Программа комплексного развития младшего школьника "Растишка" как условие успешной инклюзии в образовательном учреждении
презентация к уроку

Адамбаева Людмила Анатольевна

В нашем образовательном учреждении выполняется ряд условий, способствующих  успешному  получению  образовательного и социального опыта  детей  с задержкой психического развития  вместе со сверстниками. Одним из условий является введение  в структуру программы внеурочной деятельности  МБОУ "Школа № 5"  курса комплексного развития младшего школьника "Растишка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adambaeva_lyudmila_anatolevna_rastishka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адамбаева Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит

Программа комплексного развития

младшего школьника "Растишка"

как условие  успешной инклюзии в  образовательном учреждении

В настоящее время   во всем мире инклюзивному образованию  отдается приоритет. Это обусловлено  правом  любого ребенка получить образование, отвечающее его потребностям и возможностям развития. Признание России ценности социальной и образовательной инклюзии детей с ОВЗ определяет необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении "включенного/включающего"  образования.

С точки зрения  инклюзии (включения), если  ребенок не справляется со стандартной  программой, то это становится  проблемой  образовательной среды. То есть – для того, чтобы включение (инклюзия) была успешной – именно среда должна быть изменена.

Целью изменений является создание безбарьерной среды, техническое оснащение образовательных учреждений, готовность учителей принять принципы инклюзивного образования, индивидуализация обучения,  введение в содержание обучения учащихся специальных курсов, программ, разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; использование специальных методов, приемов и средств  обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения и облегчающие усвоение учебного материала.

 В нашем образовательном учреждении выполняется ряд условий, способствующих  успешному  получению  образовательного и социального опыта  детей  с задержкой психического развития  вместе со сверстниками. Одним из условий является введение  в структуру программы внеурочной деятельности  МБОУ "Школа № 5"  курса комплексного развития младшего школьника "Растишка", предполагающий реализацию коррекционно - развивающих занятий, направленных  на более успешное  продвижение  в общем развитии отдельных обучающихся,  коррекцию  недостатков их психического развития,  а также ликвидацию  имеющихся или предупреждения возможных пробелов  в  знаниях. Данные занятия регламентированы  СанПиН 2.4.2.3286-15 от 14.08.2015 года

Реализация программы "Растишка" обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, такие  как  развитие познавательной деятельности,  профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию,  определяет  условия, наиболее благоприятствующие правильному формированию личности младшего школьника.

Индивидуальные и групповые коррекционные  занятия  программы комплексного развития младшего школьника «Растишка»  организуются в классах начального обучения (1-4)  и  оказываются за  пределами  максимальной  нагрузки  обучающихся.  На занятия в каждом классе отводится   пять (5) недельных часов.  Индивидуальные и групповые коррекционные занятия   проводятся вне сетки обязательных учебных часов (после уроков по утвержденному графику) и   входят   в   нагрузку   не   каждого  отдельно  обучающегося соответствующего класса,  а учителя.  На долю  каждого  обучающегося приходится  в  неделю  от  15  до 20 минут,   так как  занятия ведутся индивидуально  или  в  маленьких  группах  (из  2  -  3  обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Общий объем часов, отводимых на реализацию программы комплексного развития младшего школьника «Растишка» в начальной школе составляет 675 часов: 1 класс – 165 часов (33 учебные недели), 2-4 классы – 510 часов (по 170 часов – 34 учебные недели).

Программа комплексного развития «Растишка» предполагает коррекционно – развивающую работу  по следующим направлениям:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
  3. Развитие основных мыслительных операций.
  4. Развитие различных видов мышления.
  5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной  сферы  (драматизация, чтение по ролям и др.).
  6. Развитие речи, владение техникой речи.
  7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

При получении начального образования в ходе освоения программы комплексного развития младшего школьника «Растишка» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в отношении опорного учебного материала. В блоках "Предметные результаты" и "Метапредметные результаты" в большей мере освещено направление "Выпускник  научится".

Основное содержание программы «Растишка» представлено крупными блоками разделов и тем учебных предметов, вызывающих у учащихся с задержкой психического развития наибольшие затруднения при освоении. Такое построение программы позволяет учителю самостоятельно  проектировать  тематику и содержание коррекционных занятий, основываясь на  выявленном   запасе  знаний  обучащихся,   их представлений, умений и навыков, пробелов  в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным  разделам,  распределять разными способами корригирующий  материал и время для его изучения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Индивидуальные и групповые обязательные коррекционные занятия осуществляются педагогами, узкими специалистами   школы после учебных занятий через динамическую паузу. Каждое занятие структурируется  в несколько  этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализации  прошлого  опыта, введение  в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепление  умения на основе применения.  Для  обучающихся   важно выполнение доступных по темпу и характеру, личностно - ориентированных заданий,  способствующих  развитию уверенности,  чувству  успешности, которое должно стать сильнейшим мотивом,  вызывающим желание учиться.

Для этого педагогу необходимо:

- диагностировать  уровень  развития ребенка на основе изучения заключения ОПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми и зафиксировать их в Индивидуальной карте учета  динамики развития  ребенка или в виде таблицы "Диагностика сформированности программных знаний и навыков";

- адаптировать  содержание учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировать  задания в зависимости от коррекционных задач;

- отобрать, скомбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, включая  в работу большинство анализаторов учащихся, использовать ориентировочные основы действий (опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания);

- ввести взаимообучение, диалогические методики;

- оптимизировать темп деятельности обучающегося с позиции полного усвоения;

- обогатить  и систематизировать словарь и развитие речи средствами всех учебных дисциплин;

- отслеживать и фиксировать динамику развития обучающихся с ЗПР в диагностических документах (Карта учета освоения программных знаний, умений и навыков,  характеристика), в  плане коррекционных занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.

Главным объектом оценивания на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях  становится процесс деятельности обучающихся. Оценка результатов учебной работы дается учителем  в форме содержательных оценочных суждений  актуального  достижения  ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Оценочная деятельность педагога становится в этом случае глубоко индивидуализированной.

Педагог, реализующий программу комплексного развития  "Растишка" составляет  тематический план (не более чем на 1 месяц). Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале  так же, как по любому учебному предмету.

Эмоциональная окраска общения учителя и учащегося, искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви - вот те  основные  механизмы,  помогающие педагогу  эффективно реализовывать программу комплексного  развития младшего школьника "Растишка", а учащемуся нашей школы включиться в успешное обучение и получить осмысленное образование. Получая  осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях  школы, семьи и гражданского общества.

Источники:

1. Программа комплексного развития младшего школьника "Растишка" МБОУ "Школа № 5", 2013 г.

1. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с. http://www.rksi.ru/doc/inclusive/59-6.pdf

2. Семинар "Что такое инклюзивное образование. Определение понятия" http://school30.68edu.ru/activities/integrated-learning/materials/68-seminar-chto-takoe-inclusivnoe-obrazovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом  «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и  основного  общего о...

Авторская программа логопедических занятий для 2-3 классов общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у м...

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения...