Система воспитательных занятий по направлению "Народное творчество"
методическая разработка (1 класс) по теме
Воспитательные занятия предназначены для детей с задержкой психического развития, но вполне подойдут и для массовой школы. В данном материале представлена система занятий с кратким содержанием каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в группе продленного дня – это непрерывный процесс воспитания. Воспитательные занятия помогают сделать этот процесс целенаправленным, систематичным. Далее я хочу представить часть программы воспитательных занятий, принятой в нашей школе. Работа по этой системе ведется уже несколько лет, а сейчас настала пора усовершенствовать ее в соответствии с современными требованиями. Мой личный вклад – работа над направлением «Народное творчество»
Пояснительная записка
к системе воспитательных занятий
«Россия – Родина моя»
Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском становлении; создание условий для самоопределения личности.
В связи с этим перед воспитателями группы продленного дня неизбежно встает вопрос, как наиболее эффективно использовать время пребывания учащихся в школе полного дня. Правильное решение данного вопроса тем более важно, что речь идет не о ребенке вообще, а о ребенке, имеющем отклонения в развитии разного рода: от эмоционально-волевой незрелости и личностных особенностей до нарушения познавательной деятельности. Следовательно, воспитательное воздействие на ребенка должно быть в максимальной степени индивидуализировано и должно способствовать усвоению накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности, опосредованной его отношениями с взрослыми, поскольку в процессе воспитания дети овладевают новыми способами взаимодействия со средой. Такой подход должен найти свое отражение и в содержании воспитательной работы, и в выборе ее методов и приемов.
Система воспитательных занятий «Россия – Родина моя» учитывает специфику образовательного учреждения, является одним из разделов основной образовательной программы ОУ, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, и соответствует концептуальным основам и особенностям воспитательной программы коррекционного образовательного учреждения.
Система воспитательных занятий «Россия – Родина моя» включает в себя три направления «Природа и я», «Я – петербуржец», «Народное творчество». Выбор этих направлений обусловлен необходимостью ориентировки в процессе воспитания на общечеловеческие ценности; возможностью комплексной реализации основных задач нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Основные принципы построения системы воспитательной работы:
- осуществление взаимодействия и взаимосвязи отдельных направлений в воспитании как условие разностороннего развития ребенка;
- Учет индивидуальных и типологических особенностей детей;
- Разнообразие и вариативность в использовании форм и средств воспитания.
Целью воспитательной работы является создание условий, которые помогут в более полной мере ученику проявить способности, активность, творчество и инициативу.
В процессе воспитательной работы реализуются как общие, так и частные задачи, характерные для каждого из трех направлений.
Общие задачи:
- Обогащение социального опыта детей посредством включения их в систему разнообразных отношений «человек – окружающий мир».
- Формирование системы интересов и потребностей детей как одного из факторов, влияющих на их познавательную активность и самостоятельность.
- Формирование нравственных качеств духовно-богатой личности.
- Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
- Развитие эстетических представлений, наклонностей, взглядов, художественного вкуса каждого ребенка; умения видеть и понимать прекрасное. Воспитание творческих способностей учащихся.
- Формирование активной жизненной позиции.
ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ
Направление «Природа и я»:
- воспитание гуманного отношения к природе, сопереживания и сострадания ко всему живому, умения видеть и ценить красоту природы;
- осознание себя как частицы окружающего мира, который нуждается в помощи и защите.
Направление «Народное творчество»:
- ознакомление детей с различными видами устного народного творчества и народными промыслами;
- приобщение детей к культурному наследию своего народа;
- пробуждение интереса к истокам народного творчества, народным традициям, воспитание чувства гордости и уважения за свой народ.
Направление «Я – петербуржец»:
- воспитание нравственных чувств на основе овладения культурно-историческими традициями города и страны;
- воспитание элементов нравственного сознания и поведения;
- помощь детям в освоении городского пространства.
Данные задачи реализуются в системе занятий, которые проводятся один раз в неделю, длительностью от 20 до 35 минут по каждому из направлений. Каждое из занятий состоит из трех частей: информационной, практической и игровой. Информационная часть занятия включает в себя краткие беседы с детьми в различной форме, а так же рассказы воспитателя, демонстрацию натуральных объектов, показ мультимедийных презентаций, учебно-позновательных видеофильмов, рассматривание произведений живописи, иллюстраций, использование художественного слова. В практической части проводятся целевые прогулки, экскурсии, реализуется творческая деятельность детей. Основу игровой части занятий составляют развивающие игры, игры с элементами мнемотехники, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, творческие игры, различные виды театральной пантомимы, игры с элементами соревнований. В конце каждой четверти проводятся итоговые занятия в различных формах: викторины, игры-конкурсы, соревнования, тематические вечера досуга и т.д.
Использование на занятиях инновационных педагогических технологий, информационных и коммуникационных, здоровьесберегающих технологий способствует решению коммуникативных, познавательных, коррекционных о воспитательных задач.
Все занятия проводятся в атмосфере активного поиска совместных решений и носят игровой, занимательный характер. Дети включаются в практическую деятельность, взаимодействуют в микрогруппах и парах, приобретают социально-значимый опыт. На этой основе формируются важнейшие личностные образования ребенка, воспитывается интерес к окружающему миру и к людям. Общаясь со сверстниками в атмосфере игры, дети освобождаются от эмоциональной скованности, напряженности, а разнообразные виды деятельности, как групповые. Так и индивидуальные, вызывают у них положительную реакцию, способствуют их социальной адаптации.
1 класс
I четверть. ВВОДНАЯ.
Тема: «Мы теперь ученики»
Цель: Помочь детям адаптироваться в условиях школьной жизни.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить детей с пространством школы, класса.
- Дать знания о режиме дня, необходимости его соблюдения
- Познакомить детей с некоторыми профессиями (профессиями родителей)
- Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.
- Воспитательные:
- Познакомить детей с правилами поведения в школе
- Помочь детям лучше узнать друг друга, воспитывать дружеские чувства, способствовать формированию коллектива класса.
- Воспитывать уважение к труду людей, желание помогать родителям дома
- Познакомить с пословицами и поговорками о труде
- Активизировать знания детей о временах года (осень)
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
- Развивать пространственно-временно-ориентировочные навыки
- Развивать мелкую моторику
Используемые технологии:
Игровые, здоровьесберегающие, мнемотехника
1 занятие. «Мы теперь ученики»
- Знакомство с классом, игровой зоной.
- Беседа о правилах поведения в классе. (Воспитатель предлагает ситуацию, предполагающую выполнение правил поведения в классе. Дети выполняют задание и обсуждают, что было выполнено правильно, а что нет. Какие правила соблюдались?)
- Игра «Мы теперь ученики»*
2 занятие. «Знакомство со школой»
- Экскурсия по школе. Беседа о правилах поведения: в столовой, в раздевалке, при проходе по коридору, на лестницах, в туалете и т.д.
- Работа с мнемотаблицей «Правила поведения в школе»
- Д.И. «Трик-трак, это не так!»
3 занятие. «Мой режим»
- Стихотворение С.Я.Маршака.
(Приходит Незнайка в школу и говорит о том, что в школу торопиться не обязательно – «Подумаешь, опоздал!»). Обсуждение, почему Незнайка опоздал в класс? Для чего так важен режим?
- Беседа с детьми об их режиме. Примерный режим дня. Новое: собрать с вечера портфель)
- Д.И. «Утро, день, вечер»*
- Д.У. «Собери портфель»*
4 занятие. «Я»
Предварительная работа: с детьми заполнить таблицу «Какой я бываю»*
- Приходит Незнайка и не знает, как к кому обращаться: «Эй, девочка с косичками!» Беседа, для чего нужны фамилия, имя, отчество.
- Интересные сведения «Русские фамилии»*
- «Нарисуй себя». Детям предлагается нарисовать свой портрет в середине цветка, а лепестки закрасить теми цветами, какие качества, по его мнению, для него характерны.
5 занятие. «Правила личной гигиены»
- Рассказ воспитателя «Незнайка заболел»*
- Работа с мнемотаблицей*
- Разучивание стихотворения «Ёжик в бане» с использованием пиктограммы
6 занятие. «Моя семья»
- Что такое семья? Разгадывание ребуса «7Я». * Рассматривание «дерева», пояснить, почему 7-Я (картинка №2)*
- Рассказы детей о своей семье.
- Нарисуй членов своей семьи на семейном «дереве» (картинка №1)*
- Домашнее задание: вместе с родителями заполнить листок №2
7 занятие. Рисование «Моя семья»
- Предварительная беседа с учетом результатов предыдущего занятия.
- Работа детей.
- Выставка детских работ[1]
8 занятие. «Профессии родителей»
- Чтение отрывка из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»
- Беседа «Знаешь ли ты, кем работают твои родители?»
- Д.И. «Веселая путаница», «Работа всякого нужна одинаково»*
9 занятие. «Профессии родителей»
Предварительная работа: подобрать материал, исходя из профессий родителей учащихся класса.
- Беседа о профессиях (интересные сведения)
- Кем бы ты хотел быть?
- Развитие мелкой моторики «Обведи и назови профессии»*
10 занятие. «Пословицы и поговорки о труде»
- Диалог с Незнайкой («Работа не волк, в лес не убежит»)*
- Пословицы и поговорки о труде.
- Д.И. «Подбери пословицу»*
11 занятие. Инсценировка сказки «Репка»
Предварительная работа: изготовление с детьми шапочек-масок
- Рассказывание сказки «Репка», распределение ролей.
- Игра-инсценировка
- Вывод: «Если вместе, если дружно – все получится как нужно!»
12 занятие. «Отношения в семье»
- Вспоминаем сказку «Репка». Почему всё получилось у героев сказки?
- Д.И. «Трик-трак, это не так!».* Беседа об обязанностях ребенка в семье с разыгрыванием различных ситуаций.
- Д.И. «Кому что нужно?»*
- Развитие мелкой моторики «Обведи и раскрась»*
13 занятие. «Осень»
- Беседа о признаках осени с использованием мнемотаблицы. Назвать осенние месяцы.
- Д.И.:
- «Трик-трак, это не так!»*
- «Полдник коротышек»*
- «Листья»*
- «Календарь в стихах»*
14 занятие. «Экскурсия в осенний парк»
- Наблюдение за осенними изменениями в природе.
- Д.И. с природным материалом*
- Сбор природного материала.
1 класс
Направление: «Народное творчество»
Цель: Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить детей с малыми формами фольклора. Дать понятия потешка, прибаутка, скороговорка, чистоговорка.
Освежить в памяти детей знакомые сказки, познакомить с новыми. Учить отличать сказки о животных и волшебные сказки.
Упражнять детей в умении давать краткую характеристику персонажам сказки.
- Коррекционно-развивающие: Обогащать и активизировать словарный запас , формировать грамматический строй речи, развивать монологическую речь, формировать навыки диалогической речи.
Развивать мелкую моторику, графические навыки.
Формировать и закреплять пространственно-ориентировочные понятия
Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мышление, воображение
- Воспитательные: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать через сказку нравственные качества: доброту, взаимовыручку, отзывчивость, честность, трудолюбие.
Используемые технологии:
Дидактические игры, игры-драматизации, приемы мнемотехники, ИКТ.
Планируемые результаты освоения программы учащимися:
К концу года дети получат возможность освоить знания о малых формах устного народного творчества (фольклора): потешках и прибаутках, загадках, скороговорках и чистоговорках. Смогут познакомиться с такими видами сказок, как сказки о животных, волшебные сказки, научатся их различать.
Благодаря коррекционным заданиям дети смогут улучшить речь, внимание, мышление, память, воображение, навыки пространственной и временной ориентировки, навыки письма.
Тематическое планирование воспитательных занятий
(В 1 классе в I четверти даются общие занятия, посвященные адаптации детей в школьной жизни)
II четверть | ||
1 | «По Руси ходили скоморохи» | Что такое прибаутки и потешки |
2 | «Как на горке на пригорке» | Что такое скороговорки и чистоговорки |
3 | «Вышел месяц из тумана» | Для чего нужны считалки? |
4 | «Что такое перед нами» | Загадывание загадок о предметах быта |
5 | «Загадаю вам загадку» | Загадки о животных и явлениях природы |
6 | «Делу – время, потехе – час» | Итоговое |
III четверть | ||
1 | Путешествие в страну сказок | Инсценировка сказки «Теремок» |
2 | Сказка «Лиса, заяц и петух» | Прослушивание сказки. Загадки о животных |
3 | «Лиса и журавль» | Игра-драматизация |
4 | «Лиса и заяц» | Придумай к сказке другой конец |
5 | «Лиса и волк» | Рассказывание сказки. Танграм |
6 | «Зимовье» | Рассказывание сказки. Изображаем сказку пиктограммой |
7 | «Играем в сказку» | Итоговое |
IV четверть | ||
1 | «Снегурочка» | Чем волшебные сказки отличаются от сказок о животных |
2 | «Гуси-лебеди» | Рассказывание сказки по картинкам |
3 | «Смоляной бочек» | Плоскостной театр |
4 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Прослушивание сказки. Беседа о нравственных качествах. |
5 | «Хаврошечка» | Прослушивание сказки. Составление задачи |
6 | «По щучьему веленью» | Прослушивание сказки. Развитие воображения |
7 | «В некотором царстве» | Итоговое |
II четверть.
Тема: Устное народное творчество
(Малые формы фольклора)
1 занятие. «По Руси ходили скоморохи»
- Что такое прибаутки, песенки и потешки. (Зачитываются разного вида)
- Заучивание потешки с помощью пиктограммы*
- «Сосчитай и раскрась» *
2 занятие. «Как на горке, на пригорке»
- Что такое скороговорки и чистоговорки, зачем они нужны и чем отличаются.
- Проговаривание чистоговорки «Колпак» с пальчиковой игрой.*
- «Сделай так, чтобы все колпаки стали одинаковыми»*
3 занятие. «Вышел месяц из тумана»
- Для чего нужны считалки? Кто больше знает считалок?
- Заучивание новой считалки
- Подвижная игра с использованием новой считалки
4 занятие. «Что такое перед нами?»
- Загадывание загадок о предметах быта. Зарисуй отгадку.(Учащиеся отгадку не называют, а зарисовывают)
- Опиши предмет не называя. (Ребенок за ширмой выбирает предмет, описывает его, дети отгадывают)
5 занятие. «Загадаю вам загадку»
- «Цветные загадки». (Загадки о животных и явлениях природы)
- Загадки о временах года. Найди отгадку на картинке.
- Графический диктант (Отгадка к загадке) (см. приложение 1)
6 занятие, итоговое: «Делу – время, потехе – час». (Игровое)
III четверть
Тема: Сказки о животных
1 занятие. «Путешествие в страну сказок»
- Обзор знакомых сказок о животных
- Загадки о животных – персонажах сказки «Теремок»
- Инсценировка сказки «Теремок»
- Работа с понятиями «Выше – ниже», «лево – право» (см приложение)
2 занятие «Лиса, заяц и петух»
- Загадывание загадок о персонажах сказки
- Прослушивание сказки «Лиса, заяц и петух»
- Работа с понятиями «Далеко – близко»
- Штриховка «Нарисуй струны к гуселькам» (см приложение)
3 занятие «Лиса и заяц»
- Чтение сказки
- Придумай к сказке другой конец.
- «Что перепутал художник?» «Какое слово лишнее?» (см приложение)
4 занятие Игра-драматизация «Лиса и журавль»
- Рассматривание картинки журавля. Какого персонажа не хватает?
- Игра-драматизация по сказке
- Работа с понятиями «высокий – низкий», «широкий – узкий»
- «Обведи и заштрихуй» (см. приложение)
5 занятие Сказка «Лиса и волк»
- Рассказывание сказки «Лиса и волк»
- Танграм (Составь фигуру лисы из геометрических фигур)
- Игра «Узнай по описанию»
- Лабиринт «Проведи лису к проруби» (см приложение)
6 занятие «Зимовье».
- Загадывание загадок о животных (персонажи сказки)
- Прослушивание сказки
- Зарисовываем сказку с помощью пиктограммы
7 занятие, итоговое: «Играем в сказку» (Игровое)
IV четверть
Тема: Волшебные сказки
1 занятие «Снегурочка»
- Чем волшебные сказки отличаются от сказок о животных?
- Просмотр мультфильма «Снегурочка» (Чтение сказки)
- «Сосчитай и раскрась» (см. приложение 1)
2 занятие «Гуси-лебеди»
- Узнай сказку по картинкам (Яблоня, печка, гуси-лебеди)
- «Разложи картинки по порядку»
- Графический диктант (см. приложение 1)
3 занятие «Смоляной бочок»
- Разрезные картинки по сказке.
- Рассказывание сказки с показом плоскостного театра на магнитной доске
- Составление считалки про бычка и других героев сказки: «Раз бычок, два бычок…»
4 занятие «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Прослушивание сказки.
- Беседа по сказке (Почему Иванушка превратился в козленка? Какие еще копытца могли бы встретиться на пути брата и сестры? И т.д.)
- Сколько животных спряталось на картинке? Найди и обведи козленка. (см. приложение 1)
5 занятие «Хаврошечка»
- Прослушивание сказки
- «Трик-трак – это не так» (см. приложение 1)
- Составим задачу по сказке (см. приложение 1)
6занятие «По щучьему веленью»
- «Из какой сказки предметы?»
- Прослушивание сказки «По щучьему веленью» Что бы вы попросили «по щучьему веленью»?
- «Помоги Емеле добраться до проруби» (лабиринт, см. приложение)
7 занятие, итоговое: «В некотором царстве..»
2 класс
Народное творчество
Цель:
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и расширять знания детей о волшебных сказках и сказках о животных; познакомить учащихся с бытовыми сказками; способствовать восприятию литературных героев в их разнообразных проявлениях (внешний вид, поступок, переживания, мысли)
- Закреплять знания учащихся о малых формах устного народного творчества (считалки, скороговорки, загадки); знакомить с пословицами и поговорками, новыми загадками, разнообразием тематики.
- Познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства : глиняная игрушка (дымковская, каргопольская, филимоновская), матрешка (загорская, семеновская), хохломская и городецкая роспись.
Коррекционно-развивающие:
- Обогащать и активизировать словарный запас; продолжать развивать монологическую и диалогическую речь.
- Развивать мелкую моторику, графические навыки.
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, мышление, воображение
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к постоянному общению с книгой
- На примере пословиц и поговорок уточнить понятие учащихся о чести, добре, дружбе и других моральных качествах, расширять их представление о жизни
- Воспитывать у детей устойчивый интерес и уважение к труду народных мастеров.
Используемые технологии:
Дидактические игры, игры-драматизации, приемы мнемотехники, ИКТ.
Планируемые результаты освоения программы учащимися:
К концу года дети получат возможность:
- Расширить знания об основных видах устного народного творчества: сказках, потешках, загадках, считалках, скороговорках и чистоговорках.
- Смогут научиться различать такие виды сказок, как сказки о животных, волшебные сказки, бытовые, оперировать понятиями зачин, присказка, концовка сказки.
- Познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства: дымковская игрушка, матрешка, хохломская и городецкая роспись.
Благодаря коррекционным заданиям дети смогут улучшить речь, внимание, мышление, память, воображение, навыки чтения и письма.
Тематическое планирование воспитательных занятий
I четверть | ||
1 | «Сказка за сказкой» | Сказки о животных |
2 | «Путешествие в неведомую страну» | Активизация знаний о волшебных сказках. |
3 | «Что ни сказка, то новое чудо» | Зачин, присказка. Расширение знаний о волшебных сказках |
4 | «Сказка ложь, да в ней намек» | Традиционная концовка сказки |
5 | «Жили-были» | Знакомство с бытовыми сказками |
6 | «Чего на свете не бывает» | Расширение знаний о бытовых сказках |
7 | «Сундучок бабушки Арины» | Итоговое |
II четверть | ||
1 | «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть» | Народные игры и забавы |
2 | « Страна загадок» | Знакомство с разновидностями загадок |
3 | «Что такое перед нами?» | Учимся составлять загадки |
4 | «Не в свои сани не садись» | Расширение знаний о пословицах и поговорках |
5 | «Волков бояться – в лес не ходить» | Закрепление знаний о пословицах и поговорках |
6 | «Тара-тара-тарарам, приходите в гости к нам» | Итоговое. Игра-соревнование. |
III четверть | ||
1 | «Чудо-мастера» | Знакомство с декоративно-прикладным творчеством |
2 | «Забавная игрушка, веселая свистушка» | Расширение знаний о дымковской игрушке. |
3 | «В гости к нам пришла игрушка» | Сравнение глиняных игрушек разных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь) |
4 | «Люблю матрешку русскую» | Знакомство с историей создания матрешки. Загорская матрешка |
5 | «Эти милые сестрицы» | Семеновская матрешка, особенности росписи. |
6 | «Русские умельцы» | Закрепление знаний о матрешках, сравнение семеновской и загорской матрешек. |
7 | «Дело мастера боится» | Итоговое. Игровое. |
IV четверть | ||
1 | «Роспись хохломская, словно колдовская» | Знакомство с историей возникновения хохломской росписи. |
2 | «Хохломская роспись – алых ягод россыпь» | Расширение знаний о хохломской росписи |
3 | «Что за чародеи хохлому одели?» | Закрепление знаний о хохломской росписи. |
4 | «Конь-огонь» | Знакомство с историей возникновения промысла |
5 | «Чудо чудное, диво дивное» | Расширение знаний о городецкой росписи. |
6 | «В гостях у веселых скоморохов» | Итоговое. Вечер досуга |
I четверть
Тема: Сказки
1 занятие. «Сказка за сказкой»
- Вспоминаем сказки о животных
- Чтение сказки «Медведь и лиса» («Лиса-повитуха»)
- Загадки о животных. Из какой они сказки?
2 занятие. «Путешествие в неведомую страну»
- Вспоминаем волшебные сказки.
- «Чтение сказки «Василиса прекрасная»
- «Трик-трак, это не так»*
3 занятие. «Что ни сказка, то новое чудо»
- Знакомство с зачином и присказкой.
- Чтение сказки «Финист-ясный сокол»
- «Исправь ошибку»*
4 занятие. «Сказка ложь, да в ней намек»
- «Узнай сказку по отрывку»*
- Знакомство с традиционной концовкой сказок
- Игра «Из какой сказки предмет»*
5 занятие. «Жили-были»
- Знакомство с бытовыми сказками
- Чтение сказки «Умный мужик»
- «Собери сказки»
6 занятие «Чего на свете не бывает»
- Чтение сказки «Чего на свете не бывает»
- «Трик-трак, это не так!»*
- Нарисуй иллюстрацию к сказке
7 занятие. «Сундучок бабушки Арины». Итоговое. Игра-конкурс.
II четверть.
Тема: Малые формы фольклора.
1 занятие. «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть»
- Считалки (кто больше знает).
- Скороговорки и чистоговорки. Игровое упражнение: «Подбери текст к картинке»*
- Разучивание новой чистоговорки и скороговорки. Игра «Повтори правильно»
2 занятие. «Страна загадок»
- Путешествие по стране загадок (разновидности)
- «Угадай, что загадали». Составление загадок.
- Кроссворд по загадкам*
3 занятие. «Что такое перед нами»
- Виды загадок: в стихах, противопоставление, сравнение*
- Составляем загадки сами
- «Цветные загадки»*
4 занятие. «Не в свои сани не садись»
- Знакомство с пословицами и поговорками как частью фольклора
- «Расшифруй пословицу»*
- «Закончи пословицу»*
5 занятие. «Волков бояться – в лес не ходить»
- Продолжение работы с пословицами и поговорками: учимся понимать скрытый смысл
- «Ответь пословицей или поговоркой»*
- «Угадай пословицу»*
6 занятие «Тара-тара-тарарам, приходите в гости к нам» Итоговое. Игра-соревнование.
III четверть
Тема: Народные промыслы
1 занятие. «Чудо-мастера»
- Знакомство с дымковским промыслом**
- «Четвертый лишний»*
- «Чего не стало?»*
2 занятие. «Забавная игрушка, веселая свистушка»
- Работа с мнемотаблицей: что мы узнали о дымковской игрушке
- «Собери целое»(разрезные картинки)
- Рисуем чудо-игрушку.(Работа по шаблону)
3 занятие. «В гости к нам пришла игрушка»
- Сравнение дымковской игрушки с изделиями мастеров Каргополя и Филимоново.
- «Что общего?», «Найди отличия»*
- «Подбери узор»*
4 занятие. «Люблю матрешку русскую»
- История создания матрешки**
- «Собери матрешку» (разрезные картинки)
- Роспись шаблона матрешки (Загорская)
5 занятие. «Эти милые сестрицы»
- Характерные особенности семеновской матрешки.
- «Подбери узор»*
- «Что лишнее?»*
6 занятие. « Русские умельцы»
- Работа с мнемотаблицей. Сравнение загорской и семеновской матрешек
- «Одень матрешку»*
- «Что изменилось?»*
7 занятие. «Дело мастера боится» Итоговое. Игровое.
IV четверть.
Тема: Народные промыслы
1 занятие. «Роспись хохломская, словно колдовская»
- Рассказ воспитателя об истории возникновения хохломской росписи**
- Рассматривание посуды, расписанной хохломскими мастерами. «Что изменилось?» («Чего не стало?»)
- Математическое лото *
2 занятие. «Хохломская роспись – алых ягод россыпь»
- Знакомство с элементами хохломской росписи**
- «Составь узор»*
- «Трик-трак, это не так»*
3 занятие. «Что за чародеи хохлому одели»
- Работа с мнемотаблицей. Что мы узнали о хохломском промысле.
- «Ошибки художника»
- Роспись шаблона хохломского изделия.
4 занятие. «Конь-огонь»
- Знакомство с историей возникновения городецкого промысла**
- «Что лишнее?»*
- «Составь узор»*
5 занятие. «Чудо чудное, диво дивное»
- Особенности городецкой росписи: основные элементы, цветовая гамма.
- Роспись готового шаблона городецкого изделия
- Работа с мнемотаблицей: что мы узнали о городецком промысле
6 занятие. «В гостях у веселых скоморохов» Итоговое. Вечер досуга
3 класс
Народное творчество
Цель:
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить знания детей о разновидностях устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы и поговорки)
- Закрепить и расширить знания детей о дымковской игрушке, семеновской и загорской матрешках.
- Закреплять знания учащихся об особенностях и разнообразии изделий хохломских и городецких мастеров
Коррекционно-развивающие:
- Обогащать и активизировать словарный запас; продолжать развивать монологическую и диалогическую речь.
- Развивать способность эмоционально откликаться на действия литературных героев
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, мышление, воображение
Воспитательные:
- Через художественные образы героев народных сказок расширить представления учащихся о мудрости, самобытности русского народа, воспитывать умение сопереживать, желание помочь слабому.
- Формировать устойчивый интерес к малым формам устного народного творчества, слову, вызывать желание использовать в своей речи поговорки, пословицы и т.д.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, дружеские взаимоотношения в коллективе, развивать навыки общения
Используемые технологии:
Дидактические игры, игры-драматизации, приемы мнемотехники, ИКТ.
Планируемые результаты освоения программы учащимися:
К концу года дети получат возможность:
- Научиться понимать и объяснять происхождение термина «устное народное творчество»; ориентироваться в основных видах устного народного творчества; различать такие виды фольклора, как частушки, пословицы и поговорки, загадки.
- Свободно оперировать понятиями зачин, концовка, присказка и вычленять эти элементы в сказках; выражать свое отношение к героям и содержанию сказки, опираясь на такие моральные категории как «добро» и «зло».
- Узнать о значении народных промыслов и их изделий в жизни людей; познакомиться с основными видами изделий народных промыслов (игрушки, предметы быта), научиться выделять изделия, характерные для определенного вида росписи.
Благодаря коррекционным заданиям дети смогут улучшить речь, внимание, мышление, память, воображение, навыки чтения и письма.
Тематическое планирование воспитательных занятий
I четверть | ||
1 | «Красна песня ладом, а сказка складом» | Активизация знаний о сказках о животных |
2 | «Раз, два, три, четыре, пять, будем в сказку мы играть» | Развитие творческих способностей. Игра-драматизация «Волк и семеро козлят» |
3 | «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» | Активизация знаний о волшебных сказках. Лепка «волшебных предметов» |
4 | «Сказка в дверь стучится к нам» | Беседа о героях волшебных сказок. Игры по сказкам |
5 | «Если бы я был волшебником» | Придумывание другого конца к сказке |
6 | «Сказка – ложь, да в ней намек» | Расширение знаний о бытовых сказках. Знакомство с новой сказкой «Дочь-семилетка» |
7 | «Что за прелесть эти сказки» | Итоговое. Викторина |
IIчетверть | ||
1 | «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» | Беседа о пословицах и поговорках. |
2 | «Глупые ссорятся, а умные договариваются» | Пословицы и поговорки о дружбе. |
3 | «Частушки – слов завитушки» | Знакомство с частушками как видом малых форм фольклора |
4 | «Умел народ трудиться, умел и веселиться» | Закрепление знаний о русских народных играх и забавах |
5 | «Веселый сундучок» | Игры по загадкам |
6 | «Русские народные посиделки» | Итоговое. Игра-соревнование |
IIIчетверть | ||
1 | «Дымковская барышня всем нам очень нравится» | Закрепление и расширение знаний о дымковском промысле |
2 | «Поляночкой идет медведь с тальяночкой» | Знакомство с каргопольской игрушкой |
3 | «Веселые краски» | Особенности филимоновской игрушки. Сравнение с дымковской и каргопольской. |
4 | «Эти разные матрешки» | Активизация и расширение знаний о матрешках |
5 | «Чудесная матрешка» | Закрепление знаний о семеновской матрешке. Роспись шаблона |
6 | «Разноцветный хоровод» | Знакомство с матрешкой Полхов-Майдана. Игры. |
7 | «Русские красавицы» | Итоговое. Конкурс |
IV четверть | ||
1 | «Всех чудес чудесней наша Хохлома» | Углубление знаний о хохломском промысле. |
2 | «Ягодка, цветочек , травки завиточек» | Рисование хохломского узора в круге |
3 | «Сказочная посуда» | Час игры |
4 | «Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит» | Расширение знаний о городецком промысле. |
5 | «Волшебные узоры Городца» | Роспись готового шаблона. |
6 | «Разноцветная ярмарка» | Тематический вечер |
I четверть
Тема: Сказки
1 занятие. «Красна песня ладом, а сказка складом»
- Вспоминаем сказки о животных. Чем они отличаются от волшебных и бытовых? Чему учат нас сказки о животных?
- Игра-пантомима «Чья лисичка лучше?»
- Загадки о животных
2 занятие. «Раз, два, три. Четыре, пять, будем в сказку мы играть»
- Рассматривание иллюстраций и чтение отрывков из сказки «Волк и семеро козлят»
- Игра-драматизация «Волк и семеро козлят»
- «Угадай по описанию»
3 занятие. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»
- Беседа о знакомых учащимся волшебных сказках.
- Просмотр мультфильма «Царевна-лягушка». Докажите. Что эта сказка является волшебной.
- Лепка волшебного сказочного предмета.
4 занятие. «Сказка в дверь стучится к нам»
- Беседа о героях волшебных сказок. Как описывается в сказке положительный герой? Какие поступки он совершает? Что характерно для отрицательных персонажей? Чем всегда заканчивается сказка?
- «Составь название»*
- Кроссворд по сказкам
5 занятие. «Если бы я был волшебником»
- Просмотр мультфильма «Снегурочка»[2]
- Если бы ты был волшебником, как бы ты изменил конец сказки?
- Аппликация «Наряд для снегурочки»
6 занятие. «Сказка – ложь, да в ней намек…»
- Вспомнить с детьми, какие бытовые сказки они знают.
- Чтение новой сказки «Дочь-семилетка»
- «Трик-трак, это не так»*
7 занятие «Что за прелесть эти сказки» Итоговое. Викторина.
II четверть
Тема: Малые формы фольклора.
1 занятие. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»
- Беседа о пословицах и поговорках.
- «Закончи пословицу»*
- «Подбери пословицу к рассказу»*
2 занятие. «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
- Пословицы и поговорки о дружбе.
- «Расшифруй пословицу» (ребусы)*
- «Собери пословицу»*
3 занятие. «Частушки – слов завитушки»
- Прослушивание аудиозаписей с русскими народными песнями и частушками.
- Беседа «Что такое частушка». Д.и. «Найди частушку»*
- Рисунки к частушкам.
4 занятие. «Умел народ трудиться, умел и веселиться»
- Какие народные игры и забавы нам знакомы?
- Скороговорка – русская народная забава. «Кто кого переговорит?»*
- Разучивание русской народной игры.
5 занятие. Веселый сундучок»
- Кроссворд по загадкам.*
- Сюрпризный момент – «сундучок» В сундучке находятся различные предметы. Учащимся предлагается не показывая вынуть из сундучка предмет и придумать о нем загадку.
- «Нарисуй отгадку» - отгадка к загадке не называется вслух, а зарисовывается.
6 занятие. «Русские народные посиделки». Итоговое. Игра-соревнование.
III четверть.
Тема: Народные промыслы.
1 занятие. «Дымковская барышня всем нам очень нравится»
- Беседа о народных умельцах села Дымково и истории возникновения промысла **
- Д.и. «Путаница»*
- Д.и. «Четвертый лишний»*
2 занятие. «Поляночкой идет медведь с тальяночкой»
- Ребус «Каргопольская игрушка»*
- Рассказ воспитателя о каргопольском промысле.**
- «Подбери узор»*
3 занятие. «Веселые краски»
- Знакомство с филимоновским промыслом.**
- Д.у.«Что общего? Найди отличия»*
- «Разрезные картинки»*
4 занятие. «Эти разные матрешки»
- Работа с мнемотаблицей. Что мы знаем о матрешках?
- Рассказ воспитателя о Загорской матрешке**
- «Одень матрешку»*
5 занятие. «Чудесная матрешка»
- Рассказ воспитателя о семеновской матрешке**
- Д.и. «Продолжи узор»*
- Роспись матрешки по шаблону
6 занятие. «Разноцветный хоровод»
- Знакомство с Полхов-Майдановским промыслом. Характерные особенности матрешки из Полхов-Майдана**
- «Одень матрешку»*
- «Подбери подружек»*
7 занятие. «Русские красавицы». Итоговое. Конкурс.
IV четверть.
Тема: Народные промыслы
1 занятие. «Всех чудес чудесней наша Хохлома»
- Работа с мнемотаблицей.# Что мы знаем о хохломских мастерах?
- Рассматривание изделий хохломских мастеров, особенности росписи**
- Д.и. «Что изменилось?
2 занятие. «Ягодка, цветочек, травки завиточек»
- Вспоминаем характерные элементы и цветовую гамму хохломской росписи. (Мнемотаблица#)
- Д.и. «Составь узор»*
- Роспись узора в круге
3 занятие. «Сказочная посуда»
- Ребусы*
- Д.и «Собери картинку»*
- Д.и. «Найди ошибку»*
- Кроссворд «Хохлома»*
4 занятие. «Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит»
- Что мы знаем о мастерах городецкой росписи? Работа с мнемотаблицей*
- Рассматривание изделий городецких мастеров, характерные особенности росписи**
- Д.и. «Составь целое»
5 занятие. «Волшебные узоры Городца»
- Д.и. «Узнай городецкие изделия»*
- Д.и. «Сложи узор»*
- Роспись шаблона городецкого изделия.
6 занятие. «Разноцветная ярмарка» Итоговое. Тематический вечер
4 класс
Народное творчество
Цель:
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и систематизировать знания детей о разновидностях устного народного творчества (сказки и их разновидности, загадки, пословицы и поговорки, игры)
- Познакомить учащихся с былинами как разновидностью устного народного творчества
- Упражнять в умении устанавливать многообразные связи в тексте, мотивы поведения героев, границы фантастического и реалистического в сказках.
- Обобщить знания детей о декоративно-прикладном творчестве русского народа, об особенностях хохломской, городецкой, дымковской, каргопольской, филимоновской, семеновской росписи
- Познакомить с гжельской росписью.
Коррекционно-развивающие:
- Обогащать и активизировать словарный запас; продолжать развивать монологическую и диалогическую речь, понимать и использовать в речи идиоматические выражения;
- Формировать умение высказывать свое суждение.
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, логическое мышление, воображение
Воспитательные:
- Воспитывать честность, преданность, смелость, чувство коллективизма – народные принципы жизни, заложенные в устном народном творчестве.
- Формировать способности к самовыражению через различные виды исполнительской деятельности, понимание роли искусства в жизни общества, стремление к красоте в повседневной жизни
- Воспитывать сознательное положительное отношение к традициям и культуре своего народа, к ее многообразию и самобытности,
Используемые технологии:
Дидактические игры, игры-драматизации, приемы мнемотехники, ИКТ.
Планируемые результаты освоения программы учащимися:
К концу года дети получат возможность:
- Понимать, что такое былина, в чем сходство и различие между сказкой и былиной
Тематическое планирование воспитательных занятий
I четверть | ||
1 | «Старина стародавняя» | Знакомство с народным эпосом - былины |
2 | «Русские былины» | Знакомство с былиной «Илья Муромец» |
3 | «Русские богатыри» | Чтение былины «Добрыня и змей» |
4 | «На каждого Егорку есть своя поговорка» | Расширение знаний детей о пословицах и поговорках» |
5 | «Кладовая народной мудрости» | Расширение и закрепление знаний о пословицах и поговорках |
6 | «Ловлю птиц на лету» | Народные игры |
7 | «Умел народ трудиться, умел и веселиться» | Итоговое. |
II четверть | ||
1 | «Русские умельцы» | Активизация знаний о видах декоративно-прикладного искусства. |
2 | «Рябинка празднует осень» | Хохломская роспись. Повторение. |
3 | «Золотая, расписная…» | Хохломская роспись. Практическое. |
4 | «Сказочная птица» | Городецкие изделия. Повторение |
5 | «Юные мастера» | Роспись по мотивам Городца |
6 | «Русский калейдоскоп» | Итоговое. |
III четверть | ||
1 | «Фантастические кони» | Дымка, Каргополь, Филимоново. Повторение |
2 | «Веселая игрушка» | Лепка по мотивам народной игрушки |
3 | «Волшебная кисточка» | Роспись готовых игрушек |
4 | «Матрешка-девчушка, красивая игрушка» | Активизация знаний о матрешках |
5 | «Русская матрешка из Семенова» | Практическое |
6 | «Час игры» | Закрепление знаний о народных игрушках |
7 | «Уменье и труд все перетрут» | Итоговое. Игра по станциям. |
IV четверть | ||
1 | «Гжельские мастера» | Знакомство с историей промысла |
2 | «Посуда из Гжели» | Расширение знаний о гжельской росписи. |
3 | «Чудесные превращения» | Практическое. Роспись шаблона по мотивам Гжели |
4 | «Мастерская юного волшебника» | Игровое |
5 | Экскурсия в этнографический музей | Декоративно-прикладное искусство русского народа |
6 | «Праздник рядом с нами» | Итоговое. |
I четверть
Тема: Русский народный фольклор.
1 занятие. «Старина стародавняя»
- Вспомнить с детьми, какие виды устного народного творчества они знают.*
- Рассказ воспитателя «Что такое былины»**
- Игра-пантомима: покажи «Жар-птицу», «бабу Ягу», «Кощея» и т. д.
2 занятие. «Русские былины»
- Чтение былины «Илья Муромец»
- «Дорисуй картинку», «Прочти, что написано»*
- Рисование иллюстрации к былине
3 занятие. «Русские богатыри»
- Рассматривание картины Васнецова В.М. «Три богатыря»**
- Как зовут богатырей?**
- Кроссворд «Былины»**
4 занятие. «На каждого Егорку есть поговорка»
- Ребусы «Прочитай пословицу»
- Вспомнить знакомые учащимся пословицы и поговорки. Познакомить с новыми пословицами.
- Д.И. «Подбери пословицу»*
5 занятие. «Кладовая народной мудрости»
- Краткая беседа о разнообразии тематики пословиц и поговорок, каждая пословица и поговорка отражает мудрость русского народа.
- Познакомить с тремя новыми пословицами.
- И.З. «Подбери пословицы о дружбе; о труде; о смелости и т.д.»
6 занятие. «Ловлю птиц на лету»
- Беседа о значении игр и забав в жизни русского народа.
- Знакомство с новой игрой.
- Проведение игры
7 занятие. «Умел народ трудиться, умел и веселиться» Итоговое.
II четверть.
Тема: Народные промыслы.
1 занятие. «Русские умельцы»
- Беседа о знакомых детям народных промыслах: дымковская, городецкая, филимоновская игрушка, матрешка, хохломская, городецкая роспись.
- Д.И. «Собери картинку», «Ошибки художника», «Составь узор»*
- Кроссворд «Центры народных промыслов»**
2 занятие. «Рябинка празднует осень»
- Рассматривание предметов и иллюстраций хохломской росписи.**
- Работа с мнемотаблицей «Что мы знаем о хохломском промысле»*
- Д.И. «Четвертый лишний»*, «Составь узор»*
3 занятие. «Золотая, расписная…»
- Повторение материала о технике и элементах хохломской росписи**
- Д.И. «Палитра»*
- Творчество детей: роспись плоскостного (либо заранее подготовленной объемной формы папье-маше) предмета хохломского промысла.
4 занятие. «Сказочная птица»
- Рассматривание изделий городецких мастеров**
- Работа с мнемотаблицей «Что мы знаем о городецком промысле»*
- Д.И. «Собери картинку»*
5 занятие. «Юные мастера»
- Д.И. «Палитра»,*
- Д.У «Подбери узоры Городца»*
- Роспись дощечки узорами Городца (при помощи пооперационных карт)*
6 занятие. «Русский калейдоскоп». Итоговое.
III четверть.
Тема: Народные промыслы.
1 занятие. «Фантастические кони»
- Беседа о мастерах Дымково, Каргополя, Филимоново. Работа с мнемотаблицами.
- Д.И. «Четвертый лишний»*, «Найди ошибку»*
- Ребусы «Дымка», «Каргополь», «Филимоново»*. Д.И. «Путаница»*
2 занятие. «Веселая игрушка»
- Д.У. «Узнай по описанию»
- Лепка игрушки по мотивам игрушек Дымково, Каргополя, Филимоново (по выбору)[3]
- Д.И. «Трик-трак, это не так»*
3 занятие. «Волшебная кисточка»
- Д.И. «Палитра»,* «Подбери узор»*.
- Роспись готовых игрушек по мотивам дымковской, каргопольской или филимоновской росписи.
- Выставка детских работ.
4 занятие. «Матрешка-девчушка, красивая игрушка»
- Рассматривание матрешек и определение сходства и различия (мнемотаблицы*)
- Вспомнить историю возникновения русской матрешки»** (и мнемотаблица*)
- Д,И, «Одень матрешку»*
5 занятие. «Русская матрешка из Семенова»
- Рассматривание семеновской матрешки. (вычленение элементов костюма)
- Д.И. «Составь узор»
- Роспись шаблона матрешки.
6 занятие. «Час игры»
- «Что перепутал художник?»*
- «Составь узор»*
- «Что изменилось?»*
- Ребусы*
- «Разрезные картинки»*
- Кроссворд по картинкам «Народные промыслы»**
7 занятие. «Уменье и труд все перетрут». Итоговое. Игра по станциям.
IV четверть.
Тема: Народные промыслы.
1 занятие. «Гжельские мастера»
- История возникновения промысла**
- Д.И. «Путаница»*
- Роспись посуды по мотивам гжельских мастеров (раскраски)
2 занятие. «Посуда из Гжели»
- Рассматривание предметов и иллюстраций. Знакомство с элементами узора.**
- Д.И. «Составь узор»
- Д.И. «Трик-трак, это не так»
3 занятие. «Чудесные превращения»
- Работа с мнемотаблицей: что мы знаем о гжельской росписи?*
- Д.И. «Палитра», «Ошибки художника»*
- Роспись по мотивам гжельской росписи[4]
4 занятие. «Мастерская юного художника»
- Д.И. «Найди пару»*
- Ребусы*
- Конкурс рисунков (вид изделия и роспись по выбору детей)
5 занятие. «Экскурсия в этнографический музей»[5]
- Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа.
- Дать понятие о том, что изделия народных мастеров сохранены в музее, как памятник культуры русского народа
6 занятие. «Праздник рядом с нами». Итоговое.
[1] Работы можно показать школьному психологу для выявления скрытых проблем.
[2] Необходимо помнить, что есть два мультфильма: один по русской народной сказке «Снегурочка», другой по опере-сказке Римского-Корсакова. В данном случае подразумевается русская народная сказка.
[3] Готовые игрушки грунтуются водоэмульсионной краской либо в конце занятия, если дети не устали, либо в другой день.
[4] Можно использовать одноразовые бумажные тарелки
[5] При невозможности провести экскурсию в музей проводится заочная экскурсия**
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс по безопасности в системе воспитательной работы (в системе интернет)
Конспект урокапрезентация...

Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий
возможность показать наполненность группы интересными темами, идеями; включить каждого ребёнка в содержательную деятельность....

Передовой и инновационный опыт в муниципальной системе образования. Информационный вестник. Выпуск №4.Сценарий воспитательного занятия «Глаза – главные помощники человека».
http://mu-idc.edusite.ru/p16aa1.html...

Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание. Программа внеурочных занятий «Интересный труд».
Дано теоретическое обоснование предлагаемого материала. Рассмотрены различные виды практической деятельности. Материал дается с уклоном на экологическое воспитание. Предложена программа занятий "...

Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».
Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.Задачи: - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - развитие слухового восприятия о...

Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...