Планирование кружка "Я исследователь" для 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Ольга Ивановна Шмелева

Планирование кружка "Я- исследователь" для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Раскатово

Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»

на МО классных руководителей

Руководитель МО

________

«___» _______ 2012г.

«Согласовано»

Зам директора по ВР

________Ибраева Г З

«___» _______ 2012г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

__________Зиновьева Н В

«____» _______2012 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Я- исследователь»

Возраст детей: 7-8 лет

Срок реализации : 1 год

Составитель: учитель начальных классов Шмелева Ольга Ивановна

2012-2013 уч год

Пояснительная записка

На курс «Я исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление-«Проектно исследовательская деятельность».  Данная программа  является комплесной , составлена на три года.(для 2,3,4 кл)

За основу составления данной программы  взяты следующие источники:

1.        «Программа исследовательского обучения младших школьников»   А.И.Савенков.  Самара «Учебная литература»2007г

2.        А.И.Савенков. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара «Учебная литература»2007г.

3.        Рабочая тетрадь «Я - исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2009г

.Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаниевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы  и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов

.Направленность программы «Я-  исследователь» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – три учебных года  

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся первых  классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению

             Цель программы:  трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем  совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

 развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

 формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска

воспитание юного исследователя.

 Программа направлена на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; профилактику ассоциативного поведения; интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка; укрепление психического здоровья.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.

Формы занятий:

 по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная , групповая, индивидуальная;

 по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;

  Отличительные особенности кружка  «Я- исследователь»  в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:

имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы.

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип  гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения

               Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

   Формы организации обучения  по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы, презентации.

Практическая значимость Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

 Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:

       1.   Умение задавать вопросы

       2.   Умение видеть проблему

       3.   Умение выдвигать гипотезы

       4.   Умение давать определения понятиям

       5.   Умение обобщать и классифицировать

       6.   Умение и навыки наблюдения

       7.   Умения и навыки осуществлять наблюдения

       8.   Умение анализировать и делать выводы

       9.   Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)

      10.  Умение работать с текстом

      11.  Умение доказывать, защищать свои идеи

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юный исследователь»  обучающиеся

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

получат возможность осознать своё место в мире;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.


 Личностные универсальные учебные действия

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

.

^ Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

^ Познавательные универсальные учебные действия

Школьник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

^ Коммуникативные универсальные учебные действия

Школьник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

Тематическое планирование  для 2 класса

п/п

Тема

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретич

Практ.

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

1

2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2

2

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

1

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1

1

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

1

7

Игра «Историческое моделирование»

1

1

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

1

9

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

1

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

1

1

11

Развитие умения видеть проблемы.

1

1

12

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1

1

13

Развитие умений задавать вопросы.

1

1

14-15

Развитие умений давать определение понятиям.

2

1

1

16

Развитие умений классифицировать.

1

1

17

Задачи на классификацию с явными ошибками.

1

1

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

1

19

Развитие умений наблюдать

1

1

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1

1

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

1

22

Эксперименты с домашними животными.

1

1

23

Как оценивать идеи.

1

1

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1

1

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1

1

26

Развитие умения создавать метафоры.

1

1

27

Развитие умений создавать тексты.

1

1

28

Методика работы с текстом.

1

1

29

Учимся выделять главную идею.

1

1

30-31

Развитие дивергентного и конвергентного мышления.

Задание « Рассказ на заданную тему».

2

2

32-34

Защита проектов.

3

3

Итого

34

12

22

. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  2 класс

Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

Науки которые нас окружают

Тренинг исследовательских способностей

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

 Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки».

 Коллективное занятие «Жилой дом»

Игра «Историческое моделирование»

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

Времена года. Наблюдение как способ выявления проблем.

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

Развитие умения видеть проблемы.

 Развитие умения выдвигать гипотезы.

 Развитие умений задавать вопросы.

Развитие умений давать определение понятиям.

Развитие умений классифицировать.

Самостоятельная исследовательская практика

Задачи на классификацию с явными ошибками.

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

Развитие умений наблюдать

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

 Эксперименты с реальными объектами.

Животный мир  и растительный.

 «Определяем плавучесть предметов»

Эксперименты с домашними животными.

 Как оценивать идеи.

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения

. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

Развитие умения создавать метафоры.

Развитие умений создавать тексты.

Методика работы с текстом. Учимся выделять главную идею.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему».

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Экология России Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Методическое обеспечение программы.

п/п

Тема

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий

Методы и приемы обучения

 Формы подведения итогов

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Беседа

Объяснительно-иллюстративный,

Фронтальный опрос

2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

практикум.

Парная работа

Демонстрационный.

Урок- опыт

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

Коллективная работа,

практикум.

Проблемный метод обучения

Урок- дискуссия

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

Коллективная работа практикум.

Частично поисковый

Практическая работа

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

Коллективная работа,

практикум.

Частично поисковый

Практическая работа

7

Игра «Историческое моделирование»

Парная работа практикум.

Демонстрационный

Урок-демонстрация

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

Коллективная работа,

практикум.

Демонстрационный, Частично поисковый

Практическая работа

9

Наблюдение как способ выявления проблем.

Коллективная  работа

практикум.

Проблемный метод обучения

Практическая работа

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

Коллективная работа

практикум.

Частично поисковый

Практическая работа

11

Развитие умения видеть проблемы.

Групповая работа

практикум.

Частично поисковый

Урок-демонстрация

12

Развитие умения выдвигать гипотезы.

Беседа

Частично поисковый

Фронтальный опрос

13

Развитие умений задавать вопросы.

Коллективная работа  

Проблемный метод обучения

Практическая работа

14-15

Развитие умений давать определение понятиям.

Коллективная работа,

практикум.

Частично поисковый

Урок- дискуссия

16

Развитие умений классифицировать.

Индивидуальная работа

практикум.

Частично поисковый

Практическая работа

17

Задачи на классификацию с явными ошибками.

Индивидуальная работа,

практикум.

Демонстрационный

Практическая работа

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

Парная работа практикум.

Демонстрационный, Частично поисковый

Урок-демонстрация

19

Развитие умений наблюдать

Коллективная работа,

практикум.

Частично поисковый, Демонстрационный

Практическая работа

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

Групповая работа

практикум.

Демонстрационный

Практическая работа

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

Практикум, парная работа

Частично поисковый

Практическая работа

22

Эксперименты с домашними животными.

Практикум .

Индивидуальная работа

Демонстрационный

Практическая работа

23

Как оценивать идеи.

Коллективная работа,

практикум.

Проблемный метод обучения

Урок-демонстрация

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

Коллективная работа

практикум.

Частично поисковый

Урок-демонстрация

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

Коллективная работа,

практикум.

Частично поисковый

Урок-демонстрация

26

Развитие умения создавать метафоры.

Парная работа практикум.

Демонстрационный

Фронтальный опрос

27

Развитие умений создавать тексты.

Коллективная работа,

практикум.

Демонстрационный, Частично поисковый

Практическая работа

28

Методика работы с текстом.

Групповая работа

практикум.

Частично поисковый, Демонстрационный

Практическая работа

29

Учимся выделять главную идею.

Групповая работа ,  практикум

Демонстрационный Объяснительно-иллюстративный,

Практическая работа

30-31

Развитие дивергентного и конвергентного мышления.

Задание « Рассказ на заданную тему».

Практикум .

Парная работа

Демонстрационный,

Объяснительно-иллюстративный,

Практическая работа

32-34

Защита проектов.

Групповая и парная работа

Демонстрационный

Практическая работа

        

Литература

1

Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

2

Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998

3

Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

4

Костромина С.Н.  Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - АСТ, Хранитель, Прайм-Еврознак, Харвест, 2008

5

Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001

6

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г..

7

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.

8

Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара, «Учебная литература», 2005 г.

9

Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2004.

10

Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002 г.

Интернет – ресурсы для реализации программы

Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml 

Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml

«Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml

Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Тематическое планирование  для 2 класса

п/п

Тема

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретичю

Практ.

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

1

2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2

2

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

1

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1

1

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

1

7

Игра «Историческое моделирование»

1

1

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

1

9

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

1

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

1

1

11

Развитие умения видеть проблемы.

1

1

12

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1

1

13

Развитие умений задавать вопросы.

1

1

14-15

Развитие умений давать определение понятиям.

2

1

1

16

Развитие умений классифицировать.

1

1

17

Задачи на классификацию с явными ошибками.

1

1

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

1

19

Развитие умений наблюдать

1

1

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1

1

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

1

22

Эксперименты с домашними животными.

1

1

23

Как оценивать идеи.

1

1

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1

1

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1

1

26

Развитие умения создавать метафоры.

1

1

27

Развитие умений создавать тексты.

1

1

28

Методика работы с текстом.

1

1

29

Учимся выделять главную идею.

1

1

30-31

Развитие дивергентного и конвергентного мышления.

Задание « Рассказ на заданную тему».

2

2

32-34

Защита проектов.

3

3

Итого

34

12

22

Тематическое планирование  для 3 класса

п/п

Тема

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретич

Практ.

1.

Науки, которые нас окружают. Что я  думаю  своих о способностях.

2

1

1

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

2

1

1

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

2

1

1

4.

Основные источники получения информации.

3

1

2

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

1

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

1

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

1

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

2

1

1

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

2

1

1

10.

Тематические учебные исследования.

18

4

14

Итого

34

11

22

Тематическое планирование  для  4 класса

п/п

Тема

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретич

Практ.

1.

Символы Саратовской  области: герб, флаг, гимн.

1

1

2-7

Геология родного края.

6

2

4

8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Саратовской .

1

1

9-10

Горы и равнины Саратовской  области.

2

1

1

11-14

Полезные ископаемые.

4

2

2

15-16

Времена года и народные приметы.

2

1

1

17-18

Реки и озера Саратовской  области.

2

1

1

19-20

Почвы и природные зоны Саратовской области.

2

1

1

21-26

Растительный мир родного края.

6

1

5

27-32

Животный мир родного края.

6

2

4

33

Экология  России

1

1

34

Повторение изученного

1

Итого

34

14

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка "Юный друг природы" для 2 класса

Развёрнутое планирование кружка для 2 класса "Юный друг природы"...

Планирование кружка "Юный патриот" для 2 класса

Развёрнутое планирование кружка "Юный патриот" для 2 класса...

тематическое планирование кружка "Город мастеров" 3 класс

разработала тематическое лонирование кружка с учетом требований фГОС, расписала метапредметные и личностные результаты...

Тематическое планирование кружка по русскому языку для 1-4 классов "Грамотей"

Программа кружка «Грамотей»по русскому языкудля учащихся 1-4 классовПредлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам, учебным пособиям по русскому языку и развитию речи.   ...

Тематическое планирование кружка "Умелые ручки" 3 класс внеурочная деятельность.

Данное планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, т.е. на 68 часов и содержит разделы "Работа с бумагой", "Работа с текстильными материалами" и т. д. Представлены темы занятй и поделки, котор...

Календарно-тематическое планирование кружка "Путешествие в мир знаков и символов" 4 класс

Календарно-тематическое планирование кружка "Путешествие в мир знаков и символов" 4 класс составлено в соостветствии с требованиями ФГОС НОО для занятий внеурочной деятельностью...

Календарно-тематическое планирование кружка "Твоя Вселенная" 4 класс

Календарно-тематическое планирование кружка "Твоя Вселенная" 4 класс составлено в соответствии с требованиями ФГОС НОО для занятий внеурочной деятеьностью...