развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
методическая разработка по логопедии по теме

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого внимания в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.

 В СОШ  обучаются дети не  только с  нормальным  состоянием здоровья  но и те   , у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития вызваны микросоциальными, средовыми причинами не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д.

Нарушенное развитие имеет свои закономерности, характеризующие как отставание в развитии психики, так и компенсацию нарушений. У таких детей велики потенциальные возможности формирования психики. Наша основная задача – выявить у ребенка сохранные функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития.

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Дети с ограниченными возможностями  здоровья испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, поскольку для них ограничен доступ к различным источникам информации по следующим причинам:

– недостаточная мобильность;

– недоразвитие навыков межличностного взаимодействия;

– неприятие их большинством детей с нормальным развитием.

Коммуникативная компетентность ученика с особыми образовательными потребностями оказывает влияние:

– на учебную успешность;

– на процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в детском коллективе;

– на эффективность и благополучие его будущей взрослой жизни.

Для формирования коммуникативной компетентности учащихся в СОШ  необходимо организовывать специальные  целенаправленные  системы  работы в воспитательно-образовательном процессе начальной школы. Основные субъекты данного процесса: классный руководитель и педагог-психолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, работающие во взаимодействии.

Базу для обеспечения коммуникации должен создавать логопед, работая с детьми по формированию средств общения, по формированию фразовой речи, расширению активного и пассивного словаря, введению в активный словарь общепринятых социальных обращений, по расширению и уточнению словарного запаса (обогащение речи антонимами и синонимами, двузначными словами, фразеологическими оборотами), повышению культуры речи.

Педагог-психолог формировать  на своих занятиях чувство самооценки, позитивной установки на самого себя, что способствует снижению неуверенности, помогает детям осознать себя и других как нечто особенное и, в то же время, обнаружить сходство, общность в группе, умение своевременно распознавать и блокировать агрессивные и аффективные состояния детей, с которыми ребенок вступает в контакт, умение предотвращать ситуации, которые могут причинить вред здоровью.

Учитель наибольшее внимание должен  уделять  развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературного чтения, в задачи которого входит процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов: помочь осмыслить и обобщить речевой опыт, улучшить качественные характеристики устной речи, повысить культуру речевой коммуникации и общения. Общение строится по двум схемам: педагог – ученик и ученик – ученик. Схема «педагог – ученик» позволяет приобрести умение воспринимать информацию. Схема «ученик – ученик» способствует обучению детей совместному обсуждению задания, выработке общего взгляда на способ его выполнения. Дети учатся согласовывать свое мнение с мнением других.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья включает в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями и педагогами.

Основные рекомендации педагогам по работе над формированием коммуникативных навыков:

– прежде чем строить коррекционную работу, необходимо изучить индивидуальные, психологические особенности каждого ребенка;

– использовать индивидуально-дифференцированный подход в проведении деятельности;

– каждый успех в достижениях обязательно должен стать предметом положительной оценки;

– необходима систематическая, кропотливая работа;

– работа педагога должна быть творческой, и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов развития коммуникативных навыков.

Привить детям коммуникативные навыки важно как можно раньше, поскольку общение – это основа социальной адаптации человека. Дети с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации по различным причинам. Наша основная задача – помочь ребенку преодолеть трудности в общении, сформировать четкие представления о социальных законах для успешной интеграции в общество.



Предварительный просмотр:

На развитие  сенсорики

Игра «Разноцветные очки»

Цель: закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания.

Ребенку предлагают надеть «волшебные» (невидимые) очки, например, красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как малыш выполнит задание, его просят «сменить» очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше.

Упражнение «Различение цифр через движение»

Учащийся должен изобразить цифру с помощью пластилина, вырезать из бумаги, изобразить руками в воздухе, «начертить» ногами на полу и т.п.

Игра «Великий Гудвин»

Цель: закрепление знания цвета, развитие моторики руки, речи, воображения.

Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали.

Упражнение «Внимательно слушай и рисуй»

Цели: развитие пространственной ориентации, графических навыков; автоматизация навыков пользования сенсорными эталонами (геометрическими формами).

Материалы: рабочие тетради, простой и цветные карандаши.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения

Упражнение выполняется в двух вариантах.

А) Инструкция ведущего: «Сейчас мы с вами откроем тетради на чистой странице и немного порисуем. Я буду говорить, что надо нарисовать и где – в каком месте листа, а вы должны безошибочно выполнять команды. Рисовать будем простым карандашом. Готовы?

Нарисуйте в правом верхнем углу квадрат.

Слева от него – круг.

Теперь в центре листа – треугольник.

Под ним – прямоугольник», – и т.д.

Ведущему необходимо использовать все пространство листа. Формулировки команд должны содержать наречия и предлоги, с помощью которых описывается расположение предметов в пространстве.

Б) «Строим узор». Ведущий предлагает открыть чистую страницу в тетради и построить узор, нарисовать ковер, орнамент и т.д. Упражнение выполняется аналогично варианту А учащиеся выполняют команды взрослого, – однако рисунок должен получиться симметричным, красиво расположенным на листе. После того как рисунок будет готов, детям предлагается раскрасить его по своему усмотрению цветными карандашами.

Комментарии к занятию

Это занятие в значительной степени опирается на воображение участников, поэтому проходит обычно легко, не вызывая усталости и сопротивления со стороны детей. Активность участников группы во многом зависит от способности исключить из взаимодействия с детьми оценочный, «учительский» компонент: дети не должны стесняться своих неправильных или неинтересных ответов.


Упражнение «6 и 9»

Цель: развитие умения договариваться, убеждать.

Упражнение выполняется в парах. Участникам предлагается лист с нарисованной цифрой «6». Лист держится таким образом, что один участник видит цифру «6», а другой – «9». Задача участников – увидеть одновременно одну и ту же цифру.


Упражнение «Просьба»

Как немало зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит – «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Ну, давайте попробуем. Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о некотором одолжении. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и знаменитости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Это, конечно, размягчит жесткое сердце противника. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. Так, спасибо, спасибо. Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев. Пожалуйста! Благодарим всех за участие, а особенно победителей.

Упражнение Если «Да» – похлопай, если «Нет» – потопай

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

  1. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
  2. «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
  3. «Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».
  4. «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
  5. «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания.

Игра «Клубочек»

Цель: игра для развития коммуникативных умений.

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

РАЗМИНКА Упражнение «Веселое приветствие».Ведущий включает любую танцевальную музыку, и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов ведущего «раз, два, три, друга найди!» каждый ребенок должен найти себе пару и встать рядом. Ведущий командует: «Поздоровайтесь ушами, мизинцами, пятками, коленками...» Так в процессе игры дети узнают о существовании различных форм приветствий.

Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с новым игроком.

Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми присутствующими.

Игра «Дождь».Участники сидят в кругу и с открытыми глазами повторяют движения, которые показывает ведущий:

– шуршат, потирая ладони друг о друга;

– щелкают пальцами;

– негромко хлопают в ладоши;

– ударяют себя ладонями по бедрам, притопывают ногами.

После того как последовательность движений разучена, ведущий предупреждает, что сейчас все закроют глаза и начнут повторять звук, который он будет издавать. Сначала ведущий шуршит, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей. Этот ребенок начинает шуршать ладонями, а ведущий, двигаясь по кругу, прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. (Для педагога это хорошая возможность погладить каждого ребенка по голове.) Игра продолжается: теперь ведущий щелкает пальцами, касаясь по очереди всех детей, передавая звук по кругу. Моросящий дождь превращается в сильный. Ведущий включает следующее движение: хлопки руками. Все слышат шум проливного дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда дети вслед за ведущим начинают ударять себя ладонями по бедрам, притопывать ногами. Потом ливень убывает в обратном порядке: шлепки по бедрам, хлопки ладонями, щелчки пальцами, потирание ладоней.

. РАЗМИНКА

Упражнение «Колокол»

Дети становятся в круг.

Поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки вниз. Ведущий


. Одним из способов развития коммуникативных способностей является театрализовано-игровая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

Возможности развития самостоятельности подростков в условиях учебно-воспитательного процесса

Таким образом, благоприятным условием формирования самостоятельности является организация педагогического процесса и общения, имеющая личностную направленность, учитывающая особенности подросткового в...

Возможности развития творческих способностей учащихся через краеведческие тетради "Самоцветное слово Урала"

В статье описываются цели создания и структура авторских краеведческих тетрадей как составной части комплекса методических и дидактических материалов "Самоцветное слово Урала"....

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...