Творческая работа "Патриотическое воспитание младших школьников"
статья на тему
Тема самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_patriot_vospit_prokopevsk.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа№15 имени В.Л.Гриневича»
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: Патриотическое воспитание младших школьников
Выполнил:
учитель начальных классов
Будучева И.И.
2009-2010
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, школе;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, школой, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен одной край.
Родной город... Надо показать ребенку. Что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Примером воспитания патриотизма у младших школьников может являться рассказ о родном городе:
Сегодня речь пойдёт о нашем родном городе Прокопьевске. Несколько веков назад на месте, где раскинулся сейчас Прокопьевск, была дремучая тайга да непроходимые болота.
В 1648 году неподалёку от Кузнецка был основан Рождественский монастырь. Вокруг монастыря селились крестьяне. Возникшая деревня стала называться Монастырской. Постепенно деревня разрасталась и позднее была переименована в село Прокопьевское, в честь святого Прокопия, с населением 630 жителей.
В 20-е годы прошлого века были обнаружены большие залежи каменного угля в районе села Прокопьевское.
В 1916 году геолог Василий Иванович Яворский составил первую карту выходов на поверхность у села угольных пластов.
В 1917 году 12 октября был основан Прокопьевский рудник.
Началась разработка и добыча угля, была проложена железнодорожная ветка, заложено 8 штолен. Начиная с 1925 года, одна за другой вводились в строй крупнейшие шахты (Центральная, Коксовая, Чёрная гора, им.Ворошилова, им.Калинина, Зиминка).
В нашем городе добывали уголь на 14 шахтах и 1 разрезе. В настоящее время в городе работают 7 шахт и 3 разреза.
В 1923 году в апреле месяце село с населением 3600 человек было преобразовано в рабочий посёлок.
В 1931 году население рабочего посёлка составило 50 тысяч человек. И в этом году 30 июня ему был присвоен статус города с названием “Прокопьевск”.
Города, как люди, имеют свою судьбу, свой характер. Прокопьевск напоминает работящего крепкого человека, который с детства стал хорошим помощником в большой семье. Свою первую и основную в жизни профессию, шахтёрскую, он приобрёл с момента рождения. Труд шахтёра очень тяжёлый, но и очень почётен. Шахтёры своим трудом прославили родной город.
Яркие страницы в героическую летопись города написали прокопчане на фронтах Великой Отечественной войны. Около 17 тысяч своих сыновей и дочерей отправил Прокопьевск в бой с немецко-фашистскими захватчиками. Почти 2 тысячи из них погибли за свободу своей великой Родины. 14 прокопчан за мужество и героизм в боях против фашизма присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Память о мужестве наших земляков горожане увековечили в стеле у Дворца спорта “Снежинка”, в многочисленных мемориальных досках, памятниках героям, аллее Славы.
Именами героев названы улицы города (им. Марии Старцевой, Негриева, Мартехова, Шишкина, Вершинина, Конева).
Михаил Владимирович Шишкин.
Миша Шишкин родился в 1922 году в селе Тыхте. Учился сначала в Тыхтенской и Сунгайской школах, потом в г. Прокопьевске в школе № 6.
После школы работал слесарем. Затем был направлен на учебу в Рязанское пехотное училище. Из стен училища лейтенант Шишкин был призван на фронт.
В звании командира взвода он участвовал в боях под Сталинградом, где был дважды ранен. Принимал участие в освобождении Украины.
Однажды 8 сентября 1943 года на взвод Шишкина прорвался немецкий танк с группой автоматчиков. У советских воинов кончались боеприпасы. Фашистский танк давил гусеницами наших бойцов.
Тогда Михаил Шишкин, спасая своих бойцов, взял связку гранат и с ними бросился под танк противника. Наш земляк взорвал немецкий танк “Тигр” и уничтожил большое количество гитлеровцев. А сам Михаил геройски погиб. Было ему всего лишь 22 года.
Нашему земляку было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Прокопчане помнят Михаила Шишкина. Одна из улиц Тыргана названа его именем.
Василий Федорович Мартехов.
Семья Мартеховых приехала жить в Прокопьевск в 1930 году.
И отец, и сыновья (в том числе и Василий) устраиваются работать на шахту им. Ворошилова. Вскоре Василий пошел служить в Красную Армию, в танковую бригаду.
Когда началась война с фашистами, Василий Федорович с первых же дней ушел добровольцем на фронт.
Василий Федорович был мужественным и отважным. На фронте он стал офицером и командиром роты танков.
На боевом счету нашего прокопчанина числилось 14 уничтоженных вражеских танков, 22 орудия, 9 минометов, 16 автомашин, 7 пулеметных точек и свыше 800 фашистов.
12 июня 1943 года, в день своей гибели, Василий сжег 3 немецких танка. Его похоронили у деревни Вознесеновка Белогородской области.
В ноябре 1943 года Василию Федоровичу Мартехову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его именем названа одна из улиц на Тыргане, здесь же установлена памятная доска.
Взлетел в заоблачные выси наш земляк, воспитанник школы № 1, дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Борис Валентинович Волынов.
17 октября 1984 года на проспекте Гагарина был открыт бюст дважды Героя Волынова, который до сегодняшнего дня с чувством большой любви вспоминает свою малую Родину.
За большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, развитии угольной промышленности, и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, город Прокопьевск Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1981 года был награждён орденом “Трудового Красного Знамени”.
Прокопьевск это крупный индустриальный центр. Наряду с угольной промышленностью развивается машиностроительная, лёгкая, пищевая.
Город растёт, строится и развивается. В настоящее время в городе насчитывается 125 учреждений образования, 8 детско-юношеских спортивных школ, 4 музыкальных и 1 художественная школы, 10 профессионально-технических училищ и 7 техникумов, 6 филиалов высших учебных заведений.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Семилетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школа.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: детский сад, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших школьников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший школьник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Россия — многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего школьного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
- детская непосредственность; - ограниченный жизненный опыт;
- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
- детская бестактность и т.д.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с школьного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Необходимо познакомить младших школьников с их основными правами, сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.
В основу занятий с младшими школьниками положены материалы Конвенции о правах ребенка. Их особенностью является учет небольшого жизненного опыта воспитанников, работа с малыми группами, а также объяснение изучаемого материала с помощью доступных средств: диалога, беседы, игры и т.д.
Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект-субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:
— свободу высказываний и поведения ребенка в разных формах педагогического процесса;
— проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;
— недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
В процессе занятий ребенок может выбирать виды деятельности, в которых способен максимально реализоваться.
Содержание занятий должно быть ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес школьника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу. Программа занятий должна включать три тематических блока:
— «Я и ты»;
— «Мои права и обязанности»;
— «По страницам Конвенции»
Все тематические блоки взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Цели внутри каждого блока распределены поквартально, на их основе построена тематика учебного плана и подобраны наиболее эффективные методические приемы.
Первый, базовый, этап работы с детьми предполагает знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе освоения которых школьники начинают понимать преимущество естественного владения этими нормами, учатся соотносить права и обязанности.
Второй этап предполагает ознакомление с собственными правами (на отдых, образование, имя, любовь и т.д.) в процессе чтения художественных произведений, этических бесед; формирование навыков социально приемлемого поведения.
Третий этап — знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для детей всего мира; чтение соответствующих теме художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин и фотоматериалов о жизни детей в старой и современной России, об играх и занятиях детей из других стран, беседы.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.
Школьник должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Моя школа". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются классные часы. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в школе. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от учителя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем учитель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится школа или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей и т.д.
СЕМЬЯ
ДЕТСКИЙ САД
ШКОЛА
РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН
РОДНОЙ ГОРОД
СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
(КОНСТИТУЦИЯ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовая коллективно-творческая деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Сегодня по-прежнему актуальной остаётся задача создания условий для творческих проявлений разносторонних способностей учащихся.Эта программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, п...
Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По м...
Творческий союз с родителями - залог успешного воспитания младших школьников
Выступление на педсовете....
Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников
Материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования...
Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников
Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время ...