Программа индивидуального развития младшего школьника
материал по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40
с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»
Программа
индивидуального развития младшего школьника
«Я – перспективная личность»
Из опыта работы
классного руководителя
3в класса МОУ «СОШ №40»
Даниловой Ларисы Яковлевны
Чебоксары- 2011 год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других. Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий - целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.
Цель программы:
- формирование здоровой, компетентной, социально активной личности,
имеющей определенную гражданскую позицию.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала ученика, повышение его общественного и личностного статуса;
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
3. Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;
4. Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.
Для достижения цели воспитательная работа строится по следующим направлениям:
1. «Интеллект»
Вид работы классного руководителя:
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования
Формы внеклассной работы:
интеллектуальные конкурсы, викторины;
интеллектуальные бои, ранги, дебаты.
2. «Здоровье»
Вид работы классного руководителя:
- показать значимость физического и психического здоровья
Формы внеклассной работы:
спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;
Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;
дни здоровья.
3. «Гражданин»
Вид работы классного руководителя:
- формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах
Формы внеклассной работы:
Конкурсы, викторины по правовой тематике;
4. «Общение»
Вид работы классного руководителя:
- передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
Тренинги общения учащихся и их родителей;
Праздники, конкурсы, дебаты.
5. «Нравственность»
Вид работы классного руководителя:
- помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.
Формы внеклассной работы:
Тренинги нравственного самосовершенствования;
классные часы по теме нравственность.
6. «Досуг»
Вид работы классного руководителя:
- создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Формы внеклассной работы:
Посещение разных кружков;
Посещение театров, музеев, выставок;
Празднование памятных дат календаря.
7. «Экология»
Вид работы классного руководителя:
- формирование экологического мировоззрения.
Формы внеклассной работы:
Благоустройство нашей улицы;
Работа на пришкольной территории, на клумбах;
Изготовление скворечников, кормушек.
8. «Семья»
Вид работы классного руководителя:
- максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.
Формы внеклассной работы:
Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;
Дни открытых дверей;
Тренинги родительского взаимодействия.
Виды деятельности учащегося:
- Учебная деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Общественно-полезная деятельность;
- Творческая деятельность;
- Спортивно - оздоровительная;
- Экологическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;
компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;
культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;
творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;
гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;
Этапы индивидуального развития ребенка:
1 этап - Информационно – аналитический
Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:
метод анализа документов;
метод независимых характеристик;
наблюдение;
беседа;
анкетирование (самого подростка, его родителей)
тестирование
По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.
- Общие сведения об ученике
- Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
- Взаимодействие с классом:
- Учебная деятельность
- Направленность личности учащегося и специальные способности:
- Здоровье школьника:
2 этап- Диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Компьютеризация полученных результатов.
Карта личностного развития ученика ...
1.Здоровье
Группа здоровья | Хронические заболевания | Количество дней, пропущенных по болезни | Особенности функционирования нервной системы |
основная | ------------ | 12 | Смена настроения, торможение и возбуждение уравновешены, легко переключается на другой вид деятельности |
2. Успеваемость - хорошая
3. Внешкольные занятия - спортивная секция
4. Развитие познавательных способностей
Способы познания (зритель, слушатель, деятель) | Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение) | Прочность усвоения знаний и умений | Легкость усвоения знаний |
деятель | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
5.Социально- личностное развитие
Патриотизм | Товарищество | Уважение старших | Доброта | Честность | Трудолюбие | Бережливость | Дисциплинированность | Прилежание | Любознательность | Любовь к прекрасному | Стремление быть сильным, ловким, закаленным |
2балл | 3балл | 2балл
| 2балла | 1балл | 2балл | 2балл | 1балл | 2балл | 3балл | 2балла | 3балла |
Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:
- 3 балла - высокий
- 2 балла - средний
- 1 балл - низкий
Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям:
- Умственное
- Физическое
- Нравственное
- Эстетическое
- Экономическое
- Экологическое
- Правовое
Умственное | Трудовое | Физическое, здоровье | Нравственное | Эстетическое | Экологическое | Правовое |
Посещение группы продленного дня. Подготовка и участие в интеллектуальных играх и НПК | Беседа «Без труда и рыбки из пруда…» Уборка кабинета Уборка территории вокруг школы | Посещение кружка по борьбе Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы Уроки санитарии Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен» | Беседы по этическим темам Привитие привычки бережно относиться к другим людям. Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность | Чтение художественной литературы Посещение театров и выставок Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам | Уборка территории вокруг школы Беседа «Сохранить природу – сохранить жизнь» | Соблюдение «Правил для учащихся» и «Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня. |
В конце 1 полугодия 2010-2011 учебного года были получены следующие результаты:
- Активное участие во всех мероприятиях;
- Имеется желание получать хорошие оценки;
- Больше доброжелательности по отношению к окружающим.
Основываясь на данных по итогам 1 полугодия, программа развития была дополнена.
Месяц | Развитие интеллектуальных способностей и любознательности | Воспитание патриотизма | Воспитание товарищества | Воспитание честности | Воспитание бережливости | Воспитание прилежания, аккуратности | Воспитание дисциплинированности | Воспитание любви к прекрасному |
январь | Дополнительные занятия по предметам гуманитарного цикла | Урок «Государст-венная символика России» | Беседа «Дружный класс» |
| Беседа «По одежке встречают, по уму провожают» | Беседа о соблюдении правил поведения |
|
Февраль | Проведение тренингов (отв. психолог) | Участие в концертном номере, посвященном Дню Защитника Отечества | Проведение игр на сплочение коллектива | Парта - не альбом и не тетрадь (обсуждение) | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей | Обсуждение отдельных поступков Максима | Составление презентации «Зимняя краса» |
март | Игры на развитие внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость | Игра-конкурс «Путешествие по родной стране». | Проведение игр на сплочение коллектива | Постоянный контроль за внешним видом | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей |
Апрель | Развитие речи | Беседа об известных людях г. Чебоксары | Занятие «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем!» | Психологический тест (психолог) | Урок- обсуждение « Бережливый человек» | Беседа «Твой внешний вид» | Классный час « Наш класс на перемене» | Участие в конкурс фотографий «Весна – красна» |
Май | Подготовка к итоговым контрольным работам | Герои Великой Отечественной войны нашей республики |
|
| Беседа « Что значит быть аккуратным, «прилеж-ным» | Беседа о поведении |
.
В мае 2011 года подводится итог, чтобы поставить задачи на следующий год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...
Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....
Траектория индивидуального развития младшего школьника "Ступеньки роста"
Индивидуальная траектория развития или индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ребёнка в образовательном процессе....
Программа психологического развития младших школьников «Улыбка»
Программа психологическогоразвития младших школьников«Улыбка»...
Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
В этой презентации раскрывается суть применения дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....
Программа комплексного развития младшего школьника "Растишка" как условие успешной инклюзии в образовательном учреждении
В нашем образовательном учреждении выполняется ряд условий, способствующих успешному получению образовательного и социального опыта детей с задержкой психического развити...
Траектория индивидуального развития младшего школьника.
Работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и ...