классный час "Путь к доброте"
методическая разработка (4 класс) по теме

Харчевникова Марина Андреевна

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro.docx482.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: Путь к доброте

 

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Индикатор

- Отгадайте ребус.

- Молодцы!

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?  

- Какие цвета есть на радуге?

- Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах. Посмотрите, какой цвет на них написан. Возьмите кисточку, найдите нужный цвет на акварели и закрасьте им другую сторону листочка.

-Что у вас получилось? (появилась буква)

К доске выходит один представитель от пары и составляют радугу.

- Так о чем же мы будем сегодня говорить? (О доброте)

-Молодцы! (звучит песня «Добрым быть совсем не просто...»)

3. Работа с материалом

- Вот вы прослушали песню. Как вы думаете, Что значит слово «Доброта»?

- В толковом словаре можно прочесть следующее определение

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». 

- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово ДОБРОТА?

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая ДОБРОТА, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир ДОБРОТЫ.

- Давайте сначала вспомним какие слова начинаются со слова ДОБРО. У каждого из вас лист, на котором недописаны слова, начало у которых добро.

Попробуйте  вписать эти слова.

 (добродетельный, добродушный, добросердечный, добропорядочный, добронравный,  добродетель, доброжелательный, добросовестный, добряк, доброта, добрый).

 Что значит добрый человек?  Какого же человека можно назвать добрым? Ответы учащихся.

                                     

  1. Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые они передают из уст в уста.

Возьмите конвертики на своих столах. Нужно из слов и словосочетаний собрать пословицы.

(Работа в парах)

1 Учись доброму - дурное на ум не пойдет.

Про доброе дело - говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

2 Как проживешь, так и прослывешь.

Худо жить без ласкового слова.

Не мудрен привет, а сердце покоряет.

3 Ласковое слово лучше мягкого пирога.

“Спасибо” - великое дело.

Спеси боятся, а вежливость чтят.

4 На всякие приветы надобно иметь ответы.

Поклоном поясницы не переломишь.

Стол спасибом красится.

5 Добро творить - себя веселить.

Доброго человека в красный угол сажают.

Добро делаем - добро и снится.

6 За доброго человека - сто рук.

На добрый привет - добрый ответ.

Доброе слово дороже богатства.

7 Доброе слово - что дождь в засуху.

Доброе слово железные ворота открывает.

Добро, сделанное в тайне, оплатится явно.

- Да, правильно. Из этих пословиц видим, что добро приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте — это доброе слово. (табличка)

- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От  добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

(2) Итак, Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.

- Как вы думаете, как связаны понятие вежливости и понятие добра?

- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы)

а) Разминка

Растает даже ледяная глыба 
От слова теплого : ... 
                                    ("Спасибо") 
Зазеленеет старый пень, 
Когда услышит : ... 
                                     "Добрый день") 
Если больше есть не в силах, 
Скажем маме мы: ... 
                                     ("Спасибо") 
Мальчик, вежливый и развитый, 
Говорит, встречаясь: 
                                     ("Здравствуйте ") 
Когда нас бронят за шалости, 
Говорим: ... 
                        ("Прости, пожалуйста") 
И во Франции, и в Дании 
На прощанье говорят: ... 
                                        ("До свидания") 

- Ребята, а почему они называются «Волшебными»? А как вы думаете – от чего зависит их сила?

б) Послушайте стихотворение Змитро́ка Бяду́ли «Петрусь»

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот! –

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

- Извините, добрый вечер!

- Ты, – знакомый закричал, –

- И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

- Как вы ответите на этот вопрос? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом.

- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши слова, но и наши помыслы и мысли.

В разные времена философы говорили об одном и том же: «Мысль — это начало всех деяний.»

Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась»

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации — острые-острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать!Налетит на колючку — что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью. Мама увидела и спрашивает: — Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? — Чтобы бабочка не укололась, — ответила Зоя.

- Как вы оцениваете поступок Зои? О ком думала Зоя, совершая поступок?

-Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

- А бывает в жизни так, что люди думают одно, а поступают иначе?

-Итак, чтобы совершить поступок, надо подумать принесет ли он добра всем окружающим. Следующий шаг к ДОБРУ — это ДОБРЫЕ МЫСЛИ.

(3) Давайте немного отдохнем и поиграем. Игра «Добрый — злой».

У вас на столах есть карточки зеленая — это ДОБРО, красная — ЗЛО. Я буду вам показывать героев сказок, а вы должны будите показать соответствующую карточку.

Кощей

Домовенок Кузя

Карабас-Барабас

Айбалит

Малифисента

Красная Шапочка

Баба-Яга

Елисей

Золушка

Кот Леопольд

Чебурашка

Мальвина

Волк (ну, погоди)

Иван-царевич

Тугарин Змей

Шапокляк

Дюймовочка

Мышки из Леопольда

-Почему тих героев мы разделяем на добрых и злых? Что они совершают?

(4) -Как думаете, добрые слова и мысли, во что могут превратиться? (поступки)

Послушайте притчу «Стакан молока»

Много лет тому назад жил один мальчик. После смерти родителей он остался сиротой, голодный бродил по улицам. От невыносимой жажды и голода он постучался в дверь одной женщины. Попросил стакан воды. Женщина видела, что ребенок голодный и вместо воды вынесла стакан молока. Мальчик выпил молоко и сказал: " Я никогда не забуду вашу доброту!" Прошло много лет, женщина постарела и заболела. Ей нужна была срочная операция на сердце. Ее увезли в больницу. Врач, который оперировал женщину, узнал в ее лице, ту самую женщину, которая в трудную минуту помогла и накормила. Операция прошла успешно. Женщина пришла в себя, но была озадачена вопросом: "Как оплатить эту дорогостоящую операцию?" . Она попросила счет, со страхом открыла страницу. И вместо счета она увидела надпись "Оплачено стаканом молока"  

-Кто совершил добрый поступок?

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится теплее, светлее и радостнее. 

(5) Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 3.В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

-Итак, какой же третий шаг к доброте? (Поступки)

(6) — Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которого становится темно и страшно. И если такая крупица попадет на нашу тропинку, то она заростет сорняками и разрушится.

- Можно как-то исправить ситуацию?

- Да. Ведь в сказках всегда добро побеждает зло.

- Что же нужно делать? Что может исправить ситуацию? (только добрые дела и поступки)

-Возьмите на столах листочки от Дерева Доброты и напишите на нем, какое доброе дело вы можите сделать уже сегодня.

(Дети приклеивают листочки на дерево)

-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От нее становится теплее, светлее и радостнее.

Звучит песня «Если добрый ты...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"

 Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...

Классный час "О Доброте и вежливости"

«Чтобы радость людям дарить,...

Классный час "Азбука доброты и вежливости"

Разработка классного часа на очень актуальную тему Доброты и Вежливости....

Классный час о Доброте

На классном часе у учащихся формируется ценностная ориентация и способность формулировать нравственные суждения...

Классный час "Праздник доброты"

Классный час проводится в 1 - 4 классах....

Классный часпо правилам дорожного движения 2 класс "Новые приключения Буратино".

Классный час по правилам дорожного движения "Новые приключения Буратино"....

Классный часпо правилам дорожного движения во 2 классе на тему "По дороге в школу"

формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения...