Открытое занятие"День Медведя"
материал (4 класс) по теме

Агибалова Елена Вячеславовна

ГБОУ СОСП «СОЛНЫШКО» ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1

 

ОТКРЫТОЕ    ЗАНЯТИЕ

ДЕНЬ МЕДВЕДЯ.

Цели: вызвать у детей чувство уважения к русской культуре. Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю. Развивать  творческие способности.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем отмечать необычный день, необычный праздник. Но сначала давайте послушаем музыку ( звучит мелодия в исполнении учителя музыки).Давайте подумаем, с каким животным можно сравнить мелодию?(ответы детей)Действительно, музыка рисует тяжелую походку этого всем нам хорошо знакомого по сказкам и мультфильмам животного. Медведь - исконно русский и любимый в природе зверь. Недаром, про него и сказок написано много, и величают его: то Медведюшкой, то Потапычем ,то Михал Иванычем, то косолапым сладкоежкой, но всегда с уважением. Недаром этот хозяин леса стал символом Олимпийских игр ,которые проходили в Москве в 1980 году.

Вы подготовили загадки о медведе, очень бы хотелось  послушать вас.(выступление детей.)

 

1) Летом он в лесу гуляет,

   Жир он копит, набирает.

   Зимой в берлоге отдыхает

   И до весны там отдыхает.

 

2) Бродит по лесным дорогам,

    Пчел пугает и шалит.

    Строит осенью берлогу,

    А зимой там крепко спит.

 

3) Дед в шубу одет.

   Наружу мех, пугает всех.

 

4) Любит он коренья, мед,

   Бурый он и косолапый,

   Он в лесу густом живет,

   Спит когда, сосет он лапу.

 

5) Разоспался барин бурый.

   А весной проснулся хмурый.

   Недоволен, засопел,

   Досмотреть сон не успел.

 

6) Возле леса на опушке

   Трое их живет в избушке.

   Там три стула и три кружки,

   Три кровати, три подушки.

   Угадайте без подсказки,

   Кто герои этой сказки?

 

7) В малине понимает толк.

   Хозяин леса бурый…(медведь)

8) Зверь забавный, сшит из плюша.

   Есть и лапы, есть и уши.

   Меду зверю дай немного,

   И устрой ему берлогу.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот, оказывается, как русский народ любит этого хозяина леса, барина лесного - и сказок  о нем написано множество, и загадок сложено не меньше.

В русских сказках  герои-животные наделены определенными чертами характера: Заяц - трусливый, лиса - хитрая, волк - злой, глупый.  А медведь? Какой он? (ответы детей.) Действительно, в большинстве сказок  медведь - добродушный хозяин леса, справедливый судья, к которому обращаются другие звери. Даже зовут его с уважением по имени отчеству.

Посмотрите на изображение медведя, (демонстрация иллюстраций.) Бурый медведь-это самый крупный зверь, который обитает в наших лесах. А еще он большой лакомка. Летом и осенью любит лакомиться малиной, черникой, брусникой. Медведь - отличный рыболов, он сам ловит рыбу, очень любит мед , но такое угощение ему нечасто перепадает. К зиме медведь старается накопить как можно больше жира в собственном теле. А на зиму он устраивает для себя специальный дом-берлогу , скрытую под снегом в глуши леса, среди бурелома, под защитой толстых елей.

25 декабря - не совсем обычный день. Его называют »день зимнего солнцеворота.» По народным приметам, в этот день солнце поворачивает на лето ,а зима на мороз, медведь в своей берлоге поворачивается на другой бок ,а зиму поворачивает на лето. Вот почему люди с давних времен так ждут этого дня: с него начинает прибавляться день.

 

Выступление детей:

 

Солнышко: А знаете ли вы, кто я?

Дети: Солнышко.

Солнышко: Правильно. Я сегодня яркое и красивое благодаря медведю!

Ведущая: Благодаря медведю? Как это так?

Солнышко: Как же вы удивились? Просто сегодня, по народным приметам, медведь перевернулся на другой бок и тем самым скомандовал мне поворачивать на лето, на тепло.

Ведущая: Да, в народе существует поговорка, что с солнцеворота день прибудет хоть на воробьиный скок. И в этот день, когда медведь в берлоге поворачивается на другой бок, на Руси с давних времен существовал такой обычай: В деревнях люди в садах встряхивали яблоневые деревья и заговаривали их особым заклинанием: »Медведь , медведюшко, подними деревья вверх» или пели особенную песенку - закличку.

«Солнышко - ведрышко! Поверни на лето,

Солнышко-ведрышко мы тепло одеты,

Злись, зима-старуха, мишка усмехнулся,

И пушистым брюхом к лету повернулся».

В конце декабря на Руси всегда начинались дни веселья, посвященные скорой встрече Нового года.  И в эти дни было принято, что по деревням ходили наряженные люди и вместе с собой водили одетых в костюмы медведя и журавля.

Ведущая: Как пришли к нам Святки - запевай  колядки!

Солнышко: Из лесу пришел медведь, хочет танцевать и петь!

Медведь: Два притопа, три прихлопа,

Выходите поглядеть:

Две лохматые ноги,

На них красны сапоги.

Два лохматых уха и большое брюхо!

Мне в берлоге жарко, хочется подарков!

Громко страшно  зарычу,

Коль ничто не получу!

Ведущая: Ой,Медведюшко, не злись, дадим мы тебе подарков. Это русская традиция.

(Медведь под музыку обходит гостей, которые опускают ему гостинцы в мешок.)

Медведь: Я гостинцы здесь нашел, а теперь я спать пошел.

Здесь конфета, здесь картошка,

Меду сладкого немножко,

А баранья мне нога

Очень сильно дорога.

(Вбегает журавль, который наступает на медведя.)

Журавль: Журавель, я журавель

Как на святки подоспел.

Отниму- ка я мешок,

А в мешке лежит пирог.

Сласти и конфеты,

Творог и котлеты.

Отдавай, медведь, мешок!

Заберу я твой пирог!

Солнышко: Хватит на двоих сластей,

Нам не надобно страстей.

Помиритесь, не деритесь,

Не пугайте вы гостей!

Воспитатель: А вот герой этой сценки журавль тоже является любимым героем многих сказок, гуляний, святочных гаданий и плясовых. Я приглашаю вас на веселую плясовую о журавле.

(Дети исполняют плясовую.)

1 куплет.

Повадился журавель, журавель

 на зеленую конопель, конопель.

Припев: Такой, такой журавель,

Такой, такой длинноносый,

Такой, такой длинноногий,

Такой, такой выступает,

Конопельку поедает.

2куплет.

Уж я его изловлю, изловлю,

Сетью крылья обовью, обовью.

Припев.

3куплет.

Чтоб он больше не летал, не летал

Конопельку не клевал, не клевал.

Припев.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с нашим русским медведем, героем сказок, загадок, святочных гаданий и его приятелем журавлем. Интересно, а есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света.

Панда – очковый медведь. Живет в Китае, его еще называют бамбуковым медведем, потому что он поедает стебли бамбука.

Коала-маленький медведь, его размер около 50 см, как у игрушечного. Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается его листьями. Его имя переводится как «не пьет». Он и в самом деле никогда не пьет ,потому что листья эвкалипта настолько сочные, что он не нуждается в воде.

А вот  Гималайский медведь. Он очень похож на нашего бурого медведя. Еще его называют «Мамафа» или белогрудый медведь, потому что на груди у него белый треугольник, похожий на детский фартук. Этот мишка - один из самых больших в мире. Обитает на юге Дальнего востока, в горах Гималаях. Как и его бурый родственник , он очень хорошо лазает по деревьям, только на зимнюю спячку устраивается не в берлоге, а в дупле дерева.

У русских ребят есть любимая игра, герой которой – медведь. Называется она «У медведя во бору» .  Давайте поиграем.

(Игра «У медведя во бору»).

Воспитатель: Мы познакомились со многими медведями, которые обитают в разных частях света. Но  , пожалуй, самые необычные это те, у которых шуба не бурая, а белая. А где обитают белые медведи? (ответы детей.)

Воспитатель: Давайте попробуем проинсценировать шуточную песню »Почему медведь зимой не спит». (Сл. Коваленковой, муз. Книппера).

(Инсценировка песни.)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, героем которого был медведь. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о русском буром медведе и о других медведях, обитающих на нашей планете. Вы познакомились с русскими традициями, узнали, что день 25 декабря издавна на  Руси называют «Днем Медведя» и, надеюсь, теперь знаете почему? И в заключении давайте вместе проговорим волшебные слова: »Раз, два, три - медведь, перевернись на другой бок! Поворачивай, Солнышко, на лето».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatieokultureobshcheniya.rar19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое   занятие.

Клуб по формированию культуры общения.

Тема: О культуре общения.

Цели и задачи:

  1. привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
  2. формировать навыки этического общения.
  3. развивать творческие способности,

            провести практикум по вопросам этики общения.

Предварительная подготовка:

  1. разработка занятия;
  2. подготовка этических ситуаций;
  3. разучивание скороговорок, стихотворений;
  4. выставка произведений на этическую тему;

            оформление кабинета;

Ход занятия:

Воспитатель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол  (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др.Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью - трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.

Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».

Выполним несколько заданий.

1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.

1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение  одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете

 Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.

2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.

(Дети выполняют задание).

3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:

  1. Громко, чтобы привлечь внимание.
  2. Кратко и  вежливо, чтобы не привлекать внимания.
  3. Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.
  4. Смело и решительно.
  5. С угрозой, чтобы все вас начали бояться.

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.

  1. Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:

                                              Шел король Боровик

                                                          Через лес напрямик.

                                                           Он грозил кулаком

                                                           И стучал каблуком.

                              Был король Боровик не в духе:

               Короля покусали мухи.

                             В. Приходько

  1. Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

                                                            Я страшная Гиена,

                                                            Я гневная Гиена,

                                                            От гнева на моих губах

                                                            Всегда вскипает пена.

                                                                            М. Чистяков

Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:

                -Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха-

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы-

Четыре метра!

Писку-визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

-Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пук

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

                       Б. Заходер

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.

Помните, что в  умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.

  1. Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
  2. Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
  3. Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.
  4. Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника
  5. Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.

Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.

Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится.

Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.

Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук.  Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.

К нежелательным жестам относятся:

  1. Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;
  2. Барабанить карандашом или линейкой по столу;
  3. Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;
  4. Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;
  5. Болтать ногами, сидя за столом;

Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица   - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые  неизвестны другим.

Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.

Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                                                            М. Лисянский

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "День космонавтики"

Занятие направлено на ознакомление детей с информацией о Ю.А. Гагарине и формирование у воспитанников чувства гордости за свою страну....

Открытое занятие "День Земли".

Массовый праздник для школьников на учебно-опытном участке для любого учебного заведения....

Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....

План-конспект открытого занятия "День наоборот"

Целью урока является знакомство родителей с программами и закрепление учащимися начальных знаний и умений в программах Corel Draw и 3ds max , которые изучают дети в объединении «Дизайн как профе...

Конспект открытого занятия «День птиц»

Конспект открытого занятия «День птиц»...

Конспект открытого занятия «День смеха»

Цель - познакомить детей с историей праздника смеха в разных странах.Задачи – рассказать о традициях разных народов на 1 апреля ,как они шутят.Оборудование – презентация со слайдами, весёл...

Открытое занятие «День доброты и вежливости»

Открытое занятие «День доброты и вежливости»...


 

Комментарии

Агибалова Елена Вячеславовна

Цели: вызвать у детей чувство уважения к русской культуре. Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю. Развивать творческие способности.

Агибалова Елена Вячеславовна

Цели: вызвать у детей чувство уважения к русской культуре. Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю. Развивать творческие способности.