Пояснительная записка к проекту "Мы сохраним истории мгновенья"
методическая разработка по теме
«Чтобы беречь и уважать землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».
Наш «музей» совсем молодой. Организовать краеведческий уголок в классе решили в начале учебного года (2008) на первом собрании вместе с родителями. Экспонаты подбирали не случайным образом. Все предметы – это результат поисковых экспедиций и творческой работы учеников и родителей нашего класса.
«Строительство своего музея» давало детям возможность получения знаний в процессе самостоятельного практического труда, проявить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении … и увидеть воплощенный результат собственных усилий в классном музее.
«Музей» родился! И у него есть будущее!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 831 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Воспитание патриотизма немыслимо без изучения детьми истории своей страны, причем не книжного, а живого и эмоционального.
Нравственными идеалами для ребенка должны стать люди – реальные, близкие, те, которые жили там, где живем мы, где жива о них добрая память. Воспитание малышей на истории, культуре и традициях родного края – путь поистине интересный и справедливый.
«Образование культурой» является на сегодняшний день одной из актуальных задач современной педагогики.
В последние годы активно разрабатываются новые технологии, создаются методические и практические пособия, проводится их экспериментальная апробация. Одной из таких технологий является «музейная педагогика». Под этим термином подразумевается совокупность методик и приемов, рассчитанных на изучение культурного наследия с помощью предметов и объектов музейного значения или их воспроизведений (копий, репродукций, макетов, изделий детского творчества и др.).
Как часто на занятиях с детьми можно услышать: представьте, что мы перенеслись на сто лет назад, вообразите, что мы перелетели в древний мир… Сложно ребенку нарисовать требуемую картину, если бедному воображению не за что зацепиться. Мы знаем, что для этого нужна определенная конкретика. Вот тут на помощь и придет музей (краеведческий уголок), созданный в классе!
Любой музейный урок является одной из составляющих краеведческого образования в школе. Он дает возможность детям «потрогать время», познакомиться учащимся с историко – краеведческими объектами в их естественных условиях, дает возможность прямого контакта с культурой разных эпох. Игровые и обучающие ситуации, организованные в процессе экскурсии, превращают осмотр экспонатов в освоение смоделированного исторического пространства. Дать детям возможность взаимодействовать» с предметами старины, погрузиться в реалии прошлого – именно так можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведет к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации.
Достаточно органична для краеведческих уроков технология «музей в чемодане». Это урок (или фрагмент) с использованием вещей, которые «исполняют роль исторического предмета». Давая детям возможность взаимодействовать с предметами старины – трогать их, рассматривать – вы ненавязчиво вовлекаете их в учебное исследование, условно моделируя культурно – историческую ситуацию, целенаправленно ведете к поиску ответов на проблемные вопросы.
Изучение культурного наследия с помощью предметов и объектов музейного значения или их воспроизведений (копий, репродукций, макетов) – эффективное средство, которое помогает не только «образовывать ум», оно помогает развитию души ребенка, обогащая ее духовно – эмоциональным опытом предыдущих поколений.
Подключение музейной педагогики к борьбе за внимание детей, их интерес к образовательному процессу – очень важная проблема и очень непростая в своем решении.
Перенесение краеведческих занятий из музейных залов города в детское образовательное учреждение – это инновационный проект современного времени.
Настоящий проект способен обеспечить реализацию идеи использования музейной педагогики в рамках школьного образовательного учреждения с целью решения проблемы патриотического воспитания младших школьников.
В процессе осуществления проекта создаются максимальные условия для формирования гуманных, социально ценностных образцов гражданской позиции и поведения: уважение к своему прошлому, культурным ценностям, народным традициям, истории родного края. Учащиеся приобретают ценный практический опыт; осознание своей значимости в жизни коллектива и общества.
«Живая» практическая работа: сбор «реликвий» и участие в «рождении музейного» уголка содействует личностному саморазвитию ребенка,
обеспечивает возможность безконфликтной педагогики. Наблюдения за детьми и их отношениями в процессе работы помогут выстроить стратегию психологической и воспитательной работы с детским коллективом в целом и с отдельными учащимися, корректируя их деятельность, эмоциональную сферу, направляя работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)
Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
Календарно - тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к ООП
Пояснительная записка к ООП...
Разработка проекта "Мы сохраним истории мгновенья" (для организации внеурочной деятельности )
Как часто на занятиях с детьми можно услышать: представьте, что мы перенеслись на сто лет назад, вообразите, что мы перелетели в древний мир… Сложно ребенку нарисовать требуемую картину, если бедному ...
Календарно- тематическое планирование к пояснительной записке по изучению истории в 5 классе ("История Древнего мира"), авт. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
Календарно - тематическое планирование составлено на основании УМК Истории Древнего мира / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Содержит планируемые результаты и задания, соотв...