Авторская программа внеурочной деятельности "Эко-мир"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа разработана мною для внеурочной деятельности социального направления.Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, особенно в игре; любознательность детей. Основное место в программе занимают проекты, игровые формы их проведения, используются разнообразные методические формы и приёмы: диалог, анализ, создание ситуаций морального выбора, оценка поступков , беседы и т.д.Формы реализации данной программы: кружок, клуб, отряд. Расчитана на 1 час в неделю.
По данной программе начала работать со 2 класса. Понравилось и мне и детям, поэтому разработала программу второго года, и, думаю, в скором будущем появится и программа третьего года занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности социальное направление | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования учителем МБОУ ДР «Дубовская НОШ №1» Плетнёвой Натальей Владимировной.
В настоящее время загрязнение окружающей среды достигло угрожающих масштабов, и человечество испытывает острую потребность проживания в экологически чистых комфортных условиях. От этого напрямую зависит здоровье, безопасность, а значит и будущее всего населения планеты. Основную роль в социальном развитии учащихся вынуждена взять на себя школа.
Изменившиеся условия жизни общества требуют новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, разработки нового содержания в школе.
Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня в первую очередь не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Стало очевидным, что приоритетным направлением в целостном процессе воспитания детей стал нравственный аспект, поскольку интеллектуально развитый, психически и физически здоровый, эстетически воспитанный индивидуум не может считаться вполне Человеком, если не усвоил нравственных понятий и норм поведения, беден эмоционально и духовно.
Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей бережно относиться к природе, заботиться о ближних людях, ценить друзей. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всему окружающему.
Процесс экологического воспитания рассматривается как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности.
В широком смысле экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной , в процессе которого они созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека идёт процесс экологизации личности – формирование его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической.
Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении от «Я – природа» до «Я и природа», развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений её во взаимодействии ребёнка с природной и социальной средой, людьми, самим собой.
Целенаправленная работа по организации общественно - полезной деятельности к концу обучения в начальной школе обеспечит готовность детей к общественно полезной деятельности и в дальнейшей жизни.
Считаю, что данная программа отвечает социальным требованиям к школе, которые сформулированы в Концепции модернизации российского образования, а именно: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Главной целью программы является формирование экологической культуры – совокупности экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Основные задачи программы:
- Качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии с окружающим миром;
- Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
- Воспитать бережное отношение ко всему окружающему, готовность к созидательной деятельности;
- Формировать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявления доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;
- Формировать проявления эстетических чувств, умения и потребность видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
- Формировать проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения;
- Осознание собственного статуса, понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;
- Развивать умение соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;
- Формирование умения работать и осуществлять совместную деятельность.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, особенно в игре; любознательность детей.
Основное место в программе занимают проекты, игровые формы их проведения, используются разнообразные методические формы и приёмы: диалог, анализ, создание ситуаций морального выбора, оценка поступков , беседы и т.д.
Общественно-полезная деятельность - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В общественно-полезную деятельность можно вовлечь всех школьников. К определению направлений общественно полезной деятельности учитель привлекает детей, он учит их находить для себя посильные полезные дела.
Творческая деятельность учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности. Свой творческий потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления личности. Задача учителя – не разрушать творческие способности школьника, а поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем самым развитию его личности.
Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от настроения, с которым пришли дети.
Формы реализации данной программы: кружок, клуб, отряд.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает 3 направления:
- Человек и природа
- Человек и общество
- Человек и его здоровье
Основные содержательные линии курса.
І. Человек и природа(11 ч.).
В этом разделе предусмотрено формирование экологической культуры. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.
Практическая работа:
Выращивание и уход за комнатными растениями; озеленение и уборка школьного двора, уход за зелеными насаждениями в школьном дворе.; заготовка корма для птиц и их подкармливание; забота о бездомных животных; выращивание продукции для школьной столовой; изготовление условных знаков к правильному поведению в природе.
Экскурсии: на экологическую тропу.
Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.
ІІ. Человек и общество(18ч.).
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям о взаимосвязях между человеком и обществом. Умение понимать окружающих формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим, заботы о младших. Один из способов взаимодействия людей в обществе - труд и общение. Общение - это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность - особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду других. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость людям, уважение к старшим - это основные задачи данного раздела.
Практическая работа:
Общение с окружающими: родственниками, одноклассниками, работниками школы. Проведение совместных праздников. Изготовление сувениров, подарков близким людям. Посильное участие в общественно - полезной деятельности.
ІІІ. Человек и его здоровье(5 ч.).
Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, психического здоровья, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни.
Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, искоренить «сорные» слова, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни.
Практическая работа:
- Создание с помощью родителей «уголка хорошего настроения» дома.
- Создание клумбы «сорных» слов, искоренения их из своей речи.
- Изготовление листков здоровья для школьной столовой.
- Выставки рисунков, подготовка и проведение праздников о здоровье.
- Создание карты здоровья, встречи со школьным врачом.
- Подготовка и проведение спортивных праздников, эстафет.
В процессе занятий у детей происходит освоение базовых понятий экологической культуры, норм нравственного поведения.
К концу первого года занятий ребёнок должен знать и уметь:
- проявлять интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаться оценивать их с позиции хорошо – плохо;
- с желанием участвовать в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагировать при встрече с прекрасным и пытаться передать свои чувства в доступных видах творчества;
- стараться выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок;
- проявлять готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Тематическое распределение материала 1-го года обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Человек и природа | 11 |
3 | Человек и общество | 18 |
4 | Человек и его здоровье | 5 |
5 | ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1-й год
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание деятельности | Дата |
Вводное занятие | 2 | |||
| 1 | Познакомить детей с деятельностью отряда | ||
| 1 | Выбрать название, девиз и эмблему отряда | ||
2. | Человек и природа | 11 | ||
| 3 | Прогулка – путешествие. Собрать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных в ближайшем окружении детей. Ответить на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?» | ||
| 2 | Собрать истории людей, подобравших бездомных животных. Изготовление памятных сувениров им. Оказать посильную помощь бездомным животным. | ||
| 3 | Собрать клички домашних животных. Составить именную книгу. | ||
| 1 | Бережно относиться к хлебу, заботиться о птицах. Собрать хлебную копилку. | ||
| 2 | Организовать птичью «столовую» | ||
3. | Человек и общество | 16 | ||
| 1 | «Проникнуть» в школьную столовую, чтобы положить вырезанные салфетки, поставить букетики из желтеющих листьев. | ||
| 2 | Вырастить на окне в классе зелёный лук для школьной столовой. | ||
| 2 | Выполнить на окне забавные рисунки, подарить людям улыбку. | ||
| 1 | Помочь дворнику бороться с гололёдом на прилегающей к школе территории. | ||
| 10 | Изготовить подарки, праздничные листовки к праздникам. | ||
4. | Человек и его здоровье | 5 | ||
| 2 | С помощью родителей создать дома «уголок хорошего настроения» | ||
| 3 | Создать в классе клумбу «сорных» слов с целью их искоренения. | ||
5. | ИТОГО | 34 |
Тематическое распределение материала 2-го года обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Человек и природа | 15 |
3 | Человек и общество | 15 |
4 | Человек и его здоровье | 3 |
5 | ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
2-й год
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание деятельности | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | ||
Знакомство с программой курса. | 1 | Познакомить детей с деятельностью отряда | ||
2. | Человек и природа | 15 | ||
«Животные в истории моей семьи» | 2 | Узнать родословную своей семьи и животных, которые были друзьями твоих предков. | ||
«Коллекция увиденных животных» | 2 | Составить коллекцию увиденных животных. | ||
«Дождики» | 2 | Собрать информацию о дождях, в т.ч. о дождях, которых не должно быть. | ||
«Добрая зима» | 2 | Организовать птичью «столовую» | ||
«Возвращённый лес | 3 | Высчитать: сколько нужно древесины для изготовления школьных учебников и тетрадей и сколько нужно посадить деревьев, чтобы вернуть уничтоженные леса для учёбы. | ||
«Чтобы дольше жили книжки» | 2 | Узнать, сколько лет служат книги читателям, оказать помощь библиотеке в ремонте книг. | ||
«День цветов» | 2 | Создать клумбы, на которые каждый, кто отмечает этот праздник, высадит свой цветок. | ||
3. | Человек и общество | 15 | ||
«Доброе утро» | 2 | «Проникнуть» в школьные кабинеты и оставить поздравления с 8 марта. | ||
«Витаминка» | 2 | Вырастить на окне в классе зелёнь для школьной столовой. | ||
«Гололёд» | 2 | Помочь дворнику бороться с гололёдом на прилегающей к школе территории. | ||
«Праздничное настроение» | 6 | Изготовить подарки, праздничные листовки к праздникам. | ||
«Майский букет» | 2 | Вырастить цветы для возложения к памятникам павшим 9 мая. | ||
4. | Человек и его здоровье | 3 | ||
«Сорные слова» | 3 | Создать в классе клумбу «сорных» слов с целью их искоренения. | ||
5. | ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"
Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка....
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"
Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...
Авторская программа внеурочной деятельности "Мир загадок"
Пояснительная запискаАктуальность курсаНаучить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но дум...
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...