Программа психологического развития младших школьников «Улыбка»
рабочая программа на тему

Программа психологического

развития младших школьников

«Улыбка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fc3a82d56fa94886bd4b550f6d3a52f5.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"

г. Щекино Тульской области

Программа психологического

развития младших школьников

«Улыбка»

Срок реализации программы – 1 года

        Возраст детей – 7-9 лет

Автор-составитель:

педагог-психолог

Савушкина В.В.

2009 г.


Цель программы:

  • содействие в сохранении и развитии психического и психологического здоровья детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Реализовать в работе с детьми возможности и резервы развития младшего школьного возраста;
  • Создание благоприятного психологического климата для обучения детей;
  • Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности школьников;
  • Обогащение эмоционального мира детей.
  • Повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам

Введение

В рамках существующей возрастной периодизации младший школьный возраст определяется от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризисом) лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центре психологического развития выдвигается формирование произвольности (планирование, выполнение программ действия, осуществление контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятие, память, внимание), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы.

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.


Пояснительная записка

Программа «Улыбка» является курсом психологического развития младших школьников. Для успешного усвоения знания необходим достаточно высокий уровень психологического развития учащихся в целом и, и в частности, специальных познавательных структур мозга, то есть складывающихся в ходе индивидуального развития и обучения психофизиологических систем обработки и хранения воспринимаемой информации. Задача достижения возможно более высокого уровня психического развития школьников в процессе обучения более эффективно решается в рамках развивающего обучения, поэтому всестороннее психологическое развитие школьников в настоящее время довольно актуально.

Работе по изучению  становления познавательных процессов школьников много внимания уделяли известные ученые: Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Лурия А.Р. и другие, подробно в своих трудах рассматривал психологию обучения младшего школьника Эльконин Д.Б.

Программа «Улыбка» в основном направлена на развитие познавательной сферы учащихся. Так же программа содержит в себе компоненты развития двигательной и эмоционально-волевой сфер. Это обусловлено тем, что психологическое развитие является целым комплексом параметров, связанных между собой.

Данная программа рассчитана на детей общеобразовательной школы в возрасте 7-9 лет. Особенностью занятий является то, что предлагаются задания внеучебного характера, если используется учебный материал, то на основе нестандартных подходов. Многие задания, предлагаемые в программе, являются модификацией известных экспериментальных методик и стандартизированных тестов, используемых для изучения психических процессов детей.

В вводной части каждого занятия участники приветствуют  друг друга улыбкой. Каждое занятие начинается с упражнений образовательной кинесиологии с целью подключения определенных мозговых структур  к работе в соответствии с задачами занятия, а также с целью создания позитивного эмоционального настроя.

Основная часть занятий складывается из заданий на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Задача, решаемая в процессе развития восприятия – научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (упражнение «Все ли ты увидел?», «Загадочные контуры»).

При тренировке внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания (упражнения «Крестики, точки», «Пишущая машинка»). 

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания (упражнение «Подбери картинку», «Запомни фигуру» и др.).

«Знание только тогда здание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью»,- писал Л.Н.Толстой.  Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций (упражнения «Только одно свойство», «Расположи слова» и другие).

В заключительной части  занятий для снятия напряжения,  статической нагрузки у детей  используется дыхательные упражнения,  игры которые создают  положительный  эмоциональный фон и дают  знания об  эффективных  формах общения и взаимодействия в коллективе.

Для развития двигательной и эмоционально-волевой сфер предлагаются игры «Запретное движение»,  «Буква на ладони», «Прогулка» и другие.

Большинство упражнений направлено на развитие нескольких психических процессов.

Позитивный эмоциональный фон, отсутствие напряжения на занятиях имеют определенные последствия и постепенно распространяются  на другие школьные уроки.

Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40-45 минут. Всего 30 часов.

Программа «Улыбка» нацелена на психологическую развивающую работу с детьми младших классов.

Значимость программы состоит в содействии в сохранении и развития психологического здоровья детей, ее пропедевтическом характере, ориентации на предупреждение реакций дезадаптации при обучении в начальном звене школы и при переходе на II ступень обучения.


Методы и средства оценки

эффективности (результативности) программы

Для того чтобы оценить эффективность занятий психологического развития, используются следующие показатели:

  1. Результаты психодиагностирования на начало и конец работы программы по методикам:
  • «10 слов» (Лурия)
  • «Образная память»
  • «Определение уровня умственного развития детей 7-9  лет» (Замбицявичене).
  • Анкета «Мое отношение к одноклассникам»
  1. Результаты выполнения контрольных развивающих заданий, в качестве которых даются задания уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  2. Особенности поведения учащихся на занятиях, живость, активность, заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты.

Тематическое планирование 3 кл.

занятия

Тема. Развиваемые

психологические процессы.

Психологические

методики и задания

Количество часов

Мышление (выделение существенного).

Соотнесение с образцом.

Слуховые ощущения.

Выбери главное

Найди подходящий

Шумящие коробочки

1

Осязательные осушения.

Память опосредованная.

Мышление (закономерности).

Мышечные ощущения

Шершавые дощечки

Подбери картинку.

Найди фигуру.

Рукопожатие.

1

Слуховые ощущения.

Внимание.

Мышление наглядно-образное.

Шумящие коробочки.

Крестики, точки.

Раздели квадрат.

1

Осязательные ощущения.

Память опосредованная.

Зрительное ощущения

Тяжелые предметы.

Подбери картинку.

Цветовая угадайка.

1

Внимание

Мышление, (сравнение,

установление закономерностей)

Делаем вместе

Найди отличающееся

Найди девятый

1

Память опосредованная

Мышление нагладно-образное

Слуховое восприятие.

Зашифруй предложение.

Ленточки.

Назови и проверь

постукивание

1

Воспроизведение образца.

Мышление, синтез.

Произвольные движения.

Дорисуй рисунок.

Что здесь изображено?

Иголка и нитка.

1

Мышление (анализ)

Мышление нагладно-образное.

Осязательные ощущения.

Найди футболистов.

Раздели квадрат.

Шершавые дощечки.

1

Память опосредованная.

Зрительное ощущение.

Произвольные движения.

Зашифруй предложение.

Цветовая угадайка.

Зеваки.

1

Мышления (сравнение)

Память зрительная

Мышление (сравнение,

установление закономерностей)

Найди одинаковые.

Точно такие.

Найди девятый

Одинаковые, разные

1

Мышление (обобщение)

Мышление (установление закономерности)

Осязательные ощущения

Четвертый лишний.

Найди фигуры.

Закрой глаза

1

Внутренний план действия

Память опосредованная

Произвольные движения

Совмести фигуры

Запомни фигуры

Замри

1

Внимание

Мышление (абстрагирование)

Ориентировка

в пространстве листа

Вычеркивай

буквы и слушай

Посмотри вокруг

Где находится чайник?

1

Мышление (сравнение)

Мышление (установление

закономерности)

Зрительное восприятие

Найти отличие

Найди девятый

Загадочные контуры

1

Память опосредованная

Мышление логическое

Произвольные движения

Запомни фигуры

Логический квадрат

Обводи точно

1

Мышление (обобщение)

Память опосредованная

Мышление (установление закономерности)

Четвертый лишний

Письмо инопланетянина

Найди девятый

1

Внутренний план действия

Мышление (установление

закономерности)

Внимание

Поверни квадрат

Найди девятый

Пишущая машинка

1

Внутренний план действия Произвольные движения

Муха

Бери осторожно

1

Мышление словесно-логическое

Внутренний план действия

Помехоустойчивость

Выбери главное

Совмести фигуры

Знай свой темп

1

Мышление словесно-логическое

Внутренний план действия

Произвольные движения

Назови четвертое

Муха

Запретное движение

1

Мышление (сравнение) Помехоустойчивость

Одинаковое, разное

Не путай цвета

1

Память смысловая

Мышление (установление

закономерности)

Объедини по смыслу Найти фигуры

1

Внутренний план действия

Мышление (сравнение)

Поверни квадрат Найди одинаковые

1

Мышление логическое

Внимание

Чувство времени

Логический квадрат

Назови по порядку

Дружный хлопок

1

Мышление (синтез)

Внимание

Составь слова

Отыщи числа

1

Мышление логическое Помехоустойчивость

Поезд

Не путай цвета

1

Мышление (сравнение)

Мышление (установление закономерности)

Внутренний план действия

Найди одинаковые

Найди девятый

Архитектор

1

Внутренний план действия

Чувство времени

Совмести фигуры

За одну минуту

1

Память смысловая

Внутренний план действия

Объедини по смыслу Поверни квадрат

1

Внутренний план действия

Мышление (синтез)

Муха

Что здесь изображено?

1


Список литературы

  1. Акимова М.В., Козлова В.Т.  Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5  классов. М., 1993г.
  2. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. М., 1985г.
  3. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных  способностей. М, 1992 г.
  4. Зак А. Занимательные игры для развития интеллекта  у детей 5-12 лет. М., 1994г.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Яр., 1997г.
  6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности  у детей от 6 до 9 лет. М., 1998г.
  7. Локалова Н.П. 90 уроков психологического  развития младших  школьников. М., 1995 г.
  8. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991г.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. 30  уроков здоровья для первоклассников. М., 1999г.
  10. Практическая психология  образования. Под ред. Дубровиной И.В.. М., 1997г.
  11. Руководство практического  психолога. Под ред. Дубровиной И.В. М., 1995г.
  12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: 1995г.
  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического  мышления детей. Яр.: 1995г.
  14. Черемошкина Л.В. Развитие памяти  детей. Яр.: 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по программе Н.П. Локалова 120 уроков психологического развития младших школьников

Данный  курс является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятие, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельнос...

Конспект занятия по курсу: «Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников». Юным Умникам

Актуальность: Для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности и поддерживать стремление учеников, не учить его, а помо...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...

Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»

Адаптированная образовательная рабочая программапо коррекционному  курсу «Психологическое развитие младших школьников»...

Психологическое развитие младших школьников

Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для социального и психологического благополучия ребенка. Понимание внутренних механизмов психического развития, особенностей влияния социальной сит...

Программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Программа, представляет    собой   серию  занятий с учащимися начальных классов  школ VII и VIII вида, направленных на   адаптацию  к обучению  в...