Учебно-Воспитательная деятельность
план-конспект урока по теме

Гусев Павел Михайлович

Общее положение о ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-vospitatelnaya_deyatelnost.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-Воспитательная деятельность

ПОЛОЖЕНИЕ

о группе продленного дня

1. Общие положения

1.1. Группа продленного дня школы создается в целях организации целостного коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса, направленного на коррекцию высших психических функций, развитие психомоторики и сенсорных процессов, привитие социальных навыков и форм поведения, создание условий для профориентации воспитанников.

Организация деятельности группы продленного дня основывается на принципах демократии и гуманизма, всестороннего развития личности.

1.2. В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, Уставом школы, настоящим Положением.

1.3. Основными задачами создания группы продленного дня школы являются: коррекционно-развивающие задачи: коррекция и развитие ВПФ, моторики; коррекция

и развитие умения слушать, действовать по образцу, по инструкции; коррекция и развитие речи; коррекция и развитие моторики; коррекция речевых нарушений; обогащение словарного запаса; и др.

Образовательные задачи: осуществление межпредметных связей; закрепление знаний, полученных на различных уроках; пропедевтика учебного материала; обобщение и систематизация, имеющихся знаний; расширение кругозора учащихся и др.

Воспитательные задачи: воспитание любви к труду, профориентация; формирование общих учебных навыков; воспитание эстетических чувств и др.

2. Организация деятельности

2.1. Группа продленного дня создается следующим образом:

— проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей в группе продленного дня;

— комплектуется контингент группы обучающихся: одного класса, одной параллели классов, одной ступени обучения;

— организуется сбор необходимой документации (заявление родителей, медицинская справка об отсутствии противопоказаний для посещения группы);

— разрабатывается приказ о функционировании группы продленного дня в текущем учебном году с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением учебных и игровых помещений.

Наполняемость группы продленного дня устанавливается в количестве не более 12 обучающихся.

При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно комплектование группы с меньшей наполняемостью.

3. Организация образовательного процесса

3.1. В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников, с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам, дополнительные индивидуальные занятия по рекомендации учителей, с учетом индивидуальных особенностей , отраженные в тетради взаимообмена учителя и воспитателя), корреционно - развивающего занятия (библиотечный час, конструирование, лепка, рисование, аппликация), отдыха, прогулок на свежем воздухе, посещение игровой, спортивный час, ручной и хозяйственно-бытовой труд, игры по интересам.

Самоподготовку следует начинать с 15-16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:

— в 1-м классе со второго полугодия — до 40 минут;

— во 2-3-м классах — до 1 часа;

— в 4-м классе— до 1 часов;

— в 5 — 6-м классах — до 1,5 часа;

— в 7 — 8-м классах — до 2 часов.

После самоподготовки — участие детей во внеклассных мероприятиях: занятиях в кружках, играх, в подготовке и проведении концертов самодеятельности, викторинах и т.п.

Режим работы группы продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания воспитанников в школе до 18 часов.

3.2. Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, организуемых на базе школы, участвовать в конкурсах, смотрах других массовых мероприятиях для обучающихся.

Воспитанники группы продленного дня могут посещать коррекционно-развивающие занятия со специалистами школы: логопедом, психологом, дефектологом, инструктором по лечебной физкультуре

3.3. По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника для посещения учебных занятий в учреждении дополнительного образования в сопровождении взрослого (по договоренности с родителями).

3.4. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности информационно-ресурсного центра школы.

Учебная и справочная литература воспитанников может храниться в определенном месте для использования при самоподготовке.

Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы консультации по учебным предметам.

Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели.

3.5. Игровой, дидактический материал, материал для занятий по интересам и другой вид разнообразных средств, необходимых для организации коррекционно-развивающей работы с детьми в группе продленного дня, должен храниться в шкафах.

3.6. Воспитатель наводит порядок, обеспечивает правильность хранения материала, воспитывает бережное и аккуратное отношение к имуществу. Прививает навыки самообслуживания. Организует дежурство силами воспитанников группы. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований к школьным помещениям. Организует проветривание помещения согласно Сан ПиНу. Организует влажную уборку кабинета силами детей, на уровне доступных требований организации общественно-полезного труда.

4. Организация быта воспитанников

4.1. В группе продленного дня сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры) до начала самоподготовки с их участием во внеучебных мероприятиях — после самоподготовки.

Продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее двух часов, для обучающихся II ступени — не менее 1,5 часа.

Время прогулки может разбиваться на два этапа, первый - после окончания уроков( для учащихся I ступени- не менее 1ч 20мин, II ступени - не менее 1ч Юмин), второй - после самоподготовки, либо перед окончанием рабочего дня (для учащихся 1ступени - 40 минут, для учащихся II ступени -20 минут).

4.2. В школе организуется двухразовое горячее питание для всех учащихся школы, в том числе и для воспитанников группы продленного дня (завтрак, обед), по режиму работы столовой.

4.3. Для работы группы продленного дня с учетом расписания учебных занятий в школе могут быть использованы учебные кабинеты, мастерские, физкультурный и актовый залы, читальный зал, игровая и другие помещения. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического работника, ответственного за проведение учебного или досугового занятия с воспитанниками.

4.4. Медицинское обслуживание воспитанников группы продленного дня обеспечивается медицинскими работниками в соответствии с инструкцией о работе медицинского персонала школы.

4.5. Личные гигиенические предметы приобретаются родителями воспитанников группы продленного дня и хранятся в определенном месте.

5. Права и обязанности участников образовательного процесса

5.1. Права и обязанности работников школы с группой продленного дня и воспитанников определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся и настоящим Положением.

5.2. Заместитель директора школы отвечает за создание необходимых условий для работы группы продленного дня и организации в ней коррекционно-развивающего образовательного процесса: обеспечивает условия для охраны жизни и здоровья воспитанников, отдыха обучающихся; утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в группе продленного дня и контролирует оформление документации воспитателями группы продленного дня в соответствии с локальным актом «Порядок работы с учебной документацией».

5.3. Воспитатель отвечает за состояние и организацию коррекционно - развивающей образовательной работы, за жизнь и здоровье воспитанников.

5.4. Воспитатель систематически ведет установленную документацию группы продленного дня, отвечает за посещаемость группы воспитанниками.

5.5. Воспитанники участвуют в самоуправлении группы продленного дня, организуют дежурство в группе.

6. Вопросы управления группой продленного дня

6.1. Зачисление обучающихся в группу продленного дня и отчисление осуществляются приказом директора школы по письменному заявлению родителей. Между школой и родителями обучающегося, посещающего группу продленного дня, заключается договор о взаимных обязательствах.

6.2. Воспитатель   проводит работу по предварительному комплектованию групп продленного дня на следующий учебный год в течение 4 четверти и завершает ее в конце мая текущего учебного года.

6.3. Ведение журнала группы продленного дня обязательно.

6.4. Деятельность группы регламентируется утвержденным режимом дня и планом работы воспитателя. Предельно допустимая педагогическая нагрузка в группе продленного дня — не более 30 часов в неделю.

6.5. Каждый организованный выход детей группы продленного дня за пределы территории школы должен быть разрешен приказом с установлением ответственного за сохранность жизни и здоровья воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории должны быть утверждены заместитель директора школы.

6.6. Контроль за состоянием образовательной деятельности в группе продленного дня осуществляет заместитель директора школы или другое ответственное лицо (ответственность определяется приказом директора школы).

ТРЕБОВАНИЯ

к  взаимоотношениям  работников  школы.

Работники  должны следовать следующим правилам  поведения:

Конкретно обращаться  к  сотрудникам школы, учащимся и их родителям.

Запрещается входить в класс другого учителя во время проведения урока без стука.

Запрещается делать другому учителю замечания в присутствии учащихся.

Запрещается негативно отзываться о работе другого учителя, о его поведении в присутствии учащихся.

Запрещается брать личные вещи сотрудников без их разрешения.

Запрещается распространять  информацию  о  личной жизни сотрудников, а также иную конфиденциальную информацию о них, как среди сотрудников, так и среди учащихся и их родителей или иных законных представителей.

Без согласования с администрацией школы запрещается договариваться с другими сотрудниками школы о выполнении их должностных обязанностей, менять по договоренности часы и дни проведения уроков, объединять классы или группы для проведения уроков и занятий.

Моделирование

учебно-воспитательного пространства в режиме группы продленного дня.

Перечитывая книгу Шабалиной З.П., я обратила внимания на слова В.А. Сухомлинского, которые цитировались в данном издании. Сухомлинский откровенно говорил, что не возможно без глубокой сердечной боли смотреть на то, как уродуется естественная жизнь ребенка в группах продленного дня. Хорошо обобщенный в педагогической литературе, во многих школах мало приживается. И главной причиной здесь является общая слабость воспитательной работы (в узком смысле этого понятия) (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973. – С. 12).

На данном этапе развития школьного образования актуализируется проблема организации продленного дня в современной школе.

Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Однако изменения, произошедшие в системе российского образования за последние десять лет, сделали достоянием исторического прошлого отечественной педагоги многие передовые наработки в теории и практики организации продленного дня в школе. Сейчас уже трудно говорить о том, что в режиме продленного дня складываются наиболее благоприятные для развития ребенка условия, что с целью повышения эффективности приготовления домашних заданий с учащимися после уроков работают учителя-предметники на базе учебных кабинетов, а работой кружков и секции руководят специалисты.

На сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, оказывающих влияние на качественную сторону работы школ с продленным днем. Среди таких можно назвать проблему организации предметно-пространственной среды (наличие специально приспособленных для работы группы помещений), проблему кадровую программного обеспечения, проблема организации жизнедеятельности группы в целом, с учетом особенностей ее комплектации, и многие другие.

Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос как в современной школе организовать жизнь и деятельности группы продленного дня так, чтобы в ней было хорошо и комфортно ребенку, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и развивался?

Ответом на этот достаточно актуальный и острый вопрос станет разработанная мною и апробированная модель воспитательного пространства в режиме группы продленного дня первоклассников.

Воспитательное пространство ГПД.

Ученые (Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, В.А. Караковский и др.) отмечают, что воспитательная система школы (класса) базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач.

Воспитательное пространства ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручка, уважения и любви, что является основной комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.

Воспитательное пространства продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

При создании любых образовательных моделей необходимо учитывать основные особенности данной группы детей.

Модель воспитательного процесса.

Планирование работы группы продленного дня процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту.

В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы педагог-воспитатель закладывал следующие приоритетные позиции:

Создание условий для личностного развития воспитанников;

Создание условий для реализации, основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

Создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

При разработке своей модели, я учитывала возрастные особенности первоклассников. Обратилась к новейшим методическим разработкам, изучила подходы О.С. Газмана, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой. Опыт белорусских коллег (М.П. Осиповой, С.И. Козлович, Е.Д. Король и др.), разработавших модель «Ориентир» показался мне особенно интересным. Изучив и проанализировав литературу по данной проблеме, я «построила» свою модель воспитательного процесса.

СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ.

Организационный момент

Организация рабочего места.

Настрой детей.

Постановка цели и мотивация работы.

Определение времени на каждый предмет.

Инструктаж

Предупреждение возможных трудностей

(дидактическая игра, таблицы, схемы).

Работа с памятками.

Определение плана выполнения работ по предмету.

Самостоятельная работа

Использование сигнальных карточек.

Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.

Контроль со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с учащимся.

Самопроверка, взаимопроверка

Использование памяток.

Сверка с образцом, правильным ответом на доске.

Повторение правила.

Исправление недочётов, ошибок в работе.

Подключение к работе консультантов.

Проверка работы воспитателем

Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).

Подведение итогов самоподготовки

Общая оценка работы группы.

Проведение рефлексии.

Организация выставки работ.

Похвала, поддержка слабого ребенка.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

Расширять, закреплять и систематизировать знания детей; Тренировать школьников в применении полученных знания на практике.

Развивающие:

Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.

Воспитательные:

Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности.

Здоровье сберегающее:

Формировать и развивать валеологическую культуру ребенка. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.

Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ,

САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе

Здоровье и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...