Воспитательный проект "Дорогой добрых дел"
методическая разработка по теме

Проект направлен на нравственное образование и патриотическое воспитание учащихся через включение детей в социально значимые дела. В ходе реализации проекта будет оказана материальная помощь малообеспеченным семьям, ветеранам ВОВ. Проект будет способствовать укреплению  партнёрских отношений семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogoy_dobryh_del.docx43.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27»

_______________________________________________________________________

*663330, Красноярский край, р.Талнах г. Норильска,  ул. Кравца, дом 8А, а/я  908.

тел.(приемная): (3919) 373-742, тел./факс: (3919)  373-742 

 E-mail:  moy27@mail.ru

Проект «Дорогой добрых дел».

Руководитель проекта: Рязанова Наталья Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №27» г. Норильск

Аннотация проекта

Школа - это почти единственное «детское место», где взрослые могут целенаправленно помочь детям сформировать и усвоить вечные ценности - доброту, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети - будущее России, но именно от взрослых зависит, каким будет это будущее. Детей необходимо научить видеть в других людях хорошие качества, только тогда они вырастут уверенными в своих силах, добрые и отзывчивые на чужую боль и беду.
               В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Проект «Дорогой добрых дел» направлен на нравственное образование и воспитание учащихся через включение детей в социально значимые дела.

Описание проекта

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф.)

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить детей от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

     Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

     Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

     Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

      Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

               Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

          Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
           Нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

  1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных  испытаний);
  4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,      проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).                 

          Для того чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с уверенностью сказать, на сколько велико значение этой проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления школьников.
         Воспитание гражданственности и патриотизма  в нашей школе осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов, организацию встреч с ветеранами военной службы. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда с вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных  действий.
        В нашей школе с 1979 года действует Музей Боевой Славы. С каждым годом остаётся всё меньше живых свидетелей тех суровых и героических военных лет. Чтобы сохранить память о них, и создан музей.

           Факты, документы и экспонаты собрали дети, учащиеся нашей школы. Ребята ведут широкую деятельность, направленную на сохранение памяти о людях, сражавшихся за свободу нашей Родины, и заботу о них.
           Во главе многогранной деятельности учебного заведения стоит кафедра воспитательной работы с органом ученического самоуправления –школьная федеративная республика «Дом».Совет лидеров состоит из 10 комитетов, один из которых «Милосердие и забота».В основном работа этого комитета направлена на поддержание связи с ветеранами войны нашего района.
          В сентябре на уроке «Я - гражданин России» мои воспитанники в ходе «мозгового штурма» выявили круг проблем района:

-неблагополучная экологическая обстановка

-проблема благоустройства

-отсутствие мест отдыха для молодёжи

-неустроенность детских площадок

-дети-сироты

-одинокие старики

                 В таком возрасте ребятам не под силу решить серьёзные проблемы, но что-то сообща мы можем сделать. Были высказаны идеи по решению некоторых проблем, дети загорелись желанием, родители поддержали.  Подростки нуждаются в деятельности «вместе».Так появилась идея по организации детского объединения «ТЫ +Я = вместе добрые дела». Я как классный руководитель  поставила цель разработать проект, который мы назвали «Дорогой добрых дел».

Целевая группа проекта

Проект направлен на нравственное образование и патриотическое воспитание учащихся через включение детей в социально значимые дела. В ходе реализации проекта будет оказана материальная помощь малообеспеченным семьям, ветеранам ВОВ. Проект будет способствовать укреплению  партнёрских отношений семьи и школы.

Матрица проекта

Элементы стратегии проекта

Стратегия проекта

Индикаторы достижения

1. Стратегическая цель

Социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие,  как долг, честь, совесть, достоинство.

Созданы условия для освоения учениками роли гражданина и патриота своей страны;

овладения навыками духовно-нравственного поведения в процессе социализации личности.

2. Цель проекта

Создание групп школьников, их родителей и единомышленников-учителей в позитивно-мобильные рабочие группы по решению актуальных, социально и личностно значимых дел.

Включенность партнеров по проекту – школьник- учитель-родители в реальную помощь "близким и далеким людям"

3. Задачи проекта

  1. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  2. Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
  3. Сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей нравственного воспитания и применению их в социально значимой деятельности.
  1. Организация группы детей для проведения  мероприятий по нравственному воспитанию в начальной школе.
  2. Увеличение количества учащихся, ставших членами детского объединения «ТЫ + Я = вместе добрые дела».  
  3. Активизация социально значимой деятельности учащихся школы.
  4. Повышение уровня гражданской культуры учащихся и всех участников образовательного процесса.
  5. Укрепление  партнёрских отношений семьи и школы.

4. Деятельность по проекту

Сентябрь

1.Классный час

2.Акция «Помоги пойти учиться»  

3.Анкетирование учащихся школы по теме проекта.

4.День памяти жертв фашизма-линейка

5.Поход на Красные камни- экологический десант «Мусор в лесу»

1.Выбор темы проекта «Ящик предложений», выбор инициативной группы учащихся для составления вопросника по теме проекта, разработка плана работы.

2. Сбор учебных принадлежностей, одежды для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.Выявление важности затронутой проблемы.

4.Подбор материала, разработка сценария, проведение линейки.

5. Очистка территории от мусора с параллельной рекламой бережного отношения к природе

Октябрь

1.Праздник, посвященный Дню пожилых людей.

2.Акция «Дорогие мои старики».

3.Операция «Забота»

4.Операция «Поиск»

5.Поздравление

ветеранов педагогического труда

1.Концертная программа для пожилых людей КЦСОН.

2.Благотворительная ярмарка.
Изготовление сувениров.

3.Посещение  ветеранов на дому

4.Сбор материала о ветеранах ВОВ и трудового фронта, воинах-интернационалистах.

Пишем письма, открытки.

Ноябрь

1.Операция «Поиск»

2.День памяти жертв политических репрессий.

3.Восстановление своей родословной. «Мой дом, мои предки».

4.Диспут «Ценности истинные и мнимые».

5.День Матери. Праздничная линейка

1.Оформление папок, Книги памяти.
2.Экскурсия на Голгофу.
3.Составление генеалогического древа семьи (выявление родственников- участников ВОВ

4.Чествование мам , праздничный концерт

Декабрь

1.Акция «Помним и чтим».

2. Встреча с ветеранами г. Норильска.

3.Акция «Подари ребенку праздник».

4.  Проект «Моя родословная».

Поздравление ветеранов (письма, открытки)

Изготовление сувениров, организация торжественной встречи ветеранов.
Сбор продуктовых наборов, посещение ветеранов.
 
Подготовка театрализованного представления для воспитанников КЦСОН

Семейный вечер.

Январь

1.Акция «Спешите делать добрые дела»

2. 27 января – День воинской славы России.

3.Классный час «О братьях наших меньших»

4. Гражданский форум учащихся 7-11 классов.

Рождественские посиделки (конкурсная программа для детей из малообеспеченных семей, КЦСОН   г. Норильска с приглашением ветеранов трудового фронта.

Сбор средств и реальная помощь приюту бездомных животных.

Февраль

1. День памяти воинов- интернационалистов

2. « Армейский экспресс»-спортивно-игровая программа

 

3.Выпуск газет ко Дню Защитника Отечества

4.Акция «Поздравь ветерана».

Час общения «Живая память».

(15 февраля)

Конкурсная программа с участием пап учащихся и приглашением воинов-интернационалистов.

Подборка материалов для газеты, оформление.

Сувениры, открытки, письма, продуктовые наборы.

Март

1Акция «Посылка солдату».

2. Конкурс сочинений о милосердии.

3. Статьи в школьную газету.

4. Поздравление мам и бабушек.

Сбор подарков для военнослужащих.

Размещение лучших сочинений на сайте школы, издание школьной газеты

Разработка сценария (стихи, конкурсы), праздник.

Апрель

1. Трудовой десант «Обелиск».

2.Неделя «Музей и дети»

3.Акция «Доброе сердце»  

4.Подготовка к празднованию Дня Победы.

5.Экологический десант «Чистый двор»
6. Библиотечный час

Участие в трудовом десанте по благоустройству территории обелиска.

Мероприятие с приглашением детей из КЦСОН, учащихся нач. школы.

Сбор игрушек, книг для детей, оставшихся без попечения родителей.
Подборка материала к линейке, митингу, выпуск газеты.

Уборка территории школы.

Конкурс чтецов к Дню Победы.

Май

1.Час общения «Огоньки памяти».

2.Операция «Преклонение».

3. Классный час «Этот День Победы».


4.Подготовка к Дню защиты детей.

5.Участие в городском проекте»Озеленение города»
6. Урок самопознания. Анкетирование.

Чествование ветеранов ВОВ и трудового фронта, воинов-интернационалистов.

Участие в митинге

Подбор материала, разработка сценария

Посадка деревьев на территории школы

Разработка сценария,плакатов.

Подведение итогов, результат.

5. Ресурсы

1.Информационные –

книжный библиотечный фонд, интернет, видеофильмы по теме проекта.

2.Кадровые- педагоги (оказание помощи учащимся в реализации проекта)

3.Родители учащихся и шефы(распечатка материалов, оформление Книги памяти, изготовление сувениров, организация экскурсий, поощрение лучших учащихся).

4.Технические-сеть персональных компьютеров, фотоаппараты, видеокамера.

1.Подобран материал для проведения внеклассных мероприятий.

2.Согласован план проведения мероприятий и акций.

3.Составлена смета, приобретены расходные материалы, канцелярия.

4.Получено разрешение на пользование компьютерами по утвержденному графику.

Предварительные условия:
1.Одобрение проекта администрацией школы

2.Организация инициативной группы по реализации проекта

Возможные риски:

Из-за большого количества актированных дней возможно изменение расписания проведения мероприятий.

Календарный план

Общий срок реализации проекта: 01сентября-01и 2012г

Мероприятия

Сроки

Ответственный

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классный час, диспут, час самопознания, библиотечный час День Музея, линейки общешкольные

На первой неделе месяца, линейки- каждая пятница

Руководитель проекта, организатор досуга, классные руководители

Согласование плана проведения мероприятий

+

Руководитель проекта, зам. директора по ВР

Анкетирование учащихся

+

+

Педагог-психолог

Акции

1.Помоги пойти учиться

+

Руководитель проекта,соц. педагог

2.Дорогие мои старики

+

Руководитель проекта

3.Забота

+

Руководитель музея, комитет «Милосердие и забота»

4.Помним и чтим

+

Руководитель музея

5.Ветеран живет рядом

+

Руководитель музея

6.Спешите делать добрые дела

+

Руководитель проекта,соц. педагог

7.Посылка солдату

+

Комитет «Забота и милосердие»

8.Доброе сердце

+

Руководитель проекта,соц. педагог

Информационная деятельность

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Редактор школьной газеты «27-я и Я»

Операция «Поиск»

+

+

+

+

+

+

+

+

Руководитель музея

Операция «Преклонение»

+

Руководитель музея, организатор досуга

Трудовой десант «Обелиск»

+

Руководитель проекта

Экологический десант

+

+

+

Руководитель проекта комитет «Гринпис»

День памяти воинов- интернационалистов

15.02

Руководитель музея, организатор досуга

День памяти жертв фашизма-линейка

27.09

Руководитель музея, организатор досуга

Праздник, посвященный Дню пожилых людей.

01.10

Руководитель проекта, классные руководители

Поздравление

ветеранов педагогического труда

+

+

+

+

Руководитель проекта, классные руководители

День памяти жертв политических репрессий.

+

Руководитель музея, комитет «Милосердие и забота»

Восстановление своей родословной. «Мой дом, мои предки».

+

Классные руководители

27 января – День воинской славы России.

27.01

Руководитель музея, организатор досуга

Спортивно-игровая программа

22.02

Учителя физкультуры, организатор досуга

Поздравление мам и бабушек.

07.03

Классные руководители

День Матери. Праздничная линейка

28.11

Руководитель проекта, классные руководители

Неделя «Музей и дети»(музейные уроки)

+

Руководитель музея, группа экскурсоводов

Потенциальные источники финансирования:

Средства родителей и от проведения ярмарки труда, спонсорская помощь шефов.

Смета проекта

Статьи расходов по проекту

Всего

(руб.)

Источник финансирования

Канцелярия

1000

Средства от ярмарки труда, школа

Цветы ветеранам ВОВ на операцию «Преклонение»

800

Шефская организация ТСШРТ

Грамоты активным участникам проекта

200

Родители

Итого

2000р.

План мониторинга проекта

1.Мониторинг реализации проекта будет проводить руководитель проекта.

2.Основные объекты мониторинга:

а)        Содержание (результаты) мероприятий

в).Сроки выполнения мероприятий

с)        Качество результатов

3.        Основными документами мониторинга являются:

а)        Матрица проекта

в)        Календарный план

4.        Механизмы мониторинга:

а).        Выполнение мероприятий - дата проведения - сравнение запланированного и реального
положения по календарному плану и по индикаторам достижения матрицы

в).        Достижение результатов:

  1. по срокам - сравнение запланированных и реально достигнутых результатов по
    ключевым точкам мониторинга календарного плана
  2. по содержанию и качеству - по индикаторам достижения в матрице

с)        Расходование средств - по статьям сметы и по мероприятиям календарного плана проекта

5.        Регулярность мониторинга:

a)        Отчетность ответственных за проведение мероприятий (в соответствии с календарным планом)

в).        Еженедельные встречи проектного коллектива с отчетами и обсуждением хода проекта

c)        Промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа

д)        Итоговая оценка проекта по завершении проекта

6.        Коррекция отклонений - при выявлении отклонений в реализации проекта по содержанию, срокам,
на еженедельной или внеплановой встрече руководителем и ответственными за
мероприятия выясняются причины отклонения от плана, разрабатываются коррективы и механизмы их внесения
в план реализации проекта.

Команда, которая выполняет проект

Требующиеся специалисты

Что будет делать специалист?

Необходимые знания и умения, которыми должен обладать специалист, чтобы выполнить запланированную по проекту работу

Мотивация специалиста к эффективной работе

Социальный педагог

Организация социальных акций

Знание детской психологии, организаторские способности

Привлечение  детей группы «риска», занятость подростков во внеурочное время, воспитание посредством включения в социально-значимые дела.

Руководитель музея

Направление работы комитета «Забота и милосердие», проведение мероприятий

Знание активных методов обучения

Создание инициативной группы ребят для работы в музее

Редактор школьной газеты

Освещение мероприятий на сайте школы, в школьной газете, в СМИ

Владение компьютерными программами, знание активных методов обучения

Привлечение детей-журналистов к практической деятельности

Руководитель проекта

Осуществление общего руководства проектом, согласование проведения мероприятий по проекту, проведение мониторинга и оценки проекта, подготовка содержательного отчета по проекту

Организаторские способности - умение управлять       командой проекта

Успешная     реализация нового             проекта, нацеленность             на результат

Партнеры по проекту

Школьная газета «27-я и Я»- участие в информационной компании проекта;
Администрация Комплексного Центра Социального Обслуживания Населения г. Норильска- содействие в проведении мероприятий;
Совет ветеранов  ВОВ и локальных войн – помощь в организации встреч и проведении мероприятий;
Телестудия «Перемена»-участие в информационной компании проекта;

Комитет солдатских матерей- содействие в организации отправки посылок.

План оценки проекта.

(Подробное изложение того, как вы планируете сравнивать полученные результаты проекта с запланированными, определять степень решения проблемы (достижение цели проекта) и полноту удовлетворенности целевых групп проекта).

Механизм реализации проекта:

I этап - организационный.

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап - практический.(реализация проекта)

Направления деятельности:

1.Учебно-исследовательская работа учащихся.

2.Сбор и анализ информации о ветеранах ВОВ и воинах-интернационалистах.

3.Просветительская деятельность.

4.Участие  в социально значимой деятельности.

III- обобщающий.

Подведение итогов, оценка результативности проекта.

Поощрение лучших участников проекта:

- за инициативность и самостоятельность;

-за организованность и ответственность;

- за творчество и мастерство.

В ходе реализации проекта запланировано проведение промежуточной и итоговой оценки проекта.

Промежуточная оценка будет проведена после проведения каждого мероприятия, акции. На общешкольной линейке озвучивается итог о проделанной работе за месяц..

Оценку проекта будут проводить команда проекта, администрация школы.

В качестве критериев оценки будут использованы следующие:

  1. Достижение цели проекта - заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
  2. Решение задач проекта - сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.

3.        Повышение уровня гражданской культуры учащихся и всех участников образовательного процесса - активное участие ребят в просветительских мероприятиях проекта - работа с учащимися начальной школы, активное участие в подготовке и мероприятий, встреч, диспутов, написание статей для СМИ и сайтов, участие в обсуждениях темы
проекта на форуме.

4.Продвижение к стратегической цели проекта - овладения навыками духовно-нравственного поведения в процессе реализации проекта. Увеличение количества детей  объединения «ТЫ +Я = вместе добрые дела».
Для оценки будут использованы следующие методы:

  1. Изучение данных мониторинга проекта
  2. Обсуждение результатов проекта на итоговом совещании
  3. Анкетирование участников проекта
  4. Заполнение книги отзывов гостей школы, Музея боевой Славы
  5. Анкетирование учащихся  школы
  6. Обсуждение проекта на форуме школьного сайта

-Отзывы родителей и партнеров проекта

Информация о проводимых мероприятиях, акциях будет размещена на сайте школы, на стендах. Итоги будут освещены в школьной газете «27-я и Я», на телевидении- студия «Перемена»-партнер проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "В мире добра"

Воспитательная программа  "В мире добра"  предоставляет  возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...

Программа воспитательной работы Планета Добра

Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа.  В програ...

Воспитательная программа "Добрая планета детства"

В программе содержится 8 модулей. Дети включены в разнообразную деятельность. Основная цель программы: гражданское, патриотичесое и нравственное воспитание детей....

Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Воспитательная система "Добру откроются сердца"

Данная воспитательная система формировалась на базе ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП" Белгородской области. Актуальность обусловлена тем, что воспитательная система класса "Добру откроются ...

"Добрые слова, добрые дела" (воспитательное занятие)

Цель занятия: формировать потребность в совершении добрых дел; расширять знания о доброте и её роли в жизни человека; развивать интерес к совершению добрых дел и поступков....