Планирование кружка "Юный друг природы" для 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Развёрнутое планирование кружка для 2 класса "Юный друг природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование кружка "Юный друг природы" для 2 класса | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Раскатово
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» на МО классных руководителей Руководитель МО ________ «___» _______ 2012г. | «Согласовано» Зам директора по ВР ________Ибраева Г З «___» _______ 2012г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ __________Зиновьева Н В «____» _______2012 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Юный друг природы »
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель: учитель начальных классов Шмелева Ольга Ивановна
2012-2013 уч год
Пояснительная записка
«Юный друг природы» 2 класс - 34 часа ( 1 час в неделю )
Актуальность Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
При построении программы кружковой работы я сочла целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
познавательном;
познавательно-развлекательном;
практическом;
исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению знаний о природе младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, устные журналы, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Основная цель экологического воспитания младших школьников - научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, пониманию сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.
Задачи:
* показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую значимость;
* пробудить в детях стремление беречь природу как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества;
* развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности.
* воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы.
Направления деятельности по охране окружающей среды
нравственное эмоциональное интеллектуальное
(воспитание ответственности, (развитие отношения к природе (развитие способности
воли, целеустремлённости) как к универсальной ценности) к анализу экологических
ситуаций)
При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.
В данной Программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического.
Принципы Программы:
* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
* Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по защите природы, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ним.
* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
* Принцип творчества – развитие творчества через наблюдения за природой, художественное слово и практическую деятельность.
* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки
Ожидаемые результаты
При реализации Программы у обучающихся формируются следующие компетентности:
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков общения и организации труда);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях
Программа формирования универсальных учебных действий
* Личностный блок
- развитие нравственных качеств, творческих способностей;
- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- создание творческих альбомов, авторских книг.
* Познавательный блок
- получение знаний экологического содержания;
- работа с историческими источниками;
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- проведение простейших наблюдений и опытов;
- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;
- выявление закономерностей .
* Регулятивный блок
- подготовка и презентация выставок, сообщений;
- подготовка и проведение викторин, конкурсов;
- планирование и выполнение мини-проектов;
- планирование и проведение мини-исследований;
* Коммуникативный блок
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- обучение владению диалогической и монологической речью;
- работа в группах;
- ролевые игры и драматизации;
- обсуждение проблем в группах;
- интервью с родителями, интересными людьми;
- обсуждение различных экологических проблем;
.
Литература
Журнал «Начальная школа» №6 1998 год
Смирнова О. М «Дифференцированный подход в обучении природоведению» Москва «Новая школа» 1997 год
«Классные часы в первом классе» С Р Рябова ООО «ВАКО», 2008 год
« Справочник классного руководителя 1- 4 класс » Н И Дереклеева Москва «ВАКО», 2009 год
Гамазкова И Л «Азбука в загадках» Москва Век 2, 2007 год
Плешаков А А «Зелёные страницы» Москва Просвещение 2005 год
Черкасова М В «Они должны жить» Москва Агропромиздат 2005 год
Энциклопедия «Я познаю мир» Москва ООО «Издательство» 2008 год
Журнал «Начальная школа» №6 1998 год
Смирнова О. М «Дифференцированный подход в обучении природоведению» Москва «Новая школа» 1997 год
«Классные часы в первом классе» С Р Рябова ООО «ВАКО», 2008 год
« Справочник классного руководителя 1- 4 класс » Н И Дереклеева Москва «ВАКО», 2009 год
Журнал «Начальная школа» №6 1998 год
Смирнова О. М «дифференцированный подход в обучении природоведению» Москва «Новая школа» 1997 год
«Классные часы в первом классе» С Р Рябова ООО «ВАКО», 2008 год
« Справочник классного руководителя 1- 4 класс » Н И Дереклеева Москва «ВАКО», 2009 год
Учебно-тематический план 2 класс
№ п/п | Тема | Общее количество учебных часов | В том числе |
Теоретических | Практических |
1 | «Я – человек» | 1 | 1 |
2 | «Писатели – о красоте природы». | 1 | 1 |
3-5 | «Осень – художница» | 3 | 1 | 2 |
6-7 | «Природа и искусство» | 2 | 1 | 1 |
8 | «Мы – друзья природы» | 1 | 1 |
9 | «Красота слова» | 1 | 1 |
10 | «Иллюстрирование текстов» | 1 | 1 |
11 | «Красота зимней природы» | 1 | 1 |
12 | «Волшебница-зима» | 1 | 1 |
13 | «Наш друг – лес» | 1 | 1 |
14 | Акция «Сбережём зелёный лес» | 1 | 1 |
15-17 | «Жизнь дана на добрые дела» | 3 | 1 | 2 |
18 | «Защитим природу» | 1 | 1 |
19 | «Моя мечта» | 1 | 1 |
20 | «Труд – основа жизни» | 1 | 1 |
21 | «Учимся дружить» | 1 | 1 |
22-23 | «Цветочный хоровод» | 2 | 2 |
24 | «Самое дорогое» | 1 | 1 |
25-27 | «Зеленая аптека» | 3 | 1 | 2 |
28 | «День Земли» | 1 | 1 |
29-30 | «Весна-красна» | 2 | 1 | 1 |
31-32 | «Красота родной природы» | 2 | 2 |
33-34 | Резерв времени | 2 | 2 |
Итого | 34ч | 11 ч | 23ч |
Содержание программы- 2 класс
№ ТЕМЫ | Тема занятия | Содержание |
1 | «Я – человек» | Беседа о нравственных качествах. Значение слов ЭКОЛОГИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Беседа об ответственности. Разучивание песни «Большой хоровод». Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. |
2 | «Писатели – о красоте природы». | Чтение рассказов, заметок, зарисовок в газете-журнале о красоте природы. Знакомство детей с газетными жанрами. Творческая работа – раскрашивание рисунков. |
3 | «Осень – художница» | Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово» (подбор эпитетов и сравнений). |
4 | «Осень - художница» | Чтение зарисовок осенней природы в газете-журнале. Выделение цветом в тексте слов-описаний. Просмотр видеосюжета о красоте природы в разное время года. Подбор эпитетов и сравнений. |
5 | «Осенняя зарисовка» | Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы. Учимся передавать настроение. Написание осенней зарисовки по схеме. Выпуск стенгазеты. |
6 | «Природа и искусство» | Выставка репродукций картин по теме «Родная природа». Чтение стихотворений известных писателей о красоте природы. Растительный орнамент в творчестве народных мастеров. Рисование – цветочная роспись. |
7 | «Природа - наш дом» | Работа над смыслом высказывания «Природа – наш дом». Макетирование странички. Рисование по представлению. Запись мудрости о природе. |
8 | «Мы – друзья природы» | Театрализация «В деревне». Беседа о взаимосвязи мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций по теме «Мы – друзья природы». |
9 | «Красота слова» | Мудрые мысли о красоте природы. Чтение заметок, зарисовок, стихотворений о красоте природы под классическую музыку и видеоряд. |
10 | «Иллюстрирование текстов» | Иллюстрирование стихотворений из газеты-журнала о красоте природы. |
11 | «Красота зимней природы» | Экскурсия-наблюдение за зимней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». Зимние игры. |
12 | «Волшебница-зима» | Чтение заметки «Волшебница-зима». Отгадывание кроссворда. Подбор эпитетов и сравнений. Чтение в газете-журнале зимних зарисовок. Написание зимней зарисовки по схеме. |
13 | «Наш друг – лес» | Просмотр видеосюжета о красоте леса. Беседа о защите зелёных насаждений. Изготовление новогодних ёлок из подручных материалов. Написание новогоднего поздравления-призыва о защите хвойных растений. |
14 | Акция «Сбережём зелёный лес» | Выставка самодельных новогодних ёлок. Вручение новогодних поздравлений-призыва. |
15 | «Жизнь дана на добрые дела» | Беседа о животном и растительном мире родного края. Просмотр видеосюжета о растениях и животных. Составление пословицы «Жизнь дана на добрые дела». Беседа о смысле пословицы. Беседа о помощи зверям и птицам в зимнее время. |
16 | «Жизнь дана на добрые дела» | Изготовление кормушки для птиц. |
17 | «Жизнь дана на добрые дела» | Просмотр видеоряда о красоте природы. Чтение заметок в газете-журнале о защите природы. Газетный жанр – заметка. Написание заметки «Защитим природу». |
18 | «Защитим природу» | Выпуск стенгазеты. |
19 | «Моя мечта» | Чтение заметки «Мечтать на пользу людям». Работа по содержанию. Запись мечты и желаний. |
20 | «Труд – основа жизни» | Чтение заметки «Трудиться, трудиться и трудиться». Беседа по содержанию. Беседа о труде людей по благоустройству города. Газетный жанр – отзыв. Написание отзыва по схеме. |
21 | «Учимся дружить» | Беседа о дружбе. Примеры дружбы человека и животных. Животные – спасатели. Чтение заметок в газете-журнале. Написание отзыва на услышанное. |
22 | «Цветочный хоровод» | Просмотр видеоряда «Красота цветов». Видео распускающегося цветка. Кроссворд о цветах. Исполнение танца «Хоровод цветов». |
23 | «Цветочный хоровод» | Беседа о подарках. Прослушивание песни «Не рвите цветы, не рвите» Изготовление праздничной открытки к 8 Марта – рисование цветов. |
24 | «Самое дорогое» | Чтение рассказа «Самое дорогое». Беседа о любви к родной Земле. Чтение стихотворений о родном крае в газете-журнале. Просмотр видеоряда. Рисование родной природы. |
25 | «Зеленая аптека» | Экскурсия в аптеку. Рассказ аптекаря о лекарственных растениях. |
26 | «Зеленая аптека» | Написание информационной заметки о посещении аптеки. |
27 | «Растения под нашей защитой» | Путешествие по страницам «Красной книги». Просмотр документального фильма о растениях, находящихся под охраной. Написание отзыва на увиденное. |
28 | «День Земли» | Беседа об охране природы. Чтение отзывов. Беседа «Человек – творец красоты». Оформление стенгазеты «Украсим Землю добротой». |
29 | «Весна-красна» | Экскурсия-наблюдение за весенней природой. Беседа о животном и растительном мире родного края. Беседа о весенних изменениях в жизни растений и животных. |
30 | «Весна-красна» | Рисование весенней природы. |
31-32 | «Красота родной природы» | Чтение стихотворений о красоте природы под классическую музыку и видеоряд. Выставка рисунков и фотографий. Исполнение песен о красоте природы. Презентация творческих альбомов |
32 | Резерв времени |
Методическое обеспечение программы 2 класс
№ п/п | Тема | Методическое обеспечение |
Формы проведения занятий | Методы и приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | «Я – человек» | Фронтальная беседа | Объяснительно-иллюстративный, | Разучивание песни «Большой хоровод» |
2 | «Писатели – о красоте природы». | Коллективная работа | Объяснительно-иллюстративный, | Творческая работа – раскрашивание рисунков. |
3-5 | «Осень – художница» | Викторина | Наблюдение | Выпуск стенгазеты |
6-7 | «Природа и искусство» | Коллективная работа | Демонстрационный, | Рисование – цветочная роспись. |
8 | «Мы – друзья природы» | Коллективная работа | Объяснительно-иллюстративный, | Театрализация «В деревне». |
9 | «Красота слова» | Групповая работа | Объяснительно-иллюстративный, |
10 | «Иллюстрирование текстов» | Коллективная работа | Частично-поисковый | Иллюстрирование стихотворений из газеты-журнала |
11 | «Красота зимней природы» | Коллективная работа | Наблюдение | Экскурсия-наблюдение |
12 | «Волшебница-зима» | Коллективная работа | Объяснительно-иллюстративный, | Написание зимней зарисовки по схеме. |
13 | «Наш друг – лес» | Групповая работа | Частично-поисковый, Демонстрационный, | Изготовление новогодних ёлок из подручных материалов |
14 | Акция «Сбережём зелёный лес» | Урок-практикум | Практикум | Выставка самодельных новогодних ёлок. |
15-17 | «Жизнь дана на добрые дела» | Групповая работа | Практикум | Изготовление кормушки для птиц. |
18 | «Защитим природу» | Коллективная работа | Практикум | Выпуск стенгазеты |
19 | «Моя мечта» | Групповая работа | Частично-поисковый Объяснительно-иллюстративный, | Заполнение книги желаний |
20 | «Труд – основа жизни» | Коллективная работа | Частично-поисковый Демонстрационный, | Написание отзыва по схеме |
21 | «Учимся дружить» | Коллективная работа | Наблюдение | Выставка творческих работ. |
22-23 | «Цветочный хоровод» | Коллективная работа | Демонстрационный, | Изготовление поздравительной открытки. |
24 | «Самое дорогое» | Коллективная работа | Объяснительно-иллюстративный, |
25-27 | «Зеленая аптека» | Групповая работа | Частично-поисковый | Викторина |
28 | «День Земли» | Коллективная работа | Частично-поисковый , Демонстрационный, | Игра «Что?Где?Когда?» |
29-30 | «Весна-красна» | Коллективная работа | Практикум | Выставка рисунков. |
31-32 | «Красота родной природы» | Коллективная работа | Частично-поисковый, Демонстрационный, | Презентация творческих альбомов. |
33-34 | Резерв времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Лес - наш друг" 1 класс.
Данное мероприятие позволяет:раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;формировать у детей нормы ...
Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков
1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие? Ц...
Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс
Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...
Конспект занятия по этическому воспитанию "Вглядись в себя, сравни с другими" (3 класс)
Конспект занятия по книге А. И. Шемшуриной "Этическая грамматика"...
"Научим друг друга", 2 класс, УМК "Гармония"
Презентация знакомит с особенностями написания кулинарного рецепта. Работа выполнена к уроку русского языка во 2 классе по теме "Научим друг друга"....
Тематическое планирование внеурочной деятельности Язык-мой друг 4 класс
Программа курса «Язык мой друг мой» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУ...
Бинарный урок музыки-психологии "Музыка учит людей понимать друг друга" (2 класс)
Конспект бинарного открытого урока музыки и психологии во 2 классе на основе произведений Кабалевского Д.Б. Урок получил положительную оценку Администрации школы, работа заняла I место в VII Всероссий...