Учебно-методическое планирование по кружку "Человековедение" 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Учебно-методическое планирование по кружку "Человековедение" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chelovek_novyy.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое планирование
по кружку «Человековедение»
Класс: 1 в Учитель: Есипова Е.В.
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Человек – это емкое, многогранное существо, которое рассматривается педагогикой с различных сторон: интеллектуальной, физической, психологической и духовно-нравственной. В настоящее время система образования направлена в основном на развитие интеллектуальной, физической, а с недавних пор и психологической сторон человека. Развитию же духовно-нравственной сферы в современной школе уделяется недостаточно внимания. Данная программа делает акцент именно на этой стороне личности ребенка.
- Программа «Человековедение» создана по материалам книги А.А. Лопатиной, М.В. Скребцовой «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)» (М.: ООО «Книжный дом Локус», 2003) и по книге Овчаровой Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996
Приоритетным направлением в работе педагога по программе является формирование морально-нравственной сферы личности ребенка, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств человека: доброты, честности, трудолюбия, сострадания и т.д.
Специфика программы – в использовании мирового литературного наследия (рассказов, сказок, притч), а так же специально подобранных творческих заданий, системы вопросов и игр - для развития в детях навыков анализа явлений в мире с деятельно-созидательных позиций. Обсуждение стержневых качеств личности на основе личного опыта ребенка, личных переживаний помогает сформировать у учащихся собственное мнение о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться.
Каждое занятие по программе включает в себя практические работы детей, направленные на формирование навыков выражения своих чувств и мыслей в творческой форме (инсценировки, рисунки, сочинения на заданную тему). С первой работы необходимо прививать ребенку понимание важности и нужности его мыслей, мнения, способностей. Для этого в ходе занятий по программе дети будут учиться помогать друг другу, а также - делиться с другими своим творчеством. Поэтому практические работы должны предназначаться для тех, кто нуждается в заботе и внимании окружающих. Это поможет ребятам сделать вывод, что их усилия могут сделать мир лучше.
Необходимым элементом является совместная подготовка к проведению проектов (постановка театральных номеров (сценок), изготовление своими руками подарков, импровизированных костюмов для выступлений), благодаря чему у детей развиваются коммуникативные навыки, умение сотрудничать.
В процессе занятий также уделяется внимание развитию в детях актерских способностей в той мере, в какой это необходимо для достижения целей и задач кружка (инсценировки на заданную тему для развития нравственной сферы ребенка, ролевые тренинги, ситуационные задания, постановки небольших спектаклей-сценок и т.д.).
По целевому назначению данная программа является общекультурной; по содержанию и видам деятельности – комплексно-интегрированной; по степени авторства – творческой (модифицированной); по сроку реализации – одногодичной; по особенностям развития – общей.
Цель программы:
• Помощь участникам кружка в успешной социализации, построении гармоничных отношений с собой, окружающими;
• Предоставление ребенку возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира;
Задачи:
- Учить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие;
- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику);
- Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли;
- Формировать способности любить, сострадать, понимать и принимать инаковость ближнего;
- Помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли;
- Формировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими;
- Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;
- Развить устную и письменную речь;
- Стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности;
Организационные условия:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий в группах - один раз в неделю. Программа курса кружка состоит из 33 занятий по 8 разделам:
- Языки общения
- Познай себя
- Как мы видим друг друга
- Уроки мудрости
- Фантазия характеров
- Умение владеть собой
- Законы гостеприимства (этикет)
- Взаимоотношения двух миров - мальчики и девочки
(помимо общих занятий ребята объединяются в группы от 2 до 8 человек для разучивания ролей, изготовления подарков, костюмов и реквизитов при подготовке к участию в благотворительных проектах).
Для участия в кружке привлекаются дети от 8 до 12 лет. При принятии в кружок особых навыков от ребят не требуется.
Занятия проходят с учетом возрастных особенностей учащихся.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении. В комнате для занятий необходимо наличие достаточного количества стульев (не менее 15 – по числу участников кружка) и хотя бы одного стола. Так же должно быть достаточно свободного пространства для проведения игр, тренировочных упражнений, репетиций.
Для проведения занятий необходимы: книги для прочтения предлагаемых для анализа текстов (сказки, притчи, рассказы); магнитофон или музыкальный центр, набор кассет, дисков; цветная бумага, картон, фольга, кусочки материи, клей и т.п. для подготовки подарков, украшений и импровизированных костюмов для выступлений.
Содержание курса
№ Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Авторская линия (возможность углуб ления) | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
1.Языки общения | 1.1. Восприятие мира (наши органы чувств) 1.2. Мудрость природы (общение с животными и растениями) 1.3. Язык жестов и движений 1.4. Язык чувств (наши эмоции) 1.5.Как я понимаю то, что помню | 5 ч | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, знать что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа). | уметь видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает. | |
2.Познай себя | 2.1. Кто такой «Я» (мой автопортрет) 2.2. Я - волшебник (мои чувства и желания) 2.3. Мир моих фантазий 2.4. Моё настроение (ощущение собственной значимости)
| 4 ч | Ориентировка в понятиях и терминах : здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика. |
| ||
3. Как мы видим друг друга | 3.1. Разговор взглядов (умение общаться) 3.2. Дружба (мой лучший друг) 3.3. Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | 4ч | Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения. |
| ||
4.Уроки мудрости | 4.1. Уважение к старшим 4.2. Семья (взаимоотношение с родными) 4.3. В магазине (поведение в общественных местах) 4.4. На улице (поведение и общение в транспорте) | 4 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия. |
| ||
5.Фантазия характеров | 5.1. Мой любимый герой (примеры для подражания) 5.2. Добро и зло (совесть) 5.3.Что такое - хорошо, и что такое - плохо (хорошие и дурные привычки) 5.4. Конфликт (моё поведение в трудных ситуациях) | 4 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга. |
| ||
6. Умение владеть собой | 6.1. Умей расслабиться 6.2. Будь внимателен (развитие внимания) 6.3. Хозяин своего «Я» 6.4. Не хочу быть плохим (приодаление дурных привычек и поступков) | 4 ч | уметь управлять и контролировать свои поведение и поступки |
| ||
7. Законы гостеприимства (этикет) | 7.1. Волшебные слова (приветствия, благодарность) 7.2. Учимся вежливо говорить 7.3. За столом | 4 ч. | уметь начать, поддержать и вести разговор уметь строить диалог со взрослыми и сверстниками |
знать правила хорошего тона | ||
8.Взаимоотношения двух миров- мальчики и девочки | 8.1 Знакомства 8.2 Внешность (внешний облик мальчика и девочки) 8.3 Как вести себя | 4 ч. | уметь начать и поддержать знакомство | Знать правила хорошего тона в различных ситуациях |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||||||
1.1. Восприятие мира (наши органы чувств) 1.2. Мудрость природы (общение с животными и растениями) 1.3. Язык жестов и движений 1.4. Язык чувств (наши эмоции) 1.5.Как я понимаю то, что помню | 5 ч | Комбин. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | текущий | Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, знать что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа). | |||
2.1. Кто такой «Я» (мой автопортрет) 2.2. Я - волшебник (мои чувства и желания) 2.3. Мир моих фантазий 2.4. Моё настроение (ощущение собственной значимости)
| 4 ч | Комбин. | текущий | Ориентировка в понятиях и терминах : здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика. | ||||
3.1. Разговор взглядов (умение общаться) 3.2. Дружба (мой лучший друг) 3.3. Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | 4ч | Комбин. | текущий | Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения. | ||||
4.1. Уважение к старшим 4.2. Семья (взаимоотношение с родными) 4.3. В магазине (поведение в общественных местах) 4.4. На улице (поведение и общение в транспорте) | 4 ч | Комбин. | текущий | Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия. | ||||
5.1. Мой любимый герой (примеры для подражания) 5.2. Добро и зло (совесть) 5.3.Что такое - хорошо, и что такое - плохо (хорошие и дурные привычки) 5.4. Конфликт (моё поведение в трудных ситуациях) | 4 ч | Комбин. | текущий | Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга. | ||||
6.1. Умей расслабиться 6.2. Будь внимателен (развитие внимания) 6.3. Хозяин своего «Я» 6.4. Не хочу быть плохим (приодаление дурных привычек и поступков) | 4 ч | Комбин. | текущий | уметь управлять и контролировать свои поведение и поступки | ||||
7.1. Волшебные слова (приветствия, благодарность) 7.2. Учимся вежливо говорить 7.3. За столом | 4 ч. | Комбин. | текущий | уметь начать, поддержать и вести разговор уметь строить диалог со взрослыми и сверстниками | ||||
8.1 Знакомства 8.2 Внешность (внешний облик мальчика и девочки) 8.3 Как вести себя | 4 ч. | Комбин. | текущий | уметь начать и поддержать знакомство | ||||
Содержание занятий
Раздел 1. Языки общения (навыки общения с внешним миром)
1.1. Восприятие мира (наши органы чувств)
1.2. Мудрость природы (общение с животными и растениями)
1.3. Язык жестов и движений
1.4. Язык чувств (наши эмоции)
1.5.Как я понимаю то, что помню
Ребенок — частица окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает.
Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа).
Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности.
Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и образнее донести наши мысли и чувства.
Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понять своего собеседника, (но и привнести захватывающую живость и подлинную радость в, общение друг с другом).
Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами — более высокая ступень человеческого общения.
Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника. Будьте внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний. Это позволит не только общаться с людьми, но и находить настоящих друзей. При выражении собственного эмоционального состояния важно научиться использовать все доступные выразительные средства. Здесь все имеет значение: определенный наклон или поворот вашей головы, выразительная поза, характерные движения рук, ног и туловища, походка. Активно подключаются выразительные, мимические средства.
Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика — наши первые помощники в общении. Понимание и овладение языком жестов и движений нашего тела позволят нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей и завоевывать друзей. В этом плане важную роль играет и человеческая память, которая позволяет сохранить и своевременно воспроизвести информацию, необходимую в процессе общения ребенка с окружающим миром.
Русский ученый прошлого века Д. Кайгородов писал: "Задача начальной школы школы - научить своих питомцев ведать природу... Видеть природу - значит уметь ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а ученье это дает пищу не только для ума, но и для души. Именно оно много дает для души - это надо помнить. Поставив себе задачей научить ученика ведать живую гармонично - взаимодействующую природу, будущее школьное естествознание неминуемо должно будет подойти к вопросам, что и как существует или делается в природе, присовокупить вопросы: для чего, почему и зачем, - вопросы, которые существующая школьная естественная история ставит лишь кое-где, урывками, а между тем именно эти-то вопросы и служат ключом для раскрытия закона изумительной целесообразности в природе и того Великого Разума, которым все созидается и управляется в природе и во всей вселенной."
Школьный курс Естествознания дает детям, в основном, информационные знания об окружающем нас мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека, воспитанию через природу высокого и чистого духа. Но разве можно научить ребенка бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе. В работе подобраны сказки, рассказы и стихи самых разных авторов. Эти люди - замечательные наблюдатели, художники и философы живой природы. Дети должны знакомиться с природой через души и произведения именно таких людей, а не через сухие учебники. Через них дети поймут и почувствуют взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в нашем мире, увидят во всем удивительное, неповторимое чудо.
Бережное отношение к природе. Игра «Жизнь деревьев», сказка Г.Андерсена «Ромашка», сценка «В городе и в лесу», рисунок «Жизнь цветка»
Раздел 2. Познай себя (умение видеть и понимать себя)
2.1. Кто такой «Я» (мой автопортрет)
2.2. Я - волшебник (мои чувства и желания)
2.3. Мир моих фантазий
2.4. Моё настроение (ощущение собственной значимости)
Образ себя — это то, как каждый ребенок относится к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения — собственного достоинства, необходимо для успешной реализации процесса общения.
Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен не просто узнать о наличии собственного «Я», но и научиться оценивать его. Для начала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личностной уникальности у каждого ребенка.
Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.
Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми.
Стремление к совершенству. Игра «Лучше всех», П.Элюар «Пушинка», Творческое задание «Цепочка совершенства», рисунок «Крылья Пушинки», творческое задание «День на крыльях», сценка «Стремление к полету»
Раздел 3. Как мы видим друг друга (умение понимать сверстников)
3.1. Разговор взглядов (умение общаться)
3.2. Дружба (мой лучший друг)
3.3. Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)
Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного «Я». Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность «увидеть» рядок другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром. Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием общения с окружающими детьми.
Способность поставить себя на место партнера по общению помогает лучше понять его, выделить отдельные черты его характера и их проявление в поступках и действиях. Умение взять на себя роль своего партнера учит терпимости к чужим недостаткам, развивает чувство сопереживания. Эти качества формируются у детей младшего школьного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей практике.
Самопожертвование. Творческое задание «Дерево жертвенности», М.Горький «Горячее се Как найти друга. Творческое задание «Разговор о дружбе», И.Радичков «Если хочешь иметь друзей», творческое задание «Лесные друзья», рисунок «Дерево дружбы», Л.Милева «Черешенка и воробей», игра «Помощь друга», сценка «Настоящая дружба» рдце», сценка «Жертвуем друг для друга», рисунок «Памятник герою».
Раздел 4. Уроки мудрости (умение видеть и понимать старших)
4.1. Уважение к старшим
4.2. Семья (взаимоотношение с родными)
4.3. В магазине (поведение в общественных местах)
4.4. На улице (поведение и общение в транспорте)
Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их реальным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества формируются во взаимодействии ребенка со взрослыми членами семьи в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников и т.д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научит понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми.
Забота о других. Игра «Учимся заботиться», Н.Абрамцева «А зайцы плавают», творческое задание «Забота о близких», Н.Абрамцева «Сказка о тумане», творческое задание «Заботливый туман», сценка «Заботливая пара»
Раздел 5. Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений)
5.1. Мой любимый герой (примеры для подражания)
5.2. Добро и зло (совесть)
5.3.Что такое - хорошо, и что такое - плохо (хорошие и дурные привычки)
5.4. Конфликт (моё поведение в трудных ситуациях)
Характер человека — понятие довольно сложное. Однако дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов достаточно легко усваивают информацию о положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить личностные черты своего партнера по общению помогает правильно сориентироваться в человеческом взаимодействии, определить линию своего поведения и, значит, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.
Создание моделей желательного поведения с опорой на определение черты характера поможет заложить у детей первые навыки ориентации в хаосе жизненных ситуаций и столкновений с разными людьми.
Целью занятий по данной теме является формирование чувства собственного «Я», осознание себя как личности со всеми присущими ей чертами. Это постепенно выливается в способность соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, а также наблюдать взаимосвязь между действиями и поступками других людей и складом их характера.
Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее, знакомых черт характера позволяют взглянуть на человека со стороны. Это ли не прямой путь к полноценному общению?Великодушный поступок. Творческое задание «Великодушный поступок», индийская сказка «Корень добра не сохнет», рисунок «Великодушное сердце», сценка «Великодушные министры»
Мир справедливости. Творческое задание «Справедливое решение», сказка «Очки судьи», игра «Очки справедливости», рисунок «Дом Справедливости», творческое задание «Волшебные очки», сценка «Справедливый судья»
Трудно ли быть добрым. Творческое задание «Добрый поступок», Н.Абрамцева «Про сову», игра «Кто добрее», сценка «Ум и доброта»
Раздел 6. Умение владеть собой
6.1. Умей расслабиться
6.2. Будь внимателен (развитие внимания)
6.3. Хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать свои поведение и поступки)
6.4. Не хочу быть плохим (приодаление дурных привычек и поступков)
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника.
Одним из компонентов указанного умения является способность к произвольному расслаблению. Сформировать ее у детей младшего школьного возраста несложно, поскольку они по своей натуре очень активны, впечатлительны и легковозбудимы.
Умение расслабляться включает в себя следующие основные компоненты:
— осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;
— снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка;
— погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях
Ум в жизни человека. Игра «Умная мышка», итальянская сказка «В моих краях», сценка «Помири королей», Творческое задание «Умные советы»
Упорство и талант. Игра «Самые упорные», Л. Капуана «Дырка в воде», творческое задание «Упорный труд», творческое задание «Правитель края», сценка «Талант и упорство»
Целеустремленность. Игра «Цель жизни», китайская сказка «Орел и пустыня», сценка «Орел и жители пустыни», творческое задание «Добрые цели», рисунок «Цветущая пустыня»
Смысл жизни. Игра «Цепочка ценностей», Н.Абрамцева «Чаепитие с маргаритками», рисунок «Нужная вещь», сценка «Служим людям»
Раздел 7. Законы гостеприимства (этикет)
7.1. Волшебные слова (приветствия, благодарность)
7.2. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор)
7.3. За столом (правила хорошего тона)
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться с детьми и т. д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Немаловажную роль в процессе коммуникации играет хорошо развитая речь — средство человеческого общения. Младшие школьники чаще всего в процессе общения используют краткий ответ на вопрос. Максимальную сложность для них представляет связная речь (в частности, рассказ).
Для воспитания речи у детей наиболее приемлем путь от модельных ситуаций общения к реальным.
Основная роль в процессе работы над речью отводится игре-драматизации, поскольку именно через нее ребенок усваивает богатство родного языка, овладевает выразительными средствами, использует разнообразные интонации, отражающие характер и поступки героев, старается говорить четко, «красиво». Исполнение определенных ролей требует воспроизведения ребенком необходимого текста, заучивания определенных литературных выражений, что эффективно влияет на развитие связной речи.
Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение его с другими людьми будет затруднено.
Каждый ребенок должен научиться понимать или хотя бы чувствовать, что он живет среди людей и что каждый его поступок и желание отражается на людях. Поэтому всегда необходимо помнить, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Всегда нужно проверять свои поступки, думать, не причинили ли они зла окружающим.
Предлагаемые задания предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре.
Законы гостеприимства. Игра «Гостеприимные хозяева», Н. Абрамцева «Сказка про старый дом», индийская сказка «Два дерева», творческое задание «Два дерева», сценка «Гостеприимный хозяин»
Раздел 8. Взаимоотношения двух миров - мальчики и девочки (совместная деятельность и культура общения полов)
8.1 Знакомства (умение начать и поддержать знакомство)
8.2 Внешность (внешний облик мальчика и девочки)
8.3 Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях)
Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в возрасте 6 мес. мальчики лучше реагируют на новые или движущиеся предметы, а девочки — на ласковое приговаривание. Еще не осознав своей принадлежности в «сильному полу», мальчик забирается в машину и крутит руль, а девочка протирает тряпочкой дверцу. Они и шалят по-разному, и играют по-разному.
В младшем школьном возрасте, по наблюдениям учителей, мальчики более разносторонни, чем девочки, оптимистичнее их, рассказывают о школе менее обстоятельно, но интереснее, неожиданнее, чаще — о главном, по существу. Они откровеннее, прямодушнее, бесхитростнее. Часто хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стараются произвести наилучшее впечатление. Девочки более скрытны и очень рано начинают понимать, какими хотят видеть их окружающие и чего ждут от них. Они послушнее, «правильнее», приветливее и ласковее с чужими.
Игнорировать эти особенности нельзя, как нельзя игнорировать различия в темпераменте и характере мальчиков и девочек, что сказывается на специфике их общения. Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек — одна из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья наших детей, их возможности полноценно «найти себя» в жизни и способности создать крепкую семью.
В мальчике необходимо развивать чувство долга: перед самим собой, другими, перед родителями, женщиной, будущими детьми. Очень важно с раннего возраста воспитывать в мальчике уважение к женщине.
Девочку надо учить быть отзывчивой, понимать состояние других людей и действовать в соответствии с этим. Девочка мила нежностью, но она должна быть осмотрительной, осторожной. Ей суждено стать женщиной, дарить жизнь и, оберегая себя, оберегать будущее. С первых лет девочку готовят к материнству. Ей надо поручать заботу о младших детях в семье, подчеркивая их прелесть и беззащитность, обучать уходу за ними и радости общения с ними. Это происходит естественно — сначала куклы, затем младшие сестренки и братишки.
Девочку учат уважать мужчин в целом как другую половину человеческого рода и конкретно — именно этого мальчика, этого взрослого за его достоинства и поступки.
В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собой, общаться между собой. В последние годы психологи уделяют внимание проблеме полового дипсихизма. Речь идет о том, что в жизни легче адаптируются те люди, которые, безусловно, приняв основные черты личности, свойственные их полу, имеют в характере и лучшие качества, присущие противоположному полу. Мальчик может быть, безусловно, мужественным, но иметь в характере и такие традиционно женские черты, как чуткость, отзывчивость, эмоциональность, обостренное восприятие прекрасного. В еще большей степени это относится к девочке, которой должны быть свойственны как глубинная женственность, так и некоторые черты истинной мужественности: активность, стойкость в трудных ситуациях, упорство в достижении цели, решительность.
В условиях совместной деятельности младшие школьники — мальчики, оказавшись в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), приблизительно одинаково оценивают свои усилия и собственную пользу и в пользу своих товарищей. Они не всегда адекватно оценивают свое реальное поведение, оценка эта носит случайный характер.
Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения, хотя эгоистичных девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива.
Исследования психологов показали, что у девочек 6—8 лет во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т. е. альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.
Следовательно, в совместной деятельности мальчики и девочки должны учиться быть собой, так сказать, «от противоположного». Говорят, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а ее женственной — сильный, настоящий мужчина. Благодаря этому мальчику стыдно плакать при девочке, быть грубым рядом с девочкой и т. д. Это важное обстоятельство необходимо учитывать для полноценного развития личности как мальчика, так и девочки.
Мужество. Игра «Мужественный поступок», китайская легенда «Мост», творческое задание «Школа мужества», рисунок «Что такое мужество», сценка «Диалог»
Мир красоты. Игра «Колечко красоты», Г.Андерсен «Есть же разница», рисунок «Самое прекрасное», творческое задание «Как украсить мир», сценка «Кто прекраснее»
Взаимопонимание. Игра «Кто понимает без слов», Н.Абрамцева «Поговорили», рисунок «Разный взгляд на мир», творческое задание «Учимся пониманию», сценка «Пойми меня
Организационная и подготовительная работа. Постановка небольших спектаклей-сценок по сказкам, подготовка несложных - из подручных материалов: фольги, цветной бумаги, картона, кусочков ткани - костюмов, изготовление подарков, украшений и др.
Методические условия реализации программы
Методы:
• Совместное чтение текстов;
• Обсуждение, анализ их содержания, множественности скрытых смыслов и подтекстов;
• Выполнение творческих заданий (импровизированные устные философствования, диалоги, дискуссии, рисунки, сочинения);
• Игры;
• Инсценировки на заданную тему;
• Тренинги и упражнения;
• Беседы, рассказы учителя;
Формы обучения:
• Творческие мастерские;
• Мини-конкурсы;
• Постановочная и репетиционная работа.
Курс предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности, что поможет обеспечить целостный подход к анализируемым проблемам.
Тексты, вопросы и задания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
Важным методом работы с детьми по программе «Человековедение» является диалог между руководителем кружка и воспитанником. Обращение педагога к переживаниям, мироощущению ребенка, его искренняя заинтересованность в успехах, самосовершенствовании ученика является залогом взаимодействия во время занятия.
Прогнозируемый результат
В результате работы по программе предполагается развитие у ребенка позитивной Я - концепции, а также планируется формирование следующих способностей:
• Умение делать выбор в жизненных ситуациях с позиций нравственно-этический норм;
• Стремление к самопознанию;
• Умение свободно обсуждать, высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других;
• Навык самостоятельного принятия решений, осуществления выбора в сложных жизненных ситуациях с учетом интересов других людей, ответственности за свои поступки;
• Коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству;
• Стремление посвящать свои способности и время нуждающимся в этом людям;
• Умение выражать свои мысли в виде устных, письменных творческих работ, развитие воображения.
Литература:
- А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М, 2003.
- А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
- А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», М., 2004.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996
- Рогулева Л.А. Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» для учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
Савинова Е.Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
Литература для детей:
- М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах», Мн.:, 2003
- А. Лопатина, М. Скребцова «Искусство видеть мир», М., 1997
- А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука мудрости», М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса
В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...
Учебно-методическое пособие по математике 1 класс УМК «Планета знаний» (с использованием игр В.В. Воскобовича)
Серия заданий с использованием игр В.В. Воскобовича....
Учебно-методическая разработка урока в 3 классе
Родовые окончания имен прилагательных...
Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий
Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...
Учебно-методический комплект. Литературное чтение. 3 класс УМК "Школа России" Тема: Б. Житков "Про обезьянку" Закрепление
учебно-методический комплект для урока литературного чтения...
Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки" ( конспект + презентация)
Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки"...