Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через уроки ОПК, ОРКиСЭ и внеурочную деятельность
статья ( класс) на тему

Юнак Оксана Станиславовна

               Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_duhovno-nravstvennoy_kultury.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Ивановская школа-интернат»

 

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через уроки ОПК, ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Учитель начальных классов

Юнак Оксана Станиславовна

2016 год

          Современное российское общество вновь переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи.             Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Воспитательный процесс значительно осложняется криминализацией российского общества. Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений также оказало негативное влияние на формирование социального опыта подрастающего поколения.

                  В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

               Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям.

             Не так давно в российских школах введены новые предметы — «Основы православной культуры», ОРКиСЭ, которые призваны показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, познакомить их с системой нравственных ценностей, а также должны способствовать их духовно-нравственному развитию.

               Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, начинаешь понимать философию служения и библейскую мудрость « не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников!

                Видя моральное уродство учеников – результат либеральных экспериментов над школой, начинаешь глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение».

                    В моем понимании: ОБРАЗОВАНИЕ – это ваяние образа, ВОСПИТАНИЕ – питание духовной оси, а ПРОСВЕЩЕНИЕ – возжигание света Истины в душе ученика. В наше время поменялись и образы, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в ученических сердцах. Укоренились образы вырождения, деформированные оси, а свет затмил мрак бездуховности. Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.

                    Вот тогда и начинаешь слышать по-иному слова старца-мудреца, адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время».

                    Следовательно, воспитательная работа на уроке ОПК самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете».

Существуют три канала нравственного воспитания:

  1. Через самого учителя и его ценности.
  2. Через уроки ОПК и исторический материал.
  3. Через методику преподавания.

Надо не просто водить указкой по развалинам прошлого, а одухотворять его, относясь к нему как к следам времени, по которым можно выйти на свою дорогу, пользуясь историческим компасом. Ученик, не увидевший красоту и доброту, не поймет наших слов о красоте и доброте. Быть добрым не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце.

               В нашей школе-интернате учителя уделяют много внимания проведению факультативных занятий по «Основам православной культуры». Совместно с учителями православной культуры Десятниченко Ж.А., Шульгиной О.А., О.В. Гапоновой и библиотекарем Токаревой Е.В. были проведены православные праздники для обучающихся разных возрастных групп:

  1. Беседа, обзор православной литературы «Покров Пресвятой Богородицы» для 5-7 классов.
  2. «Свет рождественской звезды» - беседа и викторина о Рождестве для 5-7 классов.
  3. Внеклассное мероприятие о жизни святых мучениц совместно с учителем ОПК «Вера, Надежда, Любовь и София…» 3-4 классов.
  4. Внеклассное мероприятие в рамках Основ православной культуры к Дню памяти Святого Иоанна Златоуста (о доброте, о добром отношении к своим близким).
  5. «Пасхальный букет», мероприятие посвященное Пасхе.
  6. Ежегодно проводятся беседы, викторины, оформляются книжные выставки, посвященные Православным праздникам.
  7. В школьной библиотеке действует постоянная книжная выставка «Русь Православная».
  8. Наши обучающиеся регулярно принимают участие в Православных фестивалях, конкурсах поделок.
  9. Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Единство души и земли» (Великие православные праздники).
  10. Многие учителя являются участниками и дипломантами в Региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя!» (2010 год, 2011год и 2012 год)
  11. Встречи с учениками Воскресной школы Покровской церкви села Ивановское и Воскресной школы г.Льгова.

            Воспитание духовно-нравственной личности начинается с любви к Родине, того малого «кусочка» родной земли,  на  котором он родился. Место рождения его – частица души человека. Любовь к родному краю должна воспитываться с рождения ребенка. Изучая его, дети осознают себя частью истории, истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Проблема воспитания нравственности младшего школьника для российской школы является одной из самых актуальных. Решение этой проблемы ставит перед обществом вопрос о том, следует ли опираться  на прагматические ориентиры и эталоны морали, выбрав основой  воспитания  «западный» образец, или  необходимо пойти по пути возвращения к традициям православной педагогики и культуры, несущих в себе важнейшие духовно-нравственные константы и ценности нашего народа?

 

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, обогащает опытом нравственного уклада жизни, цельностью миропонимания, способствует развитию личности.

Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью.

Можно выделить технологии, которые применимы к урокам православной культуры. Это такие технологии, которые носят название прикладных, и которые отвечают на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке.

Технология дифференцированного обучения, и связанные с ним групповые технологии, при которых основной акцент делается на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология разноуровневого обучения, которая предполагает деление класса на группы и включает индивидуальную ученическую деятельность, сочетающуюся с фронтальной формой обсуждения результатов всеми учащимися класса. Применение этой технологии важно для воспитания коммуникабельности личности, создания социальной мотивации. В групповой деятельности учащиеся чувствуют себя свободно, ведут себя раскованно, тем самым, стимулируя творческий подход к учебной деятельности. Учащиеся выполняют не только исполнительские, но и контролирующие действия. Это способствует формированию умения учиться, усвоению способов самообучения, самовоспитания, самоконтроля.

Технология развития критического мышления. Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации. Использование данной технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Технология исследовательской направленности. Использование этой технологии предполагает такое обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направленном учителем.

          Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и  фрагментов музыкальных произведений.

Музыка – пища для души. Она затрагивает все сферы  человеческого бытия: тело, душу, дух. На уроках  православной культуры музыка всегда уместна. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Личностные переживания души рождает сопроводительная фоновая музыка. Иллюстративная музыка  на уроке православной культуры помогает творческому созданию образа. Прослушивая церковные песнопения, порой, трудные для восприятия ребенком, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси.                          

Разнообразие видов деятельности учащихся на уроке, использование элементов новых технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности.  

Тщательное продумывание структуры каждого урока и внеклассного мероприятия, использование разнообразных методических приемов, стремление не просто дать готовые знания, а выдвинуть проблему, формулирование выводов вместе с учащимися по каждому этапу деятельности – все это способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, способствует развитию познавательного интереса, логического мышления учащихся. Необходимо заинтересовать детей изучаемым материалом, используя актуальные для учащихся сообщения, учить их осмысливать материал в процессе творческой познавательной деятельности, проводить уроки и внеклассные мероприятия всегда в спокойной, доброжелательной обстановке, учитывая психологические особенности учащихся, создавать  атмосферу непринужденного сотрудничества учителя и учащихся, основываясь на методологии развивающего обучения, использовать инновационные педагогические технологии. Это и есть один из путей к успеху в решении вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся.

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно  православной культуры. "Дитя глядит на себя чужими глазами, так же, как само глядит на других людей. Оно не отделяет себя от среды". Поэтому в младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен быть творческим, нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного  нравственного опыта, пробуждать желание различать и  пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.

 В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью  обращение к опыту православной педагогики. Православие является  созидателем и хранителем лучших традиций русской культуры, духовных ценностей русского общества. Воспитание детей должно отражать неразрывную связь  судеб  всей многовековой истории нашего народа.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания,  педагог помогаем учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

 Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее,  дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

Меняется и общий уровень нравственного развития к четвертому классу: в ситуациях, связанных с проблемой нравственного выбора, уменьшается число предпочтений, связанных с себялюбием, эгоизмом, увеличивается количество выборов  высоконравственных  поступков.

От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Православная культура, по словам Н.О. Лосского «есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека». Понятие духовности философ связывает с личностным развитием человека, так как настоящая личность — это деятель, осознающий абсолютные ценности бытия и осуществляющий  их в своем поведении.

Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они  обществу, выйдя за порог школы - любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать  их душу, научили ли противостоять порокам современного мира?  Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что  наши воспитанники приобрели  за годы учения   положительный  духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников  на уроке  и  внеурочное время"...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...

Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через изучение олонхо.

В республике разработана концепция «Пе­дагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и ра­ботоспосо...

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной  и во   внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...

Роль советника по воспитанию в формировании духовно- нравственных качеств у обучающихся

С 2023 во всех школах страны была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.Главная цель советника директора по воспитанию и взаимодей...