Разработка проекта "Мы сохраним истории мгновенья" (для организации внеурочной деятельности )
методическая разработка по теме

Конопкина Светлана Алексеевна
Как часто на занятиях с детьми можно услышать: представьте, что мы перенеслись на сто лет назад, вообразите, что мы перелетели в древний мир… Сложно ребенку нарисовать требуемую картину, если бедному воображению не за что зацепиться. Мы знаем, что для этого нужна определенная конкретика. Вот тут на помощь и придет музей (краеведческий уголок), созданный в классе!

 Воспитание малышей на истории, культуре и традициях родного края – путь поистине интересный и справедливый.                 

   «Образование культурой» является на сегодняшний день одной из актуальных задач современной педагогики.

imageВ последние годы активно разрабатываются новые технологии, создаются методические и практические пособия, проводится их экспериментальная апробация. Одной из таких технологий является «музейная педагогика». Под этим термином подразумевается совокупность методик и приемов, рассчитанных на изучение культурного наследия с помощью предметов и объектов музейного значения или их воспроизведений (копий, репродукций, макетов, изделий детского творчества и др.). 

Перенесение краеведческих занятий из музейных залов города в детское образовательное учреждение – в «музей» класса - это инновационный проект современного времени.

Проект ориентирован на разные виды деятельности учащихся: групповую, индивидуальную, парную; рассчитан на один год с перспективой работы в 3 и 4 – ом классах.

 К участию в проекте привлекается родительский коллектив и специалист – консультант, работник музея.

Данный проект поможет педагогам в организации творческой и познавательной деятельности учащихся и в воспитании гражданина России и патриота.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Мурома Владимирской области

                         Проект

             

  «Мы сохраним истории мгновенья»        

                       

                                  Автор и руководитель проекта: 

                                      Конопкина С.А.

                                      учитель начальных классов

   

                                                   Муром

                                         

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                           

  Краткое содержание идеи проекта…………………………………- 3

      2.   РАЗДЕЛ  I …………………………………………………………   - 4

       Направление проектирования

            Участники проекта

      3.   РАЗДЕЛ  II   ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА …………………………… - 4

            Проблема, на решение которой направлен проект ………….….   - 4

            Цель и задачи проекта ……………………………………………   - 5

            Ожидаемые результаты …………………………………………… - 5

           Деятельность в рамках проекта …………………………………  6 - 7  

     4.   План – график мероприятий ……………………………………  8 - 13

     5.   Показатели результативности деятельности …………………….  - 13

     6.   Устойчивость проекта …………………………………………….  - 14

     7.   Распространение результатов ……………………………………   - 14

     8.   Список использованной литературы …………………………….. - 14

Краткое содержание идеи проекта

 «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами»

  Джон Дьюи.

Музейный урок, согласно его педагогическим целям, является одной из

составляющих краеведческого образования в школе. Бесспорно, что изучение нового курса «Наш край» невозможно без «участия» музея.

Музейная педагогика – одна из технологий, которая способна активизировать познавательный процесс в освоении нового курса и успешно решать проблемы патриотического воспитания.

Воспитание малышей на истории, культуре и традициях родного края – путь поистине интересный и справедливый.    

Перенесение краеведческих занятий из музейных залов города в детское образовательное учреждение – в «музей» класса - это инновационный проект современного времени.

Проект ориентирован на разные виды деятельности учащихся: групповую, индивидуальную, парную; рассчитан на один год с перспективой работы в 3 и 4 – ом классах.

 К участию в проекте привлекается родительский коллектив и специалист – консультант, работник музея. 

Данный проект поможет педагогам в организации творческой и познавательной деятельности учащихся и в воспитании гражданина России и патриота.

Срок реализации проекта: один год

 Предполагаемая дата начала проекта: сентябрь, начало учебного года.

              Предполагаемая дата окончания проекта:  25. 05. 2010 (конец учебного года)

                        Продолжительность проекта: учебный год (с перспективным заданием на летние                каникулы)

РАЗДЕЛ  I

1) Направление проектирования: историко – культурное, патриотическое - изучение родного края.

2)Участники проекта

Ф.И.О.

Основное место

 работы и

занимаемая

должность

Должность

 в проекте

Основные обязанности

по проекту

1

 Конопкина

 Светлана

 Алексеевна

 СШ № 13 г. Муром - учитель начальных классов

Руководитель проекта

 координатор, партнер

2

   Субботина

   Елена

   Александровна

 Муромский историко -    

 художественный музей,                          зам.директора по научно -    

просветительской работе                        

Научный           консультант

 Консультирует учащихся по проблемным вопросам

3

 Учащиеся  

2 «а» класса  

   сш № 13

 участники

 Учебно – практическая деятельность

4

 Родительский коллектив класса

 СШ № 13

 волонтеры

 Консультанты, помощники в организационных вопросах

РАЗДЕЛ  II   ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема, на решение которой направлен проект

В начале нового тысячелетия происходит переоценка общепризнанной системы ценностей. XX век убедил все человечество в том, что достижения в области техники и технологий не способны решить многих проблем современности, а порой даже являются их источниками. «Мир кнопок» предлагает современному человеку вариант облегченной жизни, превращая его в бездуховного потребителя.

В культуре и сфере образования в последние годы отчетливо выявился ряд негативных тенденций: потеря нравственных ориентиров, засилье образцов «массовой» культуры, агрессивное неприятие «другого» - культур, мнений, вероисповеданий. Наряду с поиском альтернативных моделей, созданием новых образовательных структур – лицеев, гимназий, частных и авторских школ – и широким внедрением экспериментальных программ наблюдается снижение уровня культуры учащихся. На сегодняшний день: самый большой дефицит в нашем обществе – не дефицит материальных благ, а дефицит культуры.

«Только гуманизация новейших достижений, обращение к культурному наследию, духовным ценностям человечества способны обеспечить гармонию становления личности человека. Глубинные изменения в российской жизни, связанные с социально – экономическими реформами, сменой идеологических и мировоззренческих парадигм, трансформацией ментальности придают этим задачам особую остроту и актуальность.»1

В «Национальной доктрине развития образования в РФ» (2000 г) особое звучание придано проблеме решения задач исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

1 Медведева Е.Б. , Чумалова Т.В., Юхневич М.Ю., Концепция музейного образования в г. Москве. – М.: НИИРО, 2004. – 32 с.

Учителю выпала честь и доля в сложное время больших перемен не только передать детям все богатство отечественной культуры, но и научить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции России.

Проблема патриотического воспитания имеет актуальное значение, так как во многом развитие России в 21 веке будет зависеть от того, какую роль современные учащиеся будут занимать в создании общества граждан, по своей сути высокого социального, культурного, патриотического и морального статуса.[1] 

Дореволюционные педагоги полагали, что школа, особенно начальная, должна «сообщить ученику правильный взгляд на его отношение к родной стране, родному краю, к родному народу, так чтобы он уже с ранних лет привык чувствовать себя гражданином своего отечества, видеть в себе единицу великого целого, которое называется народом».[2]

Но нельзя приказом заставить Родину любить. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать. А как? 

Методика преподавания должна быть яркой, образной, психологически выверенной; в борьбе за интерес детей необходимо использование новых интересных технологий (в том числе, и проектирования).

Проблема: Как преодолеть разрыв между образованием и культурой:  вернуть утраченные ценности – воспитать «любовь к отеческим гробам»? (воспитание патриотизма)

2)  Цель и задачи проекта

Как часто на занятиях с детьми можно услышать: представьте, что мы перенеслись на сто лет назад, вообразите, что мы перелетели в древний мир… Сложно ребенку нарисовать требуемую картину, если бедному воображению не за что зацепиться. Мы знаем, что для этого нужна определенная конкретика. Вот тут на помощь и придет музей (краеведческий уголок), созданный в классе!

Цель проекта:

- создание детского выставочного уголка («музея») в школьном классе в рамках организации занятий по региональной образовательной программе школы первой ступени «Наш край».

- совершенствование образовательного процесса средствами музейной педагогики;

- создание условий для творческой самореализации учащихся

«Строительство своего музея» дает детям возможность получения знаний в процессе самостоятельного практического труда, проявить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении … и увидеть воплощенный результат собственных усилий в классном музее.

Задачи:

Обучающая:

- знакомство, изучение культурного наследия края;

- обучение экспозиционно – выставочной деятельности; составлению «легенды» экспонатов;

- формирование навыков самостоятельного поиска и сбора, обработки информации; подготовки к представлению результатов поисково – исследовательской деятельности;

- обучение работе в парах, группой, индивидуально (согласно консультации)

Развивающая:

- развитие и повышение интереса учащихся к поисковой, исследовательской деятельности и творчеству;

- содействовать развитию умений выдвигать предположения, строить   гипотезы, обобщать, делать выводы на основе результатов и в процессе самостоятельного информационного поиска;

- развитие познавательного интереса к истории родного края;

- повышение степени интереса к изучаемому предмету через комплектование тематических коллекций к разделам курса «Наш край»

- развитие коммуникативных умений через групповую форму работы; умение работать с современными техническими средствами: компьютером, цифровой камерой.  

Воспитательная:

- содействие формированию нравственных качеств личности ребенка через приобщение к историко – культурным ценностям края средствами музейной педагогики.

 3)      Ожидаемые результаты  

Проект рассчитан на один учебный год с учащимися 2 – го класса. (В  перспективе с учащимися 3, 4 классов)

Основная работа будет направлена на интеграцию классного «музея» в сферу (учебно – воспитательный процесс) краеведческого курса. Итоги экспедиционных изысканий учащихся с родителями позволят построить работу по комплектованию тематических коллекций и подготовке экспозиций к разделам курса «Наш край» -  осуществить рождение «музея» в классе. Поисковая деятельность повысит интерес детей к изучаемому предмету.

В процессе экспозиционно – выставочной работы учащиеся, познакомятся с образцами историко – культурного наследия своей малой родины, получат бесценный опыт созидания, приобретут вкус к командному успеху.

        

Деятельность в рамках проекта  

        

Обоснование идеи об организации детского музея.

Изучение культурного наследия с помощью предметов и объектов музейного значения или их воспроизведений (копий, репродукций, макетов) – эффективное средство, которое помогает не только «образовывать ум», оно помогает развитию души ребенка, обогащая ее духовно – эмоциональным опытом предыдущих поколений. 

Проект рассчитан на то, чтобы максимально использовать уникальные возможности музейной педагогики в борьбе за внимание и интерес детей к новому предмету «Наш край», который они будут осваивать с начала учебного года.

Согласно замыслу, по способу и уровню интеграции в учебный процесс: выставочный уголок создается в жанре музей – мастерская. Экспозиционное пространство выстраивается таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой и практической деятельности учащихся. Экспозиция статична, экспонаты используются в моделировании культурно – исторических образов на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях по краеведению.    

II.  Подготовительный этап проектирования.

На подготовительном этапе принимается решение о создании детского музея в классе, определяется его название; уточняются цели конечного результата, определяется план работы, задачи для родителей учащихся, списки рабочих групп; уточняются источники информации и способы ее сбора; критерии оценки результатов деятельности, формы и способы их представления.  

1. Этап мотивации.

В начале учебного года на первом родительском собрании учителем дается обоснование актуальности патриотического воспитания в системе образования. В процессе обсуждения проблемы принимается решение об организации детского музея в рамках реализации региональной программы курса «Наш край»; ставятся задачи перед родительским коллективом: оказание практической помощи в организационных вопросах по созданию «музейного уголка», консультативной помощи детям, в сборе материала для экспозиций.

Первый урок по предмету – экскурсия в экспозиции музея «Как жили наши далекие предки?» - и последующая беседа («Что такое музей?») провоцируют детей к постановке интригующего вопроса (проблеме): «музей в классе – это реально?».

Осознать идею о своем «музее» помогает «звездочка обдумывания». В группах генерируются предположения, выдвигаются аргументы («да» - пять аргументов; «нет» - пять аргументов). Принимается решение о создании выставочного уголка для демонстрации своих творческих работ, собранных коллекций вещей по разделам нового предмета.

 Следующий шаг – размышление: «Каким будет наш музей?». Демонстрация видеосюжетов о музеях городов страны на классном часе поможет ребятам определить жанр и название будущего «музея». Домашние творческие работы по заданной теме будут служить ответом на поставленный вопрос.  

 Дальнейшая работа выполняется по алгоритму проекта:

- выдвижение предположений (гипотез) о профиле «музея»;

- домашняя работа – размышление (в форме рассказов, рисунков, поделок);

- общее обсуждение содержания работ;

- оценка идеи и выполнения работ;

- принятие названия «музея».

(Последние три шага осуществляются на заключительном этапе урока «История моего города».)

……Критериями оценки домашних проектов – рассуждений будут служить:  

- содержание работы (1 – 5 баллов)

- оформление, дизайнерская идея (3 – 5 баллов)

- оригинальность идеи (3 – 5 баллов)

Первые результаты: принято название будущего «музея» -    ……….;

Отобраны первые материалы в коллекцию для первой выставки (лучшие творческие работы).  

2. Этап планирования

Учащиеся в рабочих группах знакомятся с «картой достижений», в которой заложен список основных дел и заданий по проекту; определяют первостепенные и последующие. Первое задание – подготовка альбома «Страницы семейной летописи».  

III.  Основной этап проектирования.

Этап составляют девять ступеней, главных дел по плану - «карте».

Ступени 1 – 3 : учащиеся собирают информацию о близких, изучают семейные архивы, ведут сбор «реликвий», учатся составлять «легенды» к своим находкам; ведется работа над этикетажем (консультант: Субботина Е.А – зам.директора городского музея); оформляют первую выставку «музейного уголка». В сборе находок, комплектовании фонда, оформлении экспозиции принимают участие родители.

 Ступени 4 – 5 : поисковая экспедиция, экскурсия в село Карачарово – беседуют с жителями села, ведут фотосъемку по теме урока «И. Муромец – богатырь земли русской»; оформляют вторую экспозицию «музея»; с родителями принимают участие в литературной гостиной.

Ступени 6 : поисковые экспедиции с родителями по сбору материалов в селения Муромского района; оформление книжки – раскладушки о традициях праздника Рождества; «открытие» третьей выставки; проведение первой экскурсии в экспозиции «музея» для учащихся первых классов школы.  

Ступени 7 – 9: мини – проекты по созданию рекламных плакатов, проведение рекламной акции об открытии экспозиции «музея»; комплектование фонда «музея» новыми находками по разделу «Предметы крестьянского быта»; оформление выставки к последнему разделу программы «Наш край»; проведение семейного вечера «Скатерть – самобранка; экскурсия в музее.

Заключительный этап проектирования.

Проводится анализ и оценка деятельности в рамках проекта -  обмен мнениями в коллективе учащихся. Проводится праздничная конференция «Здравствуй, музей!». В работе принимают участие все члены проекта, приглашается зам. директора школы по УВР. Открывает конференцию праздничная программа: мини – инсценировки в с использованием экспозиционных предметов фонда «музея». В общем диалоге обсуждаются результаты поисково – исследовательской деятельности участников групп, определяются лучшие творческие работы. Проводится награждение и детей и взрослых.    

6)  План-график мероприятий

сроки

Содержание работы

Форма работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

                                             1. подготовительный




Этап мотивации     и целепола-гания

1 – я

учебная

неделя

1. прогноз родитель

ских  и детских

потребностей, интересов

Анкетирование

учащихся и родителей

2. обоснование

 идеи об организации детского «музея»

 в классе

родительское собрание

2 – я

учебная

неделя

3. подведение к

проблеме






а) занятие в рамках программы «Наш край» - экскурсия в музее «Как жили наши далекие предки»;

Дом. задание:

подготовка творческих работ – поделки, рисунки по теме экскурсии  

б) беседа «Что такое музей?»;

Диалог

4. постановка проблемы:

«музей» в классе – это реально?


«Звездочка обдумывания» -

работа в группах

а) Предположения

выдвижение гипотез

б) рефлексия –

осознание и принятие идеи

3 – я

учебная

неделя






5. Определение темы

- профиль музея

- жанр

- название

а) Классный час: «Какие бывают музеи?» с электронной презентацией

рефлексия

Демонстрация видеосюжетов о музеях городов России и Мурома  

б) Дом. задание - размышление «Каким будет наш музей?»

Мини – сочинения, рассказы, рисунки по заданной теме

в) «История моего города» - урок в рамках программы «Наш край»: на заключительном этапе урока – «пресс конференция»;

голосование

Обсуждение домашних творческих работ; предложения по названию «музея»

Консультирование, рекомендации

4 –я

учебная

неделя

6. Уточнение целей конечного результата

Знакомство с картой «достижений» (этапы «строительства», количество выставок, их тематика …)

консультация

7. выбор рабочих групп и названия; распределение ролей

8. Определение роли родителей

Игра




«приглашение» к участию:

при организации воспитательного пространства в роли консультантов, помощь в организационных вопросах; с базой исследований;





Информируют о полученных заданиях

Наблюдает и консультирует



консультирует

Этап планирования

5 – я

учебная

неделя

1. Анализ карты «достижений» - примерный список дел, заданий

Обсуждение в группах

- ранжирование;

- выбор заданий для своей группы;

- определение задач для каждого участника группы

Предлагает для анализа «карту достижений» - примерный список дел, заданий;

консультирует, советует. Косвенно руководит.  

2. Определение источников информации; способов ее сбора

«Моя родословная» - урок в рамках программы «Наш край»

Дом задание: подготовка альбомов «Страницы семейной летописи»

Составление родословного древа;

подготовка альбомов «Страницы семейной летописи»

3. Выбор критериев оценки результатов

«Звездочка обдумывания» -

работа в группах

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха;

Этап принятия решения

6 – я

учебная неделя

1. Выбор оптимального варианта критериев оценки выполнения творческих и поисковых заданий

голосование

выбирают оптимальный вариант

2. Определение способа представления результатов

«Мозговой штурм»

Уточняют источники информации, консультантов

консультирует, дает рекомендации

                                               2. Основной

Этап выполнения проекта

7 – я

учебная неделя

Первая ступень

к оформлению выставки № 1

1. Получение информации из различных источников для альбомов «Страницы семейной летописи»

Поисковая деятельность по подготовке материалов для альбома



Беседы с родителями, близкими родственниками; изучение семейного архива (письма, фотографии, награды,;

выявление семейных «реликвий» (предметы быта,

искусства,   игрушки, книги…)

Вторая ступень

2. Накопление экспозиционного материала, первое комплектование фонда «музея»


сбор находок, семейных «реликвий»;  группирование их по тематике


Составляют «легенды» будущих экспонатов


Обучает составлению «легенды» предмета

3. Выступления детей с первыми результатами поиска

2 урок «Моя родословная» в рамках программы «Наш край»

Представление семейных альбомов с демонстрацией семейных реликвий

8 – я учебнаянеделя

Третья ступень

 1. Оформление первой выставки

«Мое родословие» к 1 – ому разделу региональной программы краеведческого курса «Наш край»

Групповая работа:

- работа над этикетажем

Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции

Направляет процесс работы учащихся;

консультирует Субботина Е.А. зам.директора краеведческого музея о.Муром

2. Игра «Вещи из бабушкиного сундука» в семейном клубе

Игровое поле – экспозиция выставки

Ведущий игры; Субботина Е.А.  – автор, участник программы

Четвертая ступень

3. Сбор эмпирических данных

Экскурсия в рамках предмета «Наш край» - «На родине  былинного богатыря И.Муромца»

фотографируют, беседуют с жителями села Карачарово;

9,

10 -  я

учебная неделя

Пятая ступень

1. Накопление экспозиционного материала, второе  комплектование фонда «музея»

Групповая, индивидуальная, парная, с родителями;

 сбор фотодокументов по теме выставки (родные и близкие – участники войны)

Готовят творческие работы,   фоторепортажи,

Направляет, консультирует, оказывает необходимую помощь

11 - я учебная неделя

2. Оформление второй выставки «Защитники земли русской»

к   разделу 2 программы краеведческого курса «Наш край»

Групповая работа:

- работа над этикетажем

Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции

Направляет процесс работы учащихся;

12,

13 – я учебная неделя

3. Подготовка рабочей зоны «музея» для проведения  

литературной гостиной

Сбор вещей («реквизита»)  для оформления рабочей зоны в экспозиции  

выставки

моделирование

Поиск, заучивание стихотворений о родном городе, отрывки из былин, произведений о народных героях края

4. Литературная гостиная

Выступления, драматизация

участники

Ведущий вечера и родители

14 – я,

15 - я учебные недели

Шестая ступень

1. поисковые экспедиции – выполнение задания из карты «достижения»: опросы, интервью, наблюдения


Воскресные поездки детей с родителями в селения Муромского района (к бабушкам, дедушкам)

Собирают информацию о традициях народных праздников: беседуют с родными, соседями о празднике Рождество Христово

2. Оформление книжек - раскладушек

Групповая:

- конструкторы книжки;

- редакторы;

- оформители.

Готовят собранный материал (анализируют, отбирают, рецензируют с родителями)

3. Накопление экспозиционного материала

16, 17

учебные недели

4. Предварительное подведение итогов поисковой и творческой деятельности учащихся

Выбор комиссии - в составе: Субботина Е.А., представители от родителей, командиры групп;

Предварительная оценка творческих работ; деятельности групп; отбор материалов для фонда «музея»

5. Оформление третьей выставки – «Наше творчество»

Групповая работа:

- работа над этикетажем

Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции

Партнер

18, 19

учебные недели

1. Экскурсия для первоклассников – «пробуем новые роли»

Представители от групп (экскурсоводы) в свободной форме рассказывают об экспонатах экспозиции

Наблюдает, дополняет

20 –я

учебная неделя

«Рождество в доме Зворыкиных»

Экскурсия в краеведческом музее рамках предмета «Наш край»

Беседа о традициях праздника; получают информацию по вопросам хранения экспозиционных коллекций

февраль

Седьмая ступень

1. Подготовка рекламной акции



Мини – проекты по созданию рекламных плакатов

Оформляют

а) в группах:

- обсуждение вариантов рекламных плакатов,

- дизайна

б) представление плакатов в классе

 в) общее обсуждение

г) отбор самых интересных и качественных

Родители готовят заметку в школьную газету

2. Рекламная акция:

- информирование зам.директора школы по УВР о готовности первых экспозиций; учащихся школы 1 ступени - жителей «Маленькой страны»;

зам.директора краеведческого музея города

Размещение плакатов в рекреациях первого этажа школы;

Письмо – рекламка для краеведческого музея (отправляется почтой); концерт

Восьмая ступень

3. Накопление экспозиционного материала

А)  урок «Изучаем интерьер русской избы» в рамках программы «Наш край»

б) Воскресные поездки детей с родителями в селения Муромского района (к бабушкам, дедушкам)




сбор находок (предметы крестьянского быта);

составляют «легенды» будущих экспонатов

март

1. Комплектование фонда «музея»

 2. Экспедиционный сбор материалов

а) «Русская изба», экскурсия в музей образования

г. Мурома (сш № 14) в рамках программы «Наш край»

б)

Воскресные поездки детей с родителями в селения Муромского района (к бабушкам, дедушкам)

Составление каталога фондов «музея» – первая проба

Направляет процесс работы учащихся;

консультирует и обучает Субботина Е.А. зам.директора краеведческого музея о.Муром

Девятая ступень

3. Оформление  выставки

«Предметы крестьянского быта» к 4 разделу региональной программы краеведческого курса «Наш край»

Групповая работа:

- работа над этикетажем

Разрабатываем текст этикетки к экспонату; определяем место экспонатов на выставке и месторасположение этикеток в экспозиции

Направляет процесс работы учащихся;

апрель

1. «Скатерть – самобранка»

Вечер в семейном клубе в рамках программы «Наш край»

Ведущие – родители класса

2. «Русский костюм в картинах И. С. Куликова»

Экскурсия в музей в рамках программы «Наш край»

наблюдения

                                       3. заключительный

Этап подведения итогов

май

Десятая ступень

1. Анализ и оценка деятельности

Обмен мнениями

Обсуждение в малых группах

Ведет опрос

2. «Здравствуй, музей» - праздничная конференция

 Коллективная защита проекта:

а) представление экспозиции детского музея;




б) мнение детей о результатах, личные впечатления

 моделирование историко – культурных образов (мини сценки с привлечением предметов экспозиции);

 - выступления  

Учитель и родители выступают как полноправные участники проекта

в) оценка результатов деятельности членами жюри (резюме)

 

Г) награждение

        

7)       Показатели

Основным критерием результативности деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у младших школьников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края.

Основными показателями такого критерия будут служить:

Наличие устойчивого интереса к процессу усвоения культурно – исторического наследия

Активная познавательная позиция младшего школьника

Широкая информированность по предмету (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка)

Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т. д.)

Каков итоговый уровень главного критерия (сформированности эмоционально –

ценностного отношения детей) покажет количество показателей:

- высокий уровень (оптимальный) – демонстрирует наличие всех 4 – х показателей.

- средний уровень (допустимый) – требует наличия не менее 2 – 3 показателей.

- низкий уровень (критический) – наличие менее 2 – х показателей.

Показатели  критерия сформированности

Используемые методы

1. Наличие устойчивого интереса к процессу усвоения культурно – исторического наследия (участие в мероприятиях по плану проекта, в поисковых экспедициях по сбору «реликвий»)

а) анкетирование;

б) наблюдение в процессе работы;

в) ранжирование предметов в порядке личной значимости

2. Активная познавательная позиция (стремление к поиску; самостоятельному добыванию информации)

а) наблюдение

б) анализ ответов

3. Широкая информированность по предмету

а) анализ устных и письменных сообщений; ответов;

4. Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением края (выполнение творческих работ)

а) наблюдение;

б) анализ творческой деятельность

 8)        Устойчивость проекта

В перспективе: детский «музей» становится важной составляющей школьной жизни малышей и импульсом для личностно – ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества.

В третьем классе продолжением проекта будет работа:

- по организации краеведческих экспедиций по сбору копийного материала к разделам программы для 3 кл. (4 кл.);

- составление каталога фондов «музея»; паспортизация;  

- интеграция классного «музея» в сферу школьных предметов: изо и окружающий мир

- организация рабочих зон выставки для проведения внеклассных мероприятий, семейных вечеров.

9)        Распространение результатов

В перспективе - комплектование и предоставление в распоряжение учителей – предметников школы копийного материала из фондов детского «музея» (наглядных материалов: предметы музейного значения, творческие работы учащихся, муляжи,  и пр.), организованного по типу «музей в чемодане».

10) Список использованной литературы:

1. XXIV Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сборник материалов.  -  М.: МИРОС, 2001. – 100 с.

2. Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно – практической конференции. – М.: НИИРО, 2004. – 239 с.

3. Персин А.И. Краеведческая работа в школьных музеях. – «Лаборатория краеведа»: Сектор школьных музеев Федерального центра детско – юношеского туризма и краеведения.

4. Медведева Е.Б. Концепция музейного образования в г. Москве (проект) /                       Е.Б. Медведева, Т.В. Чумалова, М.Ю. Юхневич. – М.: НИИРО, 2004. – 32 с.

5. ХХVII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сборник материалов. /Под ред. Е.Г. Вансловой, канд. филолог. н. -  М.: НИИРО, 2005. – 90 с.

РАЗДЕЛ III:   БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

 Постатейный бюджет проекта 

Статья расходов

Запрашиваемая сумма

(в рублях)

Вклад

из других источников

(в рублях)

Всего

(в рублях)

Канцелярские товары:

- ручки (цветные) – 5 шт.x 3 руб.

- карандаши (цветные) – 4 пачки x 26 руб.

- фломастеры – 5 пачек x 30 руб.

- акварельные краски – 3 набора x 30 руб.

- маркеры – 5 шт.x 7 руб.

 

15 руб.

104 руб.

150 руб.

90 руб.

35 руб.

 

 

15 руб.

104 руб.

150 руб.

90 руб.

35 руб.

транспортные расходы:

аренда автобуса

1500 руб. 

 

1500 руб. 

Стенды для экспозиций

 - 

 

Оплата услуг сторонних организаций: экскурсии в музей (3 экс.)

35 руб.x 20 ч.x 3 = 2100 руб.  

 

2100 руб. 

Расходы на связь: телефон, почтовый конверт

20 руб. 

 

20 руб. 

Расходные материалы:

- бумага для печати – 50 руб.

- ватманы - 5 шт.x 9.50 руб.

- чертежная бумага – 1 пачка x 13.50 руб.

 

50 руб.

 47.50 руб.

13.50 руб.

 


50 руб.

 47.50 руб.

13.50 руб.

Иные расходы: грамоты –  6 руб.

6 руб. 

 

6 руб. 

ИТОГО:

4131 руб.

 

 4131 руб.

Все предполагаемые материальные расходы – текущего характера: необходимы для дизайнерской работы, оформления детских творческих работ; оплата экскурсий.  

Чертежные инструменты (линейки, циркули) – личного пользования.

Канцелярские товары (ручки цветные, карандаши, фломастеры, акварельные краски, маркеры); чертежная бумага, ватманы, бумага для печати; грамоты приобретаются на спонсорские деньги.

Стенды готовятся из списанных парт.

Предполагается спонсорская помощь родительского коллектива, имеющих в проекте статус волонтеров.


[1] Культурологический словарь – М., 1997, с. 108.

[2] А.Калиновский. О развитии в детях чувства народности. // Журнал министерства народного просвещения.

1870, № 4. С. 144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к проекту "Мы сохраним истории мгновенья"

«Чтобы беречь и уважать землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».Наш «музей» совсем молодой. Организовать краеведческий уголок в классе решили в н...

Методическая разработка игровой программы "Верёвочка" для организации внеурочной деятельности младших школьников

Данный материал поможет при организации внеурочной деятельности младших школьников. В нем разработан сценарий игровой программы ,которая даст возможность  расширить знания детей о фразеологизмах ...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...

Методическая разработка "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...

Методическая разработка по организации внеурочной деятельности в группе продленного дня "В мире сказок"

В данной методической разработке по организации внеурочной деятельности в группе продленного дня "В мире сказок" представлен сценарий занятия с учащимися начальной школы. ...