Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Мастера народных промыслов»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Поварова Елена Васильевна

Методическая разработка «Мастера народных промыслов» рассматривает возможности систематизации знаний обучающихся первого класса о народных художественных росписях на примере урока ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_narodnyh_promyslov.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме

«Мастера народных промыслов»

Методическая разработка «Мастера народных промыслов» рассматривает возможности систематизации знаний обучающихся первого класса о народных художественных росписях на примере урока ИЗО.

Конспект урока ИЗО «Мастера народных промыслов» для первого класса.

Цель:

  • Систематизировать знания обучающихся о народных росписях (народных промыслах), о характерных особенностях гжельской росписи;
  • Обеспечить применение на практике   умения составлять из элементов орнамента гжельской росписи композиции, рисовать узор в определенной последовательности и украшать изготовленное объёмное изделие (поднос); рисовать методом «тычка» ( используя нетрадиционное  средство – ватная палочка);
  • Пробудить интерес к русским народным промыслам и желание изучать их.

Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением росписей народных промыслов.
  • Выставка изделий дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписи.
  • Элементы  гжельской росписи.
  • Изготовленная из папье-маше  посуда.
  • Кисти, краска-гуашь синего  и голубого цвета.

Предшествующая  работа:

  • Рассматривание альбомов с образцами изделий дымковской, городецкой, гжельской росписи;
  • Рисование узоров этих росписей;
  • Беседа  о мастерах  народных промыслов.

Учитель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в мастерскую художника (дети проходят и встают полукругом перед стендом с дымковскими игрушками).

Учитель: С давних пор русские мастера создавали расписные глиняные игрушки. Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Учитель:  Да, эти игрушки появились в слободе Дымково, недалеко от г.Вятки. Жители занимались разными ремёслами, а изготовление игрушек было самым любимым. А вы что можете рассказать об изготовлении игрушек?

Дети: Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Но кроме игрушек, лепили ещё и свистульки, которые использовали на народном празднике, который назывался Свистопляской.

Учитель: Правильно, ребята. А каким орнаментом раскрашивали игрушки? Но прежде давайте вспомним, что означает слово «орнамент»?

Дети: Орнамент – это украшение, узор который состоит из ритмически неповторяющихся элементов.

Учитель: Так, какой же орнамент изображен на дымковских игрушках?

Дети:  Геометрический. Это – полоски прямые, волнистые, колечки, точки, кружочки, ромбы.

Учитель:  Правильно. А какие цвета приветствуют в росписи?

Дети: Красно-розовый, малиновый, синий, зелёный, золотисто-желтый, оранжевый, фиолетовый.

Учитель:  Правильно ребята. Дымковские мастера использовали только яркие праздничные цвета.

(ребенок читает стихотворение)

Мы игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны - как березки.

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казалось бы узор,

Но оторвать не в силах взор.

(переходим к другому стенду)

Учитель:  В России много лесов и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Посмотрите, какие красивые изделия с росписью изготавливают в г.Городце. Что же делают из дерева городецкие мастера?

Дети: Кухонные доски, солонки, деревянные ложки, коробочки для специй.

Учитель:   Но не только для кухни изготавливали городецкие мастера разные предметы. Они ещё делали расписные шкатулки для хранения разных мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений.  Какие элементы орнамента городецкой росписи использовали мастера  при раскрашивании изделий?

Дети:  Розан, купавка, бубенчик, листок, а так же использовали фигуры птиц и животных.

Учитель:   Но мастера не забывали и о детях. Для детей они делали коня-качалку, украшенную узором из цветов и листьев. Эти цветы придумывали сами художники, они не похожи на настоящие. Такие цветы называются декоративными или сказочными. Мастера, расписывая сои изделия, словно сказку сказывали о том,  как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь.

( ребёнок читает стихотворение)

Из липы доски сделаны

И прялки и лошадки.

Цветами разрисованы

Как-будто полушалки.

Там лихо скачут всадники

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят

(переходим к другому стенду)

Учитель:   Ребята, посмотрите какой изумительной красоты стоит посуда. Раньше на Руси именно из такой деревянной посуды  ели. Большим спросом пользовались чашки, миски, ложки, ковши. Отличительная особенность посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Какой росписью расписаны эти изделия?

Дети:  Хохломской

Учитель:   Правильно. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывали серебристым по цвету оловянным порошком, потом по нему писали красками , а  затем покрывали слоем специально сваренной оливы и ставили в печь прокаливать. И так несколько раз, так что серебристое уже казалось золотым и светилось. Неслучайно хохломскую роспись называют золотой. А какие основные цвета использовали художники в хохломской росписи?

Дети:  Основные - красный, черный, золотой. И добавляли зелёный  и желтый.

Учитель:   А какой орнамент изображен на изделиях?

Дети:  Растительный – цветы, ягоды смородины, крыжовника, ягоды и листья земляники,  литья винограда.

Учитель:   А ещё есть орнитоморфный  узор – где основным мотивом является изображение образа птицы. Воспроизводя мотивы родной природы в орнаменте, художники создавали поэтические повествования о величие и красоте русской земли.

(ребенок читает стихотворение)

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь

Отголоски леса

В зелени травы

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

 И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома

(переходим к другому стенду)

Учитель:  В некотором царстве, в некотором государстве, среди полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно,  жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да всех людей порадовать. Думали, они думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую-белую и решили лепить из неё посуду разную. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской. Они любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали они на посуде разные узоры, изображали сказочных птиц. Всего одна краска, а какая нарядная праздничная получилась роспись. Какие изделия изготовляли гжельские мастера?

Дети:  Чайные сервизы, супницы, вазы для цветов, фруктов, различные фигурки.

Учитель:  А какие элементы гжельской росписи присутствуют в изделиях?

Дети: Цветы-розы, ромашки, астры, листья, штриховка - сеточка, завитки.

Учитель:  Правильно ребята. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

(ребёнок читает стихотворение)

Фарфоровфе чайники,

Подсвечники, часы.

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой

Не встретить на свете

Вы красоты такой

Учитель:  А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.                    (проводится физминутка)

Раз, два – спят цветы        (присаживаются)

Три – раскрыли лепестки.     (поднимаются, раскрывают руки)

Раз – сомкнулись         (присаживаются)

Два – проснулись          (поднимаются, раскрывают руки)

Дружно к солнцу потянулись.       (поднимаются на носочки)

А теперь, я хочу сделать вам сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера и вам нужно расписать посуду – порадовать людей. Закрывайте глаза. Представили? Открываем глаза, подойдите  и выберите  себе  посуду, которую вы будите раскрашивать.  (дети садятся за столы).  Теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудо (включаю спокойную музыку).

 (в процессе рисования  закрепляю и совершенствую приемы рисования, когда дети заканчивают свою работу,  предлагаю поставить свои изделия на украшенный белой скатертью  стол)

(дети встают вокруг  стола,  и начинаю коллективный анализ работ)

Учитель:   Посмотрите, какие красивые изделия у вас получились, как у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно – голубое чудо. У каждого получился свой, неповторимый узор. А какое изделие вам понравилось? (вызываю 2-3 детей для анализа)

Учитель:   

У многих из вас получились красиво расписанные изделия. На этой росписи удачно выполнены цветы, капельки, на этой – сеточка. Не у всех ещё красиво  получились  замечательные  гжельские   узоры. Но я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится.  А теперь закройте глаза. 1-2-3-открывайте! Вот вы  снова и дети. Скажите, чем мы сегодня занимались?

Дети:  Мы расписывали гжельской росписью посуду.

Учитель:  А как ласково называют гжельскую роспись?

Дети:  Нежно – голубое чудо.

(ребёнок читает стихотворение)

 Голубизну небесную,

Что сердцу так мила

Кисть мастера на

Чашку легко перенесла.

У каждого художника

Есть свой узор любимый

И в каждом отражается

Сторонушка родимая.

Учитель:  На этом наша экскурсия в мастерскую художника завершилась. Большое всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс

Методическая разработка урока содержит презентацию, которая поможет выстроить диалогическую беседу на уроке или во внеурочной деятельности по данной теме. Презентация помогает увидеть и узна...

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс

Методическая разработка представлена в виде презентации. Она позволяет выстроить диалогическую беседу по теме "Красный цвет и его секрет", а также, определить и наглядно увидеть этапы работы по создан...

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Использование орнамента в украшении головного убора". УМК "Перспектива", 2 класс

Методическая разработка представляет собой презентацию, включающую понятие орнамента, его видов и использования в быту. В ходе презентации подробно рассматриваются этапы выполнения работы....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"

содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат....

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Золотая Хохлома»

В данной методической разработке предлагается на примере урока ИЗО «Золотая Хохлома» рассмотреть возможность совершенствование знаний обучающихся о разнообразии народных промыслов...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс

Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Осенний пейзаж"

Эта тема для ребят на вашем уроке будет очень инетересной, новой, за счет интересной формы работы. Мы сможем научить детей изображать осеннее дерево в технике «кляксография» приёмами прима...