Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Мастера народных промыслов»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Методическая разработка «Мастера народных промыслов» рассматривает возможности систематизации знаний обучающихся первого класса о народных художественных росписях на примере урока ИЗО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mastera_narodnyh_promyslov.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по изобразительному искусству по теме
«Мастера народных промыслов»
Методическая разработка «Мастера народных промыслов» рассматривает возможности систематизации знаний обучающихся первого класса о народных художественных росписях на примере урока ИЗО.
Конспект урока ИЗО «Мастера народных промыслов» для первого класса.
Цель:
- Систематизировать знания обучающихся о народных росписях (народных промыслах), о характерных особенностях гжельской росписи;
- Обеспечить применение на практике умения составлять из элементов орнамента гжельской росписи композиции, рисовать узор в определенной последовательности и украшать изготовленное объёмное изделие (поднос); рисовать методом «тычка» ( используя нетрадиционное средство – ватная палочка);
- Пробудить интерес к русским народным промыслам и желание изучать их.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображением росписей народных промыслов.
- Выставка изделий дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписи.
- Элементы гжельской росписи.
- Изготовленная из папье-маше посуда.
- Кисти, краска-гуашь синего и голубого цвета.
Предшествующая работа:
- Рассматривание альбомов с образцами изделий дымковской, городецкой, гжельской росписи;
- Рисование узоров этих росписей;
- Беседа о мастерах народных промыслов.
Учитель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в мастерскую художника (дети проходят и встают полукругом перед стендом с дымковскими игрушками).
Учитель: С давних пор русские мастера создавали расписные глиняные игрушки. Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские.
Учитель: Да, эти игрушки появились в слободе Дымково, недалеко от г.Вятки. Жители занимались разными ремёслами, а изготовление игрушек было самым любимым. А вы что можете рассказать об изготовлении игрушек?
Дети: Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Но кроме игрушек, лепили ещё и свистульки, которые использовали на народном празднике, который назывался Свистопляской.
Учитель: Правильно, ребята. А каким орнаментом раскрашивали игрушки? Но прежде давайте вспомним, что означает слово «орнамент»?
Дети: Орнамент – это украшение, узор который состоит из ритмически неповторяющихся элементов.
Учитель: Так, какой же орнамент изображен на дымковских игрушках?
Дети: Геометрический. Это – полоски прямые, волнистые, колечки, точки, кружочки, ромбы.
Учитель: Правильно. А какие цвета приветствуют в росписи?
Дети: Красно-розовый, малиновый, синий, зелёный, золотисто-желтый, оранжевый, фиолетовый.
Учитель: Правильно ребята. Дымковские мастера использовали только яркие праздничные цвета.
(ребенок читает стихотворение)
Мы игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны - как березки.
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор,
Но оторвать не в силах взор.
(переходим к другому стенду)
Учитель: В России много лесов и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Посмотрите, какие красивые изделия с росписью изготавливают в г.Городце. Что же делают из дерева городецкие мастера?
Дети: Кухонные доски, солонки, деревянные ложки, коробочки для специй.
Учитель: Но не только для кухни изготавливали городецкие мастера разные предметы. Они ещё делали расписные шкатулки для хранения разных мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений. Какие элементы орнамента городецкой росписи использовали мастера при раскрашивании изделий?
Дети: Розан, купавка, бубенчик, листок, а так же использовали фигуры птиц и животных.
Учитель: Но мастера не забывали и о детях. Для детей они делали коня-качалку, украшенную узором из цветов и листьев. Эти цветы придумывали сами художники, они не похожи на настоящие. Такие цветы называются декоративными или сказочными. Мастера, расписывая сои изделия, словно сказку сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь.
( ребёнок читает стихотворение)
Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы
Как-будто полушалки.
Там лихо скачут всадники
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят
(переходим к другому стенду)
Учитель: Ребята, посмотрите какой изумительной красоты стоит посуда. Раньше на Руси именно из такой деревянной посуды ели. Большим спросом пользовались чашки, миски, ложки, ковши. Отличительная особенность посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Какой росписью расписаны эти изделия?
Дети: Хохломской
Учитель: Правильно. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывали серебристым по цвету оловянным порошком, потом по нему писали красками , а затем покрывали слоем специально сваренной оливы и ставили в печь прокаливать. И так несколько раз, так что серебристое уже казалось золотым и светилось. Неслучайно хохломскую роспись называют золотой. А какие основные цвета использовали художники в хохломской росписи?
Дети: Основные - красный, черный, золотой. И добавляли зелёный и желтый.
Учитель: А какой орнамент изображен на изделиях?
Дети: Растительный – цветы, ягоды смородины, крыжовника, ягоды и листья земляники, литья винограда.
Учитель: А ещё есть орнитоморфный узор – где основным мотивом является изображение образа птицы. Воспроизводя мотивы родной природы в орнаменте, художники создавали поэтические повествования о величие и красоте русской земли.
(ребенок читает стихотворение)
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь
Отголоски леса
В зелени травы
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
(переходим к другому стенду)
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве, среди полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно, жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да всех людей порадовать. Думали, они думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую-белую и решили лепить из неё посуду разную. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской. Они любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали они на посуде разные узоры, изображали сказочных птиц. Всего одна краска, а какая нарядная праздничная получилась роспись. Какие изделия изготовляли гжельские мастера?
Дети: Чайные сервизы, супницы, вазы для цветов, фруктов, различные фигурки.
Учитель: А какие элементы гжельской росписи присутствуют в изделиях?
Дети: Цветы-розы, ромашки, астры, листья, штриховка - сеточка, завитки.
Учитель: Правильно ребята. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
(ребёнок читает стихотворение)
Фарфоровфе чайники,
Подсвечники, часы.
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретить на свете
Вы красоты такой
Учитель: А теперь, ребята, давайте немного отдохнем. (проводится физминутка)
Раз, два – спят цветы (присаживаются)
Три – раскрыли лепестки. (поднимаются, раскрывают руки)
Раз – сомкнулись (присаживаются)
Два – проснулись (поднимаются, раскрывают руки)
Дружно к солнцу потянулись. (поднимаются на носочки)
А теперь, я хочу сделать вам сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера и вам нужно расписать посуду – порадовать людей. Закрывайте глаза. Представили? Открываем глаза, подойдите и выберите себе посуду, которую вы будите раскрашивать. (дети садятся за столы). Теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудо (включаю спокойную музыку).
(в процессе рисования закрепляю и совершенствую приемы рисования, когда дети заканчивают свою работу, предлагаю поставить свои изделия на украшенный белой скатертью стол)
(дети встают вокруг стола, и начинаю коллективный анализ работ)
Учитель: Посмотрите, какие красивые изделия у вас получились, как у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно – голубое чудо. У каждого получился свой, неповторимый узор. А какое изделие вам понравилось? (вызываю 2-3 детей для анализа)
Учитель:
У многих из вас получились красиво расписанные изделия. На этой росписи удачно выполнены цветы, капельки, на этой – сеточка. Не у всех ещё красиво получились замечательные гжельские узоры. Но я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится. А теперь закройте глаза. 1-2-3-открывайте! Вот вы снова и дети. Скажите, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы расписывали гжельской росписью посуду.
Учитель: А как ласково называют гжельскую роспись?
Дети: Нежно – голубое чудо.
(ребёнок читает стихотворение)
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила
Кисть мастера на
Чашку легко перенесла.
У каждого художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Учитель: На этом наша экскурсия в мастерскую художника завершилась. Большое всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка урока содержит презентацию, которая поможет выстроить диалогическую беседу на уроке или во внеурочной деятельности по данной теме. Презентация помогает увидеть и узна...
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка представлена в виде презентации. Она позволяет выстроить диалогическую беседу по теме "Красный цвет и его секрет", а также, определить и наглядно увидеть этапы работы по создан...
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Использование орнамента в украшении головного убора". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка представляет собой презентацию, включающую понятие орнамента, его видов и использования в быту. В ходе презентации подробно рассматриваются этапы выполнения работы....
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"
содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат....
Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Золотая Хохлома»
В данной методической разработке предлагается на примере урока ИЗО «Золотая Хохлома» рассмотреть возможность совершенствование знаний обучающихся о разнообразии народных промыслов...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс
Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Осенний пейзаж"
Эта тема для ребят на вашем уроке будет очень инетересной, новой, за счет интересной формы работы. Мы сможем научить детей изображать осеннее дерево в технике «кляксография» приёмами прима...