Классный час « Путь к доброте»
методическая разработка (2 класс) по теме
Форма проведения - технология педагогических мастерских.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_put_k_dobrote.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Путь к доброте»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №7
Свечкарева Людмила Васильевна
2012-2013 учебный год
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.
Задачи:
- Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Формировать умение совместно работать в группе;
- Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
- Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений.
Ожидаемые результаты.
- Формирование практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях,
- Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Ход классного часа
-Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час. (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
- Как вы думаете, чему же будет посвящен классный час? (Доброте)
- Итак, тема классного часа « Путь к доброте»
- Что значит слово «Доброта»?
- В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»?
- Какого человека можно назвать добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
Вывод: добрый человек творит добро и при этом становится лучше, чище, светлее. Первый шаг к доброте- доброе слово.
- Какие добрые, вежливые слова вы знаете?
-Послушайте стихотворение З.Бядули «Петрусь».
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
-Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
Вывод: Добрые слова надо говорить спокойным и приветливым голосом. Сказанные слова грубо, перестают быть волшебными.
-Вы иногда спорите друг с другом о чем-то. Как вы чувствуете себя после спора?
-Сегодня я принесла «коврик мира». С его помощью вы будете учиться договариваться друг с другом так, чтобы найти путь к мирному решению проблемы.
Решение проблемы:
-Представьте себе, что и Аня и Олеся хотят взять игрушку. Они сядут на «коврик мира» и попробуют самостоятельно найти выход из этой ситуации.
- Как вы понимаете выражение: худой мир лучше доброй ссоры?
- Русский ученый И.П.Павлов сказал: »Словом можно убить, словом можно воскресить»
Вывод: прежде чем сказать, что-то подумайте.
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они необходимы.
- Второй шаг к доброте – это добрые мысли. Л.Н. Толстой писал:»Доброта.Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».Издавна люди стремились к добру и боролись со злом.Это они отразили в пословицах.
-Ребята, каждой группе даны пословицы, соберите их и объясните их смысл.
Пословицы:
1.Худо тому, кто добра не делает никому.
2.Не одежда красит человека, а добрые дела.
3.Доброе дело само себя хвалит.
4.Злой не верит, что есть добрый.
5.Добрая слава лежит, а худая бежит.
6.Добрые вести прибавят чести.
7.Делай другим добро – будешь сам без беды.
8. Живи добрее, будешь всем милее.
-Каким делает человека доброта?
Вывод: красивым и счастливым.
- Третий шаг к доброте – добрые дела.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
-Ребята, вы приняли участие в акции «Спешите делать добро».В знак благодарности награждаю вас грамотами.
Работа в группах.
- Сейчас каждая группа получит листок, на котором написана какая –то ситуация.Вы должны обсудить её и разъяснить: являются поступки героев добрыми или нет.
Ситуация 1.Олег не сделал домашнее задание, Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать задание. Илюша выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации?
Ситуация 2.Надя грубо разговаривала со взрослым человеком .Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссориться с Надей.Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 3.Андрей нашел на улице мобильный телефон и подарил его Гене, потому что родители Гены не могли купить ему такую дорогую вещь. Правильно ли поступил Андрей? Как по-вашему мнению следовало поступить?
- Доброта проявляется не только в отношении к людям, но и к животным. Иногда бывает так: завел себе человек, например, собаку, она требует внимания и заботы, и выбросил он своего четвероногого друга на улицу. Предательство- одно из самых отвратительных поступков. Послушайте стихотворение Э.Асадова «Рыжая дворняга»
СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
- Это стихотворение никого не оставило равнодушно.Верю, что вы никогда не станете похожи на этих людей, никогда не предадите друга, будь то человек или животное.
-Послушайте стихотворение М.Садовского «Доброе сердце»
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
— Ну что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
— Ну, что ж, — она сказала, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
— Ну, что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: — Пусть живут
В квартире так чудесно,
Если потесниться, тут
И нам найдётся место!
- Послушайте песню «Пропала собака»
- Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек- в реку, реки – в моря добра, поэтому спешите делать добро.
- Путь к добру – нелегкий, долгий путь на котором человека ожидают влеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных им поступках.
-Четвертый шаг к доброте- это доброе сердце. Имея доброе сердце, вы не сможете равнодушно смотреть на чужую беду.
- А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?
Даром ни одно доброе дело не пропадает . А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
- Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (ответы детей)
- Молодцы.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте.
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
- У вас на партах лежат изображения деревьев. Приклейте к ним цветы и плоды .Если у вас пока больше добрых мыслей, чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если у вас добрые мысли нашли отражение в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды. Прикрепите ваши деревья к листу ватмана. Как назовем нашу работу? Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
А закончить наш классный час я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.
Литература:
- Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов. festival.1september.ru/articles/314477/
- «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
- «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание (www.KM.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Мой путь к доброте».
Классный час рекомендуется провести 17 февраля, в День Спонтанного Проявления ДобротыЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сфе...
Классный час "Мой путь к доброте"
Внеклассное мероприятие для начальных классов....
Презентация к классному часу "Мой путь к доброте" 2 кл
Презентация к классному часу...
классный час "Мой путь к доброте"
Классный час в з классе,который должен :Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сфер...
Классный час "Мой путь к доброте" с презентацией
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг ...
Классный час "Путь к доброте"
Занятие нравственно-этической направленности, которое формирует этические нормы поведения обучающихся начальных классов в обществе и при общении друг с другом....