Разработка проекта "Мы сохраним истории мгновенья" (для организации внеурочной деятельности )
методическая разработка по теме
Воспитание малышей на истории, культуре и традициях родного края – путь поистине интересный и справедливый.
«Образование культурой» является на сегодняшний день одной из актуальных задач современной педагогики.
В последние годы активно разрабатываются новые технологии, создаются методические и практические пособия, проводится их экспериментальная апробация. Одной из таких технологий является «музейная педагогика». Под этим термином подразумевается совокупность методик и приемов, рассчитанных на изучение культурного наследия с помощью предметов и объектов музейного значения или их воспроизведений (копий, репродукций, макетов, изделий детского творчества и др.).
Перенесение краеведческих занятий из музейных залов города в детское образовательное учреждение – в «музей» класса - это инновационный проект современного времени.
Проект ориентирован на разные виды деятельности учащихся: групповую, индивидуальную, парную; рассчитан на один год с перспективой работы в 3 и 4 – ом классах.
К участию в проекте привлекается родительский коллектив и специалист – консультант, работник музея.
Данный проект поможет педагогам в организации творческой и познавательной деятельности учащихся и в воспитании гражданина России и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Мурома Владимирской области
Проект
«Мы сохраним истории мгновенья»
Автор и руководитель проекта:
Конопкина С.А.
учитель начальных классов
Муром
СОДЕРЖАНИЕ
Краткое содержание идеи проекта…………………………………- 3
2. РАЗДЕЛ I ………………………………………………………… - 4
Направление проектирования
Участники проекта
3. РАЗДЕЛ II ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА …………………………… - 4
Проблема, на решение которой направлен проект ………….…. - 4
Цель и задачи проекта …………………………………………… - 5
Ожидаемые результаты …………………………………………… - 5
Деятельность в рамках проекта ………………………………… 6 - 7
4. План – график мероприятий …………………………………… 8 - 13
5. Показатели результативности деятельности ……………………. - 13
6. Устойчивость проекта ……………………………………………. - 14
7. Распространение результатов …………………………………… - 14
8. Список использованной литературы …………………………….. - 14
Краткое содержание идеи проекта
«Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами»
Джон Дьюи.
Музейный урок, согласно его педагогическим целям, является одной из
составляющих краеведческого образования в школе. Бесспорно, что изучение нового курса «Наш край» невозможно без «участия» музея.
Музейная педагогика – одна из технологий, которая способна активизировать познавательный процесс в освоении нового курса и успешно решать проблемы патриотического воспитания.
Воспитание малышей на истории, культуре и традициях родного края – путь поистине интересный и справедливый.
Перенесение краеведческих занятий из музейных залов города в детское образовательное учреждение – в «музей» класса - это инновационный проект современного времени.
Проект ориентирован на разные виды деятельности учащихся: групповую, индивидуальную, парную; рассчитан на один год с перспективой работы в 3 и 4 – ом классах.
К участию в проекте привлекается родительский коллектив и специалист – консультант, работник музея.
Данный проект поможет педагогам в организации творческой и познавательной деятельности учащихся и в воспитании гражданина России и патриота.
Срок реализации проекта: один год
Предполагаемая дата начала проекта: сентябрь, начало учебного года.
Предполагаемая дата окончания проекта: 25. 05. 2010 (конец учебного года)
Продолжительность проекта: учебный год (с перспективным заданием на летние каникулы)
РАЗДЕЛ I
1) Направление проектирования: историко – культурное, патриотическое - изучение родного края.
2)Участники проекта
№ | Ф.И.О. | Основное место работы и занимаемая должность | Должность в проекте | Основные обязанности по проекту |
1 | Конопкина Светлана Алексеевна | СШ № 13 г. Муром - учитель начальных классов | Руководитель проекта | координатор, партнер |
2 | Субботина Елена Александровна | Муромский историко - художественный музей, зам.директора по научно - просветительской работе | Научный консультант | Консультирует учащихся по проблемным вопросам |
3 | Учащиеся 2 «а» класса | сш № 13 | участники | Учебно – практическая деятельность |
4 | Родительский коллектив класса | СШ № 13 | волонтеры | Консультанты, помощники в организационных вопросах |
РАЗДЕЛ II ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема, на решение которой направлен проект
В начале нового тысячелетия происходит переоценка общепризнанной системы ценностей. XX век убедил все человечество в том, что достижения в области техники и технологий не способны решить многих проблем современности, а порой даже являются их источниками. «Мир кнопок» предлагает современному человеку вариант облегченной жизни, превращая его в бездуховного потребителя.
В культуре и сфере образования в последние годы отчетливо выявился ряд негативных тенденций: потеря нравственных ориентиров, засилье образцов «массовой» культуры, агрессивное неприятие «другого» - культур, мнений, вероисповеданий. Наряду с поиском альтернативных моделей, созданием новых образовательных структур – лицеев, гимназий, частных и авторских школ – и широким внедрением экспериментальных программ наблюдается снижение уровня культуры учащихся. На сегодняшний день: самый большой дефицит в нашем обществе – не дефицит материальных благ, а дефицит культуры.
«Только гуманизация новейших достижений, обращение к культурному наследию, духовным ценностям человечества способны обеспечить гармонию становления личности человека. Глубинные изменения в российской жизни, связанные с социально – экономическими реформами, сменой идеологических и мировоззренческих парадигм, трансформацией ментальности придают этим задачам особую остроту и актуальность.»1
В «Национальной доктрине развития образования в РФ» (2000 г) особое звучание придано проблеме решения задач исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
1 Медведева Е.Б. , Чумалова Т.В., Юхневич М.Ю., Концепция музейного образования в г. Москве. – М.: НИИРО, 2004. – 32 с.
Учителю выпала честь и доля в сложное время больших перемен не только передать детям все богатство отечественной культуры, но и научить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции России.
Проблема патриотического воспитания имеет актуальное значение, так как во многом развитие России в 21 веке будет зависеть от того, какую роль современные учащиеся будут занимать в создании общества граждан, по своей сути высокого социального, культурного, патриотического и морального статуса.[1]
Дореволюционные педагоги полагали, что школа, особенно начальная, должна «сообщить ученику правильный взгляд на его отношение к родной стране, родному краю, к родному народу, так чтобы он уже с ранних лет привык чувствовать себя гражданином своего отечества, видеть в себе единицу великого целого, которое называется народом».[2]
Но нельзя приказом заставить Родину любить. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать. А как?
Методика преподавания должна быть яркой, образной, психологически выверенной; в борьбе за интерес детей необходимо использование новых интересных технологий (в том числе, и проектирования).
Проблема: Как преодолеть разрыв между образованием и культурой: вернуть утраченные ценности – воспитать «любовь к отеческим гробам»? (воспитание патриотизма)
2) Цель и задачи проекта
Как часто на занятиях с детьми можно услышать: представьте, что мы перенеслись на сто лет назад, вообразите, что мы перелетели в древний мир… Сложно ребенку нарисовать требуемую картину, если бедному воображению не за что зацепиться. Мы знаем, что для этого нужна определенная конкретика. Вот тут на помощь и придет музей (краеведческий уголок), созданный в классе!
Цель проекта:
- создание детского выставочного уголка («музея») в школьном классе в рамках организации занятий по региональной образовательной программе школы первой ступени «Наш край».
- совершенствование образовательного процесса средствами музейной педагогики;
- создание условий для творческой самореализации учащихся
«Строительство своего музея» дает детям возможность получения знаний в процессе самостоятельного практического труда, проявить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении … и увидеть воплощенный результат собственных усилий в классном музее.
Задачи:
Обучающая:
- знакомство, изучение культурного наследия края;
- обучение экспозиционно – выставочной деятельности; составлению «легенды» экспонатов;
- формирование навыков самостоятельного поиска и сбора, обработки информации; подготовки к представлению результатов поисково – исследовательской деятельности;
- обучение работе в парах, группой, индивидуально (согласно консультации)
Развивающая:
- развитие и повышение интереса учащихся к поисковой, исследовательской деятельности и творчеству;
- содействовать развитию умений выдвигать предположения, строить гипотезы, обобщать, делать выводы на основе результатов и в процессе самостоятельного информационного поиска;
- развитие познавательного интереса к истории родного края;
- повышение степени интереса к изучаемому предмету через комплектование тематических коллекций к разделам курса «Наш край»
- развитие коммуникативных умений через групповую форму работы; умение работать с современными техническими средствами: компьютером, цифровой камерой.
Воспитательная:
- содействие формированию нравственных качеств личности ребенка через приобщение к историко – культурным ценностям края средствами музейной педагогики.
3) Ожидаемые результаты
Проект рассчитан на один учебный год с учащимися 2 – го класса. (В перспективе с учащимися 3, 4 классов)
Основная работа будет направлена на интеграцию классного «музея» в сферу (учебно – воспитательный процесс) краеведческого курса. Итоги экспедиционных изысканий учащихся с родителями позволят построить работу по комплектованию тематических коллекций и подготовке экспозиций к разделам курса «Наш край» - осуществить рождение «музея» в классе. Поисковая деятельность повысит интерес детей к изучаемому предмету.
В процессе экспозиционно – выставочной работы учащиеся, познакомятся с образцами историко – культурного наследия своей малой родины, получат бесценный опыт созидания, приобретут вкус к командному успеху.
Деятельность в рамках проекта
Обоснование идеи об организации детского музея.
Изучение культурного наследия с помощью предметов и объектов музейного значения или их воспроизведений (копий, репродукций, макетов) – эффективное средство, которое помогает не только «образовывать ум», оно помогает развитию души ребенка, обогащая ее духовно – эмоциональным опытом предыдущих поколений.
Проект рассчитан на то, чтобы максимально использовать уникальные возможности музейной педагогики в борьбе за внимание и интерес детей к новому предмету «Наш край», который они будут осваивать с начала учебного года.
Согласно замыслу, по способу и уровню интеграции в учебный процесс: выставочный уголок создается в жанре музей – мастерская. Экспозиционное пространство выстраивается таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой и практической деятельности учащихся. Экспозиция статична, экспонаты используются в моделировании культурно – исторических образов на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях по краеведению.
II. Подготовительный этап проектирования.
На подготовительном этапе принимается решение о создании детского музея в классе, определяется его название; уточняются цели конечного результата, определяется план работы, задачи для родителей учащихся, списки рабочих групп; уточняются источники информации и способы ее сбора; критерии оценки результатов деятельности, формы и способы их представления.
1. Этап мотивации.
В начале учебного года на первом родительском собрании учителем дается обоснование актуальности патриотического воспитания в системе образования. В процессе обсуждения проблемы принимается решение об организации детского музея в рамках реализации региональной программы курса «Наш край»; ставятся задачи перед родительским коллективом: оказание практической помощи в организационных вопросах по созданию «музейного уголка», консультативной помощи детям, в сборе материала для экспозиций.
Первый урок по предмету – экскурсия в экспозиции музея «Как жили наши далекие предки?» - и последующая беседа («Что такое музей?») провоцируют детей к постановке интригующего вопроса (проблеме): «музей в классе – это реально?».
Осознать идею о своем «музее» помогает «звездочка обдумывания». В группах генерируются предположения, выдвигаются аргументы («да» - пять аргументов; «нет» - пять аргументов). Принимается решение о создании выставочного уголка для демонстрации своих творческих работ, собранных коллекций вещей по разделам нового предмета.
Следующий шаг – размышление: «Каким будет наш музей?». Демонстрация видеосюжетов о музеях городов страны на классном часе поможет ребятам определить жанр и название будущего «музея». Домашние творческие работы по заданной теме будут служить ответом на поставленный вопрос.
Дальнейшая работа выполняется по алгоритму проекта:
- выдвижение предположений (гипотез) о профиле «музея»;
- домашняя работа – размышление (в форме рассказов, рисунков, поделок);
- общее обсуждение содержания работ;
- оценка идеи и выполнения работ;
- принятие названия «музея».
(Последние три шага осуществляются на заключительном этапе урока «История моего города».)
……Критериями оценки домашних проектов – рассуждений будут служить:
- содержание работы (1 – 5 баллов)
- оформление, дизайнерская идея (3 – 5 баллов)
- оригинальность идеи (3 – 5 баллов)
Первые результаты: принято название будущего «музея» - ……….;
Отобраны первые материалы в коллекцию для первой выставки (лучшие творческие работы).
2. Этап планирования
Учащиеся в рабочих группах знакомятся с «картой достижений», в которой заложен список основных дел и заданий по проекту; определяют первостепенные и последующие. Первое задание – подготовка альбома «Страницы семейной летописи».
III. Основной этап проектирования.
Этап составляют девять ступеней, главных дел по плану - «карте».
Ступени 1 – 3 : учащиеся собирают информацию о близких, изучают семейные архивы, ведут сбор «реликвий», учатся составлять «легенды» к своим находкам; ведется работа над этикетажем (консультант: Субботина Е.А – зам.директора городского музея); оформляют первую выставку «музейного уголка». В сборе находок, комплектовании фонда, оформлении экспозиции принимают участие родители.
Ступени 4 – 5 : поисковая экспедиция, экскурсия в село Карачарово – беседуют с жителями села, ведут фотосъемку по теме урока «И. Муромец – богатырь земли русской»; оформляют вторую экспозицию «музея»; с родителями принимают участие в литературной гостиной.
Ступени 6 : поисковые экспедиции с родителями по сбору материалов в селения Муромского района; оформление книжки – раскладушки о традициях праздника Рождества; «открытие» третьей выставки; проведение первой экскурсии в экспозиции «музея» для учащихся первых классов школы.
Ступени 7 – 9: мини – проекты по созданию рекламных плакатов, проведение рекламной акции об открытии экспозиции «музея»; комплектование фонда «музея» новыми находками по разделу «Предметы крестьянского быта»; оформление выставки к последнему разделу программы «Наш край»; проведение семейного вечера «Скатерть – самобранка; экскурсия в музее.
Заключительный этап проектирования.
Проводится анализ и оценка деятельности в рамках проекта - обмен мнениями в коллективе учащихся. Проводится праздничная конференция «Здравствуй, музей!». В работе принимают участие все члены проекта, приглашается зам. директора школы по УВР. Открывает конференцию праздничная программа: мини – инсценировки в с использованием экспозиционных предметов фонда «музея». В общем диалоге обсуждаются результаты поисково – исследовательской деятельности участников групп, определяются лучшие творческие работы. Проводится награждение и детей и взрослых.
6) План-график мероприятий
сроки | Содержание работы | Форма работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. подготовительный |
Этап мотивации и целепола-гания | 1 – я учебная неделя | 1. прогноз родитель ских и детских потребностей, интересов | Анкетирование учащихся и родителей |
2. обоснование идеи об организации детского «музея» в классе | родительское собрание |
2 – я учебная неделя | 3. подведение к проблеме | а) занятие в рамках программы «Наш край» - экскурсия в музее «Как жили наши далекие предки»; | Дом. задание: подготовка творческих работ – поделки, рисунки по теме экскурсии |
б) беседа «Что такое музей?»; | Диалог |
4. постановка проблемы: «музей» в классе – это реально? | «Звездочка обдумывания» - работа в группах | а) Предположения выдвижение гипотез б) рефлексия – осознание и принятие идеи |
3 – я учебная неделя | 5. Определение темы - профиль музея - жанр - название | а) Классный час: «Какие бывают музеи?» с электронной презентацией | рефлексия | Демонстрация видеосюжетов о музеях городов России и Мурома |
б) Дом. задание - размышление «Каким будет наш музей?» | Мини – сочинения, рассказы, рисунки по заданной теме |
в) «История моего города» - урок в рамках программы «Наш край»: на заключительном этапе урока – «пресс конференция»; голосование | Обсуждение домашних творческих работ; предложения по названию «музея» | Консультирование, рекомендации |
4 –я учебная неделя | 6. Уточнение целей конечного результата | Знакомство с картой «достижений» (этапы «строительства», количество выставок, их тематика …) | консультация |
7. выбор рабочих групп и названия; распределение ролей 8. Определение роли родителей | Игра «приглашение» к участию: при организации воспитательного пространства в роли консультантов, помощь в организационных вопросах; с базой исследований; | Информируют о полученных заданиях | Наблюдает и консультирует консультирует |
Этап планирования | 5 – я учебная неделя | 1. Анализ карты «достижений» - примерный список дел, заданий | Обсуждение в группах | - ранжирование; - выбор заданий для своей группы; - определение задач для каждого участника группы | Предлагает для анализа «карту достижений» - примерный список дел, заданий; консультирует, советует. Косвенно руководит. |
2. Определение источников информации; способов ее сбора | «Моя родословная» - урок в рамках программы «Наш край» Дом задание: подготовка альбомов «Страницы семейной летописи» | Составление родословного древа; подготовка альбомов «Страницы семейной летописи» |
3. Выбор критериев оценки результатов | «Звездочка обдумывания» - работа в группах | Выбирают и обосновывают свои критерии успеха; |
Этап принятия решения | 6 – я учебная неделя | 1. Выбор оптимального варианта критериев оценки выполнения творческих и поисковых заданий | голосование | выбирают оптимальный вариант |
2. Определение способа представления результатов | «Мозговой штурм» | Уточняют источники информации, консультантов | консультирует, дает рекомендации |
2. Основной |
Этап выполнения проекта | 7 – я учебная неделя | Первая ступень к оформлению выставки № 1 1. Получение информации из различных источников для альбомов «Страницы семейной летописи» | Поисковая деятельность по подготовке материалов для альбома | Беседы с родителями, близкими родственниками; изучение семейного архива (письма, фотографии, награды,; выявление семейных «реликвий» (предметы быта, искусства, игрушки, книги…) |
Вторая ступень 2. Накопление экспозиционного материала, первое комплектование фонда «музея» | сбор находок, семейных «реликвий»; группирование их по тематике | Составляют «легенды» будущих экспонатов | Обучает составлению «легенды» предмета |
3. Выступления детей с первыми результатами поиска | 2 урок «Моя родословная» в рамках программы «Наш край» | Представление семейных альбомов с демонстрацией семейных реликвий |
8 – я учебнаянеделя | Третья ступень 1. Оформление первой выставки «Мое родословие» к 1 – ому разделу региональной программы краеведческого курса «Наш край» | Групповая работа: - работа над этикетажем | Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции | Направляет процесс работы учащихся; консультирует Субботина Е.А. зам.директора краеведческого музея о.Муром |
2. Игра «Вещи из бабушкиного сундука» в семейном клубе | Игровое поле – экспозиция выставки | Ведущий игры; Субботина Е.А. – автор, участник программы |
Четвертая ступень 3. Сбор эмпирических данных | Экскурсия в рамках предмета «Наш край» - «На родине былинного богатыря И.Муромца» | фотографируют, беседуют с жителями села Карачарово; |
9, 10 - я учебная неделя | Пятая ступень 1. Накопление экспозиционного материала, второе комплектование фонда «музея» | Групповая, индивидуальная, парная, с родителями; сбор фотодокументов по теме выставки (родные и близкие – участники войны) | Готовят творческие работы, фоторепортажи, | Направляет, консультирует, оказывает необходимую помощь |
11 - я учебная неделя | 2. Оформление второй выставки «Защитники земли русской» к разделу 2 программы краеведческого курса «Наш край» | Групповая работа: - работа над этикетажем | Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции | Направляет процесс работы учащихся; |
12, 13 – я учебная неделя | 3. Подготовка рабочей зоны «музея» для проведения литературной гостиной | Сбор вещей («реквизита») для оформления рабочей зоны в экспозиции выставки моделирование | Поиск, заучивание стихотворений о родном городе, отрывки из былин, произведений о народных героях края |
4. Литературная гостиная | Выступления, драматизация | участники | Ведущий вечера и родители |
14 – я, 15 - я учебные недели | Шестая ступень 1. поисковые экспедиции – выполнение задания из карты «достижения»: опросы, интервью, наблюдения | Воскресные поездки детей с родителями в селения Муромского района (к бабушкам, дедушкам) | Собирают информацию о традициях народных праздников: беседуют с родными, соседями о празднике Рождество Христово |
2. Оформление книжек - раскладушек | Групповая: - конструкторы книжки; - редакторы; - оформители. | Готовят собранный материал (анализируют, отбирают, рецензируют с родителями) |
3. Накопление экспозиционного материала |
16, 17 учебные недели | 4. Предварительное подведение итогов поисковой и творческой деятельности учащихся | Выбор комиссии - в составе: Субботина Е.А., представители от родителей, командиры групп; | Предварительная оценка творческих работ; деятельности групп; отбор материалов для фонда «музея» |
5. Оформление третьей выставки – «Наше творчество» | Групповая работа: - работа над этикетажем | Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции | Партнер |
18, 19 учебные недели | 1. Экскурсия для первоклассников – «пробуем новые роли» | Представители от групп (экскурсоводы) в свободной форме рассказывают об экспонатах экспозиции | Наблюдает, дополняет |
20 –я учебная неделя | «Рождество в доме Зворыкиных» | Экскурсия в краеведческом музее рамках предмета «Наш край» | Беседа о традициях праздника; получают информацию по вопросам хранения экспозиционных коллекций |
февраль | Седьмая ступень 1. Подготовка рекламной акции | Мини – проекты по созданию рекламных плакатов | Оформляют а) в группах: - обсуждение вариантов рекламных плакатов, - дизайна б) представление плакатов в классе в) общее обсуждение г) отбор самых интересных и качественных | Родители готовят заметку в школьную газету |
2. Рекламная акция: - информирование зам.директора школы по УВР о готовности первых экспозиций; учащихся школы 1 ступени - жителей «Маленькой страны»; зам.директора краеведческого музея города | Размещение плакатов в рекреациях первого этажа школы; Письмо – рекламка для краеведческого музея (отправляется почтой); концерт |
Восьмая ступень 3. Накопление экспозиционного материала | А) урок «Изучаем интерьер русской избы» в рамках программы «Наш край» б) Воскресные поездки детей с родителями в селения Муромского района (к бабушкам, дедушкам) | сбор находок (предметы крестьянского быта); составляют «легенды» будущих экспонатов |
март | 1. Комплектование фонда «музея» 2. Экспедиционный сбор материалов | а) «Русская изба», экскурсия в музей образования г. Мурома (сш № 14) в рамках программы «Наш край» б) Воскресные поездки детей с родителями в селения Муромского района (к бабушкам, дедушкам) | Составление каталога фондов «музея» – первая проба | Направляет процесс работы учащихся; консультирует и обучает Субботина Е.А. зам.директора краеведческого музея о.Муром |
Девятая ступень 3. Оформление выставки «Предметы крестьянского быта» к 4 разделу региональной программы краеведческого курса «Наш край» | Групповая работа: - работа над этикетажем | Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции | Направляет процесс работы учащихся; |
апрель | 1. «Скатерть – самобранка» | Вечер в семейном клубе в рамках программы «Наш край» | Ведущие – родители класса |
2. «Русский костюм в картинах И. С. Куликова» | Экскурсия в музей в рамках программы «Наш край» | наблюдения |
3. заключительный |
Этап подведения итогов | май | Десятая ступень 1. Анализ и оценка деятельности | Обмен мнениями | Обсуждение в малых группах | Ведет опрос |
2. «Здравствуй, музей» - праздничная конференция | Коллективная защита проекта: а) представление экспозиции детского музея; б) мнение детей о результатах, личные впечатления | моделирование историко – культурных образов (мини сценки с привлечением предметов экспозиции); - выступления | Учитель и родители выступают как полноправные участники проекта |
в) оценка результатов деятельности членами жюри (резюме) |
|
Г) награждение |
7) Показатели
Основным критерием результативности деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у младших школьников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края.
Основными показателями такого критерия будут служить:
Наличие устойчивого интереса к процессу усвоения культурно – исторического наследия
Активная познавательная позиция младшего школьника
Широкая информированность по предмету (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка)
Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т. д.)
Каков итоговый уровень главного критерия (сформированности эмоционально –
ценностного отношения детей) покажет количество показателей:
- высокий уровень (оптимальный) – демонстрирует наличие всех 4 – х показателей.
- средний уровень (допустимый) – требует наличия не менее 2 – 3 показателей.
- низкий уровень (критический) – наличие менее 2 – х показателей.
Показатели критерия сформированности | Используемые методы |
1. Наличие устойчивого интереса к процессу усвоения культурно – исторического наследия (участие в мероприятиях по плану проекта, в поисковых экспедициях по сбору «реликвий») | а) анкетирование; б) наблюдение в процессе работы; в) ранжирование предметов в порядке личной значимости |
2. Активная познавательная позиция (стремление к поиску; самостоятельному добыванию информации) | а) наблюдение б) анализ ответов |
3. Широкая информированность по предмету | а) анализ устных и письменных сообщений; ответов; |
4. Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением края (выполнение творческих работ) | а) наблюдение; б) анализ творческой деятельность |
8) Устойчивость проекта
В перспективе: детский «музей» становится важной составляющей школьной жизни малышей и импульсом для личностно – ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества.
В третьем классе продолжением проекта будет работа:
- по организации краеведческих экспедиций по сбору копийного материала к разделам программы для 3 кл. (4 кл.);
- составление каталога фондов «музея»; паспортизация;
- интеграция классного «музея» в сферу школьных предметов: изо и окружающий мир
- организация рабочих зон выставки для проведения внеклассных мероприятий, семейных вечеров.
9) Распространение результатов
В перспективе - комплектование и предоставление в распоряжение учителей – предметников школы копийного материала из фондов детского «музея» (наглядных материалов: предметы музейного значения, творческие работы учащихся, муляжи, и пр.), организованного по типу «музей в чемодане».
10) Список использованной литературы:
1. XXIV Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сборник материалов. - М.: МИРОС, 2001. – 100 с.
2. Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно – практической конференции. – М.: НИИРО, 2004. – 239 с.
3. Персин А.И. Краеведческая работа в школьных музеях. – «Лаборатория краеведа»: Сектор школьных музеев Федерального центра детско – юношеского туризма и краеведения.
4. Медведева Е.Б. Концепция музейного образования в г. Москве (проект) / Е.Б. Медведева, Т.В. Чумалова, М.Ю. Юхневич. – М.: НИИРО, 2004. – 32 с.
5. ХХVII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сборник материалов. /Под ред. Е.Г. Вансловой, канд. филолог. н. - М.: НИИРО, 2005. – 90 с.
РАЗДЕЛ III: БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Постатейный бюджет проекта
Статья расходов | Запрашиваемая сумма (в рублях) | Вклад из других источников (в рублях) | Всего (в рублях) |
Канцелярские товары: - ручки (цветные) – 5 шт.x 3 руб. - карандаши (цветные) – 4 пачки x 26 руб. - фломастеры – 5 пачек x 30 руб. - акварельные краски – 3 набора x 30 руб. - маркеры – 5 шт.x 7 руб. | 15 руб. 104 руб. 150 руб. 90 руб. 35 руб. |
| 15 руб. 104 руб. 150 руб. 90 руб. 35 руб. |
транспортные расходы: аренда автобуса | 1500 руб. |
| 1500 руб. |
Стенды для экспозиций | - |
| - |
Оплата услуг сторонних организаций: экскурсии в музей (3 экс.) | 35 руб.x 20 ч.x 3 = 2100 руб. |
| 2100 руб. |
Расходы на связь: телефон, почтовый конверт | 20 руб. |
| 20 руб. |
Расходные материалы: - бумага для печати – 50 руб. - ватманы - 5 шт.x 9.50 руб. - чертежная бумага – 1 пачка x 13.50 руб. | 50 руб. 47.50 руб. 13.50 руб. |
| 50 руб. 47.50 руб. 13.50 руб. |
Иные расходы: грамоты – 6 руб. | 6 руб. |
| 6 руб. |
ИТОГО: | 4131 руб. |
| 4131 руб. |
Все предполагаемые материальные расходы – текущего характера: необходимы для дизайнерской работы, оформления детских творческих работ; оплата экскурсий.
Чертежные инструменты (линейки, циркули) – личного пользования.
Канцелярские товары (ручки цветные, карандаши, фломастеры, акварельные краски, маркеры); чертежная бумага, ватманы, бумага для печати; грамоты приобретаются на спонсорские деньги.
Стенды готовятся из списанных парт.
Предполагается спонсорская помощь родительского коллектива, имеющих в проекте статус волонтеров.
[1] Культурологический словарь – М., 1997, с. 108.
[2] А.Калиновский. О развитии в детях чувства народности. // Журнал министерства народного просвещения.
1870, № 4. С. 144.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к проекту "Мы сохраним истории мгновенья"
«Чтобы беречь и уважать землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».Наш «музей» совсем молодой. Организовать краеведческий уголок в классе решили в н...
Методическая разработка игровой программы "Верёвочка" для организации внеурочной деятельности младших школьников
Данный материал поможет при организации внеурочной деятельности младших школьников. В нем разработан сценарий игровой программы ,которая даст возможность расширить знания детей о фразеологизмах ...
Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности
1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному) направл...
Методическая разработка "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...
Методическая разработка по организации внеурочной деятельности в группе продленного дня "В мире сказок"
В данной методической разработке по организации внеурочной деятельности в группе продленного дня "В мире сказок" представлен сценарий занятия с учащимися начальной школы. ...
Методическая разработка по организации внеурочной деятельности в группе продленного дня "Мир сказок"
Методическая разработка в помощь воспитателю ГПД...