Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время он либо читает, либо рисует, либо подолгу и с большим интересом играет.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх младшие школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством обучения и воспитания младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_igra_v_obuchenii_i_vospitanii_mladshih_shkolnikov.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Новопашина Оксана Руслановна
Учитель начальных классов
ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников
Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время он либо читает, либо рисует, либо подолгу и с большим интересом играет.
Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. И все определения правильны, потому что игра для ребёнка – сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью.
Источником возникновения творческой игры является противоречие между потребностью ребёнка действовать определённым образом, с одной стороны, и возможностью осуществить требуемые действием реальные операции – с другой стороны. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради каких-либо последствий игровой деятельности; игра всегда приносит ребёнку радость и удовольствие – в противном случае он бы не стал играть.
В процессе общения ребёнка со взрослыми и накоплением жизненного опыта ему открывается не только мир предметов, но и мир человеческих отношений. Поскольку человеческие отношения невозможно воспроизвести в одиночку, ребёнок вступает в коллективные игры.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх младшие школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством обучения и воспитания младшего школьника.
Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не "поправдашний" летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для её реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Игра имеет большое воспитательное значение, она тесно связана с обучением в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью. В творческих играх происходит важный и сложный процесс овладения знаниями, который мобилизует умственне способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Играя роли, изображая определённые события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся решать игровые задачи самостоятельно, находя лучший способ реализовать свои планы, использовать свои знания, выражать их словами.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств младших школьников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство учителя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Зачастую игра служит поводом для информирования детей о новых знаниях, расширения их кругозора. Игра - важное средство умственного развития ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные и образовательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В творческой игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством школьников - рисованием, лепкой, конструированием. Не смотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе.
Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики школьного воспитания и обучения. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль педагога в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Часто ставится вопрос; может ли и должен ли педагог вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В творческой игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.
Обучение в школе интенсивно обогащает внутренний мир ребёнка. Рассказы учителя, чтение книг о смелых и мужественных людях вызывают у детей желание быть похожими на них. Невозможность приблизиться как-то к притягательному миру взрослых в обычной школьной обстановке компенсируется игрой. Кроме того, у младших школьников сохранилась ещё свойственная дошкольникам склонность к подражанию, которая часто становится мотивом игровой деятельности. Дети играют в то, что видят в окружающей жизни, и активно воспроизводят мир и взаимоотношения взрослых. Часто они копируют поведение родителей и соседей (в играх на бытовые сюжеты), подражают интонациям учителей и воспитателей (в играх в школу). Эта адекватность изображения психологически легко объяснима: старшие являются для детей 7-8 лет своеобразным эталоном взрослости, которому дети, не умеющие ещё критически воспринимать поступки окружающих, охотно подражают.
Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В творческой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развёртыванием роли, от коллективных игровых cопереживаний.
Все творческие игры, типичные для младшего школьного возраста, можно подразделить на несколько групп:
- Игры на бытовые сюжеты – в семью, в гости, в день рождения, в столовую и т.д – характерны для детей 7-9 лет, особенно часто их затевают девочки.
- Игры на сюжеты из жизни детей – в детский сад, в школу, в театр, в библиотеку и т.д. – специфичны также для учащихся 1-2 классов. В этих играх дети стремятся отобразить то, что кажется им особенно привлекательным в обычной жизненной обстановке: интересные уроки в школе, возможность с успехом выступить в театре, музыкальные занятия.
- Профессиональные сюжеты – в шофёров, врачей, пожарных, строителей, учителей и т.д. Выбор сюжетов этой группы зависит от профессионального окружения (родителей, близких), от наблюдений детей и от впечатлений, которые они получают из жизни, а также из книг и кинофильмов.
- Игры на героико-романтические сюжеты, самые любимые и интересные для младших школьников. Дети 10-11 лет много читают и у них возникает острый интерес к героическим сюжетам и романтическим переживаниям. Вместе со своими героями они отважно штурмуют космос, ведут расследования, преследуют преступников… Они мечтают о подвиге и именно творческая игра даёт им возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Отсюда непреходящая и превалирующая увлечённость младших школьников играми на героико-романтические сюжеты: в лётчиков, пограничников, космонавтов, разведчиков, моряков…
- Игры на сюжеты из книг, кинофильмов и телепередач. Интерес к ним интенсивно возрастает к концу младшего школьного возраста и сохраняется у подростков. В таких играх дети творчески воспроизводят эпизоды, особенно поразившие их воображение. Младшие школьники охотно разыгрывают сюжеты сказок, интересных рассказов, приключенческих книг.
Главное же – в творческой игре содержатся наилучшие возможности для перевода внешних требований учителя во внутренние требования – требования самого ребёнка. Как школьник ребёнок весьма равнодушен к своему внешнему виду, хотя учитель постоянно предъявляет ему требования, делает замечания, но зато как космонавт, пограничник, моряк ребёнок сам следит за своей выправкой – этого требует роль; кроме того, дежурный офицер может сделать ему замечание на утренней проверке, ему могут даже дать наряд вне очереди.
Разыгрывая определённые ролевые действия и ситуации, ценные в воспитательном отношении, ребёнок в игровом плане не только переживает события, волнующие его, но добровольно, по собственному побуждению вступает в те отношения с окружающими, совершает те действия, которые отвечают его эмоциональным потребностям. При этом он, будучи увлечён игровой ролью, проявляет активность, деловитость, организаторские способности и другие личностные качества.
Ребёнок 7-10 лет очень нуждается в творческой игре. Она вызывает переживания положительного эмоционального состояния, она вносит бодрый, радостный тон в коллективную жизнь детей, облегчает организацию учебной деятельности и установление доброжелательных отношений между детьми. Всё это создаёт важнейшую предпосылку успеха в обучении и воспитании младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Значение игры в обучении и воспитании младших школьников.
Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала радостной порой в жизни каждого? Да, это возможно.Многое зависит от учителя начальных к...
Статья на тему: «Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»
В статье мы рассмотрим значение игры в обучении и воспитании младших школьников....
Игра как средство нравственного воспитания младших школьников
Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников...
Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников
Материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования...
Статья :Игра в обучении и воспитании младших школьников
Игра занимает важное место в обучении и воспитании младшего школьника. Разберем функции игры и принципы использования игры в обучающем процессе....
Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников
Дети приходят в школу из детских садов, где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение. Но игра продолжает играть большую роль в жизни детей младшего школьного ...