Научно-исследовательская статья на тему: "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ"
статья на тему

Хабелькаева Алина Равильевна

Представляю Вашему внимаю научно-исследовательскую статью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_habelkaeva_alina.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ

(по материалам курсового исследования)

Хабелькаева Алина Равильевна

Научный руководитель — Мирзоян Р.В., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории

         Всем известная истина - «Время - деньги», похоже, начинает изменять свое значение. По словам одного из лучших аналитиков и практиков Брэндинга Марка Гобе, «время становится дороже денег». И с ним трудно не согласится.

         Многие известные специалисты, по тайм-менеджменту подтверждают эту истину, говоря при этом, что время - это такой специфический ресурс, который стоит на одном месте со своими основными фондами, но оно имеет особое специфическое свойство: оно необратимо. То есть если многое можно купить, то потерянное время вернуть невозможно, невозможно вернуть упущенные в это время возможности, невозможно дорешать дела, если условия, в которых они решаются, поменялись. При этом специфичность времени заключается еще и в том, что каждый человек наделен им в равной мере, а именно, 1440 минут или 86400 секунд в день - не больше и не меньше  [1; с.288].

         В свое время Ницше сказал, что «человек, который не может потратить более 16 часов в сутки лично на себя должен быть назван рабом».

        Рабочее время большинства студентов уплотнено до предела, рабочий день не нормирован, и часто не удается завершить все намеченные дела к заданному сроку. При этом нарастает такое ощущение беспомощности перед лавиной неотложных дел, срочно требующих твоего вмешательства и чувство того, что нехватка времени как нехватка воздуха ведет к тому, что эти дела просто-напросто задавят студента. Все это ведет к стрессовому состоянию, еще более усугубляющему положение.

         Такая ситуация в современном образовании носит массовый характер и не только среди студентов. Наверняка каждый преподаватель может вспомнить немало случаев, когда в один день он должен был решить массу проблем, побывать во множестве мест, при этом он никак не мог решить, в какой очередности лучше всего, все это сделать и осознание того, что невозможно сразу и быстро решить проблему распределения времени, что из-за этого можно не успеть или пропустить что-то важно очень сильно угнетает, заставляет нервничать, портит настроение, что в конечном итоге отрицательно сказывается на самочувствии, работоспособности и уменьшает вероятность того, что все задуманное на день будет реализовано. Наверняка почти каждый студент и преподаватель может вспомнить и массу дел, отложенную им «на потом», а, по сути «в долгий ящик», которые вроде бы нужно сделать, но вот все «никак руки не доходят».

         В такой ситуации единственным решением может стать только применение специальных приемов и методов, имеющих общее название тайм-менеджмент. Само слово «тайм-менеджмент» переводится с английского языка как «управление временем», однако следует заметить, что временем управлять невозможно. Действительно, каждый человек имеет строго определенное количество времени, и у всех людей оно одинаковое. Невозможно как-то повлиять на его количество или скорость его течения. «Управление временем» - это просто громкое название того, что по сути своей является управление самим собой, с целью ускорения решения проблем, осуществления мероприятий, выполнения работ, действий. Это управление по наиболее рациональному использованию времени [2; с.128].

         Данная проблема имеет большое практическое значение, как для студента, так и для преподавателя и образования в целом.

Исходя из обозначенной проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Современные подходы в решении проблемы дефицита времени у студентов»

 После выбора темы была определенна цель: проанализировать современные подходы управления временем.

          При работе над темой были поставлены задачи:

  • отобрать и изучить теоретическую литературу о рациональном использовании рабочего времени.
  • на основе анализа литературы представить в тексте работы - теоретические основы данных вопросов.
  • на основе изученного подготовить материал для первого блока  ежедневника, предназначенного для студентов при планирование рабочего времени «Время — материал, из которого сделана жизнь».
  • обобщить результаты исследования и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

         В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • сравнение точек зрения ученых;
  • систематизация материала;
  • обобщение.

методы эмпирического исследования:

  • конструирование ежедневника по эффективному планированию рабочего времени. 

         Все выше перечисленные факта не позволяют нам бездействовать. Ведь цель тайм-менеджмента — не превратить вас в «машину для экономии времени», а помочь изыскать временные ресурсы и пустить их на то, что вам действительно важно. Выделите ключевые области вашей жизни, главные русла, в которых течет ваше время — карьера, образование, семья, друзья, увлечения, здоровье или собственный бизнес, и нарисуйте дерево, где каждое из них — самостоятельная ветвь. Ее длина и мощь определяются тем, сколько времени вы уделяете каждой сфере. Так вместо листопада мелких хаотичных дел вы получите ясную картину вашей жизни и поймете, какие области требуют больше времени и усилий. И результат не заставит себя ждать — в скором времени вы увидите реальные плоды своих трудов».

          Тайм-менеджмент - это учет и оперативное планирование времени. Задача тайм-менеджмента упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела. Основные принципы тайм-менеджмента: кропотливая самостоятельная работа, индивидуальность решения, необходимость отслеживания собственной эффективности, мышление, направленное на эффективность, достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности. Тревожные симптомы близкого возникновения временных проблем можно определить по определенным признакам и выявить причины «поглотителей времени».

        Современные приемы тайм-менеджмента: постановка цели, классическое планирование, «золотые» пропорции планирования времени,   контроль итогов и корректировка целей. Изучив причины проблем со временем и используя основные приемы тайм-менеджмента, студент сможет добиться качественных и быстрых результатов.

        Можно сделать вывод о том, что управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Студент должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов образовательного учреждения. Нужно так использовать время, чтобы обеспечить выполнение максимального числа задач, которые в свою очередь обуславливают выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели. Свои собственные планы времени студент должен согласовывать с планами учебного заведения, чтобы достичь максимального эффекта. То, насколько успешно студент будет претворять в свою работу принципы эффективного использования времени, зависит в первую очередь от него самого и от его желания работать рационально, т. к. для того, чтобы путем постановки ясных целей, правильного выбора приоритетов и планирования своего времени, добиться большей эффективности в обучении, нужно приложить определенные усилия и затратить немного времени.

Список литературы

1.  Берд П., Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 288 с.

2.  Дод П., Сандхайм П., 25 лучших способов и приемов тайм-менеджмента. Как сделать больше, не теряя головы / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков

Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий .В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуник...

Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.

Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...

Статья на тему "Современный урок по ФГОС"

В данной статье содержится характеристика современного урока, его особенности....

Основные подходы к решению проблемы управления и воспитания в понятиях управления

Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический  подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исс...

Статья на тему: "Современный урок в начальной школе"

Каким должен быть современный урок в начальной школе...

Презентация на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему" "Современные инновационные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию" для детей 3-4 лет.В презентации описан опы...