Море и его богатства
методическая разработка (3 класс) по теме
Внеклассное занятие для учащихся третьих классов содержит материал о море и его обитателях. В разработке - стихи, песни, интересная информация по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
more_i_ego_bogatstva.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Море и его богатства.
Внеклассное занятие для третьих классов.
Класс или зал оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, верёвочные лестницы, спасательные круги, штурвал.
На стенах физическая карта страны, карта Татарстана, рисунки учащихся по теме «Море».
Морская соль, йод, морская капуста, ракушки, раковины, морские камни, засушенные морские ежи и звёзды, нефть, птичье перо, пластмассовые бутылки и банки из-под напитков, боксёрские перчатки, рыбные консервы, блюдо с водой. Видеофильм о море, океане, записи песен.
Учитель – капитан, ученик – штурман.
Капитан. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пригласили вас на внеклассное мероприятие, посвящённое морю и его богатствам. Это занятие будет дополнением к вашим знаниям, полученным на уроках окружающего мира. Прошу быть внимательными и активными.
Ученик.
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море,
О море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.
Капитан. Дорогие друзья, сегодня на научно – исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.
Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.
Но, прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, т.е. младшими матросами. Для этого нам нужны определённые знания.
1 задание. Используя схему, рассказать, как образуются реки и показать части реки.
Ученик. Капли дождя просачиваются в землю и образуют подземные воды. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течёт по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки. В реку впадают другие реки. Это её притоки. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро называют устьем.
Дополнительный вопрос. Назовите и покажите на карте главную реку нашей республики и её притоки. (Кама, Зай, Вятка, Ик, Иж.)
2 задание. Используя схему, расскажите об озёрах.
Ученик. Озёра – это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. Озёра питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки.
Дополнительный вопрос. Чем озеро отличается от реки? (Озёра в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья.)
Ученики.
Мы спросили море:
- Ты взялось откуда
Звонкое, большое, голубое чудо?
Море зашумело, весело сверкая:
- А в меня, ребята, много рек впадает.
Мы спросили хором, стоя над рекою:
- Кто тебя наполнил быстрою водою?
А река смеётся и поёт, и пляшет:
-Лучше вам об этом ручеёк расскажет.
Ручеёк ответил:
- Вам запомнить нужно,
Я рождён из капель маленьких и дружных.
Бойко прокатились капли на просторе,
Вот и получились и река, и море.
Капитан. Ну, что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса – юнги.
Корабль готов к отплытию. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий.
Камбуз – корабельная кухня.
Капитан – командир судна.
Кок – повар на судне.
Кубрик – жилое помещение для матросов на корабле.
Штиль – тихая погода на море, безветрие.
Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном.
Штурман – специалист по вождению судов.
Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Капитан. Ну, теперь всё готово! Полный вперёд! Поднять якоря!
Чтобы нам было удобнее работать, мы разделили всю команду на группы:
а) исследователи морской воды;
б) исследователи морских растений;
в) исследователи морских животных;
г) экологи (люди, занимающиеся изучением и охраной природы);
д) коки.
Капитан. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Моря – это часть океана, которая вдаётся в сушу. А сейчас о том, какой маршрут предстоит нам пройти.
Штурман. Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута – городу Владивостоку.
Капитан. Ребята, каким цветом изображены моря на карте? (Синим и голубым)
Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда)
Предоставим слово исследователям воды.
1 ученик.
Каждое море имеет свои цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.
2 ученик.
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зелёным
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом.
3 ученик.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Капитан.
- Какого же цвета может быть море?
- А можно ли пить морскую воду? Почему?
4 ученик.
Да, действительно, морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35 грамм в одном литре). Это примерно со спичечный коробок на литровую банку. (Демонстрация). В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солёно-горьковатый вкус и запах йода.
Капитан.
Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.
- Кто знает, почему вода в море солёная?
- Как из морской воды получают морскую соль?
Исполняется песня «Синяя вода».
1.Синяя вода – поле без следа, без конца и края…
Синяя вода, ты спешишь куда, ты спешишь куда?
К морю синему, там, где волны сильные,
Там, где волны сильные плещутся всегда.
Припев: К морю синему поскорей неси меня,
Поскорей неси меня, синяя вода.
2.Синяя вода, облаков стада проплывают мимо…
Синяя вода, ты спешишь куда, ты спешишь куда?
Ивы клонятся, клонятся до пояса,
И звучит вполголоса песня ветерка.
Припев.
Капитан.
А теперь с докладом выступит «Научно-исследовательский центр», занимающийся изучением морских растений.
1 ученик.
Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях.
Капитан.
Ребята, что вы знаете о водорослях?
2 ученик.
Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека.
3 ученик.
На побережье морей на Дальнем Востоке созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема. А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине.
Капитан.
А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксёрскими перчатками?
- Иногда для набивки боксёрских перчаток используются морские водоросли.
Капитан.
На море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там? (Видеосюжет о подводном море).
Капитан.
А сейчас слово группе, которая занимается изучением морских обитателей. Кто на этот раз попался в наши сети?
1 ученик.
Летучая рыба. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у неё длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот – опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому её и называют летучей.
2 ученик.
Кальмары. У кальмара десяток щупалец – рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и креветок.
3 ученик.
Рыба-луна. Рыба-луна – ленивая. Качается на волнах, плывёт по течению. Она почти круглая. А кожа у неё вся в мелких-мелких бугорочках, среди которых застревают крохотные пузырьки воздуха. И когда через них проходит солнечный лучик, они светятся голубым светом. Вот за это рыбу и зовут луной.
4 ученик.
Морской кот. В Чёрном море живёт морской кот. Это такая рыба. Плоская с длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. На хвосте у морского кота острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает.
5 ученик.
Удильщик. Удильщик живёт на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбку? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик. «Зажжет» удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только этого и надо: раскроет зубастую пасть и проглотит добычу.
Кроме перечисленных животных в морях водятся морские звёзды, осьминоги, акулы, киты, рыба-ёж, дельфины. (Демонстрация.)
Песня «Дельфины»
1.Корабли в открытом море как птицы на воле.
В неизвестные просторы уносят смелых волны.
И спешат они куда-то вслед за солнечным закатом,
И весёлые дельфины провожают корабли.
Припев: А дельфины добрые, а дельфины мокрые
На тебя глядят умными глазами.
А дельфины скромные, а дельфины чёрные
Просят, чтобы им сказку рассказали.
2.Есть в лазурном океане таинственный остров,
Но найти его в тумане матросам так не просто.
Среди волн отыщет берег только тот, кто в сказку верит,
Только тот, кто сам умеет людям сказку рассказать.
3.Ну, а если капитан и матросы угрюмы,
Будет бурным океан и пустыми будут трюмы.
Ну, а кто со сказкой дружен, тот вернётся с полным грузом,
И весёлые дельфины в порт проводят корабли.
Капитан. Ребята, а каких обитателей моря вы ещё знаете?
Есть ещё так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида, морской окунь, кефаль и др.
В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно, дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берётся кислород? (Вырабатывают подводные растения, поступают из воздуха.)
Капитан. А сейчас слово «экологам».
1 ученик.
Шёл по морю лайнер.
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу,
Сквозь грохот и гул
Услышал старпом
За бортом: «Караул!»
Капитан. Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?
«Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул!» кричит море…
2 ученик.
За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например: Плыл по морю огромный танкер, вёз в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды.
3 ученик.
Мы знаем, что нефть – маслянистая, тёмно-бурая жидкость, легче воды. Поэтому она растекается по поверхности моря огромным чёрным пятном.
В первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что нефть склеила их перья, и гибнут.
4 ученик.
Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать, и они погибают.
5 ученик.
В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, целлофановых мешков, промышленных отходов.)
Однажды у далёких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.
Капитан.
Мы хорошо поработали. И должны обобщить результаты нашей экспедиции.
-Что такое море?
-В чём отличие морской воды?
-Какие лечебные свойства морской воды вы можете назвать?
-О каких интересных обитателях моря вы узнали?
-Чем дышат обитатели моря?
-Как попадаем в море кислород?
-Почему нужно охранять моря и океаны?
Капитан. А сейчас слово нашим кокам.
1 ученик.
У меня вопрос к ребятам. Какие блюда можно приготовить из рыб и других обитателей моря?
2 ученик.
Море поставляет к нашему столу множество полезных для здоровья продуктов. Из этих продуктов человек научился делать очень вкусные блюда. Назовём их.
Капитан.
Команда! Ровняйсь, смирно!
Поздравляю с успешным выполнением задания.
Ребята, спасибо вам за участие в нашей научной конференции, и в знак памяти об этом мы вручаем вам сувениры (бумажные рыбки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".
ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...
Моря. Обитатели морей.
Знакомство с особенностями морей....
Море и его богатство
Интегрированный урок(окружающий мир и музыка)в режиме технологии проектного обучения...
Море и его богатство- проект
В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Важно, чтобы проектное обучение было личн...
Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря.
Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря. Цель: познакомить с опасными животными Чёрного моряЗадачи: Обра...
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Моря. Обитатели морей".
Цели: – Ознакомить с характерными особенностями морей, – Научить находить и показывать моря на карте. – Ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством....
Презентация к исследовательской работе "Море и его богатства"
Слайд-шоу к защите исследовательской работы о море и его богатствах....