Занятие кружка Методы исследования .Опыт
методическая разработка (2 класс) по теме
Материал содержит текстовый документ по теме "Методы исследования" и презентацию для детей к занятию. В презентацию включено тестирование и проведение опытов с наглядным изображением на слайдах презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа села Раскатово
Марксовского района Саратовской области.
Межрегиональный семинар
« Внедрение стандартов второго поколения- второй год обучения»
Мастер-класс
«Методы исследования. Опыты.»
Занятие кружка «Я- исследователь.» для 1 класса.
(
Учитель начальных классов
Шмелевой Ольги Ивановны.
(Первая категория).
Маркс 2012год
Вступительное слово.
Мы встретились сегодня в этот час.
Я рада видеть вас , поверьте.
И приглашаю на занятие кружка
Для малышей «Я - исследователь».
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности.
В нашей школе я являюсь руководителем кружка для первоклассников «Я- исследователь» , на который отводится 1 час в неделю. Планирование программы дополнительного образования составлено на основе авторской программы «Методика исследовательского обучения младших школьников» Савенкова А.И.
Направление: общеинтеллектуальное.
Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных способностей.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию одно из занятий кружка по теме: « Методы исследования. Опыты.». Это четвёртое занятие из блока «Методы исследования». На предыдущих занятиях мы с ребятами познакомились с понятием «метод» и с методами исследования : опрос(анкетирование, тестирование) и наблюдение. Так же дети ознакомлены с такими методами : спросить у взрослого,
прочитать в книге.
Перед проведением занятия заглянем в толковый словарь и найдём значение слова «эксперимент». «Эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение: Эксперимент — 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо
Значит, понятия «опыт» и «эксперимент» являются синонимами. Детям первого класса необходимо объяснить , что данные слова имеют одинаковое значение .
Методическая разработка занятия кружка «Я-исследователь»
Тема: Методы исследования. Опыты.
Цели:
ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;
развивать внимание, умения делать выводы, обобщать;
воспитывать коммуникативные качества.
В результате проведения данного занятия формируются УУД
а)регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на с помощью учителя и самостоятельно,
- учиться работать по предложенному учителем плану
- высказывать свою версию
б) познавательные:
- учиться добывать новые знания:
- находить ответы на вопросы, используя практические методы исследования;
- умение наблюдать и делать самостоятельные выводы
- делать выводы в результате совместной работы;
в) коммуникативные:
- умение понимать и слушать речь других,
- учиться работать в группе,
-умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
- уважительно относиться к позиции другого.
Личностные:
-развитие познавательных интересов .
Оборудование:
- клеёнки для столов;
-для проведения опыта «Подводная лодка»: газированная вода в бутылочке, прозрачный стакан, виноград;
- для опыта «Радуга в молоке»: пищевые красители, молоко, тарелка, жидкое моющее средство, ватные палочки, бумажные салфетки, пипетки.
-для проведения опыта «Запах, ты где?» : одеколон, кукурузные палочки, стеклянная баночка с плотной крышкой;
- для опыта «Скоростная монетка» нам понадобиться воздушные шары, маленькие монетки и нитку для завязывания шарика.
- мультимедийная презентация,
- для фокусника (бант, волшебная палочка);
- «волшебная» большая кисть,
- краски или гуашь яркого цвета;
- белый лист с рисунком солнышка, который нарисован свечкой.
Ход занятия:
Повторение изученного.
На прошлых занятиях мы познакомились с некоторыми методами исследование. Я предлагаю вам выполнить небольшое тестирование.
Я буду зачитывать вам задание, а вы должны выбрать метод исследования ,который вам поможет справиться с таким заданием.(выполнение электронного тестирования)
1)Любят дети пирожки,
Пряники и бабушкины пышки. Наблюдение
Что поможет нам узнать
Любимое блюдо малышки?
2) Дождь сегодня шёл с утра,
К обеду всё утихло. Опрос(анкетирование)
И слышно птичьи голоса.
Во-о-он на ветке птичек видно.
3)Захотел сварить я кашу,
Молоко и манку взял,
А как правильно варить –то
Я совсем ,совсем не знал.
Учитель:
- Молодцы, справились с заданием.
II Постановка темы и целей.
- Мы начинаем наше занятие с загадки .Отгадайте её.
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь,
То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана! ( фокусник).
- Правильно, ребята!
- Как вы думаете , чем сегодня на занятии мы будем с вами заниматься ? ( делать фокусы).
- Мы с вами станем сегодня настоящими волшебниками и будем учиться показывать фокусы и может быть даже раскроем секреты фокусов.
А вот как правильно фокусы называют настоящие учёные, мы с вами узнаем попозже.
- У фокусника должна быть обязательно ?..(волшебная палочка).
(Учитель надевает шляпу и берёт в руки волшебную палочку).
-У каждого фокусника есть свои волшебные слова. Я поделюсь с вами своими:
Шырли - мырли –брысь!
Мы начнём сейчас творить чудеса
Из воды, монетки, молока.
Но не будем забывать о том,
Что нужна аккуратность во всём.
- Давайте попробуем на листе нарисовать что-нибудь. Что-нибудь тёплое, яркое , светлое. Чтобы оно нам поднимало настроение (подвести детей к тому , чтобы они захотели нарисовать рисунок солнышка).
- чтобы нарисовать нам понадобиться обязательно кисточка? А где же нам её взять?
( нам поможет волшебная палочка)
-А палочка волшебная моя
Она очень любит творить чудеса.
Скажем ей волшебные слова:
Чтобы в кисточку превратилась она.
Шырли- мырли –брысь!
Кисточка, появись!
(волшебная палочка превращается в толстую кисточку)
(Учитель берёт кисть и голубую краску )
-Ой ,а как же я нарисую солнышко ,ведь у меня только голубая краска. Нам поможет наша волшебная палочка-кисть.
Шырли- мырли –брысь!
Солнышко , появись!
( Учитель закрашивает белый лист бумаги, на котором свечкой нарисовано солнышко, лист закрашивается , а солнышко остаётся белым).
-Давайте улыбнёмся солнышку и друг другу.
- Теперь будем творить чудеса.
( все опыты выполняются по алгоритму)
III Практическая работа
А) Проводим опыт «Запах играет в прятки». Выполнять будем по плану:
Капнуть в баночку несколько капель одеколона.
Возьмите кукурузные палочки.
Положит кукурузные палочки их в банку.
Закрыть плотно крышкой и оставить на несколько минут.
-Скажем волшебные слова
Шырли –мырли- брысь!
Запах ,испарись! (взмахнуть волшебной палочкой)
-Пока у нас кукурузные палочки будут творить чудо, я предлагаю вам сделать съедобную подводную лодку. А сделаем мы её из винограда.
Б) Опыт « Подводная лодка».
Не забываем об аккуратности работы с газированной водой.
Приготовить газированную воду, стакан, виноград.
Немного взболтать воду.
Налить газированную воду в стакан.
Опустить виноградину в стакан с газированной водой.
Сказать волшебные слова.
Шырли- мырли- брысь!
В лодку превратись!(взмахнуть волшебной палочкой)
Наблюдать.
- А может кто-нибудь догадался в чём секрет нашего фокуса?
(Объяснение опыта. Виноградина чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. А надо подняться - мускулы расслабляются, пузырь увеличивается и рыба всплывает.)
- Давайте проверим баночку с кукурузными палочками.
(Объяснение опыта. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек).
- Ребята , а вы любите молоко?(Оно очень полезно для детей.)
-Сегодня молоко нам поможет увидеть радугу в тарелке.
В) Проводим второй опыт: Радуга в молоке».
Работаем по плану.
1 Приготовим тарелку, молоко, ватную палочку, жидкое чистящее средство, пищевые красители, пипетки.
2. Налейте немного молока в тарелку.
3. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
4. Сказать волшебные слова.
Шырли- мырли -брысь.
Радуга, появись!(взмахнуть волшебной палочкой.)
Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
Посмотрите, что произойдет!( Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!)
(Объяснение опыта. И молоко и моющее средство состоит из частичек. При соприкосновении таких разных частичек происходит процесс, при котором частички молока начинают двигаться и вместе с собой они приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.)
- Фокусники очень любят демонстрировать фокусы с деньгами. Мы тоже попробуем.
-Ребята, возьмите в руки монетку, и попробуйте её заставить крутиться, катиться. А вот монетки ещё умеют бегать очень быстро по кругу ,и в этом мы сейчас убедимся.
Г) Проводим наше волшебство « Скоростная монетка».
1.Приготовьте воздушный шарик, нитку, монетку.
2. Просуньте монетку во внутрь шарика.
3. Надуйте шарик.
Перевяжите его ниткой.
Скажите волшебные слова и взмахните палочкой.
Шырли- Мырли- брысь!
Ну, монетка, торопись!
Совершите несколько вращательных движений рукой,
(Объяснении опыта: Есть природная сила ,которая помогает монетке двигаться по кругу.)
IV Итог занятия.
- А на самом деле в каждом фокусе обязательно есть разгадка. Все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые вы будете изучать в школе.
- А кто из вас знает как можно научным словом назвать такие чудеса? –( опыт или эксперимент).
- Смогут ли помочь нам эксперименты в познании окружающего мира ?
- Значит, эксперимент – это тоже метод исследования.
- А на каком уроке в школе школьники раскрывают секреты таких опытов? ( химия , физика).
- Что же такое опыт, эксперимент ? (дети предлагают свои варианты ответов)
Учитель :Эксперимент- это проба , опыт. Это самый главный метод познания окружающего мира в большинстве наук. Провести эксперимент- значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Все опыты можно выполнить несколько раз .
Закончите предложение.
Мы работали …….…
Мы считаем ……..…
Нам понравилось ……
Мы думаем ……….…
- Спасибо за помощь в проведении экспериментов.
Использованные источники
Савенков А. В Учебник – тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» ООО изд. Учебная литература г Самара 2008 год .
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
http://smol.chudoforum.ru/t791-topic
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-415208-1517849719.jpg)
Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"
Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....
Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)
Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности: исследовать слово в разных разделах языкознания. формировать такие ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-552186-1418762876.jpg)
Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"
На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, через знакомств детей с увл...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"
Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-842302-1492910679.jpg)
Занятие кружка «Я- исследователь» 2 класс «Методы исследования»
Занятие кружка «Я- исследователь» 2 класс «Методы исследования»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099231-1546951560.jpg)
Занятие кружка Юный исследователь по теме "Что такое исследование. Строение листа. Виды жилкования." с применением цифрового микроскопа
На этом занятиидети узнают, что такое исследование, в чём его особенность; сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;узнают, что на основе исследований сделано много открытий и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132623-1554115650.jpg)
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА РГСУ
Рассматривается опыт работы инклюзивного студенческого клуба РГСУ, в котором проводятся групповые коррекционные занятия и нейропсихологические исследования....