"Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе".
статья по теме

Холодкова Ирина Викторовна

В работе говорится о приёмах работы в урочное и внеурочное время, позволяющих формировать культуру поведения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kultury_povedeniya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения.

  Основное содержание воспитания культуры поведения младших школьников - это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

   Воспитание культуры поведения начинается с первых уроков, когда учитель знакомит детей с правилами поведения в школе. Далее этот процесс проходит как на уроках, так и во внеурочное время непрерывно. Проведение бесед - одно из часто используемых учителем средств воспитания культуры поведения. Но воспитание культуры не должно сводиться лишь к беседам связанным с нарушением детьми нравственных норм, к нравоучениям. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети могут не знать всех основных норм поведения и узнают о них в связи с данным конкретным случаем нарушения. Если бы этого случая не произошло, школьнику не разъяснили бы, как надо следовать правилу поведения в данной и аналогичной ситуации. Работа по воспитанию культуры поведения должна быть целенаправленна и спланирована.

  Овладение информацией о существующих нормах поведения - это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру. Нравственные знания способствуют появлению стремлений у младших школьников стать лучше.

 Основы поведения ребёнка закладываются в семье. От того,  в какой семье воспитывается ребёнок,  зависит уровень культуры его поведения. Поэтому,  прежде всего учитель должен познакомиться с семьёй своего ученика. Воспитание культуры поведения основана как на работе с детьми, так и на работе с родителями. Необходимо проводить родительские собрания,  посвящённые этой теме. Родители должны узнать,  какую цель ставит перед собой  учитель, с какими правилами культуры он познакомил ребят, какая помощь требуется в этом вопросе от родителей.

 В воспитании культурного поведения одновременно используются разъяснение и упражнение, но ведущим методом является упражнение. В систематических и разнообразных упражнениях детей формируются  навыки и привычки культуры поведения. В начальных классах упражнения целесообразно проводить в форме игры и драматизации. Игра увлекает  детей, вызывает положительные и яркие эмоции, которые способствуют выработке навыка и привычки.

   Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила культурного поведения с воспитанием у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека. В беседах на данные темы должно быть много мягкого юмора, надо в смешном виде показывать ребятам «грязнуль» и других персонажей, не соблюдающих культуру поведения. Надо довести до сознания ребёнка, что неряшливый, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне не собранным, не дисциплинированным, плохо умеет контролировать свои поступки. Человек живёт в обществе и для успешного в нём существования необходимо соблюдать правила культуры. Надо уметь жить среди людей, вежливо и деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Принципиальное значение имеет осознание детьми, что эти и другие правила культуры и гигиены нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по требованию взрослых. Многие требования к внешнему виду и поведению можно разъяснить детям, используя художественные произведения (К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Воронкова «Маша-растеряша» и др.), разыгрывая сценки из жизни («В автобусе», «За столом»).  Инсценировками, рисунками дети приучаются выражать своё отрицательное отношение к нарушениям культуры поведения. Надо объяснить ребятам, что культурным человек не рождается, а становится. Нарушающий  правила культурного поведения приносит своим поведением неприятности остальным ребятам, сбивает общий ритм работы. От ребят требуется умение самим следить за собой, понимание того, как надо вести себя в разных случаях, не обижаться,  если взрослые или товарищи делают замечания, стараться исправить плохое в своём поведении.        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познание мира 2 класс Школа. Правила и культура поведения учащихся в школе в общественных местах.

познание мира 2 класс Школа. Правила и культура поведения учащихся в школе в общественных местах....

СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»

СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

Доклад: "Воспитание культуры поведения у воспитанников с ОВЗ начального звена"

Воспитание культур поведения у воспитанников с ОВЗ рассматривается как составная часть нравственного воспитания и опирается на конкретные требования: привитие детям необходимых гигиенических навыков, ...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД. "Воспитание культуры поведения младшего школьника".

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям....

Воспитание культуры чтения учащихся начальных классов

  В духовной жизни человека любого общества книга имеет поистине огромное значение. Она служит неисчерпаемым источником мудрости, воспитания благородных чувств.К сожалению, в наш век телев...

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...