Воспитание культуры чтения учащихся начальных классов
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В духовной жизни человека любого общества книга имеет поистине огромное значение. Она служит неисчерпаемым источником мудрости, воспитания благородных чувств.К сожалению, в наш век телевидения, компьютеризации интерес к книге как бы сдал свои ведущие позиции в распространении знаний и поэтому работа с книгой в наше время приобретает особую актуальность , так как замечено, что дети стали читать гораздо меньше .На родительском собрании мы попытались разобраться , почему современный ребёнок не любит читать?
Что делать? Выход один: любовь к книге должна начинаться с интереса и увлечения . «...Нельзя заставить читать, но можно увлечь, вызвать интерес. Будет интерес, будет и чтение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_chteniya.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
"Пока жива библиотека
– жив народ,
умрёт она – умрёт наше
прошлое и будущее."
Д. Лихачёв
Воспитание культуры чтения учащихся начальных классов
В духовной жизни человека любого общества книга имеет поистине огромное значение. Она служит неисчерпаемым источником мудрости, воспитания благородных чувств.
К сожалению, в наш век телевидения, компьютеризации интерес к книге как бы сдал свои ведущие позиции в распространении знаний и поэтому работа с книгой в наше время приобретает особую актуальность , так как замечено, что дети стали читать гораздо меньше .
Книга перестала главенствовать в душах детей и поэтому важной частью системы воспитательной работы в школе является работа с книгой.
Детское чтение играет огромную роль в жизни детей .Книга , прочитанная в детстве , остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие .Книги вырабатывают у ребят определенные нормы поведения.
Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель, библиотекарь и семья , используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности детей. Совместно работая, они придут к желаемому результату .
Работа с детьми развивается успешно тогда, когда учитель , библиотекарь и родители стремятся овладеть мастерством в руководстве чтением . А чтобы помочь ребятам, надо изучить его интересы и запросы. Каждый возраст имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности .
Школьники 1-го класса только начинают овладевать техникой чтения. В классе они читают учебник, но процесс чтения им труден, и они охотнее слушают чтение вслух, чем читают сами. В книге их привлекают иллюстрации . Они с увлечением их рассматривают , не всегда понимая их связь с текстом .
Во втором классе многие школьники уже самостоятельно и с удовольствием читают небольшие рассказы, отрывки , а главным образом сказки, очень любят рассказы о животных.
Школьников 3 –их классов волнуют уже многие темы и вопросы . Они хотят узнать из книг как работают машины, как живут дети в нашей стране и за рубежом. Но всё равно любимое чтение –сказки. Они захватывают детей своими сюжетами, уносят их в мир, полный чудес, развивают фантазию. Сказка помогает понять детям, что такое добро и зло. Дети этого возраста умеют не только передать содержание, но и правильно оценивать поступки героев – отрицательные и положительные . Простой, понятный детям язык сказок развивает речь, учит русскому языку .
С переходом в 4 –ый класс у школьников уже более широкий диапазон интересов. Они начинают регулярно читать детские журналы, исторические рассказы, небольшие описания путешествий. Дети начинают пользоваться рекомендательными пособиями, охотно прислушиваются к совету учителя , библиотекаря, выбирая себе книгу для чтения.
В понятие «Культура чтения» входят:
1. Умение выбрать книгу.
2. Самостоятельно работать с ней .
3.Вести записи о прочитанном .
4. Навыки бережного отношения с книгой .
С библиотекой дети знакомятся , в 1-ом классе, а иногда в дошкольном возрасте. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают , что такое библиотека, как стать её читателем, показывают интересные книжки есть в библиотеке .
Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей. Дети знакомятся с выставками , рекомендательными пособиями.
Систематическое воспитание «Культуры чтения» начинается с записи ребёнка в библиотеку.В это время обычно проводится беседа , в ходе которой дети знакомятся с основными правилами обращения с книгой. Уже с самого начала ребятам следует внушить уважение к книге.
С первых лет чтения детей надо начинать воспитывать у них умение выбрать книгу. Учитель или библиотекарь расспрашивает школьника о том, что его интересует, о чём хочет читать. Затем предлагает самому выбрать книгу.
Видное место занимает наглядная пропаганда книжки. Дети должны иметь возможность взять книгу в руки , посмотреть иллюстрации. Книжная выставка своей наглядностью привлекает маленьких читателей.
Хорошо когда проводятся совместные мероприятия библиотекаря и учителя. Массовые мероприятия помогают знакомить ребят с лучшими произведениями литературы и искусства . Это театрализованные праздники, обзоры литературы, периодической печати, тематические беседы , библиографические уроки, викторины , встречи с писателями , ветеранами.
На родительском собрании мы попытались разобраться , почему современный ребёнок не любит читать?
Что делать? Выход один: любовь к книге должна начинаться с интереса и увлечения . «...Нельзя заставить читать, но можно увлечь, вызвать интерес. Будет интерес, будет и чтение».
Советы специалистов – каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года – это целая пропасть в развитии. Каждый год нужно приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста .
Предлагать ребёнку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса .
Ввести новую семейную традицию – День любимой книги. Выберете день , когда вы будете перечитывать ребёнку его любимую книгу .Это приучит возвращаться к прочитанному , смотреть по новому на знакомое произведение.
Учите чтению с продолжением . Читайте большие книги по главам , в день по главе .
Книгу лучше дарить, не на праздники , а просто так .
Самый действенный приём – читайте сами! На ночь , перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребёнку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приёмов.
Для ребёнка чтение - это , прежде всего общение с родителями. Лишив его совместного чтения, вы лишаете его едва ли не самых счастливых мгновений .
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной строчки из новой книги». К. Г. Паустовский
Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверка техники чтения учащихся начальных классов
Порядок проведения процедуры проверки техники чтенияНормы чтенияРекомендации по оцениванию техники чтенияКлассификация сшибок, влияющих на снижение оценки...
Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.
Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...
Формирование читательской культуры у учащихся начальных классов.
Методы и приемы формирования читательской культуры у учащхся младщих классов....
Разработка бинарного интегрированного урока по физической культуре для учащихся начальных классов на тему: «Гимнастика. Маршевость в музыке. Мелодия, ритм, темп».
Урок составили на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, примерной программы по физи...
Статья "Формирование физической культуры у учащихся начальных классов"
Характерная особенность детского возраста - стремление к движению. Занятия физкультурой и спортом способствуют развитию двигательной активности ребенка....
Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Формирование основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения
В презентации описаны приемы и примеры заданий по формированию основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения...