Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"
рабочая программа (2,3,4 класс) по теме
Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyat-ti.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет москвоведение дает широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы в условиях дополнительного образования, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых уроков по москвоведению.
Программа внеурочной деятельности основана на базовом курсе москвоведения, задача которого состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Между тем, методологической основой внеурочной деятельности является интеграция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в разных жизненных ситуациях (надпредметно).
В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:
- высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;
- формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
- умение анализировать и оформлять полученные знания;
- социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
- развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.
Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.
С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.
Содержание программы
Базовый предмет искусства | Театрально-сценическая деятельность | Художественно-изобразительная деятельность | Классное мероприятие | Внешкольное мероприятие |
- Москва – наш город.
Как Москва росла. «Годовые кольца Москвы». Адрес.
Музыка. Разучивание песни «С чего начинается родина» (Сл. — М. Л. Матусовский, муз. — В. Е. Баснер) | Конкурс чтецов. Стихи о Москве. | Изготовление открыток «С Днем рождения, Москва!» | Классный час «Байки, поведанные москвичком-старичком» | Прогулка на День города. Фоторепортаж. |
- Добрые волшебники города.
Знакомство со службами города, социально-бытовыми объектами и профессиями людей, работающих на них.
Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Магазин», «Зоопарк» и т.п. | Выставка рисунков «Городские профессии» | Рассказ родителей о своей профессии (врач, продавец, диспетчер и т.д.) | Экскурсия на предприятие (почта, аптека, магазин, пожарное депо и т.д.) |
- Городская символика.
Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России.
Музыка. Разучивание гимна Москвы | Изображение личного герба | Классный час «Кто управляет городом» | Подбор материалов «Где встречается символика города Москвы» |
- Московская мозаика.
Административные округа Москвы. История Западного округа. Район, в котором мы живем и учимся.
Разучивание гимна ЗАО. | История района Кунцево. Что изображено на гербе района. | Разработка и проведение экскурсии по району, подготовка отчетов «Наш район» |
- Стены древнего Кремля.
Зачем Москве нужна была крепость. Древняя крепость – выдающееся произведение архитектуры и военного искусства. Башни древней Москвы.
Оформление альбома «Московский Кремль» | Интерактивная экскурсия «Путешествие по Кремлю». Разработка маршрутного листа. | Экскурсия в Оружейную палату |
- Прогулка по Кремлю.
Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий».
Конкурс-инсценировка «Во всю Ивановскую» | Лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола | Работа над альбомом «Московский Кремль» | Экскурсия в Большой Кремлевский дворец |
- Главная площадь страны.
Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Парады на Красной площади. Башни, выходящие на Красную площадь. Спасская башня. Главные часы Москвы. Звезды Кремля.
Изобразительное искусство «А из нашего окна» | Литературно-сценическая зарисовка «Красная площадь сквозь века» | Изготовление лего-макета Красной площади | Классный час «На Красной площади парад» | Прогулка с родителями по Красной площади |
- Герои Великой Отечественной войны в названиях городских улиц.
Имена героев. Площадь Победы. Поклонная гора.
Музыка. Песни на военную тематику | Литературная композиция «Поклонимся великим тем годам» | Выставка рисунков «Они сражались за Родину» | Составление классной Книги памяти | Посещение мемориала в Александровском саду |
- История города в названиях улиц.
Война 1812 года в названиях улиц нашего округа.
Изготовление макета Бородинского сражения. | Экскурсия в Бородинскую панораму. |
- Главная улица столицы.
Улица памятников и площадей. На Триумфальной площади. Памятник В. Маяковскому. Пушкинская площадь.
Изобразительное искусство «Сказки Пушкина» | Постановка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» | Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо» | Составление путеводителя по главной улице Москвы |
- Памятники и мемориалы Москвы.
Воплощенная история города и родного района.
Изготовление открыток «Памятники Москвы». | Для чего люди берегут память о значительных событиях и великих людях. | Фоторепортаж «Памятники Кунцева» |
- Московская архитектура.
Здания разных времен на территории Москвы. Московские высотки. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.
Моделирование города будущего | Заседание круглого стола «Красота нашего города» | Экскурсия в Музей архитектуры им. Щусева |
- Московский транспорт.
История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.
Инсценировка «Песни старого извозчика» | Коллаж «От кареты до метро» | Классный час «Азбука безопасности в городе» | Посещение с родителями Музея московского метро (по ЧТ, 9.00-16.00, ул. Хамовнический Вал, 36, юж вестиб ст м Спортивная) |
- Московская природа.
Кто живет в московских лесах.. Что растет в московских парках. Красная книга.
Игра-шарада «Угадай животное» | Конкурс ландшафтного дизайна – изготовление макета парка/сквера | Изучение гербария. Беседа о бережном отношении к природе | Изготовление кормушек «Птичья столовая» |
- Московские реки.
Значение рек для жизни города. Главная река Москвы.
Изобразительное искусство «Узор в полосе» | Конструирование модели городского моста | Фоторепортаж «Реки, речки и речушки» |
- Московские музеи.
Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях.
Беседа о правилах поведения в музее. | Посещение с родителями городских музеев и подготовка к творческой защите «Самый интересный музей» |
- Путешествие по Москве на машине времени.
Москва деревянная. Москва белокаменная. Лубяной торг. | Автобусная экскурсия «Мифы и легенды Москвы» |
- Как жили москвичи раньше.
Внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей.
Классный час «Как освещались московские улицы». | Посещение выставки «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове»(Измайловское ш., 73-ж). Экскурсия в музей «Огни Москвы» (Армянский пер., 3). |
- Семейные праздники москвичей.
Свадьба. Новоселье. Крестины. Что такое обряды.
Новый год. Масленица.
Разучивание обрядовых песен. | Посещение выставки «Масленица в Музее русского костюма и быта в Измайлове» |
- Маленькие москвичи.
Игры и игрушки древних москвичей. Ролевые игры.
Проведение старинных игр. | Изготовление игрушек из природного материала. | Экскурсия «Волшебный сундучок» в Музее русской усадебной культуры (Тополевая аллея, 6). |
- Город мастеров.
Московские ремесленники. Ремесленные слободы.
Выставка-ярмарка. | Экскурсия в Музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3). |
- Дорогая моя столица.
Устный журнал «Золотая моя Москва» | Москва старинная. Москва наших бабушек. Москва современная. Оформление фотовыставки. | Подготовка и проведение викторины «На семи холмах». | Экскурсия на Поклонную гору. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"
Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...
Авторская программа внеурочной деятельности "Эко-мир"
Программа разработана мною для внеурочной деятельности социального направления.Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активност...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...
Авторская программа внеурочной деятельности "Мир загадок"
Пояснительная запискаАктуальность курсаНаучить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но дум...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...