воспитательная роль урока
статья по теме

Голдырева Наталья Владимировна

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Каждый новый урок-это ступенька в знаниях, в развитии и воспитании ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rol_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа

                             Сообщение по теме:

«Воспитательная роль урока»

                                Выполнила: Голдырева Н.В.

                                       учитель начальных классов

                              2012 г.

      Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. (слайд – 2)

 «Словарь русского языка» С.И. Ожегова дает определение:

воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни;

воспитать  - вырастить, дав образование, обучив правилам поведения.

Воспитание строится  на основе документов (слайд – 3)

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция УМК «Школа России»

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»: (слайд – 4)

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок-это ступенька в знаниях, в развитии и воспитании ученика. Современный урок-это, прежде всего, урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмыслённого усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

     Я считаю, что учебные предметы в начальной школе имеют большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность, патриотизм. На своих уроках я воспитываю в детях любовь к своей Родине, гордость за своё Отечество, прививаю навыки бережного и заботливого отношения к природе, необходимость её охраны и преумножения. А также стараюсь разъяснить, что, не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и неживой природы, мы только лишь частичка этого мира и должны жить в мире и согласии с природой.

     Поэтому жизнь, здоровье, объясняю я, и своё и других людей, и других организмов нужно ценить и беречь. Учитель должен научить учеников соблюдать правила поведения культурного человека, находясь не только в человеческом окружении, но и в природе, руководствуясь принципом «не навреди».

     Я учу детей жить честно, поступать правильно, учу справедливости, быть порядочными, а жизнь порой преподносит свои уроки. Весной  ребята сажают цветы на пришкольном участке, приводят в порядок школьный двор, село, а по телевизору видят и слышат информацию о загрязнении  городов, сел, рек, видят свалки мусора, лесные пожары. И опять учитель должен убеждать детей, что красота и добро победят, но за эту победу нужно бороться. Чтобы дети поверили нам, нам взрослым надо самим соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят дети, они берут с нас пример, по нашим поступкам судят о жизни, в которую вступают. Обо всём этом я говорю на родительских собраниях, родительских всеобучах, акцентируя внимание, что воспитывает не только школа, но и семья, социальное окружение.

 (слайд – 5 - 7)   Воспитываю чувство гордости за свою Родину, за свою малую Родину, российский народ и историю России. Например. На уроке обучения грамоте по теме: «Звук [j’], буквы Й, й. Ветераны нашего села». Первоклассники рассказывали о своих прадедах участниках ВОв: Родионове П. С., Гурдине Г.М., Изместьеве Г.К., Сергееве В.С., Щелконоговой, Полякове. Балакина Соня и Силаева Таня рассказали о своих отцах – участниках  боевых действий в Чечне.   На  уроке обучения грамоте по теме: «Одна у человека мать; одна и родина». Дети читали стихи поэтов Урала, и Петропавловских поэтов: Колотовой, Титкова, Зернина.  Мы с детьми ходим на экскурсию в школьный  историко-краеведческий музей «Истоки». Музей имеет три уголка: уголок боевой славы, русская изба, история школы. На урок окружающего мира по теме: «Что такое Родина? Моя малая родина» приглашали библиотекаря. Галина Александровна рассказала об истории развития нашего села.

9 мая мы ходим на митинг к памятнику петропавловцам погибшим на фронтах в годы ВОв.

    (слайд – 8) К уроку окружающего мира дети создавали проект - презентацию «Моя малая Родина» с фотографиями  наиболее значимых достопримечательностей своего села.

 (слайд – 9) К уроку по теме: «Как живёт семья?» дети создавали проект  «Моя семья», рассказали о жизни семьи, об интересных событиях в жизни своей семьи, и оценили значение семьи для себя и общества.

Сухомлинский писал: «Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Действительно, ребёнок лучше поймёт, осознает, запомнит и оценит природный объект, явление, если он находится непосредственно в природе. Надо научить ученика видеть природу, её взаимосвязи, предугадывать изменения, которые произойдут, если человек будет воздействовать на неё. Если мы научим ребёнка всему этому, только тогда начнётся воспитание через природу. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показывать, но и учить описывать увиденное словами, подводить ребёнка к высказыванию своего отношения к увиденному. Так во время весенней экскурсии в классе можно прочитать стихи:

Вы слышали, когда берёзы плачут?

Вы видели, когда берёзы плачут?

Вы знаете, когда берёзы плачут-

То вместе с нами стонет мать – земля.

Затем обсудить с ребятами данное явление, выяснить, отчего это происходит, к чему это приведет, и вспомнить правила поведения в лесу во время сбора берёзового сока.

     Природа обладает свойством оказывать на человека успокаивающее, умиротворяющее, облагораживающее влияние. Природа полна красоты, заключающейся в гармонии красок, звуков, запахов, она оказывает на человека громадное эмоциональное воздействие. Наше село расположено в экологически чистом месте, окружено лесами. Дети ежедневно видят красоту природы. Воспитание у детей эстетического чувства - восприятия, понимания и оценки красивого – задача учителя. Поэтому на своих уроках я стараюсь провести ряд экскурсий в природу в разные времена года, чтобы учащиеся могли непосредственно воспринять и понять красоту сезонных изменений в природе. Перед экскурсией я даю ученикам творческое задание – в стихах, прозе найти описание природы того или иного времени года или читаю сама:

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою толпой

Стоит над светлою поляной.

     Большое внимание уделяю экологическому воспитанию. Например, на уроке по теме: «Что общего у разных растений?», предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В.Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается,

От любого ветерка качаются

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти, они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения двух задач урока: выяснить основное значение корня как части растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе. 

На  уроке по теме: «Почему мы часто слышим слово «экология»?»,  учились оценивать поступки свои и друзей по отношению к природе и рассказывать о них.

     Состояние здоровья подрастающего поколения вызывают большую тревогу. Проводимые в школе медосмотры показывают, что среди детей нет практически здоровых. Участились среди школьников заболевания пищеварительной системы, сердечно – сосудистой, нервной. И причин этому несколько: неправильное питание, ухудшение экологии, вредные привычки, несоблюдение режима дня. И опять мы, взрослые, должны убеждать ребят, что человек с детства должен следить за своим здоровьем.

      На уроках окружающего мира больше, чем на других предметах предоставляется возможность для привития у школьников навыков здорового образа жизни. Например,  на уроках в 1 классе. Тема: «Что умеет компьютер?» - рассматриваем   правила безопасного обращения с компьютером, и какой вред он может нанести здоровью. Тема: «Что вокруг нас может быть опасным?» -  знакомимся с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Знакомство с элементарные правила дорожного движения. «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» - говорим о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека. О витаминах. О правилах гигиены при употреблении овощей и фруктов. Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» - ведется разговор о личной гигиене, мерах профилактики тех или иных заболеваний, о влиянии вредных привычек на организм человека. При проведении уроков я всегда стараюсь убедить детей, что быть здоровым сегодня – это здорово, это модно, это красиво.

    Особое значение имеет трудовое воспитание. Мы живём в селе, поэтому дети с раннего детства приучаются к труду, помогают родителям по хозяйству, выполняя посильную работу. На уроке технологии по теме: «Дикие животные». Дети  создавали  проект  в технике коллаж: «Дикие животные», «Домашние животные нашего села».  (слайд – 10-11) На уроке окружающего мира по теме: «Когда мы станем взрослыми?» дети рассказывали о профессиях своих родителей.

Ребята знают цену деревенского труда, уважительно относятся к людям труда и бережно относятся к заработанному рублю. Я считаю трудовое воспитание одним из главных в воспитательной системе молодого поколения. Человек, приученный к труду, чаще всего высоконравственный, уважительно относящийся к людям, к природе, умеющий ценить добро, честность, взаимопомощь.

На  уроках ребята сеют рассаду, ухаживают за комнатными растениями, работают на пришкольном участке, высаживают цветы.

    Мои ученики активно участвуют в различных интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсах, соревнованиях школы и района.

Являются победителями и призерами районных выставок и конкурсов: «Мозаика детства»; поздравительная открытка «65 лет Победы»; «Рождественский вернисаж»; «Безопасное колесо 2011г.»; «Сам себе спасатель», победители зональных соревнований и участники областных.  

          Проводя всю воспитательную работу на своих уроках, я хочу видеть своих учеников всесторонне развитыми личностями и просто порядочными людьми.

(слайд – 12) Успешному  воспитанию  личности школьника будут способствовать заповеди.

Любовь к детям.

Уважительное отношение к ребенку.

Не подавлять в ребенке личность, инициативу.

Жить и работать интересами ребенка.

Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности.

Дорожить доверием детей.

Воспитание должно быть системным.

Дети должны быть лучше нас.

Уметь жить в ногу со временем.  

Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли.

(слайд – 13) Уроки должны быть не только уроками постижения знаний, сколько уроками постижения Истины, Добра, Справедливости, Чести.

  Школа должна формировать Личность, Человека, Гражданина.

(слайд – 14)  Мы должны всегда помнить слова В.А. Караковского:

«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная роль учебных предметов, изучаемых по программе УМК «Школа России», в гражданском становлении учащихся начальных классов.

Воспитательная роль учебных предметов, изучаемых по программе УМК «Школа России», в гражданском становлении учащихся начальных классов....

Роль уроков в реализации воспитательных задач в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Глубокое социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Во все времена, прежде всего, люди высоко ценили и ценят нравственную ...

Воспитательная роль сказки

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития истанговления маленького человека. Сказки формируют у ребенка позицию бережного отношения к окружающему миру, прививает любовь к Родине, по...

Доклад на тему "Воспитательная роль урока физической культуры"

Доклад на заседании МО учителей физической культуры.«Воспитательная роль урока физической культуры»Подготовила: учитель физической культуры Сорокина Т.М....