ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»
проект (3 класс) по теме
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать во всех отношениях достойного человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?
В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все направления воспитательной деятельности классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva_klass-_vtoraya_semya.docx | 66.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“НОШ №10”
Программа
развития классного коллектива
«КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»
на 2013-2014 учебный год
3 КЛАСС
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
КОНДРАТЮК ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА
Владивосток – 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – один из сложнейших процессов. В ходе работы я пришла к твердому убеждению в том, что осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.
Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной деятельности классного руководителя и детей. Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
За 34 года работы в системе образования пришла к выводу, что главное в работе учителя - это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать во всех отношениях достойного человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?
В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все направления воспитательной деятельности классного руководителя.
С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку, бывает доброй, бывает суровой, а бывает, что греха таить, и враждебной. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти социально адаптированная личность. В этом и состоит новизна, актуальность и педагогическая целесообразность положений данной программы
Программа поможет осмыслить свою профессиональную деятельность, в ней вы найдете и информацию для размышления, и идеи, которые, быть может, захочется реализовать, и чисто практические советы и рекомендации. Вся моя деятельность с классным коллективом соответствует принципу: «Каждый ребенок - это личность с большой буквы, но раскрыть свои возможности в полной мере он сможет, находясь в коллективе, который создает для этого особые возможности» Этот принцип я попыталась отразить в программе и сделать отличительной особенностью от уже существующих программ.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Класс- вторая семья» |
Основания для разработки программы | Конвенция о правах ребёнка Закон РФ об образовании Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» |
Заказчик программы | Администрация МБОУ «НОШ №10» |
Разработчик программы | Классный руководитель 3 класса МБОУ «НОШ №10» Кондратюк Елена Степановна |
Участники программы | Коллектив учащихся 3 класса, 10 лет |
Цель программы | Cоздание сплоченного классного коллектива, как основы развития индивидуальности каждого ребенка. |
Задачи | - определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой; - создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками; - развитие активности и инициативности, организаторских навыков - развитие навыков группового взаимодействия, приучение детей основам сотрудничества. - формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости); - воспитание гражданина своего Отечества - формирование у школьников потребности в самообразовании -воспитании морально-волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей -воспитание умения действовать в нестандартных ситуациях |
Срок реализации | 2013– 2014 г.г. |
Этапы реализации | 1 этап – дальнейшее изучение классного коллектива 2 этап - формирование, углубление и развитие cамосовершенствования учащихся, переход в режим функционирования. 3 этап– обобщение опыта |
Способы психолого-педаго гического cопровождения | система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий. |
Формы и методы работы | Система классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективная, групповая, индивидуальная работа. |
Формы подведения итогов реализации программы | Мониторинг, диагностика, анкетирование |
Ожидаемые конечные результаты | Формирование коллектива, который создает особые возможности для развития каждого . Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех |
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- Принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
- Принцип привлекательности
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
- Принцип свободы участия
Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
- Принцип сотрудничества
В этом принципе объединяются два понятия: взаимопонимание и взаимопомощь
- Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В 3 классе обучается 27 человек, из них 12 девочек и 15 мальчиков. Средний возраст учащихся -10 лет. Обучение осуществляется во 2 смену в общеобразовательной школе. В первой половине дня дети занимаются в школьных кружках, секциях, в кружках и дополнительных занятиях. Класс обучается по кабинетной системе. По учебным возможностям класс - средний. Уровень воспитанности учащихся - средний. Уровень физического развития здоровья детей - удовлетворительный.
Неуспевающих нет.
Класс очень активный, инициативный, ему можно доверить организацию и проведение классных мероприятий. Во внеклассных мероприятиях участие стараются принять все. Ответственно относятся к поручениям классного руководителя. Учащихся, находящихся на внутришкольном контроле нет. Трудовые задания стараются выполнять качественно, готовы выполнять любую посильную им работу. В труде проявляют дисциплинированность и самостоятельность. Учащиеся легко завязывают отношения друг с другом, просты в общении, стараются не подводить классный коллектив. Учащиеся сами являются инициаторами многих общественных дел в классе. Им очень нравится проводить совместно свободное время. Учащиеся расширяют свои познания в системе дополнительного образования, занимаясь в различных кружках. Родители учащихся систематически интересуются учебой своих детей и посещают родительские собрания. В классе царит атмосфера взаимопонимания и дружелюбия.
СТРАТЕГИИ:
- Cоздание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала детей
- Создание условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон
- Планирование и анализ собственной деятельности
- Повышение психолого-педагогической компетентности
КЧ- классный час, ВМ- внеклассное мероприятие ОМ-общешкольное мероприятие РС-родительское собрание
ЕДИНЕНИЕ
Цель работы: дальнейшая работа по созданию сплоченного классного коллектива
Задачи:
- Формирует чувства единения , сплоченности
- способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей, формированию общих идей
- дисциплинирует
Форма работы:
- Классное собрание
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
КЧ Мы снова вместе - это здорово! | 01.09 | формирование чувства сплочения |
КЧ Проблемы класса | 27.09 | |
ВМ В единении сила | 23.11 | |
ВК Мероприятие "Нашим девочкам посвящается» | 07.03 | |
ВК Тесты для будущих мужчин | 22.02 |
ЗДОРОВЬЕ
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы работы:
- спортивные викторины
- тематические классные часы, мероприятия связанные со спортивной тематикой
- тематические родительские собрания
- беседы, дискуссии;
- походы в лес, дни здоровья
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
ОМ Легкоатлетический кросс | высокий уровень физической культуры | |
КЧ Половое созревание девочки | ||
КЧ Интернет-зависимость | ||
КЧ Твое здоровье и питание | ||
КЧ Твое здоровье и курение | ||
КЧ Твое здоровье и алкоголь | ||
КЧ Личная гигиена |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков толерантного общения
Задачи:
- формировать у учащихся умения толерантного общения в системе «Учитель - Ученик», «Ученик - Ученик», «Взрослый - Ребёнок»;
- учить формам толерантного обращения
- знакомить учащихся с понятием толерантности на разных языках
Формы работы:
- тематические классные часы
- тематические и индивидуальные консультации
- внеклассные мероприятия
- дискуссии.
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
высокий уровень толерантности | ||
ВМ Планета толерантности | ||
КЧ Мы живем среди людей | ||
КЧ Секреты общения |
|
НРАВСТВЕННОСТЬ
Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения
- научить отличать добро и зло
- учить формам вежливого, дружелюбного обращения
Формы работы:
- тематические классные часы
- тренинги
- тематические и индивидуальные консультации
- самопрезентации и самопредставления;
- праздники, конкурсы, дискуссии.
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
КЧ Беседа по уставу школы и правилам поведения в школе | высокий уровень нравственности | |
КЧ Современный этикет | ||
КЧ Сохранить природу - сохранить жизнь РС Профилактика агрессивности | ||
КЧ Твори добро, не видя в том заслуги | ||
КЧ Музыка и мы | ||
ВМ Что такое счастье? РС Умеем ли мы прощать? | ||
Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты | По случаю |
СЕМЬЯ
Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования в семье
Задачи работы:
- развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных жизненных ситуациях;
- формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
- тематические классные часы, внеклассные мероприятия
- тренинги самосовершенствования;
- дискуссии о своей роли в семье
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
ВМ День матерей | Формирование положительного отношения к своей семье | |
КЧ Семья и семейные традиции | ||
РС «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» |
ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК
Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися ответственности за свои поступки
Задачи работы:
- вооружение учащихся определенными знаниями
- демонстрация последствий незнания определенных правил и законов
- изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
- проведение консультаций учащихся по выбору кружка, клуба, секции;
Формы работы
- проведение классных часов
- вовлечение в кружки, секции дополнительного образования
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
КЧ Закон и правопорядок | Формирование высокого уровня ответственности за свои поступки. |
БЕЗОПАСНОСТЬ
Цель деятельности: оказание помощи ученикам в знании правил безопасности в различных ситуациях
Задачи работы:
- определить ситуации, в которые может попасть человек
- создать условия для продвижения учащихся в развитии;
- вооружить необходимым набором знаний
Формы работы
- проведение классных часов
- тестирование
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
КЧ Знать правила движения – большое достижение | вооружение знаниями о самосохранении |
КРУГОЗОР
Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения ; расширение кругозора
Задачи работы:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных способностей.
ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
КЧ История денег России | продвижение учащихся в интеллектуальном развитии | |
КЧ Чернобыль - трагедия, подвиг, предупреждение | 24.01.2013 | |
КЧ История родной школы | ||
ВМ О блокаде Ленинграда | ||
КЧ Образование- путь к успеху |
САМОУПРАВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.
1. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.
2. Классные собрания.
3. Организация дежурства по классу.
5. Оказание помощи отстающим и слабым детям
6. Контроль за посещаемостью.
8. Контроль за поведением.
АНКЕТИРОВАНИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ»
Цель: диагностика взаимоотношений детей в классе
Регистрация данных: данные заносятся в соответствующую графу.
Критерии оценивания: оценивается наличие и отсутствие признака в поведении детей.
Обработка: ответы «Да» (+) оцениваются в 1 балл, ответы «Нет» (-) – в 0 баллов.
Вывод: 7-10 баллов – у ребёнка серьезные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям; 4-6 баллов – трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе; 1-3 балла – трудности в общении ситуативны и обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.
Утверждения | Да (+) | Нет ( - ) |
1.Старается устраниться от активного участия в играх. | ||
2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям. | ||
3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями. | ||
4.Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят. | ||
5.Соглашается на второстепенные роли, никогда не выказывает желание быть главным в игре. | ||
6.У него нет друзей в школе и дома | ||
7. Избегает общения с другими детьми | ||
8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть. | ||
9. Не проявляет интереса к коллективным играм, как правило, играет один. | ||
10.Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети. | ||
Итого |
Результат в нашем классе – 1 ученик - трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе; 25 – умеют общаться со сверстниками, взрослыми
МОИ ПРИНЦИПЫ:
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
- Исходить из интересов ребёнка.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими, проводите сравнение только с ним самим и его результатами.
- Избегайте состязания и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте.
- Терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, создавайте комфортную обстановку для обучения и общения.
- Избегайте переутомления ребёнка. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком, анализируйте вместе его психологическое состояние и проигрывайте его поведение в различных ситуациях.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите ребёнка и так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
- Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
- Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
- Нацеливайте его на будущее, в соответствии сего возрастными особенностями.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «МОЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ»
Данная методика позволяет определить, что наиболее значимо для детей, без чего их жизнь немыслима.
Результаты таковы:
90% учащихся главной составляющей отметили «дом, семья»,
на втором месте по значимости «друзья» (73%),
на третьем – «школа» (52%).
Список использованной литературы
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Методические рекомендации «Об организации деятельности классного руководителя в ОУ»,
- Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.-М.: Просвещение,2008 г.
- Журналы «Классный руководитель».2009 - 2011 гг.
- Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательство «Дом. Бахрат – М», 2002г.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Издательство «Просвещение».
- Программа развития МБОУ «НОШ №10».
- Воспитательная программа «Стать человеком», подпрограмма «Человек – главное чудо на свете».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения
В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....
Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...
ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...
Формирование коллектива класса, как ячейки большой школьной семьи
Программа, целью которой является формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива. Программа рассчитана на 1-4 класс...
Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»
Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»...