Классный час "От былых времён...", посвящённый 200летию битвы при Бродино
классный час (3 класс) по теме

Колбасова Юлия Александровна

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_geroev_bylyh_vremyon.docx836.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
   ДЕПАРТАМЕНТА  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 897

Методическая разработка классного часа

по теме: «От героев былых времён…».

Учитель  начальных классов

классный руководитель 3 «А» класса

второй квалификационной категории

Колбасова Юлия Александровна

ГБОУ СОШ № 897

г. Зеленоград

2012 -2013 уч. год

Цель: формировать представление о героическом прошлом нашей Родины через осмысление событий Отечественной войны 1812 года.

Задачи: 

воспитание любви и уважения к защитникам Родины;

 расширение словарного запаса;

развитие интереса к историческим деятелям и событиям.

Сценарий мероприятия.

Учитель:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Учитель:

Ребята, о каком событии идет речь? А когда оно происходило?

Учитель:

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род.

Сегодня мы познакомимся с событиями Отечественной войны 1812 года.

 «Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил французский полководец, император Франции Наполеон Бонапарт перед вторжением в Россию.

На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. Но он не учел самого главного.

Учитель:

Как вы думаете чего?

Учитель:

Русский народ будет сражаться за свою землю, свободу до последней капли крови. Он забыл великую фразу Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Учитель:

На рассвете 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. 

Император Александр I предвидя нападение Наполеона разделил русскую армию на 3 части:

Во главе 1 армии стоял генерал Барклай-де-Толли

Во главе 2 – Багратион вместе с атаманом донских казаков Платовым.

Во главе 3 – Тормасов.

Наполеон своим быстрым вступлением хотел отделить части русских одни от других и разбить их поодиночке, но ему это не удалось, потому что император Александр I заранее назначил каждому из наших генералов, куда отступать в случае нападения неприятеля, если он будет гораздо сильнее.

Обе наши армии отошли к Смоленску. Наполеон очень радовался этому и говорил: «Наконец русские в моих руках». Он был уверен, что непременно победит, когда дойдет до общего сражения, потому что его войско было гораздо многочисленнее нашего.

Однако Барклай-де-Толли поступил мудро, не вступив с Наполеоном в сражение.

Ученик:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Учитель:

Народ и войско не понимали отступления. Ведь Смоленск – защита Москвы, а ежели захватят враги этот город, то и Москва будет в опасности. На беду, еще и фамилия у Барклая-де-Толли была нерусская, поэтому многие стали даже подозревать его в измене. Государь знал, что это неправда, тем не менее, сменил главнокомандующего.

Учитель:

Как вы думаете, кто им стал?

Учитель:

Александр I выбрал М.И. Кутузова. Все были этим очень довольны. Когда он ехал из Петербурга к войску, народ везде его принимал с радостью.

Тем временем Наполеон продвигался вглубь России. Еще немного и будет Москва.

И старый полководец решил дать генеральное сражение.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Учитель:

Кто знает, в каком месте Кутузов решил дать сражение, предопределившее исход войны?

Учитель:

При селе Бородино решился Кутузов сразиться с неприятелем. Крупнейшее сражение состоялось 26 августа 1812.

Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26августа 1812 года, стала местом славы русского солдата, славы России
В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812 года, войны справедливо названной отечественной.

Истекая кровью, армия Кутузова приняла на себя главный удар на Бородинском поле и нанесла смертельную рану полчищам завоевателей.

Мне о России надо говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносить
Да так, чтоб захотелось повторить
Сильнее всех имен, сказать: "Россия!"

Учитель:

С раннего утра и до позднего вечера шел кровопролитный бой.

С заходом солнца стала затихать канонада, еще кое-где слышались ружейные выстрелы, но атаковать не было уже сил ни у русских, ни у французов. Ночь накрыла Бородинское поле, усеянное телами солдат. Был смертельно ранен князь Багратион.

Барклай-де-Толли признавался после битвы: «Вчера я искал смерти и не нашел ее...» Бывший главнокомандующий появлялся в таких местах, где орудийный огонь был таким плотным, что поминутно, справа и слева от генерала падали убитые и раненые солдаты и офицеры. Не обращая внимания на свистящие пули, Барклай твердым голосом отдавал приказы...

Перед Кутузовым и всем командованием встал вопрос: предпринимать ли новое сражение. Поэтому вечером 1 сентября в Филях созывается военный совет. Большинство офицеров высказались за сражение, но Кутузов решает отступить и сдать Москву.

Учитель:

А сейчас я предлагаю вам побыть немного полководцами и обсудить, подумать: зачем Кутузов оставляет Москву?

Учитель:

Решение сдать Москву нелегко далось фельдмаршалу. С её потерей война еще не проиграна. Надо было сохранить армию.

«Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия!»

В тот же вечер русские войска молча шли через столицу. Вслед за войском покидало город население. Москва опустела...

        Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце".

Утром 2 сентября Наполеон подъехал к Москве. Французам казалось, что война окончена, и в восторге они кричали: «Москва! Москва!» Прежде, когда Наполеон вступал в столицы завоеванных стран, его встречали депутации именитых граждан, которые преподносили ему ключи от города и просили пощады. Он ждал депутацию из Москвы.

Ученик:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою!

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель:

Наполеону доложили – Москва пуста. Французы мечтали, что в Москве их ждет отдых и мир. Но в пустом городе начались пожары, голод мучил французов. Солдаты, отправляясь за продовольствием, и не возвращались обратно.

Учитель:

Как вы думаете почему?

Учитель:

Они попадали в руки народных мстителей – партизан. Так французская армия, не давая ни одного сражения, таяла на глазах, чувствуя себя в Москве, как на вулкане.

Наполеон запросил мира, но Кутузов ответил: «Вы желаете закончить войну, а мы ее только начинаем». Наполеону пришлось скрепя сердце уйти из Москвы. А уходить пришлось по той самой Старой Смоленской дороге, по которой армия двигалась на Москву и все разорила вокруг.

Кутузов применил новую тактику: не вступая в генеральное сражение с основными силами Наполеона, русская армия уничтожала его войска по частям.

Впоследствии вспоминая Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Предлагаю Вам посмотреть на мужественные, благородные, одухотворенные лица русской армии, многие из которых погибли на поле брани, чтобы наша с вами страна осталась свободною.

Александр I «Дотоле не положу оружия моего, доколе не сотру с лица земли Русской врага, дерзнувшего войти в ее пределы»

Барклай «Где бы враг ни оказался, нужно повернуться к нему грудью, идти на него и разбить».

Военная философия Кутузова «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

Багратион Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности. Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.

Денис Давыдов в 1812 году был командиром 1-го Ахтырского гусарского полка. Отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков на конях налетал на тылы французов, на транспорты с продовольствием, с оружием, отбивал пленных.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его - сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Усач. Умом, пером остёр он, как француз.
Но саблею французам страшен.
Как вихорь, как пожар на пушки, на обозы!
И в ночь! Как домовой тревожит вражий стан.
Но милым он дарит в своих куплетах розы
Давыдов! Это - ты: поэт и партизан.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, так зачем же нам нужно изучать события 1812 года? Ведь это было давно?

Учитель:

Нам с вами нужно помнить и знать историю своей страны, потому что у нации нет будущего, если она не знает своего прошлого.

Учитель:

Давайте соберем предложение, которое находится у вас на столе, и узнаем что же нужно нам сегодня...

Нам нужен мир, тебе и мне и всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.

Нам нужен мир – прекрасный мир, полученный в наследство.

Нам нужен разноцветный луг и радуга над лугом.

Учитель:

А что - же такое мир…? 

Ученик:

Мир – это школьный звонок и школа, в окнах которой – солнце.

Мир – это голос весенних гроз и молчание пушек.

Мир – когда люди сажают деревья и засевают нивы.

И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.

И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Ученик:

Кому мешает этот мир

С цветами на опушке?

Кто в этот мир, чудесный мир,

Прицелился из пушки?

Я буду рад,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

И пушки и снаряды.

Не для того мы рождены,

Чтоб нас война крушила,

Ученик:

 «Нет!» – заявляем мы войне,

Всем злым и темным силам.

Должна трава зелёной быть,

А небо синим-синим,

Звенят ручьи,

Поют на ветках птицы.

На замечательной земле

Нам удалось родиться.

Ученик:

Так пусть земля цветёт всегда,

Пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на неё

Влюблёнными глазами.

Учитель:

        В память о славе тех времён были воздвигнуты памятники в Москве и других городах России.

Памятники Отечественной войны 1812 года в Москве

Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.

Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Лучшие живописцы Отечества трудились над украшением храма. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы.

Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.

Александровский сад. Назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 г. Здесь протекала небольшая речка Неглинка, которую решили заключить в кирпичную трубу и в 1820 г. устроить сад, ставший местом памяти. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы.

Учитель:

Возвращаясь к теме сегодняшнего классного часа, мне хочется узнать:

Кто хотел бы узнать о событиях Отечественной войны 1812 года больше – возьмите в руки красную звездочку.

У кого появилось желание посетить музеи воинской славы – возьмите желтую.

Кто впервые сегодня услышал о событиях Отечественной войны 1812 года – возьмите зеленую.

Поднимите, пожалуйста, выбранные вами звездочки вверх.

(Ждем, пока дети поднимут руки, а затем говорим)

Учитель:

Пусть поднятые вами звездочки, будут салютом в честь героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, время нашего совместного классного часа подошло к концу. Мне очень приятно было с вами работать. Цените все то, что дарит нам мир. Живите дружно.

Берегите друг друга. Спасибо за внимание.

Используемая литература:

Отечественная война 1812 года (методические рекомендации по проведению уроков). Тематический сборник журнала «Вестник московского образования». № 6. – М.: Центр «Школьная книга», 2012 г. – 160 с.

Интернет-ресурсы

http://www.educom.ru/

http://www.museum.ru/1812/index.html

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/

Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html –

http://hero-1812.narod.ru/

http://festival.1september.ru/articles/505305/

http://1812panorama.ru/

http://borodino.bytvi.ru/

http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/VGZD/index.htm

http://www.museum.ru/1812/index.html

приложение

Нам нужен мир, тебе и мне

и всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.

Нам нужен мир – прекрасный мир, полученный в наследство.

Нам нужен разноцветный луг и радуга

над лугом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества, посвящённый Сталинградской битве

Сталинградская битва стала переломным моментом в битве нашей страны с врагом. Советские люди проявили мужество, смелость....

Сценарий мероприятия « О героях былых времён…» (посвященный «Битве под Москвой.»)

Данное мероприятие разработано и посвящено 70- летию "Битвы под Москвой". Проведено для учащихся начальной школы....

Классный час "О героях былых времён..."

Познакомить учащихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время....

Герои былых времён

В этой презентации собран материал о прадедах учащихся 2 Б класса Мещеринской средней школы №1, участниках ВОВ, об их подвигах, делах, приблизивших день Победы....

Конспект классного часа в 4 классе "О героях былых времён" к 75 летию Победы

В конспекте описано проведение классного часа, посвящённого 75 летию Победы.  Ребята рассказали, что нет такого дома, такой семьи, которых не коснулась бы  война. И ещё ребята рассказа...

Музейный урок «О героях былых времён…»

Музейный урок "О героях былых времён..." для учащихся начальной школы...

О героях былых времён

Сценарий ко Дню Победы....