.
Отниму- ка я мешок,
А в мешке лежит пирог.
Сласти и конфеты,
Творог и котлеты.
Отдавай, медведь, мешок!
Заберу я твой пирог!
Солнышко: Хватит на двоих сластей,
Нам не надобно страстей.
Помиритесь, не деритесь,
Не пугайте вы гостей!
Воспитатель: А вот герой этой сценки журавль тоже является любимым героем многих сказок, гуляний, святочных гаданий и плясовых. Я приглашаю вас на веселую плясовую о журавле.
(Дети исполняют плясовую.)
1 куплет.
Повадился журавель, журавель
на зеленую конопель, конопель.
Припев: Такой, такой журавель,
Такой, такой длинноносый,
Такой, такой длинноногий,
Такой, такой выступает,
Конопельку поедает.
2куплет.
Уж я его изловлю, изловлю,
Сетью крылья обовью, обовью.
Припев.
3куплет.
Чтоб он больше не летал, не летал
Конопельку не клевал, не клевал.
Припев.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с нашим русским медведем, героем сказок, загадок, святочных гаданий и его приятелем журавлем. Интересно, а есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света.
Панда – очковый медведь. Живет в Китае, его еще называют бамбуковым медведем, потому что он поедает стебли бамбука.
Коала-маленький медведь, его размер около 50 см, как у игрушечного. Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается его листьями. Его имя переводится как «не пьет». Он и в самом деле никогда не пьет ,потому что листья эвкалипта настолько сочные, что он не нуждается в воде.
А вот Гималайский медведь. Он очень похож на нашего бурого медведя. Еще его называют «Мамафа» или белогрудый медведь, потому что на груди у него белый треугольник, похожий на детский фартук. Этот мишка - один из самых больших в мире. Обитает на юге Дальнего востока, в горах Гималаях. Как и его бурый родственник , он очень хорошо лазает по деревьям, только на зимнюю спячку устраивается не в берлоге, а в дупле дерева.
У русских ребят есть любимая игра, герой которой – медведь. Называется она «У медведя во бору» . Давайте поиграем.
(Игра «У медведя во бору»).
Воспитатель: Мы познакомились со многими медведями, которые обитают в разных частях света. Но , пожалуй, самые необычные это те, у которых шуба не бурая, а белая. А где обитают белые медведи? (ответы детей.)
Воспитатель: Давайте попробуем проинсценировать шуточную песню »Почему медведь зимой не спит». (Сл. Коваленковой, муз. Книппера).
(Инсценировка песни.)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, героем которого был медведь. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о русском буром медведе и о других медведях, обитающих на нашей планете. Вы познакомились с русскими традициями, узнали, что день 25 декабря издавна на Руси называют «Днем Медведя» и, надеюсь, теперь знаете почему? И в заключении давайте вместе проговорим волшебные слова: »Раз, два, три - медведь, перевернись на другой бок! Поворачивай, Солнышко, на лето».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatieokultureobshcheniya.rar | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие.
Клуб по формированию культуры общения.
Тема: О культуре общения.
Цели и задачи:
- привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
- формировать навыки этического общения.
- развивать творческие способности,
провести практикум по вопросам этики общения.
Предварительная подготовка:
- разработка занятия;
- подготовка этических ситуаций;
- разучивание скороговорок, стихотворений;
- выставка произведений на этическую тему;
оформление кабинета;
Ход занятия:
Воспитатель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др.Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.
Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью - трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.
Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».
Выполним несколько заданий.
1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.
1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете
Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.
2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.
(Дети выполняют задание).
3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:
- Громко, чтобы привлечь внимание.
- Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимания.
- Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.
- Смело и решительно.
- С угрозой, чтобы все вас начали бояться.
Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.
- Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
В. Приходько
- Прочтите с гневом, стремлением устрашить:
Я страшная Гиена,
Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
М. Чистяков
Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:
-Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха-
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы-
Четыре метра!
Писку-визгу
Двести граммов,
Плюс пол-литра
Шумов гамов,
Да еще
Глоток веревки
И моточек газировки!
-Дам все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!
Б. Заходер
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.
Помните, что в умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.
- Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
- Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.
- Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника
- Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.
Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.
Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится.
Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.
Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.
Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.
К нежелательным жестам относятся:
- Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;
- Барабанить карандашом или линейкой по столу;
- Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;
- Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;
- Болтать ногами, сидя за столом;
Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые неизвестны другим.
Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.
Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.
Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "День космонавтики"
Занятие направлено на ознакомление детей с информацией о Ю.А. Гагарине и формирование у воспитанников чувства гордости за свою страну....
Открытое занятие "День Земли".
Массовый праздник для школьников на учебно-опытном участке для любого учебного заведения....
Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....
План-конспект открытого занятия "День наоборот"
Целью урока является знакомство родителей с программами и закрепление учащимися начальных знаний и умений в программах Corel Draw и 3ds max , которые изучают дети в объединении «Дизайн как профе...
Конспект открытого занятия «День птиц»
Конспект открытого занятия «День птиц»...
Конспект открытого занятия «День смеха»
Цель - познакомить детей с историей праздника смеха в разных странах.Задачи – рассказать о традициях разных народов на 1 апреля ,как они шутят.Оборудование – презентация со слайдами, весёл...
Открытое занятие «День доброты и вежливости»
Открытое занятие «День доброты и вежливости»...
Комментарии
Открытое занятие День Медведя
Цели: вызвать у детей чувство уважения к русской культуре. Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю. Развивать творческие способности.
Цели: вызвать у детей чувство
Цели: вызвать у детей чувство уважения к русской культуре. Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю. Развивать творческие способности.