доклад
материал по теме
Обобщение опытп по проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_po_proektnoy_deyatelnosti_vo_vneklassnoy_rabote.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по проектной деятельности во внеклассной работе
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7 г. Медногорска»
Пущаева Л.Н.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы сальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно- ориентированного обучения школьников.
Основоположниками проектной деятельности являются американский филосов и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников. В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
К технологии проектно - исследовательской деятельности я обратилась в 2008 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Темы детских работ выбираем из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Виды проектов наиболее приемлемые в начальной школе.
Исследовательские проекты. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов (Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.)
Творческие проекты. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.)
Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудиторииИтогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм)
Практико-ориентированные проекты. Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села. (Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)
Мини-проекты. Укладываются в 1-2 урока. Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.
Краткосрочные проекты. Укладываются в 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.
Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии).
Выполняя следующую задачу, я познакомила с технологией проектной деятельности родителей и учеников. Для этого было проведено общее собрание «Что такое детский проект?» и разработаны памятки.
Памятка «6 П»
Проблема.
Проектирование (планирование работы)
Поиск и сбор информации.
Продукт работы.
Презентация.
Портфолио твоего проекта.
Этапы:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности. Первым нашим исследовательским проектом в 2009 году стал проект «Герб России: прошлое и настоящее». Ученица изучала историю происхождения герба, его преображение и видоизменения до настоящего времени.
На протяжении 2 лет велась работа по проблеме бездомных кошек, в которой учащиеся предложили методы уменьшения бездомных кошек в нашем городе. В прошлом учебном году мои учащиеся работали над такими исследовательскими проектами:
Аптека под ногами 2 место в городской НПК «Росток» |
Разноцветная дуга 2 место в городской НПК «Росток» |
Как собака помогает человеку 3 место в городской НПК «Росток» |
Образ лисы в устном народном творчестве |
Мир аквариума |
Проблема бездомных кошек в России 2 место в городской НПК «Росток» |
Олимпийские герои России |
Поведение Животных во время зимней спячки |
Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие универсальные учебные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...