Добро и зло, совесть и раскаяние.
план-конспект урока (4 класс) по теме
ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravoslavnoy_kultury.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы православной культур
4 класс
Учитель высшей категории
МБОУ-СОШ №68 им. Долгих Н.И.
Зайцева О.Н.
2012 год
Добро и зло. Совесть и раскаяние
Цель урока: Сформировать преставление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
- Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
- Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
План урока:
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия деятельности.
Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
знать:
- определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;
- что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
- что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.
уметь:
- характеризовать критерии морального поведения;
- находить пути исправления ошибок;
- доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора
- обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
- участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.
Ход урока
1 этап: актуализация
Слайд №2: изображение города с Мастером
Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Слайд №3: изображение бабочки на ладони
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
Слайд №4: слова: “добро” и “зло”
– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Совесть и раскаяние”.
Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:
– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.
Слайд №5: определение понятий “добро”, “зло”
Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. У слова зло в православии есть синоним: грех.
Слайд №6
Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
2 этап: постановка проблемы Слайд №7
Учитель:
- Как вы думаете, кто указывает человеку на его грех?
1) милиционер 2) совесть
У любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: (твоя же душа.)
3 этап: моделирование понятия “совесть”
Работа в парах.
Слайд № 8
Учитель:
– Так что же такое “совесть”?
Чтение текста на стр.36-37
Слайд №9 Отречение Петра
Слайд №10 Христос предсказывает Петру предательство
Слайд №11 Апостол Пётр
Слайд №12: понятие “совесть”
Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Это внутренний советчик и судья.
4 этап: моделирование понятия «раскаяние»
Слайд №13-16:
5 этап: рефлексия
Вопросы учащимся:
1. Есть полушуточное определение человека: «человек — это животное, умеющее краснеть». Объясните его.
2. Какие два важнейших дела у совести?
3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.
4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
5. Каковы этапы покаянных действий?
6.Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
- Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы
Слайд №18: портрет Б.Окуджавы
(На фоне музыки):
Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
Слайд №19: порхающая бабочка
– Помните, ребята, все в ваших руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть и раскаяние
презентация к уроку ОРКСЭ...
Добро и зло, совесть и раскаяние.
Презентация к уроку основы православной культуры....
конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
на уроке даётся представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...
Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
разработка урока по ОРКСЭ...
Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние
Презентация - урок по предмету "Основы православной культуры"...
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...
Разработка урока "Совесть и раскаяние"
Разработка урока по предмету "Основы православной культуры"...