Самоуправление в классе
статья (2 класс) по теме
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей 20.02.2013г. по теме : "Самоуправление в классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie_v_klasse.ershovskaya_sosh._kirillova_n.p.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей 20февраля 2013 года
Не тему: «Самоуправление в классе»
Учитель начальных классов: Кириллова Наталия Петровна, классный руководитель 2 «А» класса, к.т. 8- 9160-861-83-46
«Самоуправление в классе»
Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность -
заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра – веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Слайд 2
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Слайд 3
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Слайд 4
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.
Слайд 5
Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
Слайд 6
Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
Слайд 7-12
С этой целью и ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.
Слайд 13
В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.
Слайд 14
Во втором полугодии делим класс на микрогруппы. Это могут быть домики, звёздочки, лучики и просто группы. Даём нашему коллективу общее название – Солнечная страна. И живут в этой Стране дружные Сказочные герои.
Сначала мы выбираем голосованием Знайку, т.е. командира.
- Затем мы разделимся на лучики.
- Обсуждаем, каким должен быть командир лучика.
- Добрым! Справедливым! Должен уметь дружить! Весёлым! Умным!
Решаем сформировать 5-8 лучиков. А названные ребята - наши командиры лучиков.
Затем каждый командир выбирает друга. И вот в лучике уже по два человека. Теперь каждого нового будут выбирать вместе, совещаясь.
Лучики сформированы. Все садятся по своим микрогруппам.
- А теперь посмотрите на наш класс. Какой он чистый, красивый. Что нужно делать, чтобы он всегда был таким?
- Убирать, подметать, вытирать пыль.
Решаем, что удобнее это делать всей микрогруппой. Я рассказываю, какие могут быть поручения, а ребята выбирают, что подходит для нашего класса. Потом предлагаю названия поручений на листочках, а командиры выбирают. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая микрогруппа ,через неделю будет выполнять новое поручение.
На уроках можно также давать задания по микрогруппам. Например, инсценирование эпизода, выполнение проекта или другое творческое задание.
Командиры выбираются на триместр.
Все стараются выполнять распоряжения актива, актив в классе уважают.
Слайд 15
Задачи дальнейшего развития коллектива:
- продолжить работу по сплочению классного коллектива, приучать обучающихся к самостоятельности, приучать терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел).
- содействовать воспитанию осознанной дисциплины, повышению уровня самопознания, самореализации, самовыражения.
Пути дальнейшего развития коллектива: через актив класса, через работу классного коллектива.
В течение триместра проводятся несколько мероприятий, к которым готовится каждая микрогруппа. Больше всего интерес дети проявляют к спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр.
Подведение итогов на каждом мероприятии проводится по микрогруппам.
В конце триместра проводится рейтинг, как индивидуальный, так и каждой.
микрогруппе.
На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе.
Слайд16
Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
Такими традициями у нас стали:
- помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
- поздравление учащихся класса с днём рождения;
- посещение детской библиотеки, краеведческого музея;
- сезонные экскурсии в парк;
- праздники;
- написание «тёплых писем» друг другу;
- генеральная уборка класса;
- поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных учеников.
Слайд 17
Предлагаю вашему вниманию пример организации самоуправления
во 2 «А»классе.
В зависимости от выполняемого поручения даются названия микрогруппам: «Друзья Золушки», «Друзья Дюймовочки», «Друзья Самоделкина», «Друзья Чипполино», «Друзья Буратино», «Друзья Веселого карандаша», «Друзья Петрушкина», «Друзья Айболита».
Перемена коротка, нужно успеть и отдохнуть, и выполнить часть поручения.
У каждой группы свои задачи:
«Знайка» - ответственный за учебу, первый помощник учителя на всех уроках;
«Друзья Чипполино» -борцы за справедливость, должны быть среди нас и разбирать наши споры и ссоры, пусть они нас примеряют, не дают нам драться;
«Друзья Буратино» - пусть живут на наших партах или в наших портфелях и следят , что бы мы не забывали достать учебники, ручки …
«Друзья Дюймовочки» - пусть они живут на цветах и ухаживают за ними;
«Друзья Веселого Карандаша» - первые помощники на уроках рисования;
«Друзья Самоделкина» - первые помощники на уроках труда;
«Друзья Петрушки» - первые помощники на уроках музыки;
«Друзья Золушки» - ответственные за порядок в классе, за дежурство;
«Друзья Айболита» - ответственные за соблюдение личной гигиены
В конце каждой недели подводятся итоги. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина. Команда, которая по итогам недели вышла на первое место на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем они будут заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.
Совместными усилиями был создан классный уголок и приняты законы жизни в классе:
Слайд 18
ЗАКОН ДОБРОТЫ
Доброта - это сила.
Не бойся быть сильным.
Дари людям добро.
Слайд 19
ЗАКОН ЛЮБВИ
Люби своих родителей,
друзей и всё то,
что тебя окружает.
Слайд 20
ЗАКОН ТРУДОЛЮБИЯ
Труд сделал из обезьяны человека.
Трудись, чтобы не вернуться назад!
Слайд 21
ЗАКОН ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Слайд 22
ЗАКОН ДРУЖБЫ
В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному.
Тогда на помощь приходит друг.
Слайд 23
ЗАКОН ХРАБРОСТИ
Будь храбрым и не бойся препятствий.
ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ
Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь.
ПОМОГИ!!!.
Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла моим ребятам выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе.
А главное - у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
Слайд 24-25
Источники:
http://pedsovet.su/load/196-1-0-7695
http://lady-lyavina.narod2.ru/portfolio/samoupravlenie/
http://festival.1september.ru/articles/505401/
http://festival.1september.ru/articles/517587/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ самоуправления в классе
Из опыта работы по формированию основ самоуправления младших школьников...
Самоуправление в классе
Самоуправление - неприменный признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрица...
Система самоуправления в классе.
В данной статье представлен опыт работы по системе самоуправления в классе.Только тот коллектив работаетв дружно и спокойно, в котором каждый ученик соблюдает законы....
Самоуправление в классе
Самоуправление в классе "Город Лучиков"...
Воспитательная программа самоуправления в классе
Данная программа будет способствовать развитию детского коллектива и формированию личности каждого воспитанника, а также поддерживать и стимулировать самоуправление....
Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.
В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...