Конспект внеклассного занятия с использованием РКМ
план-конспект урока (2 класс) по теме
Внеклассное занятиепо теме: Путешествие "Космос 2012" с использованием технологии развития критического мышления. Работа в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_kosmonavtiki_2_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия с использованием технологии развития критического мышления (РКМ)
Тема: Путешествие «Космос 2012»
Цели:
Дидактические:
создание условий для развития умения мыслить логически;
совершенствование мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации;
формирование положительной мотивации и привитие интереса к учению;
расширить познания в области покорения космоса, физических основ космических полетов;
познакомить учащихся с произведением Кира Булычёва «Девочка с Земли»
Развивающие:
уточнить и расширить представления учащихся о значении космоса, используя различные приемы критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников.
развитие познавательных способностей: памяти, внимания, мышления; умения точно выполнять полученную инструкцию, работать в группе.
развитие у детей быстроты реакции, сообразительности, смекалки, воображения, речи.
расширять кругозор, развивать интерес к знаниям.
Воспитательные:
воспитывать конструктивную модель общения с теми, кто «не такой как я».
воспитывать аккуратность, дисциплину, четкость, взаимопомощь, взаимовыручку, уважительное отношение к друг другу.
воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Оборудование:
Лист плаката Этнокалендаря с датой 12 апреля
Портрет К.Э.Циолковского
Портрет писателя Кира Булычёва
Фотографии о космосе и космонавтах; плакат с планетами “солнечной системы”;
Музыка группы СПЕЙС «Магический полёт»
Листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры для работы с аппликацией инопланетян
Видеозапись мультфильма «Тайна третьей планеты»
Отрывки из фантастической повести Кира Булычёва «Девочка с Земли»
Полнометражный мультфильм «Тайна третьей планеты»
Звёзды из цветной бумаги
Оформление: плакат "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...". (К.Э.Циолковский); выставка творческих работ учащихся: рисунки «Земля в иллюминаторе».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Учащиеся сидят по группам 6 человек (4 группу).
I фаза. Вызов.
На стадии вызова учитель вопросами стимулирует учащегося вспомнить, что ему известно по изучаемой теме, делать предположения:
1). УЧИТЕЛЬ: эпиграф: "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...". (К.Э.Циолковский)
- Кто такой Константин Эдуардович Циолковский?
- Как вы понимаете слова этого высказывания?
- Выскажите ваши предположения, какой теме будет посвящено наше занятие?
- Что вы знаете об этом празднике?
(- Какой всенародный праздник отмечает наша страна 12 апреля?)
(- Почему именно в этот день празднуется День космонавтики?)
(- Что вы знаете о первом полёте человека в космос?)
УЧИТЕЛЬ: - Многие люди из разных стран мира стремились в космос. Но первым в космос полетел гражданин нашей страны!
- Почему полёт Юрия Алексеевича Гагарина стал важнейшим событием для всех жителей планеты?
- РАБОТА С ЭТНОКАЛЕНДАРЁМ.
УЧИТЕЛЬ: В Москве установлен памятник первому космонавту Ю.А.Гагарину. 108 минут, проведённые Ю.А.Гагариным в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства. С тех пор в космосе успело побывать более 450 человек из разных стран мира (причём каждый десятый космонавт - женщина)
- Кто первой из женщин полетел в космос?
2). - А зачем люди исследуют космос?
УЧИТЕЛЬ: Исследование космоса помогает человеку жить на планете: благодаря специальной аппаратуре, установленной на орбите, учёные могут предсказывать погоду, расширять свои представления о рельефе местности и состоянии атмосферы, отыскивать полезные ископаемые. Без космических полётов и исследований люди вряд ли могли так свободно говорить по мобильным телефонам, смотреть телевизор и даже ориентироваться на улицах города (система спутниковых навигаторов). Иными словами, человек с помощью полётов в космос ищет более эффективные пути решения земных проблем.
- Я предлагаю вам совершить условный полёт, увлекательное путешествие « Космос 2009» и представить, а как бы вы повели себя при встрече с инопланетными жителями. Во время путешествия очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, умению работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.
- Капитаны представьте свои экипажи нашим гостям.
3). РАБОТА В ГРУППАХ. Задание № 1.
- Капитаны получите конверты с заданиями.
- Посовещайтесь и напишите ответы на вопросы.
См. Приложение 1.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ОТВЕТЫ.
Вывод: Мы выслушали представителей экипажей. И ещё очень важно, чтобы вы помнили, что без дружбы, взаимопонимания и взаимовыручки вам не обойтись в путешествии.
II фаза. Реализация.(Осмысление)
4). УЧИТЕЛЬ: Космические полёты помогают раскрыть тайны Вселенной. Многие из россиян верят, что исследования, проводимые лётчиками – космонавтами, позволят понять: а есть ли разумная жизнь на других планетах?
- Очень часто писатели обращали своё внимание к теме космоса. И один из них Кир Булычёв. (Игорь Всеволодович Можейко) (18.10.1934 — 5.09.2003). Родился в Москве. Начал писать фантастику в 1965 году, в то время, когда ваши мамы и папы были такими, как вы сейчас. Кир Булычёв переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.
Фантастика (греч. phantastike — искусство воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, “чудесного мира”
По его сценариям, были сняты художественные фильмы , в том числе фильм «Гостья из будущего» и мультфильм «Тайна третьей планеты».
5). РАБОТА В ГРУППАХ. Задание № 2.
Смысловая стадия. Каждая группа получает тексты и конверт с вопросами. Дети читают текст 2-3 минуты.
- Прочитайте тексты на карточках. Это отрывки из фантастической повести Кира Булычёва «Девочка с Земли».
- Перечитайте текст, ответ на вопрос подчеркните простым карандашом. На эту работу вам всего 1 минута.
- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с товарищами по команде.
Смотри: Приложение 2
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ОТВЕТЫ.
Вывод: Мы послушали, как странно и по – разному выглядят инопланетные существа.
- Кого или что напоминают эти существа? (животных и человека)
- А все ли люди выглядят одинаково?
- Каждый человек индивидуален, не похож ни на кого другого.
- Какие чувства рождаются у вас при встрече необычного человека или странного существа? (страх, интерес, любопытство, чувство опасности)
- Человек устроен так, что всё что ему неизвестно, непонятно, непохоже на него, он считает «чужим», а всё «чужое», в свою очередь, воспринимается как «страшное» и «несущее угрозу».
- Объясните, как люди должны поступать в повседневной жизни, в общении с другими людьми, которых считают «чужими», то есть непохожими на них?
- Пригодятся ли Вам эти качества при общении с инопланетными жителями?
6). УЧИТЕЛЬ: - А теперь давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты» и проверим свои предположения. (5 минут)
- Все исследователи космоса должны всегда поддерживать физическую форму. Давайте и мы с вами проведём физкультминутку под музыку группу Спейс. Композиция называется «Магический полёт»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
7). - А как вы представляете себе инопланетного жителя?
РАБОТА В ГРУППАХ. Задание № 3.
- Перед вами силуэт инопланетного жителя.
См. Приложение 3.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
(Два варианта: «плохой – хороший»)
Вывод:
1 вариант: Приятен ли вам образ инопланетного существа? Обоснуйте свой ответ.
2 вариант: Они все такие приятные, но почему же большинство землян представляют себе инопланетян злобными, агрессивными, страшными, бесчувственными существами, которые ненавидят людей, готовы уничтожить нашу планету или использовать её для каких – то своих целей?
III фаза. Рефликсия. (Размышление)
На стадии размышления учащиеся возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие практические задания на основе изученной информации. Дети пишут синквейн, затем представляют свои работы.
8). - Представьте, что вы встретили инопланетного жителя. Как вы поведёте себя при встречи с ним?
- Помогут ли вам в повседневной жизни, полученные в путешествии знания? (инопланет. + люди)
9). УЧИТЕЛЬ: Наша планета Земля – мельчайшая частица Вселенной. Прочитайте эпиграф к нашему занятию. ("Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...".)
- Люди мечтают ещё лучше изучить космическое пространство, встретить инопланетного жителя и сделать открытие.
- Сегодня каждому из вас представиться возможность открыть свою звезду в нашей Галактике.
- Возьмите звезду и напишите синквейн. Тему вы можете выбрать пожеланию: "Космос", "Инопланетянин", "Дружба", "Земля", "Доброта", "Урок".
- В работе над синквейном Вам поможет музыка.
Приложение 4.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ. (4 СИНКВЕЙНА)
- Капитаны соберите синквейны и прикрепите к доске Новые звёзды в космическом пространстве.
- Синквейны всех участников полёта вы сможете прочитать на перемене.
- Вы молодцы!!!
10). Итог урока.
- Какое необычное название носит наша гимназия?
- Как вы думаете, а почему такое название дано гимназии?
- Знания, полученные в нашей гимназии – это первая ступень изучения ни только нашей планеты Земля, но и всей Вселенной!
- Спасибо всем за участие в путешествии!!!
- Каждый участник путешествия получает СЕРТИФИКАТ. - Капитаны раздайте своим экипажам Сертификаты.
Приложение 1.
Задание № 1.
Посовещайтесь и напишите ответы на вопросы:
1). С какой целью вы хотите слетать в космос? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2). Без чего бы вы не могли обойтись в космосе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3). Что бы вы обязательно взяли с собой? (Комнатный цветок, своих домашних животных, любимую книгу и прочее) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Задание № 2.
Профессор поднял голову и увидел своего старого друга, космического
археолога Громозеку с планеты Чумароз. Громозека был ростом со слона, у
него было восемь глаз и восемь щупальцев. Усеянная острыми зубами пасть
была больше, чем у бегемота.
Вопрос: Как выглядит Громозека?
_______________________________________________________________________
Задание № 2.
Как только "Пегас" опустился на космодроме планеты Блук, к нему подкатил автомобиль, в котором сидели два полицейских ушана. Ушанами называют жителей Блука. У них такие большие и подвижные уши, что они могут обмахиваться ими в жаркую погоду и даже ложиться на одно ухо как на подушку и накрываться другим как пледом.
Вопрос: Как выглядит ушан?
_______________________________________________________________________
Задание № 2.
Вдруг к Алисе бросилось странное существо - это был пушистый красный шар,
который бегал на палочках как будто на паучьих ножках. Вдогонку за шариком
быстро ползла двухголовая змея.
Красный шар подбежал к Алисе, прижался к ее ногам и стал ярко-желтым.
- Что это такое? - спросил Селезнев у змеи.
- Это индикатор, - ответила змея. - У нас их на планете пруд пруди. Они
меняют цвет в зависимости от настроения.
Вопрос: Как выглядит индикатор?
_______________________________________________________________________
Задание № 2.
- Это не корова, а склисс! - заметил маленький ушанчик.
- А чем склисс отличается от коровы? - спросила Алиса.
- Ничем особенным, - ответил ушанчик и кинул в корову камешком.
Корова замычала и раскрыла большие совершенно прозрачные, как у стрекозы,
крылья. Они раньше были прижаты к ее бокам и их не было видно. Взмахнув
крыльями, склисс медленно поднялся в воздух и опустился сверху на открытый катер, в котором сидел Зеленый.
Вопрос: Как выглядит склисс?
Приложение 3.
Задание № 3.
Посовещайтесь и напишите ответы на вопросы:
- С какой планеты он прилетел? ___________________________________________________
- Как зовут вашего инопланетянина? _______________________________________________
- Какой характер у вашего инопланетянина? ________________________________________
- Дорисуйте инопланетного жителя.
- Как повёл бы себя инопланетянин, если бы оказался на планете Земля? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное бинарное внеклассное занятие с использованием межпредметных связей «Курить- здоровью вредить»
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, которые способствуют сохранению и ...
Внеклассное занятие с использованием элементов технологии В.Ф.Базарного на тему "Геометрические фигуры".
занятие для группы продленного дня или классного часа...
Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"
Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...
Конспект внеклассного занятия по теме: «Ступеньки безопасности» с использованием мобильного класса
Данное внеклассное занятие способствует закреплению правил поведения учащихся на улице и дорогах; в школе; развитию интереса к изучению «дорожной грамоты»; воспитанию умения са...
Внеклассное занятие с использованием лего-конструктора «Удивительное рядом» 2 класс
Предлагаю вам просмотреть занятие с использованием лего-конструктора. Дети были в восторге!Хочется, как всегда, сделать что-то новенькое, необычное, удивительное. Идею мне подкинула моя дочь...
«Внеурочное (внеклассное) занятие с использованием ИКТ» «Поговорим о доброте»
Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнован...
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...