Программа комплексного развития младшего школьника "Растишка" как условие успешной инклюзии в образовательном учреждении
презентация к уроку
В нашем образовательном учреждении выполняется ряд условий, способствующих успешному получению образовательного и социального опыта детей с задержкой психического развития вместе со сверстниками. Одним из условий является введение в структуру программы внеурочной деятельности МБОУ "Школа № 5" курса комплексного развития младшего школьника "Растишка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adambaeva_lyudmila_anatolevna_rastishka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит
Программа комплексного развития
младшего школьника "Растишка"
как условие успешной инклюзии в образовательном учреждении
В настоящее время во всем мире инклюзивному образованию отдается приоритет. Это обусловлено правом любого ребенка получить образование, отвечающее его потребностям и возможностям развития. Признание России ценности социальной и образовательной инклюзии детей с ОВЗ определяет необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении "включенного/включающего" образования.
С точки зрения инклюзии (включения), если ребенок не справляется со стандартной программой, то это становится проблемой образовательной среды. То есть – для того, чтобы включение (инклюзия) была успешной – именно среда должна быть изменена.
Целью изменений является создание безбарьерной среды, техническое оснащение образовательных учреждений, готовность учителей принять принципы инклюзивного образования, индивидуализация обучения, введение в содержание обучения учащихся специальных курсов, программ, разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения и облегчающие усвоение учебного материала.
В нашем образовательном учреждении выполняется ряд условий, способствующих успешному получению образовательного и социального опыта детей с задержкой психического развития вместе со сверстниками. Одним из условий является введение в структуру программы внеурочной деятельности МБОУ "Школа № 5" курса комплексного развития младшего школьника "Растишка", предполагающий реализацию коррекционно - развивающих занятий, направленных на более успешное продвижение в общем развитии отдельных обучающихся, коррекцию недостатков их психического развития, а также ликвидацию имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях. Данные занятия регламентированы СанПиН 2.4.2.3286-15 от 14.08.2015 года
Реализация программы "Растишка" обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, такие как развитие познавательной деятельности, профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию, определяет условия, наиболее благоприятствующие правильному формированию личности младшего школьника.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия программы комплексного развития младшего школьника «Растишка» организуются в классах начального обучения (1-4) и оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На занятия в каждом классе отводится пять (5) недельных часов. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся вне сетки обязательных учебных часов (после уроков по утвержденному графику) и входят в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 20 минут, так как занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 - 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Общий объем часов, отводимых на реализацию программы комплексного развития младшего школьника «Растишка» в начальной школе составляет 675 часов: 1 класс – 165 часов (33 учебные недели), 2-4 классы – 510 часов (по 170 часов – 34 учебные недели).
Программа комплексного развития «Растишка» предполагает коррекционно – развивающую работу по следующим направлениям:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- Развитие основных мыслительных операций.
- Развитие различных видов мышления.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (драматизация, чтение по ролям и др.).
- Развитие речи, владение техникой речи.
- Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
При получении начального образования в ходе освоения программы комплексного развития младшего школьника «Растишка» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в отношении опорного учебного материала. В блоках "Предметные результаты" и "Метапредметные результаты" в большей мере освещено направление "Выпускник научится".
Основное содержание программы «Растишка» представлено крупными блоками разделов и тем учебных предметов, вызывающих у учащихся с задержкой психического развития наибольшие затруднения при освоении. Такое построение программы позволяет учителю самостоятельно проектировать тематику и содержание коррекционных занятий, основываясь на выявленном запасе знаний обучащихся, их представлений, умений и навыков, пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам, распределять разными способами корригирующий материал и время для его изучения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Индивидуальные и групповые обязательные коррекционные занятия осуществляются педагогами, узкими специалистами школы после учебных занятий через динамическую паузу. Каждое занятие структурируется в несколько этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализации прошлого опыта, введение в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепление умения на основе применения. Для обучающихся важно выполнение доступных по темпу и характеру, личностно - ориентированных заданий, способствующих развитию уверенности, чувству успешности, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Для этого педагогу необходимо:
- диагностировать уровень развития ребенка на основе изучения заключения ОПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми и зафиксировать их в Индивидуальной карте учета динамики развития ребенка или в виде таблицы "Диагностика сформированности программных знаний и навыков";
- адаптировать содержание учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач;
- отобрать, скомбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, включая в работу большинство анализаторов учащихся, использовать ориентировочные основы действий (опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания);
- ввести взаимообучение, диалогические методики;
- оптимизировать темп деятельности обучающегося с позиции полного усвоения;
- обогатить и систематизировать словарь и развитие речи средствами всех учебных дисциплин;
- отслеживать и фиксировать динамику развития обучающихся с ЗПР в диагностических документах (Карта учета освоения программных знаний, умений и навыков, характеристика), в плане коррекционных занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.
Главным объектом оценивания на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях становится процесс деятельности обучающихся. Оценка результатов учебной работы дается учителем в форме содержательных оценочных суждений актуального достижения ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Оценочная деятельность педагога становится в этом случае глубоко индивидуализированной.
Педагог, реализующий программу комплексного развития "Растишка" составляет тематический план (не более чем на 1 месяц). Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале так же, как по любому учебному предмету.
Эмоциональная окраска общения учителя и учащегося, искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви - вот те основные механизмы, помогающие педагогу эффективно реализовывать программу комплексного развития младшего школьника "Растишка", а учащемуся нашей школы включиться в успешное обучение и получить осмысленное образование. Получая осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях школы, семьи и гражданского общества.
Источники:
1. Программа комплексного развития младшего школьника "Растишка" МБОУ "Школа № 5", 2013 г.
1. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с. http://www.rksi.ru/doc/inclusive/59-6.pdf
2. Семинар "Что такое инклюзивное образование. Определение понятия" http://school30.68edu.ru/activities/integrated-learning/materials/68-seminar-chto-takoe-inclusivnoe-obrazovanie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего о...
Авторская программа логопедических занятий для 2-3 классов общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у м...
Новогодняя конкурсно-игровая программа «Чудеса под новый год», для обучающихся образовательных учреждений и их родителей
Сценарий Нового года...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения .
Речевой профиль обучающегося...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения...