Игра-путешествие в страну Добра
методическая разработка по теме

Шмелёва Валентина Анатольевна

Воспитательное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie_v_stranu_dobra.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие в страну Добра

Цель: 

  1. расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;
  2. развивать у детей способности анализировать свои действия;
  3. воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.

Ход занятия

(При входе в класс дети получают жетон с номером вагона (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим вагонам. На доске: "Путешествие в Страну вежливости и доброты".)

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость – ведь они неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а так же ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну- страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны. Давайте прочитаем, какие необычные остановки будут у нас: Народная мудрость, Ежели вы вежливы, Не попади впросак, В гостях у Буратино, Наш маленький театр. На каждой станции нас ждут приключения, а кое-где и испытания.

Итак, поезд трогается с песней "Улыбка" (поётся один куплет с припевом) и прибывает на первую станцию "Народная мудрость".

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть даже такая пословица: "Доброе слово и кошке приятно". Это значит, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.\
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Худо жить без ласкового слова.
Не мудрён привет, а сердце покоряет.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Спасибо – великое дело.
Доброе слово и кошке приятно.

– Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше, поехали!

(Исполняется 2 куплет песни "Улыбка")

– Следующая остановка на станции"Ежели вы вежливы". Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может, нас и в город не пустят? Если вежливо – хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.

Поздороваться при встрече?
– Толкнуть, не извиниться?
– Помочь подняться упавшему?
– Поднять упавшую вещь?
– Не встать, обращаясь к учителю?
– Взять билет в автобусе?
– Не уступить старшему место в транспорте?
– Не заметить недовольство мамы?

Вопросы. (На каждый вагон по вопросу).

  1. Как вы попросите передать на билет в автобусе?
  2. Как вы будете прощаться, уходя из гостей?
  3. Как вы будете просить о чём-то взрослого малознакомого человека?
  4. Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке утром?
  1. Ежели вы вежливы
    В душе, а не для виду,
    В автобус вы поможете
    Взобраться инвалиду.
  1. Ежели вы вежливы,
    То, сидя на уроке,
    Не будете с товарищем
    Трещать, как две сороки.
  1. Ежели вы вежливы,
    Поможете вы маме
    И помощь ей предложите
    Без просьбы- то есть сами.
  1. Ежели вы вежливы,
    То в разговоре с тётей,
    И с бабушкой, и с дедушкой
    Вы их не перебьёте.
  1. Ежели вы вежливы,
    То вы в библиотеке
    Некрасова и Гоголя
    Возьмёте не навеки.
  1. Ежели вы вежливы,
    То книжечку вернёте
    В опрятном, не измазанном
    И целом переплёте.
  1. Ежели вы вежливы,
    Тому, кто послабее,
    Вы будете защитником,
    Пред сильным не робея.

– Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо, жители Страны Добра просят о чём-то. (Зачитывается письмо.)

"Ребята! У нас беда!

В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими приближёнными

жадность
зависть
грубость
дерзость
сплетни
жестокость

Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми".

– Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, – у вас получится это волшебство.

щедрость
добродушие
нежность
ласка
вежливость
внимательность
предупредительность
снисходительность
правдивость
жалость
сочувствие

– Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей станет… (Дети придумывают имя.)                                                                                       В этой стране жители имеют фамилии и корнем –добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)                                                                         – А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине.                                                                             – Давайте послушаем, о чём же они спорят и поможем им разобраться в ситуации.                       Мальвина: Здравствуй, Буратино!                                                                                                            Буратино: Здравствуй, Мальвина!                                                                                                                   М: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?                                             Б: Плохо я справился с заданием.                                                                                                                        М: Почему?                                                                                                                                                   Б (злобно выкрикивает): Потому, что не умею себя сдерживать.                                                                    М: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?                               Б  : Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.                                       М: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?                                                         Б: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!                                                                                               М: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.                                                                                                   Б: Не было этого, не было, не было…                                                                                                                               М: Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое, Хочу мороженое"– или: "Хочу в школу, хочу в школу"– разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?                                                                                                                                             Б: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну, как посадка прошла?"Он обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: "Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!"Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят).                                                М: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.    Б: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?                                                                                                                   М: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Запомните это!                                                                                                                                                                      – Следующая остановка "Наш маленький театр". Мы смотрим спектакль по стихотворению Маршака "Вежливое слово".

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прелагаются
За вежливое слово!
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже
ёжик пожилой
Притащился чуть живой!
– Подходите, ёжик, ёжик!
– Вам билет в каком ряду?
– Мне поближе, плохо вижу,
Вот спасибо, ну, пойду!

Говорит овечка:
Мне одно местечко!
Вот моё благодарю –
Доброе словечко.

Утка:
Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят.
И достала утка "Доброе утро",

А олень:
– "Добрый день".
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке дайте
Лучшие места.
Вот моё "Пожалуйста".
И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков,
Вдруг ворвался косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого:
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Не получите билет.
– Мне билет!
Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал.
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И ушёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое слово,
Что-то развернула и стряхнула,
И чихнула и вздохнула:
– Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь…
Их давно уж съела моль.
Бедные "пожалуйста"–
Что от них осталося.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прелагаются
За вежливое слово.
Вот уже второй звонок.
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
– До свиданья. Здравствуйте.
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых три.
– С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять.
И кассир даёт билеты,
Не один, а целых пять.
Поздравляю с днём рожденья!
Приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
И кассиру всё под силу,
Очень хочется запеть:
"Очень, очень, очень, очень,
Очень вежливый медведь".
– Благодарен, извиняюсь!
– Славный парень!
– Я стараюсь!
– Вот умница.
Вот идёт медведица,
И она волнуется
И от счастья светится.
– Здравствуйте, медведица!
Знаете, медведица?
Славный Миша, ваш сыниша,
Даже нам не верится.
– Почему не верится? – говорит медведица,
Мой сыночек молодец.
"До свидания!"
КОНЕЦ!

– А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на вежливом бульваре
Вежливо благодарят?                                                                                                                                                                                В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение. А что значит слово "здравствуйте"?

"Здравствуйте!"Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете,
"Здравствуйте!"– это же "будьте здоровы",
Это же "дольше живите на свете!"                                                                                                                       Следующая наша игра так и называется –
"Знаешь ли ты волшебные слова?"В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске). А вот лепестки пока у вас столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – Слова просьбы и благодарности.                                                                                                             (Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка своего цветка.)                                – Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?                                                                                                                                                               Игра "Давайте говорить друг другу комплименты".                                                                                          Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте "посадим"эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.                                                                                                                               А какие добрые дела сделали вы? (Ответы детей.)                                                                                        – Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый, самый счастливый, очень счастливый. А в руках у вас модели человечков. Поместите своего человечка на ту ступень, каким человеком вы себя ощущаете. (Дети прикрепляют своих человечков на доску).                                                                                                                    Релаксационная пауза "Сердце доброты".                                                                                                       – Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться и приложите, переложите эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. (Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу).

(Заключительная часть.) 

  1. Добрым быть совсем, совсем непросто
    Не зависит доброта от роста.
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта не пряник, не конфета.
  1. Только надо, надо добрым быть,
    И в беде друг друга не забыть.
    И завертится земля быстрей
    Если будем мы с тобой добрей.
  1. Добрым быть совсем, совсем не просто
    Не зависит доброта от роста.
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.
  1. Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет,
    Если доброта как солнце светит,
    Радуются взрослые и дети.
  1. Доброта нужна всем людям,
    Пусть побольше добрых будет.
    Говорят не зря при встрече
    "Добрый день"и "Добрый вечер".
  1. И не зря ведь есть у нас
    Пожеланье "в добрый час".
    Доброта она от века
    Украшенье человека.
  1. Клянёмся вежливыми быть,
    Всегда "Спасибо"говорить,
    "Добрый день"и "До свидания".
    Нет в мире лучше звания.
  1. Клянёмся добрыми мы быть
    И лень, и грубость позабыть,
    Учиться этикету,
    Науку помнить эту.
  1. Клянёмся добрыми мы быть,
    В борьбе со злом добро дарить,
    Невеж разить мечом волшебным
    И строгим словом, и целебным.
    Клянёмся добрыми мы быть!

– ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.                                    Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные.

(Заканчивается путешествие песней "Дорога добра".)

Спроси у жизни строго
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом.
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Спеши к нему
Всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

(После исполнения песни дети получают в подарок воздушные шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости и доброты.)

В завершение звучит песня "Маленькая страна".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия-игры «Путешествие в сказочную страну» Для учащихся 2классов (7-8лет)

Увлекательный сценарий для учеников 2 класса. Данная игра развивает у учащихся внутригрупповые отношения, умение работать в группах. Способствует развитию эмоциональных отношений как внутри группы, та...

Игра - путешествие "В Чудной стране", литературное чтение, 1 класс.

Ресурс представляет собой авторскую разработку внеклассного мероприятия, состоящую из сценария мероприятия, презентационного сопровождения,  комментариев к презентации, раздаточных материал...

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Игра-путешествие Что значит быть добрым?

мерпориятие направлено на воспитание нравственных качество личности...

Игра-путешествие по сказочной стране с героями сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”

Цели: формирование интереса к чтению произведений  Г.Х.Андерсена,Задачи:Помочь детям выявить характерные особенности сказочных образов на материале сказки «Снежная королева» Г.Х.Андерсена;Развива...