Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков
статья по теме
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий .В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. С целью их решения мною была разработана и апробирована программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – «МЫ ВМЕСТЕ», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий. Программа составлена на основе требований Стандарта второго поколения, к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность, преемственность от дошкольного к начальному общему образованию
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования содержит:
1. Описание ценностных ориентиров начального общего образования.
2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
4. Типовые задачи формирования универсальных учебных действий.
5. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
6. Планируемые результаты сформированности универсальных учебных действий.
7. Диагностика сформированности УУД.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?
Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для нас, педагогов. Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.
При анализе анкет и диагностических данных у первоклассников и их родителей были выявлены следующие проблемы:
- отсутствие коммуникативных навыков;
- межличностные конфликты;
- психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)
- изучение поведения детей с целью выявления трудностей в коммуникативной сфере, в том числе повышенной агрессивности осуществляется на протяжении 2-х лет.
- Результаты мониторинга коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности представлены в следующей таблице:
- Таблица
- Результаты мониторинга
- коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности
Уч. год | Показатель | 1 кл | 2 кл. |
2012 - 2013 | Трудности в коммуникативной сфере | 89 | 60% |
В том числе повышенная агрессивность | 50 | 32% | |
2011- 2012 | Трудности в коммуникативной сфере | 80 | 77% |
В том числе повышенная агрессивность | 45 | 38% |
- Анализ результатов, представленных в таблице, указывает на следующую тенденцию: из года в год в ОУ поступает учащихся с трудностями к коммуникативной сфере (учащиеся конфликтны, не научены сдерживать негативные эмоции, не умеют уступать, слушать и слышать другого, прислушиваться к мнению окружающих, не знакомы с элементарными правилами общежития и т.д.), из числа которых свойственна повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (школьники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.)
- При этом число детей с трудностями в коммуникативной сфере в целом и повышенным уровнем агрессивности в частности значительно выше в начальном звене, особенно во 2 и 3 классах.
С целью их решения мною была разработана и апробирована программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – «МЫ ВМЕСТЕ», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе».
Программа «Мы вместе» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения такого курса не предполагает. Данная программа рассчитана на 5 лет.
Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-5-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.).
Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.
Задачи программы:
- Создание мотивации сотрудничества.
- Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
- Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
- Развитие эмоциональной сферы личности.
Принципы программы:
- Обучение в деятельности.
- Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.
- Обеспечение позитивного опыта деятельности.
- Работа педагога в стиле сотрудничества.
- Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
- Привлекательность содержания деятельности.
Средства и методы реализации программы:
Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах.
Сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. И реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей членов группы.
Организация работы по программе.
Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе. Например: создание эмблем групп-команд, совместные коллажи и панно, групповые тематические сборники, концертные номера, творческие поисковые задания, групповые проекты различной тематики и т.п.
В первом классе детям предлагаются задания, которые позволяют быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.
Обязательно нужно придерживаться логики построения программы: от простых (по организации и уровню взаимодействия заданий), направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности к сложным.
Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и кто уйдет - эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий. Педагог сам определяет, как лучше реализовать программу в своем классе.
Содержание программы
Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с1-го по 5-ый класс) основана на деятельности малых групп-команд (по 5 - 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем-воспитателем в течение четверти. Таким образом, командиром группы побывает каждый учащийся. Состав группы меняется 1 раз в четверть. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также, учитывая желания ребят, педагог руководствуется определенными принципами.
- Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
- Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Таким образом, программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. На каждом этапе идет формирование определенных коммуникативных универсальных учебных действий.
Этапы реализации программы
Первый этап - 1 класс
«Я + Я… = МЫ»
Направление: Совместно-индивидуальная деятельность
Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.
Задачи:
- Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.
- Приобретение первичных навыков общения в группе. Прогнозируемый результат:
- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;
- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;
- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.
- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.
Выпускник научится:
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, с последовательностью и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Второй этап - 2 класс
«Мы - в согласии»
Направление: Совместно-последовательная деятельность
Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.
Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
Прогнозируемый результат:
- научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);
- получить эмоциональный опыт взаимодействия;
- научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;
- испытывать чувство принадлежности к группе.
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- контролировать действия партнера.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Третий этап - 3 класс
«Мы принимаем решение»
Направление: Создание совместных композиций.
Коллективное принятие решений.
Цель:
- формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;
- научить процедуре коллективного принятия решения.
Задачи:
1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
2. Развитие эмоциональной сферы личности.
Прогнозируемый результат:
- уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;
- приобретение опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности
- уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;
- получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;
- уметь уступать друг другу.
Выпускник научится:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Четвертый этап - 4 класс
«Мы – проектировщики»
Направление: Проектная деятельность
Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога.
Задачи:
1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов.
2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним.
3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Прогнозируемый результат
Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:
- рефлексивные умения;
- поисковые (исследовательские) умения;
- навыки оценочной самостоятельности;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки.
На последнем этапе более сложного группового взаимодействия – проектной деятельности продолжается активный процесс формирования тех коммуникативных универсальных учебных действий, которые были заложены на предыдущих этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
Цель данной работы: показать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья в...
развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...
развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...
Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.
Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...
Научно-исследовательская статья на тему: "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ"
Представляю Вашему внимаю научно-исследовательскую статью....
Основные подходы к решению проблемы управления и воспитания в понятиях управления
Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исс...