Основные подходы к решению проблемы управления и воспитания в понятиях управления
статья
Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исследованиях А.А. Аветисова. Согласно его концепции, процессы, протекающие в образовательных организациях любого масштаба и вида, отождествляются с управляемыми динамическими процессами, подчиняющимися общим закономерностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_podhody.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные подходы к решению проблемы
управления и воспитания в понятиях управления
Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исследованиях А.А. Аветисова. Согласно его концепции, процессы, протекающие в образовательных организациях любого масштаба и вида, отождествляются с управляемыми динамическими процессами, подчиняющимися общим закономерностям. В рамках данной концепции понятие «качество образования» представляется не просто неким отвлеченным, не измеряемым содержанием, присущим предметно-содержательному подходу. Это функционально связанная со всеми параметрами системы и измеряемая (диагностируемая) характеристика функционирования образовательной организации. Качество такого функционирования представляется как степень реализации главной цели, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня подготовленности.
Достаточно плодотворную структуру образовательного процесса, которую можно рассматривать как основу подхода к управлению качеством в образовательной организации, выделила М. Т. Громкова.
Структура образовательного процесса рассматривается как единство воспитания (управления потребностями), обучения (присвоения социокультурных норм) и развития (совершенствования способностей). В таком подходе сохраняется целостность педагогического процесса как единства воспитания, обучения и развития личности. Управление же качеством образования может быть организовано как процесс обеспечения качества управления потребностями личности, присвоения им социокультурных норм и развития индивидуальных способностей.
Панасюк В. П. рассматривает управление качеством в образовательной организации как комплексные, целенаправленные, скоординированные воздействия как на ее образовательный процесс в целом, так и на его основные элементы. При этом целью является достижение наибольшего соответствия параметров его функционирования и конечных результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам.
С точки зрения управления качеством в образовательной организации теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, основанная на системном подходе, исходит из того, что образовательный процесс стал настолько многофакторным и многоплановым, что частными, автономными мерами существенно повысить его качество невозможно. Она представляет собой воплощение многих идей, относящихся к различным подходам теории управления социальными системами. Среди них можно выделить следующие основные идеи и положения: эффективность (качество) обучения и воспитания можно достичь при реализации стратегии оптимизации самого учебно-воспитательного процесса и его элементов; стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определенным педагогически ориентированным критериям (учет конкретных условий обучения и воспитания, уровень реальных учебных возможностей обучающихся, оптимальные нормы времени); оптимизация учебного процесса возможна при управлении им как целостным единством учения и преподавания, системой закономерностей, принципов, содержания, форм и методов, внутренних и внешних условий обучения и др.
При построении систем управления качеством образовательного процесса в образовательной организации необходимо: ориентироваться на реализацию системного подхода; максимально учитывать внутренние резервы образовательной организации; обеспечить как оптимальное функционирование, так и развитие качества образовательной организации; оптимизировать организационную структуру управления.
осуществлять комплексное применение вышеуказанных подходов к управлению социальными системами; использовать основные закономерности и принципы теории социального управления применительно к системе высшего профессионального образования;
проводить максимальный учет внутренних резервов образовательной организации; обеспечить при проектировании не только оптимальное функционирование организации, но и ее развитие.
Необходимо отметить, что идея управления качеством образования через управление качеством компонентов образовательного процесса имеет широкую перспективу развития. В частности, в этом направлении просматриваются следующие стратегии: выделение ведущих сторон образовательного процесса, которые непосредственно влияют на знания, умения и способности личности и регулирование качества этих сторон;
определение структурных элементов образовательного процесса и обеспечение качества каждого элемента; изменение структуры и стратегии учебного процесса; применение в управлении современных информационных средств и технологий.
Литература.
1.Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический проект, 2007. 317 с.
2.Управление качеством образования. Под редакцией М. М. Поташника. М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006 г. 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
Цель данной работы: показать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья в...
Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"
В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок. Было проведено иссле...
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий .В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуник...
Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.
Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...
Научно-исследовательская статья на тему: "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ"
Представляю Вашему внимаю научно-исследовательскую статью....
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....
Основные подходы к управлению качеством образования
Основные подходы к управлению качеством образования...