Классный час 1 класс
классный час (1 класс) на тему
" 2 февраля -Сталинградская битва"-Классный час уточнит и расширит знания детей о Сталинградской битвее,раскроет ее значение в ходе Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-fevralya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1391
Москва ,пос. Киевский
Классный час
«2 февраля – Сталинградская битва».
Разработала:
Журат Людмила Викторовна,
учитель начальных классов.
Цель: знакомство с важной исторической датой Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего народа; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Оборудование: мультимедийная презентация «2 февраля – Сталинградская битва», стихи о войне, запись «Минута молчания».
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Беседа.
- Ребята, сегодня, 1 февраля, у нас необычный классный час. (Слайд 1)
Может кто – нибудь из вас знает почему? (ответы детей)
— Завтра 02 февраля 2013года. 70 лет тому назад закончилась Сталинградская битва.
— И урок у нас, ребята, тоже необычный. Вы присутствуете на уроке мужества.
— Кто из вас догадался почему так назван урок?
— Cегодня мы с вами совершим экскурсию назад, в историю города Волгограда.
— Как назывался раньше город? (Царицын, Сталинград, Волгограда)
Ребята, этот город, стоит на берегу великой русской реки Волги. Его имя известно всему миру. Это – город-герой Волгоград. Посмотрите, какой он красивый: широкие проспекты и улицы, тенистые аллеи, красивые здания и множество цветов – роз.( слайд №2).
Но не всегда он был таким красивым. Много лет назад он носил гордое имя –– Сталинград… Шла война… В июле 1942 года началось великое сражение, которое получило название Сталинградская битва. 200 дней и ночей проходило сражение, которое завершилось крупным разгромом вражеских войск. Вместе с солдатами город защищали все его жители, курсанты военных училищ, моряки, рабочие заводов. На Тракторном заводе вместо мирных машин женщины, старики и дети собирали танки Т-34, которые сразу с конвейера отправлялись на поле боя.
В 2 февраля 1943 году прозвучали последние залпы одной из важнейших битв Великой Отечественной войны – Сталинградской. (Слайд 3)
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои,
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Все стареет,
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
- Эта битва началась 17 июля 1942 года. (Слайд 4) Под городом начались тяжелые кровопролитные бои. Все мужчины ушли на фронт, а дети, женщины и старики помогали в тылу – работали на заводах, шли в партизаны.
Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город было делом чести. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким и являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей родины – Москве, а также окружить Ленинград. Главнокомандующий советской армии И.В. Сталин издал приказ – «Ни шагу назад». (Слайд 5)
Стихи читают дети
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Время придет – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
- Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. (Слайд6) Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. До наших дней дошел потрясающий снимок легендарного военного фотожурналиста Эммануила Евзерихина – сохранившийся при бомбежках фонтан «Дети» на фоне испепеленного Сталинграда. Официально фотография называется так: «23 августа 1942. После массированного налета гитлеровской авиации».
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Анализ стихотворения
-Назовите главного героя
-Вспомните сколько лет было мальчику?
-Как помогали дети бойцам нашей армии?(таскали ведра с водой, сливы, еду)
-Зачем мальчик подбежал к машине наших солдат?(он знал где находятся вражеские пушки)
-Как вел себя мальчик ,когда его посадили в танк?
-Как можно его назвать?
-О чем пожалел солдат после окончания боя?
- Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года (Слайд 7), но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом - 2 февраля 1943 года. (Слайд 8)
Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.
- В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек. Но и среди советских солдат было много потерь. (Слайд 9)
Ложатся строчки ровные в тетрадь…
Пусть сотни раз
Снега сойдут со склонов,
Все так же сердце будет замирать
При этой цифре – 20 миллионов.
- Да, много советских солдат погибло в Сталинградской битве. Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания.)
- За выдающиеся заслуги перед Родиной город Волгоград был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Показ изображений наград.) (Слайд 10)
- В память о Сталинградской битве в городе есть много памятников.
- Одним из самых известных во всем мире памятников Сталинградской битвы является комплекс памятников «Мамаев Курган». (Слайд 11)
1 Мамаев курган, возвышенность в центральной части Волгограда, в районе которой во время Сталинградской битвы 1942—43 происходили упорные бои. В 1963—67 на Мамаевом Кургане в ознаменование победы под Сталинградом создан памятник-ансамбль (авторский коллектив под руководством скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского; Ленинская премия, 1970). В центре ансамбля монумент Матери-Родины (высота 52 м).
- Еще одним памятным местом Сталинградской битвы является Площадь павших борцов. (Слайд 12)
2.Летом 1942 года площадь Павших борцов стала местом, откуда на защиту города уходили отряды ополчения и регулярные части Красной армии. Когда враг вошел в город, площадь Павших борцов стала ареной ожесточенных боев. Здесь сражалась 13-я Гвардейская дивизия генерала Родимцева, здесь было кладбище немецких офицеров, здесь, в подвале универмага, 31 января 1943 года был пленен фельдмаршал Паулюс. В братской могиле, рядом с защитниками красного Царицына, были похоронены более 100 советских солдат. В ознаменование окончания Сталинградской битвы 4 февраля 1943 года на площади Павших борцов состоялся многолюдный митинг воинов-победителей и жителей города.
3 Люди не жалели себя в этой войне. Бились до последнего, совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Такой подвиг совершил красноармеец Михаил Паникаха, памятник которому находится в Краснооктябрьском районе города Волгограда. (Слайд 13)
2 октября 1942 года красноармеец Паникаха пошёл на головной танк с гранатой и бутылками с зажигательной смесью. Когда одна из бутылок была разбита осколком вражеского снаряда, и одежда воспламенилась, Паникаха бросился на танк противника и, разбив о его броню другую бутылку, поджёг его, и сам погиб. Остальные танки повернули вспять. Он изображает воина-моряка в момент броска к фашистскому танку. Авторами проекта являются скульптор Р. П. Харитонов и архитектор Ю. И. Белоусов.. Сама скульптура имеет высоту 6,3 метра.
3. Итог.
- Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым. (Слайд 14)
Дети читают стихи
Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землей
Поклонимся за тот Великий бой.
- На этом наш классный час окончен.
Список использованной литературы
1. Города-герои Великой Отечественной Войны./Атлас. – Москва, 1975.
2. Иванкин А. Волгоград. Музей-панорама «Сталинградская битва». – М., 1987.
3. Мамаев Курган - http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мамаев%20курган/
4. Морозова Н.Т., Монахова Н.Д. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, 1980.
5. Новокрещенов И.В. Страницы Великой Победы: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. – М.: Издательство «Ювента», 2004.
6. Памятник М.Паникахе - http://monument.volgadmin.ru/start.asp?np=3-9
7. Площадь павших борцов - http://www.volfoto.ru/volgograd/pavshih_bortsov/
8. Савинова С.В. Праздники в начальной школе. – Волгоград, 2002.
9. Твардовский А. Рассказ танкиста - http://paul86.h1.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать во всех отношениях достойного человека? Как же сде...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Программа классного руководителя "Класс доброты"
С 2014 г. я разработала программу классного руководителя "Класс доброты". Целью моей программы является формирование у детей социально-нравственных ценностей; привлечение к самостоятельной д...
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Классный уголок класса
Как оформить уголок класса...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....
Конспект классного часа "Традиции - семейные и классные" (2 класс)
Цель: углубление представления обучающихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.Оборудование: презентация, раздаточный материал.Подготовительная работа: пр...