классный час "Путь к доброте"
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Путь к доброте
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Индикатор
- Отгадайте ребус.
- Молодцы!
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
- Какие цвета есть на радуге?
- Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах. Посмотрите, какой цвет на них написан. Возьмите кисточку, найдите нужный цвет на акварели и закрасьте им другую сторону листочка.
-Что у вас получилось? (появилась буква)
К доске выходит один представитель от пары и составляют радугу.
- Так о чем же мы будем сегодня говорить? (О доброте)
-Молодцы! (звучит песня «Добрым быть совсем не просто...»)
3. Работа с материалом
- Вот вы прослушали песню. Как вы думаете, Что значит слово «Доброта»?
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово ДОБРОТА?
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая ДОБРОТА, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир ДОБРОТЫ.
- Давайте сначала вспомним какие слова начинаются со слова ДОБРО. У каждого из вас лист, на котором недописаны слова, начало у которых добро.
Попробуйте вписать эти слова.
(добродетельный, добродушный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добродетель, доброжелательный, добросовестный, добряк, доброта, добрый).
Что значит добрый человек? Какого же человека можно назвать добрым? Ответы учащихся.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые они передают из уст в уста.
Возьмите конвертики на своих столах. Нужно из слов и словосочетаний собрать пословицы.
(Работа в парах)
1 Учись доброму - дурное на ум не пойдет.
Про доброе дело - говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
2 Как проживешь, так и прослывешь.
Худо жить без ласкового слова.
Не мудрен привет, а сердце покоряет.
3 Ласковое слово лучше мягкого пирога.
“Спасибо” - великое дело.
Спеси боятся, а вежливость чтят.
4 На всякие приветы надобно иметь ответы.
Поклоном поясницы не переломишь.
Стол спасибом красится.
5 Добро творить - себя веселить.
Доброго человека в красный угол сажают.
Добро делаем - добро и снится.
6 За доброго человека - сто рук.
На добрый привет - добрый ответ.
Доброе слово дороже богатства.
7 Доброе слово - что дождь в засуху.
Доброе слово железные ворота открывает.
Добро, сделанное в тайне, оплатится явно.
- Да, правильно. Из этих пословиц видим, что добро приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте — это доброе слово. (табличка)
- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
(2) Итак, Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
- Как вы думаете, как связаны понятие вежливости и понятие добра?
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы)
а) Разминка
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого : ...
("Спасибо")
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит : ...
"Добрый день")
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ...
("Спасибо")
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:
("Здравствуйте ")
Когда нас бронят за шалости,
Говорим: ...
("Прости, пожалуйста")
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: ...
("До свидания")
- Ребята, а почему они называются «Волшебными»? А как вы думаете – от чего зависит их сила?
б) Послушайте стихотворение Змитро́ка Бяду́ли «Петрусь»
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как вы ответите на этот вопрос? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом.
- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши слова, но и наши помыслы и мысли.
В разные времена философы говорили об одном и том же: «Мысль — это начало всех деяний.»
Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась»
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации — острые-острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать!Налетит на колючку — что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью. Мама увидела и спрашивает: — Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? — Чтобы бабочка не укололась, — ответила Зоя.
- Как вы оцениваете поступок Зои? О ком думала Зоя, совершая поступок?
-Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?
- А бывает в жизни так, что люди думают одно, а поступают иначе?
-Итак, чтобы совершить поступок, надо подумать принесет ли он добра всем окружающим. Следующий шаг к ДОБРУ — это ДОБРЫЕ МЫСЛИ.
(3) Давайте немного отдохнем и поиграем. Игра «Добрый — злой».
У вас на столах есть карточки зеленая — это ДОБРО, красная — ЗЛО. Я буду вам показывать героев сказок, а вы должны будите показать соответствующую карточку.
Кощей | Домовенок Кузя | Карабас-Барабас |
Айбалит | Малифисента | Красная Шапочка |
Баба-Яга | Елисей | Золушка |
Кот Леопольд | Чебурашка | Мальвина |
Волк (ну, погоди) | Иван-царевич | Тугарин Змей |
Шапокляк | Дюймовочка | Мышки из Леопольда |
-Почему тих героев мы разделяем на добрых и злых? Что они совершают?
(4) -Как думаете, добрые слова и мысли, во что могут превратиться? (поступки)
Послушайте притчу «Стакан молока»
Много лет тому назад жил один мальчик. После смерти родителей он остался сиротой, голодный бродил по улицам. От невыносимой жажды и голода он постучался в дверь одной женщины. Попросил стакан воды. Женщина видела, что ребенок голодный и вместо воды вынесла стакан молока. Мальчик выпил молоко и сказал: " Я никогда не забуду вашу доброту!" Прошло много лет, женщина постарела и заболела. Ей нужна была срочная операция на сердце. Ее увезли в больницу. Врач, который оперировал женщину, узнал в ее лице, ту самую женщину, которая в трудную минуту помогла и накормила. Операция прошла успешно. Женщина пришла в себя, но была озадачена вопросом: "Как оплатить эту дорогостоящую операцию?" . Она попросила счет, со страхом открыла страницу. И вместо счета она увидела надпись "Оплачено стаканом молока"
-Кто совершил добрый поступок?
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится теплее, светлее и радостнее.
(5) Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 3.В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
-Итак, какой же третий шаг к доброте? (Поступки)
(6) — Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которого становится темно и страшно. И если такая крупица попадет на нашу тропинку, то она заростет сорняками и разрушится.
- Можно как-то исправить ситуацию?
- Да. Ведь в сказках всегда добро побеждает зло.
- Что же нужно делать? Что может исправить ситуацию? (только добрые дела и поступки)
-Возьмите на столах листочки от Дерева Доброты и напишите на нем, какое доброе дело вы можите сделать уже сегодня.
(Дети приклеивают листочки на дерево)
-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От нее становится теплее, светлее и радостнее.
Звучит песня «Если добрый ты...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"
Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...
Классный час "О Доброте и вежливости"
«Чтобы радость людям дарить,...
Классный час "Азбука доброты и вежливости"
Разработка классного часа на очень актуальную тему Доброты и Вежливости....
Классный час о Доброте
На классном часе у учащихся формируется ценностная ориентация и способность формулировать нравственные суждения...
Классный час "Праздник доброты"
Классный час проводится в 1 - 4 классах....
Классный часпо правилам дорожного движения 2 класс "Новые приключения Буратино".
Классный час по правилам дорожного движения "Новые приключения Буратино"....
Классный часпо правилам дорожного движения во 2 классе на тему "По дороге в школу"
формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения...