Уроки нравственности. Дружба.
методическая разработка (3 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Васильевна

 

Тема занятия: «Уроки нравственности. Дружба»

 

Цель: - сформировать понятие о дружбе, показать важность дружбы в жизни человека

 

Задачи:

 - расширить знания детей о дружбе,

 - формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности;

 - формировать нравственные качества у учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

- развивать коммуникативные возможности учащихся;

- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, к окружающим людям.

 

Форма занятия:                Дискуссия на основе обсуждения и аргументации

Ожидаемый результат:

 В процессе занятия учащиеся смогут:                 

  - сформулировать понятие «дружба», назвать правила дружбы;

  - практиковать навыки взаимопомощи в предлагаемых нравственных ситуациях, при решении нравственных проблем;

  - приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в цикле «Уроки нравственности» по теме: «Дружба»

//3 класс//

Цель:

- сформировать понятие о дружбе, показать важность дружбы в жизни человека.

Задачи:

- расширить знания детей о дружбе,

- формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности;

- формировать нравственные качества у учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

- развивать коммуникативные возможности учащихся;

- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, к окружающим людям.

Оборудование:

ПК, мультимедийная презентация; карточки с пословицами; «цветик-семицветик» для коллективной работы; листы  для формулировки правил дружбы; «листовки» для оформления классной газеты по теме; музыкальное сопровождение

Ожидаемый результат:

В процессе занятия учащиеся смогут:                   - сформулировать понятие «дружба», назвать правила дружбы;

- практиковать навыки взаимопомощи в предлагаемых нравственных ситуациях, при решении нравственных проблем;

- приобрести навыки работы в сотрудничестве.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ


СЛАЙДОВ

1.Организационный момент.





























2. Сообщение темы Постановка цели занятия.

Слово учителю.













3.Систематизация и актуализация знаний.





Коллективная работа «Собери пословицу…»

















1 ученица






Коллективная работа. «Цветик-семицветик» Дружба – это…







Слово учителя.


















4. Встреча с гостем, ветераном В.О.в.















Слово гостю.







Физ. минутка.



























5.Закрепление знаний.

//«Дом Дружбы»//





2 ученица







Коллективная работа «Правила дружбы».















































 6.Рефлексия. Подведение итогов.






































****************


Дополнительно:

– Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать. (предварительно класс поделен  на 2 группы и размещается за «круглыми» столами)

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.

Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос                                                                             Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /
Радуга./

Я хочу вам подарить «Радугу», но только она спрячется в лепестках весеннего волшебного цветка.


ЭТОТ ЦВЕТОК

Обществу
Дарит
Радость
Улыбку    исполняет
Желания     учит быть
Благородным    он такой на свете
Единственный

Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе./

Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и  крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Я предлагаю вам вспомнить их. В этом вам помогут карточки на ваших столах, где вы должны собрать по 4 пословицы, а одну из них объяснить, как вы её понимаете.

1 команда.

1) Новых друзей наживай….(а старых  не теряй).

2) Человек без друзей… (что дерево без корней).

3) Друга за деньги… (не купишь).

4) Дружба -  как стекло,… (разобьётся – не сложишь).

2 команда.

1) Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

2) Без друга на сердце…. (вьюга).

3) Живи, не скупись, … (с друзьями делись).

4) Старый друг лучше…. (новых двух).

У автора Л. Измайлова есть замечательное стихотворение «Монолог о дружбе».  …… Прочитает его начала. Слушайте внимательно.

- можно сказать, что здесь говорилось про настоящую дружбу? Почему?

Как вы понимаете слово « дружба»?

(заполняют мини-цветок, объясняя, что такое дружба).

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газеты).

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

  1. В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью

  1. Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

 «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

- Сегодня у нас в гостях замечательный человек,  который….







Литвинов Василий Петрович. Он поделится своим опытом, знаниями, впечатлениями о том, как дружба помогает в разных жизненных ситуациях и делает человека ещё более сильным, ответственным, доброжелательным, человечным…

- Давайте поблагодарим Василия Петровича за такой урок и за советы как стать и быть настоящим другом!.

ФИЗМИНУТКА

«Мы – друзья»

Встаньте, дети, встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг. ( берутся за руки)

В кругу стоят друзья твои,

Ты им улыбку подари.      (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.        (Дети пожимают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

Пусть растёт и ширится Дружбы круг,

Чтоб рядом всегда  был верный друг. (поднимают руки вверх ,а потом машут ими)                               

- Дружить это очень не просто.

Вы много времени проводите в вашей школе: учитесь, играете, общаетесь, помогаете друг другу. Значит, школу можно назвать «Домом дружбы». Вы согласны со мной?

- А можно назвать ваш класс дружным? Почему?

…… Продолжит стихотворение о дружбе. Слушайте внимательно.

- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.

 Давайте с вами выработаем правила дружбы, ПОВЕСИМ В НАШЕМ УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ.               (работа в группах по составлению правил дружбы)

  1. Не выдавать чужие секреты;
  2. Всегда быть откровенным с другом;
  3. Не бойся попросить прощения;
  4. Не груби;
  5. Не надо менять друзей;
  6. Надо быть постоянным в дружбе;
  7. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;
  8. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  9. Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  10. Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
  11. радоваться вместе с другом его успехам;
  1. предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
  2. стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
  3. защищать друга;          и т.д.
  4. (правила составленные детьми вклеиваются в «газету»)

Кого мы называем другом?

Каких друзей нам хотелось бы иметь?

А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но ещё меньше  торопитесь расстаться с ними.

«Другу ты отдать сумей

Всё тепло души своей.

Всё отдал – богаче стал,

Что сберёг – то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу сохранит, пронесёт её сквозь года».


- Какое настроение у вас после нашего занятия, покажите это условными значками.

(выбирают «радость», «грусть», «равнодушие» и складывают при выходе в соответствующую коробочку).

- Спасибо за вашу работу, за внимание и активное участие!!!


******************************************

4 конкурс «Знаю ли я своего друга»

Учитель: Молодцы ребята. Вы написали очень хорошие сочинения о своих друзьях и о дружбе. А сейчас посмотрим, хорошо ли вы знаете своего друга? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чём мечтают? Поднимите руки те, кто считает себя настоящими друзьями. Учитель приглашает к доске по очереди по одной паре от команды. Я буду вам задавать вопросы. Один из друзей пишет ответы на доске, потом мы выслушиваем другого. Мы сравниваем ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (Одному из участников закрывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы).

Участники готовы, начинаем игру.

  1. Какой урок у него любимый?
  2. На чём он любит кататься?
  3. Какое время года у него любимое?
  4. Какой вид спорта любит?
  5. Кем хочет стать, когда вырастет?
  6. Какое животное он хотел бы иметь или имеет дома?
  7. Какие книги любит читать?


 



№ 1













№ 1 (*)







№ 2













№ 2(*)
















№ 3





















№ 3 (*)


№ 4














№ 4(*)







№ 4(**)










№ 4(***)


№ 5







№ 6
















№ 7













































№ 7(*)



 

№ 8














































№ 9


























№ 10







№ 11

        -  -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...