План воспитательной работы.
рабочая программа на тему

План воспитательной работы в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospitatelnoy_raboty.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Паспорт программы.

Наименование программы:

Воспитательная программа на начальные классы. 2010-2013г.

Назначение программы:

Воспитательная программа является организационно-правовой основой деятельности класса.

Основания для разработки:

1.Закон РФ "Об образовании".

2.Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае".

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Национальная доктрина об образовании в РФ.

5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

6.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.г.

7.Национальный проект в сфере образования.

В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и следовательно, системы воспитания, можно выделить следующее:

  1.   личностной ориентации;
  2.   системности;
  3.   диалогичности и талерантности;
  4.   творческой самодеятельности воспитанников, самоорганизации и развития интересов;
  5.   адаптивности;
  6.   воспитание на успехе;
  7.   природосообразности.              

Разработчик программы:

Демидова Алла Викторовна - учитель начальных классов.

Цель программы:

Улучшение воспитательного процесса в классе, создание условий для всестороннего развития ребёнка.

Задачи программы:

1.Создания условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребёнка в процессе творческой деятельности.

2.Переживание ситуации успеха в различных видах деятельности.

3.Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сфер.

4.Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

5.Укреплять взаимодействие семьи и школы на основе:

  - развитие психолого-педагогического просвещения родителей;

  - содействовать их участию в управлении школой, в решении проблемм воспитания в школе.

6.Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.

Сроки реализации программы 2010 - 2013 г.г.

Этапы построения воспитательной системы класса.

1 этап - становление системы (проектный) - 2010 - 2011г.г.

- в качестве важной составляющей этого этапа выделяется прогностическая стадия;

- разработка моделей воспитательной системы, её теоретической концепции;

- формирование коллектива единомышленников;

- отбор ведущих педагогических идей;

- педагогический поиск;

- наработка технологий;

- зарождение традиций;

- решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.

2 этап - отработка системы (практический) - 2011 - 2012г.г.

- развитие классного коллектива;

- развитие органов соуправления;

- определение ведущих видов деятельности;

- определение приоритетных направлений;

- функционирование системы;

- отработка наиболее эффективных педагогических технологий;

- согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов, когда последний становится инициатором в организации жизнедеятельности классного коллектива;

- количественное и качественное закрепление достигнутых результатов, создание условий для разработки классных программ развития воспитания.

3 этап - окончательное оформление системы 2012 - 2013г.г.

- классный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;

- в центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического, стиля руководства и отношений;

- накапливаются и передаются традиции.

4 этап - перестрой воспитательной системы (обновление) 2013г.

- обобщение опыта работы педагогов, родителей и учащихся класса по моделированию и построению воспитательной системы;

- определение перспектив и путей дальнейшего развития класса.

Модель выпускника.

  1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
  2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
  3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
  4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
  5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
  6.           Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Условия успешной реализации воспитательной системы.

Программно - методическое обеспечение:

  1. разработка программ и их апробация;
  2. разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
  3. разработка образцов текущей документации и их оформление;

Материальное обеспечение.

В классе работают кружки и секции.

Основные направления воспитательной работы.

Воспитание - целенаправленный процесс управления совместной деятельностью педагога и ребёнка. Но необходимы определённые условия для развития и саморазвития личности воспитуемого. Учитывая имеющийся в школе опыт воспитательной работы, целесообразно продолжить воспитательную деятельность по основным направлениям:

         

          1.Духовно-нравственное воспитание.

          2.Правовое и гражданско-патриотическое воспитание.

          3.Воспитание культуры здоровья(физического, психического и социального)

          4.Семейное воспитание.

          5.Экологическое воспитание.

          6.Художественно-эстетическое воспитание.

          7.Профессионально-трудовое и экономическое воспитание.

Организационные формы воспитывающей деятельности:

- уроки;

- кружковая, спортивная, поисковая работа;

- КТД, конкурсы, интелектуальные игры;

- викторины, аукционы, сюжетно-ролевые игры, праздники, фестивали;

- устные журналы;

- пресс-конференции, диспуты, дискуссии;

- деловые игры (в том числе ученическое самоуправление);

- соревнования, олимпиады, путешествия и т.д.;

- профильные смены, лагеря с дневным пребыванием.

Основные принципы воспитательной системы.

1.Принцип вариативности (право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках).

2.Принцип сотрудничества (право ребёнка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему "с двух сторон" - и взрослыми, и детьми).

3.Принцип инновационный (право на активный инновационный поиск ребёнком варианта "своего" образования и педагога).

4.Принцип комфортности (право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях).

5.Принцип самоуправления (право на самоуправление классом).

6.Принцип заинтересованности (право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме).

7.Принцип адекватности (право выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить).

8.Принцип коммуникативности (право расширять круг делового и дружеского общения ребёнка со сверстниками и взрослыми).

9.Принцип адаптивности (право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребёнка в сложную обстановку нестабильного общества).

Традиции  класса.

1.Работа  по  экологическому  направлению.

2.Операция «Милосердия».

3.Акция «Чистая  улица».

Традиционные  мероприятия:

1.Торжественная  линейка,  посвящённая  Дню  знаний.

2.Праздник для первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

3.Праздник «Золотая осень».

4.День учителя.

5.Дни Здоровья.

6.День пожилого человека.

7.День матери.

8.День профилактики с курением.

9.День  борьбы со СПИДом.

10.Новогодние праздники.

11.День Конституции.

12.Карнавал профессий.

13.День профилактики наркомании.

14.День Защитника Отечества.

15.День Святого Валентина.

16.День Космонавтики.

17.Трудовой десант.

18.Вахта памяти.

19.День семьи.

20.День защиты детей.

Содержание программы по возрастным категориям.

1.Программа воспитательной работы в начальной ступени (1-4 классы)

Задачи:

  1. формирование знаний о природе, культуры общения младших школьников с товарищами; родителями, учителями, взрослыми;
  2. ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, на лоне природы, в транспорте, в магазине, в театре;
  3. развитие интереса к народному творчеству и его традициям.

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

  1. любовь к родине, к отчему  краю, к дому где вырос;
  2. способность к сотрудничеству;
  3. милосердие к больным, престарелым, животным;
  4. трудолюбие;
  5. самостоятельность, честность;
  6. бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;
  7. организованность;
  8. готовность охранять и защищать природу.

Основными направлениями воспитательной деятельности являются:

1.Формирование ценностного отношения к природе как к общему дому человечества.

      Классные часы: «Какие животные и растения есть у меня дома», «Природный мир вокруг меня», «Человек в лесу», «Если бы дерево умело говорить», «Какое я вырастил дерево, цветок», «Я и окружающий меня мир», «Земля – наш общий дом», «Умение видеть и слышать природу», «Удивительное о цветах», «Я  - житель планеты Земля».

    Коллективные творческие дела: конкурсы рисунков «Край любимый, сердцу близкий», «Я и окружающий меня мир», «Всю жизнь цветы не оставляют нас», конкурсы стихов о природе; озеленение класса; составление календаря погоды; викторина «Дом, в котором я живу»; экскурсии на природу; конкурсы рисунков «Береги природу – наш дом», экологический КВН, КТД – «Осень», «Зима», «Весна».

2.Приобщение к многонациональной культуре:

Классные часы: «Традиции моего края», «Какие праздники проводились в старину», «Вчера и сегодня родного села», «Златополь, ты моя малая родина».

Коллективные творческие дела: игра – путешествие «К истокам старины», игровая викторина «Знаешь ли ты свой край», «Культура края в песнях, обрядах, народных промыслах»; фольклорные праздники «Масленица», «Здравствуй, гостья  - зима», «Здравствуй, лето!», конкурсы загадок, частушек, народных песен.

3. Формирование культуры поведения.

Классные часы: «Что такое этикет?», «Кодекс поведения», «Кого мы называем добрым?», «Кого мы называем честным?», «Учусь быть вежливым», «Гражданином быть обязан», «Можно и нельзя в жизни», «Хочу, не хочу, надо…», «Весёлые правила хорошего тона».

Уроки доброты и вежливости: «Я отвечаю за свои поступки», «Что я делаю доброго для людей?», «Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?», «Чью старость ты утешил?»; праздники «Давайте говорить друг другу комплименты», «Делай добро другим, сам станешь добрее»; ролевые игры по Н.Е.Щурковой; уроки этикета, проигрывание жизненных ситуаций.

4. Знакомство с культурой семейных отношений.

Классные часы: «Моя семья», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Ласковые слова маме», «Праздник в семье, как к нему подготовиться», «Как поднять настроение маме».

Ролевые игры: «Помоги по дому бабушке (маме)», «Поинтересуйся делами отца», «Как приготовить подарок маме, папе, бабушке»(практическое занятие), «Семейные реликвии», «История семьи», «Мир семейных увлечений», «Вечер бабушкиных (маминых) затей», «Что в имени твоём?», «Семья и книга», «Семейные праздники и традиции», «Родительский дом».

Праздники: «Папа, мама, я спортивная семья», «Папа, мама и я – читающая семья», «Мы за чаем не скучаем», «Как решать семейные проблемы».

Коллективные творческие дела: «Семейные традиции», «Праздник семейных традиций», «Славьте руки матерей», «Моя родословная», «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», заочное путешествие «Здесь живут мои родственники».

5. Организация здорового образа жизни.

Классные часы: «Мой режим дня», «Как вести себя дома одному», «Как стать нехворайкой», «Моё любимое занятие», «На улице и в комнате о том, ребята, помните!», «Курить – здоровью вредить», «Путешествие к Мойдодыру», «Приглашение к зеркалу», «Кто опрятен, тот приятен», «Маленькое дело лучше большого безделья».

6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.

Классные часы: «В человеке должно быть прекрасно всё…», «Лицо человека», «Душа человека», «Как стать красивым и обаятельным», «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Как опрятно и красиво одеваться», «Своими руками», «Что такое красивый поступок», «На вернисаже».

Коллективные творческие дела: «Праздник Марьи – искусительницы», «Экологическая тропа», «Чистая река – чистая совесть»; игра «Хорошо – плохо».

7. Формирование культуры отношений между полами.

Классные часы: «Уступи девочке место», «Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь».

Турниры вежливости: «Рыцарский замок», «Пункт вежливой помощи».

Конкурсные программы: «Мальчишки – девчонки…», «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!».

Уроки этикета: разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у неё помощи, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь.) Игра – путешествие по городу Вежливости.

8.Формирование культуры труда.

Классные часы: «На свете множество профессий», «Как научить себя трудиться», «Помоги маме по дому», «Самообслуживание в классе и дома», «В труде человек хорошеет»,  операции «Чистый класс», «Чистый двор», «Живи книга», конкурс «Зелёный класс».

Условия эффективной реализации программы:

Основные направления воспитательной работы

Цель: создание системы работы по воспитанию свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащённой знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

  1. Создать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешности обучения;
  2. Создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса;
  3. Сформировать потребность в здоровом образе жизни;
  4. Воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины;
  5. Выработать готовность к самостоятельной жизни и труду, подготовить к трудовой деятельности.

1.Духовно – нравственное воспитание.

Цель: формирование у детей, подростков духовно-нравственных качеств личности, приобщение их к общечеловеческим, национальным ценностям, культурному наследию, воспитание потребности в духовном обогащении.

Задачи:

  1. Формирование и развитие свободной, ответственной, творческой личности;
  2. Содействие интеллектуальному развитию школьника;
  3. Подготовка школьников к жизни через развитие его духовных качеств;
  4. Развитие духовных потребностей на основе добровольного выбора.

Содержание

  1. Предметные недели
  2. Олимпиады по предметам

- Изучение способностей, интересов учащихся

- Организация и проведение работы по развитию познавательных интересов

- Участие в районных олимпиадах

  1. Работа кружков по интересам

- Изучение интересов и способностей учащихся

-Организация кружков

  1. Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений

5. Тематические классные часы

6. Этическая программа «Культура спора»

7. Игра «Что? Где? Когда?»

8. Игра – путешествие

9. День знаний «Здравствуй школа»

10. День космонавтики

11. Рейд «Что у тебя в портфеле?»

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности класса;
  2. Участие в районных, краевых мероприятиях и конкурсах;
  3. Повышение уровня воспитанности учеников;

2.Правовое и гражданское воспитание

Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Задачи:

  1. Формировать интерес к событиям общественной жизни в стране, крае, районе, селе;
  2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни;
  3. Формировать и развивать чувство любви к матери, дому, родной земле.

Содержание

  1. Экскурсии в музей
  2. День матери
  3. День пожилого человека «Мои года – моё богатство»
  4. День Победы
  5. Вахта Памяти
  6. Уроки ПДД
  7. Тематические классные часы
  8. День народного единства
  9. День защитника Отечества

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированное чувство сострадания и милосердия
  2. Учащиеся знают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни

3.Профессионально – трудовое воспитание

Цель: воспитание трудолюбия и потребности в труде, формирование способности к социальному, деятельностному и культурному самоопределению на основе выбора хозяйственно-трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, формирование экономического мышления и поведения

Задачи:

  1. Формировать позитивное отношение к труду;
  2. Воспитывать трудолюбие, развивать трудовые навыки;
  3. Способствовать сознательному выбору профессии;
  4. Создавать условия удовлетворения потребностей детей в различных видах трудовой деятельности;
  5. Повышение уровня воспитанности школьников.

Содержание

  1. Трудовые десанты
  2. Операция «Кто, если не мы?»
  3. Карнавал профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус»
  4. Конкурс «Самый уютный кабинет»
  5.  Тематические классные часы
  6. Работа на пришкольном участке
  7. Генеральные уборки кабинетов
  8. Озеленение кабинетов
  9. День учителя
  10. Путешествие в космос
  11. Организация дежурства по школе
  12. Операция «Школьная мебель»

Ожидаемый результат:

  1. У учащихся сформировано трудолюбие, позитивное отношение к труду;

4.Экологическое воспитание

Цель: воспитание человека – гражданина, любящего природу своего края, России, формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе, как к среде обитания и выживания человека.

Задачи:

  1. Воспитывать основы экологической культуры;
  2. Формировать умения и потребности сохранять и преумножать богатства природы;
  3. Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека.

Содержание

  1. Акция «Чистая улица»
  2. Экологические операции
  3. Выставки поделок из природного материала
  4. День Земли
  5. Походы и экскурсии в природу
  6. КВН «Наши пернатые друзья»
  7. Утренник «Лес – наше богатство»
  8. Устный журнал «Эта хрупкая планета»
  9. Игра «Домашняя экология»
  10. Выпуск экологической газеты
  11. Конкурс «Самый зелёный кабинет»

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня ответственности учащихся в отношении охраны природы;
  2. Улучшение состояния окружающей среды в пределах села;
  3. Повышение уровня воспитанности школьников.

5.Художественно – эстетическое воспитание

Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, взглядов развивающейся личности.

Задачи: 

  1. Развитие природных способностей, эстетических чувств, потребностей общения с людьми;
  2. Формирование эстетических вкусов;
  1. Освоение ценностей культуры, воспитание эстетического сопереживания.

Содержание

  1. Творческие конкурсы.

- изучение способностей учащихся;

- развитие способностей через кружковую деятельность;

- участие в районных, краевых конкурсах.

  1. Организация и проведение концертов, выставок, встреч.
  2. Работа кружков по интересам.
  3. Подготовка и проведение Нового года.
  4. Тематические классные часы.
  5. День Урожая.
  6. Конкурс рисунков.
  7. Устный журнал.
  8. Работа в мастерской Деда Мороза.
  9. Рисунки на асфальте, посвящённые Международному Дню защиты детей.
  10. Последний звонок.
  11. Выпуск газеты «Улыбнитесь» к Дню учителя.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы;
  2. Повышение культурного уровня учащихся;
  3. Призовые места в районных, краевых конкурсах;
  4. Процент охвата учащихся кружковой деятельности – 100%;
  5. Повышение уровня воспитанности школьников.

5.Воспитание культуры здоровья
(физического, психологического и социального)

Цель: воспитание культуры здоровья, потребности в здоровье и здоровом образе жизни, умение управлять своим здоровьем; обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся в классе, формирование культуры безопасности в любых жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, здоровьетворчестве;
  2. Организация психолого – педагогической поддержки развивающейся личности;
  3. Осуществление профилактической работы со школьниками

Содержание

  1. Реализация школьных программ «Здоровье», «Летний отдых»
  2. Организация спортивных праздников
  3. Проведение дней здоровья, уроков здоровья
  4. Организация комфортной среды проживания в классе
  5. Медосмотр учащихся с целью определения группы здоровья
  6. Работа спортивных кружков
  7. Участие в спортивных районных соревнованиях
  8. Внутришкольные спортивные соревнования
  9. Работа по профилактике наркомании, курения, алкоголизма
  10. День борьбы со СПИДом
  11. День борьбы с курением
  12. Тематические классные часы
  13. Конкурс рисунков «Дети и дорога»
  14. День прыгуна
  15. Организация игровых перемен
  16. Проведение физкультминуток после первого урока
  17. Проводить классные мероприятия по направлению валеологии
    - «Уроки Мойдодыра» - 1кл.
    - «Уроки Айболита» - 2кл.
    - «Уроки Знайки» - 3 – 4кл.

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение качественных показателей здоровья учащихся;
  2. 100% - ное участие учащихся в днях здоровья, уроках здоровья;
  3. Увеличение процента занятости учащихся в летний период.

6.Семейное воспитание

Цель: воспитание уважения к семье, формирование сознательного отношения к семейной жизни.

Задачи:

  1. Подготовить к семейной жизни;
  2. Воспитывать у школьников чувство чести рода, фамилии, заботы о сохранении и умножении семейных традиций;
  3. Осознание истории семьи как части истории народа.

Содержание

  1. День матери
  2. День семьи

3. Проведение бесед по психологии семейных отношений, по культуре дома, по этикету

4. Тематические классные часы

5. Родительские собрания

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированное чувство рода, семьи;
  2. Осознание учащимися ответственности перед своей семьёй;
  3. Повышение уровня воспитанности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 1 классе

План воспитательной работы для 1 класса, содержащий основные внутриклассные мероприятия их цели и задачи....

План воспитательной работы во 2-м классе

Интеграция образовательной, воспитывающей и развивающей деятельности....

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями"

План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями". Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов...