Море и его богатство- проект
классный час (4 класс) по теме

      В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.  Важно, чтобы проектное обучение было личностно-ориентировано, самомотивируемо, которое позволяет учиться  на собственном опыте и опыте других,  стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. В педагогической  литературе выделяют следующие этапы  работы над проектом: запуск проекта, планирование работы, определение уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.  

  Предлагаемая мною модель занятия  построена на основе  этих этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon more_i_ego_bogatstvo-_proekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в режиме технологии проектного обучения в             4 классе

   В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.  Важно, чтобы проектное обучение было личностно-ориентировано, самомотивируемо, которое позволяет учиться  на собственном опыте и опыте других,  стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. В педагогической  литературе выделяют следующие этапы  работы над проектом: запуск проекта, планирование работы, определение уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.  

  Предлагаемая мною модель занятия  построена на основе  этих этапов.

 

 Тема: «Море и его богатство»    

  Дидактическая цель: создать условия осознания и осмысления блока новой  учебной информации, используя приёмы проектного обучения.

   Цели:

   образовательная: создать условия для выявления взаимосвязей  между растениями, животными и человеком.

   развивающая: выдвигать и обосновать доказательство своего предположения  в процессе анализа учебной информации; оформлять результаты работы в виде плаката; рецензировать творческую работу одноклассника;

   воспитательная: через содержание учебного занятия  подвести учащихся  к мысли, что именно человек  ответе за море и его богатство.

  Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

  Средства обучения: физическая карта страны, мультимедиа проектор, слайды «Морские обитатели», «Морские растения»; рисунки учащихся по теме. Морская капуста, йод, ракушки, боксёрские перчатки, рыбные консервы, пластмассовые бутылки и банки из-под напитков.

 

 Класс оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, верёвочная лестница, штурвал.

                                                Ход занятия

1.Запуск проекта.

Учащиеся  готовят рабочие места. Учитель знакомит детей с темой урока, проверяет готовность к уроку.

Выходят на сцену учащиеся в форме моряков.

Штурман: Команда, равняйсь! Смирно!

Капитан (учитель): Здравствуйте, друзья мои!

Моряки: Здравия желаем!

Штурман: Вольно!

Капитан: Дорогие друзья, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатели» мы отправляемся в плавание.

Штурман: Почему именно в плавание, почему мы выбрали именно этот проект? У нас были разные варианты: 1)лес и его богатство; 2) море и его богатство; 3)растения и животные лугов и полей;

Мы выбрали море и решили отправиться в плавание.

2.Планирование работы.

Капитан: Нам предстоит узнать,  какие есть моря, какую пользу приносят они человеку. Мы исследуем сегодня глубины морей, узнаем о его обитателях и о том, почему должны охранять моря и океаны нашей планеты, какую пользу они приносят человеку. Вот  главная проблема, которую  должны решить сегодня.

   (Дети анализируют проблему, пытаются обсуждать поставленные вопросы, делятся на группы.)

3.Определение уровня готовности к поисковой работе.

Капитан: Но прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами. Многие из вас никогда не были на корабле,  и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на   доску. Вы должны соединить термины с понятиями.

Камбуз                                            командир судна

Капитан                                          повар на судне

Кок                                                  корабельная кухня

Кубрик                                            плохая погода, безветрие

Штиль                                             жилое помещение для матросов

Якорь                              металлический стержень с лопатами на цепи и                                              опускаемый на дно для удержания судна

         

Штурман          специалист по вождению судов

Штурвал                                          рулевое колесо, которым управляют судно

(При затруднении детям разрешается пользоваться со словарём.)

Капитан: Ну что ж , вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением звания юного матроса-юнги. Теперь всё готово, займите свои места.

 Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для 1 группы.

Что такое море? Какого цвета может быть море? Можно ли пить морскую воду? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами из «Большой энциклопедии начальной школы»,

Инструкция для 2 группы.

Что вы знаете о водорослях? Используйте «Энциклопедический словарь юного натуралиста».Водоросли.

Инструкция для 3 группы.

Каких интересных обитателей моря  вы знаете?  Используйте « Большую энциклопедию начальной школы»

Инструкция для 4 группы.

Подумайте, почему нужно охранять моря и океаны?

(Учащиеся выясняют пути достижения цели.)

4.Сбор информации.

Капитан: У нас на корабле находятся:

1)исследователи морской воды;

2)исследователи морских растений;

3)исследователи морских животных;

4)экологи;

5)коки (родители);

Пока наши исследователи знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное, а какой маршрут предстоит нам пройти ,расскажет штурман.

Штурман (показывая по карте): Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в

Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута г.Владивостоку.

Капитан: Спасибо штурман. А кто сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга.

(Учащиеся работают по карте)

5.Структурирование и обмен информацией.

Исследователи  анализируют информацию, формулируют гипотезу, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации.

Капитан: А каким цветом изображены моря на карте? Всегда ли море имеет синий цвет? Какова морская вода? Об этом расскажут нам исследователи морской воды.

Исследователи морской воды.

Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета обитателей и даже от времени суток. Можно ли пить морскую воду? Нет, т.к. в ней растворено много солей (35г в 1 л). Это примерно спичечный коробок  на 1 л банку. В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода  имеет неприятный  солено-горьковатый вкус и запах йода. Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль,  чтобы в домашних условиях  могли принимать ванну.

Исследователи морских растений

Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. (Показ слайда). Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня поговорим о водорослях. Водоросли активно используются человеком. Например, в магазине продаётся морская капуста- разновидность водорослей. На побережье морей на дальнем Востоке Прибалтике созданы специальные морские фермы , которые занимаются  разведением водорослей. Эти водоросли  идут на корм домашним животным , на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей, шампуня и крема. Иногда для набивки  боксёрских перчаток используются морские водоросли. А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине.

Исследователи морских обитателей.

(Рассказывают о морских обитателях по слайдам)

Капитан: Промысловые рыбы человек использует как продукт питания. Теперь слово кокам.

Коки-родители демонстрируют рыбные блюда, приготовленные вместе с детьми дома.

Капитан: А теперь слово экологам.

Экологи

Шёл по морю лайнер.

В этот миг роковой

Кипела вода

За высокой кормой.

Но прямо по курсу

Сквозь грохот и гул

Услышал старпом

За портом : «Караул!»

Как вы думаете ,чей это зов о помощи?

-Караул! Может кричать человек, упавший за борт, но в последнее время «Караул!» кричит море. За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например, плыл по морю лайнер, вёз нефть. Корабль наскочил на подводную скалу и нефть разлилась по морю. Мы знаем, что нефть маслянистая жидкость, легче воды. Поэтому растекается по  поверхности моря огромным черным пятном. В первую очередь страдают птицы: чайки, гагары, утки, садясь на воду,  не могут взлететь. Нефть склеила их перья , и гибнут.

  Такая нефтяная плёнка не пропускает свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей , уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится  нечем дышать, и они погибают. Однажды стали гибнуть киты. Они просто задохнулись , их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

6.Оформление результатов работы.

Каждая группа готовит плакат на экологическую тему. Ученик будет защищать свою работу, а другие корректировать ответ.

7.Экспертиза проекта.

Защищая свою работу, каждая группа делает вывод, что человек в ответе за море и его богатство.

8.Рефлексия.

-Что нового узнали сегодня?

-Чему я научился сегодня?

-Какое главное дело мы сделали?

Капитан: Команда! Равняйсь, смирно! Поздравляю с успешным выполнением задания!

Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Море и его богатства

Внеклассное занятие для учащихся третьих классов содержит материал о море и его обитателях. В разработке - стихи, песни, интересная информация по теме....

Проект на тему: "Богатства, отданные людям"

Индивидуальный проект по окружающему миру...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Внеклассное мероприятие "Моя семья - мое богатство" (учебно - воспитательный проект)

1.     Цель проекта сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи; 2.     Задачи проекта О...

Презентация к исследовательской работе "Море и его богатства"

Слайд-шоу к защите исследовательской работы о море и его богатствах....

Проект "Богатства отданные людям"

Цель проекта: Выяснить, какое влияние оказывают открытия на жизнь человечества. Объект исследования: изобретения человечества.  Гипотеза: Изобретения и открытия оказывают огро...