Внеурочная деятельность в 1 классе. Азбука этикета.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Я в 1 классе провожу кружок. Он называется "Азбука этикета". Очень интересные и познавательные темы. Детям очень нравится. Они с большим удовольствием приходят на занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_1.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/Афанасьева Е.С./ «____» августа 2012 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «____»___________ 2012г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Азбука этикета»
для 1 класса
Составитель
Колоскова Л.А., учитель начальных классов
второй квалификационной категории
г. Воскресенск
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета» (общекультурное направление) разработана для 1 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения).
Цели программы:
Кружок «Азбука этикета» нацеливает на овладение учениками умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Кружок «Азбука этикета» призван решить следующие задачи: - формирование у детей потребности в речевом совершенствовании; расширение словарного запаса учеников, - развитие у учеников готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию воспитывать уважение к старшим.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; -
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
- Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 недели).
Основные формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание |
1 | Школьный этикет | 1 | Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие готовность к уроку». Понятие перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
2 | Правила общения | 7 | Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. |
3 | О трудолюбии | 8 | Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев. |
4 | .Культура внешнего вида | 9 | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. |
5 | Внешкольный этикет | 8 | Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен. |
Требования к уровню усвоения программы.
Освоение учащимися программы «Азбука этикета» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на этикет как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Решать нравственные задачи с такими понятиями. Например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?».
планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка,- моделировать новые формы, различные ситуации.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами средствами выразительности языка
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать стандартные приёмы эстетических форм общения. Распределение ролей, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям
Младшие школьники получат возможность научиться:
Ведению диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения. Уважительное восприятие других точек зрения Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете - Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах Школьных мероприятиях, концертах.
Участие в школьных мероприятиях является важным итоговым этапом занятий
Литература.
Для учителя: Литература:
Осипова М.П. Воспитание 1 класс.
Осипова М.П., Козлович С.И., КОРОЛЬ Е.Д. Модель Ориентир.
Паюсова Н.А., Шаврина О.П. Филология. Русский язык и литература.
. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как
субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)
http://www.portal-slovo.ru/
. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html
Для учащихся:
-Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
-Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
-Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
-Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
-Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
____________/Афанасьева Е.С./
«____» августа 2012г.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Азбука этикета» для 1-ых классов
на 2012 – 2013 учебный год.
Учитель: Колоскова Л.А.
№ п/п | Дата проведения | № урока в разделе | Тема | Примечания |
Школьный этикет (1 час) | ||||
1 | 03.09-07.09 | 1 | Правила поведения в школе. | |
Правила общения 7 часов | ||||
2 | 10.09-14.09 | 1 | Понятия «доброжелательность», «вежливость».. | |
3 | 17.09-21.09 | 2 | Отношение человека к окружающим его людям. | |
4 | 24.09-28.09 | 3 | Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». | |
5 | 01.10-05.10 | 4 | Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. | |
6 | 08.10-12.10 | 5 | Знакомство с историей имён, появлением фамилий | |
7 | 15.10-19.10 | 6 | Обращение к одноклассникам. | |
8 | 22.10-26.10 | 7 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций | |
О трудолюбии (8 часов) | ||||
9 | 05.11-09.11 | 1 | Понятие « учебный труд». | |
10 | 12.11-16.11 | 2 | Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. | |
11 | 19.11-23.11 | 3 | Польза труда в жизни человека. | |
12 | 26.11-30.11 | 4 | Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом | |
13 | 03.12-07.12 | 5 | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. | |
14 | 10.12-14.12 | 6 | Организация труда. | |
15-16 | 17.12-28.12 | 7-8 | Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев. | |
Культура внешнего вида ( 9 часов) | ||||
17 | 14.01-18.01 | 1 | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. | |
18 | 21.01-25.01 | 2 | Как должен выглядеть ученик | |
19 | 28.01-01.02 | 3 | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний | |
20 | 04.02-08.02 | 4 | Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. | |
21-22 | 11.02-01.03 | 5-6 | Основные правила Мойдодыра. Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» 1 | |
23-24 | 04.03-15.03 | 7-8 | Каждой вещи свое место. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. | |
25 | 18.03-20.03 | 9 | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. | |
Внешкольный этикет (8 часов) | ||||
26 | 01.04-05.04 | 1 | Общение с незнакомыми людьми. | |
27 | 08.04-12.04 | 2 | Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. | |
28 | 15.04-19.04 | 3 | Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. | |
29 | 22.04-26.04 | 4 | Понятие « общественный транспорт». | |
30-31 | 29.04-10.05 | 5-6 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации | |
32-33 | 13.05-24.05 | 7-8 | Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен. | |
Итого количество часов: | 33 | 33 | ||
По программе | ||||
Выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"...
Внеурочная деятельность "Путешествие по стране Этикета" 3 класс Тема: "Дружим с добрыми словами"
Занятие поможет раскрыть волшебную силу добра, доказать необходимость делать добро людям; воспитывать культуру общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета"...
рабочая программа по внеурочной деятельности " Этика общения и этикет" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"
Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта началь...