познавательно-развивающего мероприятия во 2 классе- здоровье сберегающая викторина «Азбука дорожной безопасности»
методическая разработка (2 класс) по теме

Дьяченко Лиана Викторовна

Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “Азбука безопасности” вы узнаете немало интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте, и о многом другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_bezopasnosti.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука безопасности».

Познавательно - развлекательное

(здоровье сберегающее) мероприятие

                                              Подготовила и провела:

                                              Дьяченко Л.В.   

 2012 год.

Цели:

1. Содействовать формированию умений различать и читать дорожные знаки;

2. закрепить умение пересекать дорогу по пешеходному переходу, без светофора;

3. формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.

Задачи:

Образовательная -  проверить знания детей о ПДД;

Развивающая - способствовать развитию внимательности, наблюдательности;

Воспитательная - воспитывать культуру поведения.

Оформление класса:

Слоган:  «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя!»;

рисунок с изображением жезла ГИБДД;

нарисованный светофор;

рисунки с изображением знаков дорожного движения.

           -Юные пешеходы! Будущие водители!

             Добро пожаловать! Привет!

             Вам путь открыт! Зелёный свет!

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “Азбука безопасности” вы узнаете немало интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте, и о многом другом.

-Ребята, а вы знаете что обозначает аббревиатура ГИБДД?(ответы детей).                                                                                                                                  

-А начнём мы наше занятие с того, что прослушаем стихотворения, которые нам прочитают ваши одноклассники                                                                                          

  1. Знают взрослые и дети-

Будет легче жить на свете,

Если без сомнения

Знать правила движения.

  1. Если правила нарушишь

И на красный свет пойдёшь,

Травмы разные получишь,

И в больницу попадёшь.

  1. Если свет горит зелёный,

Иди смело, не зевай,

Но будь всё же осторожен,

Про автобус и машины

Никогда не забывай!

  1. Если рядом перекрёсток

Или просто поворот,

Будь внимательней, подросток,

Или просто пешеход!

-Ребята, а как вы думаете, кто является главными участниками дорожного движения? Главные участники дорожного движения – водители и пешеходы. Те, кто находятся на тротуарах и пешеходной части дороги, называются пешеходами. Тот, кто находится за рулём автомобиля- водителем. Человек, который садится в транспорт, называется пассажиром. А водитель, если он вышел из своей машины, становится пешеходом. ПДД существуют и для водителей, и для пешеходов, и для пассажиров.

-А сейчас мы проведём викторину “Юный пешеход”.

  1. Проезжая часть дороги с твёрдым покрытием. (Шоссе, асфальтовая дорога, трасса).
  2. Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
  3. Человек, совершающий движения пешком. (Пешеход).
  4. Место ожидания автобуса. (Остановка).
  5. Номер телефона скорой помощи. (03).
  6. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
  7. Трёхглазый постовой. (Светофор).
  8. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (тротуар).

-Ребята, у дорог и улиц есть строгие законы. Законы эти требуют безукоризненного знания дорожного языка, улиц, перекрёстков, площадей.

-У дорожного языка есть свои буквы- знаки. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу- дорожный сигнал.

-Ребята, вы уже во 2-м классе. И некоторым из вас наверняка приходится переходить дорогу, а это значит, что с некоторыми из знаков вы должны быть уже знакомы. Какие дорожные знаки вам известны?( ответы детей). Давайте послушаем стихотворения про дорожные знаки.                                                                                        

“Движение запрещено”.

Этот знак, ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам : “Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!”.

“Пешеходный переход”.

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

“Дети”.

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимателен, водитель!

“Больница”.

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьёзных докторов

Там вам скажут: “Будь здоров!”.

“Железнодорожный переезд”.

Не один здесь знак, а много:

Здесь железная дорога!

Рельсы, шпалы и пути-

С электричкой не шути!

“Место остановки автобуса”.

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он устал пешком шагать,

Пассажиром хочет стать.

“Движение без остановки запрещено”.

Ты, шофёр, не торопись,

Видишь знак- остановись!

Прежде, чем продолжить путь,

Осмотреться не забудь!

-Посмотрите, какие разные знаки! Но, чем-то они все похожи, чем?( формой, цветом). А можно ли их объединить в группы? (можно). Давайте попробуем! (по цвету- синие и красные).

-Что может означать красный цвет на этих дорожных знаках?(опасность).

-Что может означать синий цвет у второй группы знаков?(предположения детей, предписания, рекомендации, советы).

-Как ещё можно разделить эти дорожные знаки?( по форме: круг, треугольник, прямоугольник).

-Что говорят нам красные треугольники?( предупреждают: осторожно!). Поэтому знаки в красных треугольниках называются предупреждающими. Давайте найдём все предупреждающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью.

-Есть ещё красные знаки, но они круглые. Вот знак “Въезд запрещён”, а вот- “Движение запрещено”. Они запрещают, значит они... запрещающие. Давайте найдём все запрещающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью.

-А вот знаки синего цвета. Что может сказать нам синий круг?(разрешает). А точнее, предписывает, рекомендует. Называют такие знаки предписывающими. Давайте их найдём и назовём.

-А это знаки сервиса. Они подсказывают,  какие услуги могут нам предоставить. Давайте их назовём.

-Мы познакомились с некоторыми из знаков, но их гораздо больше. По дороге домой понаблюдайте, где можно увидеть знаки, о которых мы говорили и попробуйте вспомнить их название.

-А сейчас давайте поиграем!

Игра “Да, нет”.

Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте “да” или “нет”.

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелёный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

-А сейчас загадка!

Два колёсика подряд,

Их ногами вертят,

А поверх торчком

Сам хозяин крючком.

-Что это ребята? Правильно, это велосипед. А у кого из вас есть велосипед? Ребята, как называют человека, который ездит на велосипеде?(велосипедист). Для велосипедистов тоже существуют правила дорожного движения.

Велосипедистам запрещено:

-ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

-движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам.

Существуют специальные знаки при езде на велосипеде:

поворот или перестроение на право: вытянутая правая рука;

поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука;

остановка: поднятая вверх рука(любая).

-А теперь игра “Велосипедист”.

У каждой из команд игровое поле 3\3по типу игры “Крестики- нолики”. Сектора игрового поля пронумерованы для удобства играющих. Команды по очереди выбирают  сектор и получают от ведущего вопросы, касающиеся правил езды на велосипеде. Если дан правильный ответ, то сектор переворачивается и на обратной стороне поля появляется нарисованный велосипедист, т.е. при правильном ответе появляется часть рисунка. Побеждает та команда, которая быстрее на игровом поле соберёт велосипед.

      Варианты вопросов:

  1. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? ( С 14 лет).
  2. Что надо проверить у велосипеда перед поездкой в первую очередь? ( Тормоза).
  3. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей чпсти? ( 1 метр).
  4. Игрокам показывается знак “Велосипедная дорожка”, они должны назвать знак и объяснить, что он означает.
  5. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? ( Только маленьких детей при наличии специального дополнительного сиденья).
  6. Какой знак запрещает движение велосипеда?
  7. Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? ( Да).
  8. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? ( Вытянутой правой рукой).
  9. Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красный свет, если нет транспортных средств и он не создаёт аварийную ситуацию? ( Должен).
  10. Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включённого фонаря? ( Вопрос с подвохом: нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря даже на велосипеде).
  11. Какого типа бывают велосипеды? (Двухколёсные, трёхколёсные).
  12. Разрешается ли велосипедисту держаться одной рукой за руль во время движения? ( Нет).

         -Начинаем разговор

          Про трёхглазый светофор.

          Он не зря горит над нами

          Разноцветными огнями.

-Ребята, многие из вас были в городе Саратов. Представьте, что в нашем городе Саратов погасли все светофоры, а все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Вот благодать-то: поезжай куда хочешь, дорогу переходи как хочешь... Так вот, только за один день подобной “благодати”  город  с миллионным населением заплатит сотнями человеческих жизней, тысячами разбитых машин и прочими потерями. Из-за транспортных проблем прекратится доставка продуктов в магазины и на рынки, больных людей не смогут довезти до клиник, пожарные не доберуться до горящих зданий. Словом, наступит настоящий хаос.

-Вот тут-то на помощь пришёл светофор!

И стал он следить за дорогой в три глаза,

И стал отдавать он такие приказы:

        Красный глаз- стоять приказ,

        Жёлтый глаз мигнёт народу-

        Приготовьтесь к переходу!

        А зелёный загорится- путь свободен

        Сам решай: можешь смело торопиться,

        Можешь топать не спеша!

-А теперь, ребята, встаньте, давайте немного разомнёмся и поиграем в игру “ Светофор”.(Физминутка).

У меня три круга: красный, жёлтый и зелёный. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения:

жёлтый- хлопки в ладоши;

зелёный- ходьба на месте;

красный- приседания.

-Вам мигает весело

На прощанье светофор.

И для вас горят они

Светофоровы огни:

    Красный- стой!

    Жёлтый- жди!

    А зелёный- проходи!

-Ребята, кто- нибудь из вас знает, откуда и когда появились автомобили? Послушайте, это интересно!

Случилось это очень давно. Так давно, что никто не знает, как это было на самом деле. Может быть так?..

Жили- были два соседа. Один поймал дикую лошадь, приручил, объездил её и стал хвастаться: “ Вот какая у меня лошадь. Быстрее всех скачет. Ветер обгоняет. Ни у кого такой нет.”. Терпел- терпел его хвастовство другой. Не вытерпел. Отправился в степь. Поймал скакуна, приручил его, объездил. И говорит соседу- хвастуну: “ А давай- ка проверим, чья лошадь быстрее и кто из нас лучший наездник!”. Сговорились. Выехали в чистое поле. “ Вон, давай до того камня поскачем!”.- “ Давай!”. Ударили плётками по лошадиным бокам, гикнули и помчались. Кто из них первым прискакал, неизвестно. Да это и неважно. Важно другое. Состоялись первые в истории соревнования, где мерялись силами и люди и лошади- “ живые двигатели”, которыми люди управляли.

-А теперь настало время проверить вашу смекалку.

Итак, “ Весёлые вопросы по ПДД”.

  1. Какие автомобили могут проехать на красный свет?

- папина и мамина;

-такси;

-пожарная, скорая, спецмашины;

-гончая.

  1. На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?

-на мокрой;

-на обледенелой;

-с ямками;

-на сухой.

  1. С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?

-когда выйдешь на пенсию;

-с самого рождения;

-с 14 лет.

  1. По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?

-по любой;

-по правой стороне;

-по левой стороне.

  1. Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?

-подождать, когда транспорт отъедет;

-сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;

-перейти по пешеходному переходу.

  1. Дорогу можно переходить только на...

-красный мигающий свет светофора;

-зелёный свет;

-жёлтый свет.

  1. Для чего постовому нужен жезл?

-приветствовать знакомых;

-отгонять мух;

-для красоты;

-регулировать дорожное движение.

  1. Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать?

-пропустишь всех старушек и даму с собачкой;

-побежишь со всех ног;

-останешься стоять на месте;

-убедишься, что все транспортные средства остановились и перейдёшь дорогу.

  1. Задача. Толе 9 лет и 6 месяцев. Через какое время мальчику можно сесть на переднее сиденье? (через 6 мес.)

-А теперь ещё одна весёлая игра “ Это я, это я, это все мои друзья!”.

Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.

Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? ( это я, это я...)

Знает кто, что красный свет-

Это значит- хода нет? ( это я, это я...)

Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный

Это значит- путь открыт? (это я, это я...)

Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? ( это я, это я...)

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? ( это я, это я...).

-Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в страну Дорожного движения. Но прежде, чем попрощаться с вами, мы хотим проверить, что вам удалось запомнить.

   -Для кого существуют ПДД?

   -Важно ли соблюдать ПДД?

   -Чем грозит их несоблюдение?

   -О каких группах знаков мы с вами поговорили?

   -Какие знаки вы запомнили?

   -Зачем нужны дорожные знаки?

   -Какие цвета у светофора?

   -Что они означают?

-Мы очень надеемся, что наше мероприятие поможет вам, ребята, быть более внимательными и осторожными на дорогах! Удачи! До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс

Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...

Внеурочная деятельность курса "Азбука дорожной безопасности" 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Азбука дорожной безопасности" 3 класс...

Конспект родительского собрания в 1-4 классах "Азбука дорожной безопасности"

Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения....