Авторская программа внеурочной деятельности "Мир загадок"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Пояснительная записка
Актуальность курса
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Действительно, не только в детях, но и во взрослых людях мы часто встречаем леность мысли.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным и занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития их самостоятельности и активности мышления, творческого воображения. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.
Игровые ситуации на уроках могут быть созданы, например, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, универсального средства закрепления знаний и развития мышления, языковой игры, популярной как у детей, так и у взрослых.
Многие лингвисты дают определение «Что такое загадка?», но более точное, на мой взгляд, определение загадки можно найти в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, который толкует смысл этого слова так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».
Загадки играют важную роль в жизни человека, незаметно, исподволь обучая и воспитывая. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Они несут определенную информацию, расширяя кругозор; формируют мировоззрение; участвуют в процессе социализации, формируя индивидуальную картину мира в духе национальных традиций и этических норм. При разгадывании загадок прививается любовь к народному творчеству и родному языку.
Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие: отгадать загадку – значит, совершив довольно сложную мыслительную операцию, найти решение задачи, правильно ответить на вопрос.
Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.
Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovano.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор ГБОУ СОШ
учителей начальных классов с. Хворостянка
___________/Л.П.Терехова/ _________/О.А.Савенкова/
25 августа 2012 г. 25 августа 2012 г.
Авторская программа внеурочной деятельности
«Мир загадок»
1 класс
(познавательное направление)
Автор:
Абушаева Кадрия Хайдаровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.Хворостянка
с. Хворостянка 2013 г.
Актуальность курса
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Действительно, не только в детях, но и во взрослых людях мы часто встречаем леность мысли.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным и занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития их самостоятельности и активности мышления, творческого воображения. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.
Игровые ситуации на уроках могут быть созданы, например, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, универсального средства закрепления знаний и развития мышления, языковой игры, популярной как у детей, так и у взрослых.
Многие лингвисты дают определение «Что такое загадка?», но более точное, на мой взгляд, определение загадки можно найти в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, который толкует смысл этого слова так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».
Загадки играют важную роль в жизни человека, незаметно, исподволь обучая и воспитывая. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Они несут определенную информацию, расширяя кругозор; формируют мировоззрение; участвуют в процессе социализации, формируя индивидуальную картину мира в духе национальных традиций и этических норм. При разгадывании загадок прививается любовь к народному творчеству и родному языку.
Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие: отгадать загадку – значит, совершив довольно сложную мыслительную операцию, найти решение задачи, правильно ответить на вопрос.
Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.
Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цели и задачи
Цель курса: развитие интеллектуально-речевых умений младших школьников.
Задачи курса:
1. Обучающие:
- развить интерес к устному народному творчеству, русскому языку как учебному предмету;
- обучать детей конструированию загадок и приемам их решения;
- формировать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
- формировать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развить мотивации к изучению русского языка и литературы;
- развить творчество и обогащение словарного запаса;
- Воспитывающие:
- воспитать культуру обращения с книгой;
- формировать и развить у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
3. Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Содержание программы
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО, реализуемой в данном образовательном учреждении.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к устному народному творчеству, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа «Мир загадок» входит во внеурочную деятельность по направлению «Познавательное развитие личности». Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей.
Данная программа соответствует курсу «Развитие речи» и не требует от учащихся дополнительных знаний, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Существует связь содержания программы с такими учебными предметами, как литературное чтение, русский язык, окружающий мир и предметами художественно - прикладного цикла (ИЗО и художественный труд). Это способствуют развитию интеллектуально-речевых умений, обогащению словарного запаса, оценочных суждений, общению с детской литературой (книги, журналы, словари, энциклопедии), помогает в формировании эстетических и нравственных отношений, повышении творческой активности и проявлении определенного отношения к окружающему миру.
Особенности программы.
Программа внеурочной деятельности «Мир загадок» реализуется в ОУ во второй половине дня. Форма проведения занятий – кружковая.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Кружковое занятие позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на кружковых занятиях учащиеся мало пишут и много говорят (рассуждают, доказывают, анализируют, сравнивают и т. д.), выполняют творческие работы, участвуют в ролевых и словесных играх, выбирают задания по способностям и интересам.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- практическая;
- игровая или творческая.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- практические занятия с элементами игры, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов и загадок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) в работе с разнообразными источниками;
- викторины;
- экскурсии, наблюдения;
- праздники;
- презентации.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Место программы в учебном плане.
Программа предназначена для обучающихся 1 класса. Она рассчитана на 32 часа в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятий - 30 минут.
Условия для реализации данной программы в ОУ
Состояние и содержание здания и помещений ОУ должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Техническое оснащение кабинета.
Нетбуки, мультимедиапроектр, интерактивна доска, документ-камера
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Требования к универсальным учебным действиям, сформированным у обучающихся в процессе занятий по данной программе.
Познавательные общеучебные действия:
- умение задавать вопросы;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не- существенных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- умение разрешать конфликты;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- слушать и понимать речь других;
- уметь вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения.
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- умение планировать свои действия;
- умение работать по предложенному плану;
- умение оценивать и корректировать свою работу.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие самостоятельности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
Оценка результатов освоения программы
Формой учета знаний и умений являются тесты, с помощью которых удобно проводить контроль, дающий возможность определить, насколько ученик справился с требованиями программы.
Тесты являются инструментом не только оценки, но и диагностики. Любая контрольная оценивает конечный результат, а тест, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяет те знания и умения, из которых складывается этот результат, и позволяет установить причину итоговой неудачи, а затем наметить и провести соответствующую коррекционную работу.
Каждый тест состоит из четырех частей:
1) перечень знаний и умений, которые проверяются в данном тесте;
2) сами задания – «Карточка ученика»;
3) правильные ответы с указанием максимального балла, который можно получить за выполнение теста и причины выставления этого балла;
4) ориентировочная оценка результатов теста.
Подведение итогов проводится по всем темам программы в форме итогового теста.
Тематическое планирование. Содержание программы.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с загадкой. Что такое загадка? | 1 |
2 | Первые загадки. Исторические корни загадок Происхождение и появление в русском языке первых загадок | 1 |
3 | Виды загадок: загадки народные и литературные. Авторы современных загадок сохраняют и продолжают традиции русского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружающие современного ребёнка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир. | 1 |
4 | Знакомство со структурой загадки (изучение смысловой структуры и формальных особенностей загадки) | 1 |
5 | Сравнение и метафора. Метафоры не характерны для детского фольклора, но знакомство с ними начинается с загадки. В качестве метафор в загадках чаще всего выступают существительные, могут быть также глаголы и другие части речи. В основе метафоры лежит сопоставление двух явлений (предметов) | 1 |
6 | Описание предмета. Совершенствование умения описывать предметы. | 1 |
7 | Угадай-ка. Отгадывание загадки. Формирование умения отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия | 1 |
8 | Рассказы-небылицы | 1 |
9 | Путешествие по небу и земле (загадки о небе, небесных телах, земле, воде) | 1 |
10 | Явления природы (загадки о явлениях природы) | 1 |
11-12 | «Экскурсия в лес» (загадки о растениях, встречающихся в лесу и о животных) | 2 |
13 | «Наш сад» (загадки о растениях, встречающихся в саду) | 1 |
«А у нас на огороде» (загадки о растениях, которые выращиваются на огороде) | ||
14 | Подводное царство | 1 |
15 | Загадки о насекомых | 1 |
16 | Загадки о птицах | 1 |
17 | «Животные нашего двора» (загадки о домашних животных) | 1 |
18 | «Человек» (загадки о человеке, о внешнем виде человека, частях его тела) | 1 |
19 | «Одежда» (загадки об одежде и украшениях человека) | 1 |
20 | «Наша пища» (загадки о пище и питье) | 1 |
21 | «Транспорт» (загадки о средствах передвижения) | 1 |
22 | «Трудовая деятельность» (загадки о трудовой деятельности человека) | 1 |
23 | Загадки о жилище | 1 |
24 | «Музыкальные инструменты» (загадки о музыкальных инструментах) | 1 |
25 | «Алфавит. Книга» (загадки о грамоте, письме, книге, буквах алфавита) | 1 |
26 | «Время» (загадки о времени) | 1 |
27 | Загадки-шутки | 1 |
28 | Загадки-шарады | 1 |
29 | Загадки-ребусы | 1 |
30 | Задачи | 1 |
31-32 | Учимся сочинять загадки | 2 |
33 | Итоговое занятие. «В царстве загадок» | 1 |
Всего: 33 часа |
Список литературы:
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957
- Аникин В.П. Русский фольклор. Учебное пособие. Москва. Высшая школа. 1987
- Большой справочник по литературе
- Волина В. В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995
- Волина В. В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934
- Гайсина Р. С. Загадаю загадку…//Начальная школа 2007 №11,
- Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки//Начальная школа 2003 №4
- Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986
- Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968
- Закржевская Е. Д. Поиграем на досуге: сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше / Е. Д. Закржевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
- Запорожец И. В. Сочини загадку//Начальная школа 2003 №5
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985
- Лаврова Л. П., Добрынина Н. А. Неделя русской словесности//Начальная школа 2005 №4
- Лыкова Л. И. Увлеченность любимым делом//Начальная школа 1992 №3
- Львова М. Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках//Начальная школа 1998, №4
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М. Просвещение. 1987
- Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978
- Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках// Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971
- Панкратова Н. В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях//Начальная школа 1997, №3
- Русское устное народное творчество в начальной школе. Составила Рогожина Е. И., Смирнова 1999
- Рыбникова М. А. Загадки. М.; Л., 1932
- Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. М., Терра. 1996
- Сборник загадок. Сост. Карпенко М. Т., Москва «Просвещение», 1988
- Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка. // Начальная школа.- 2004.- №10
- Соловейчик М. С. Работа с загадками//Начальная школа, 1982, №12,
Ульяницкая Л. С. Об использовании загадки учителем начальных классов//Начальная школа 1990
27.Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе. Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-х частях. Сост. Царёва С. Е., Новосибирск: Изд-во НГПУ 1998
28.Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург «АРДЛТД», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"
Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка....
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"
Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...
Авторская программа внеурочной деятельности "Эко-мир"
Программа разработана мною для внеурочной деятельности социального направления.Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активност...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...