Классный час "От былых времён...", посвящённый 200летию битвы при Бродино
классный час (3 класс) по теме
Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_geroev_bylyh_vremyon.docx | 836.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 897
Методическая разработка классного часа
по теме: «От героев былых времён…».
Учитель начальных классов
классный руководитель 3 «А» класса
второй квалификационной категории
Колбасова Юлия Александровна
ГБОУ СОШ № 897
г. Зеленоград
2012 -2013 уч. год
Цель: формировать представление о героическом прошлом нашей Родины через осмысление событий Отечественной войны 1812 года.
Задачи:
воспитание любви и уважения к защитникам Родины;
расширение словарного запаса;
развитие интереса к историческим деятелям и событиям.
Сценарий мероприятия.
Учитель:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Учитель:
Ребята, о каком событии идет речь? А когда оно происходило?
Учитель:
Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род.
Сегодня мы познакомимся с событиями Отечественной войны 1812 года.
«Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил французский полководец, император Франции Наполеон Бонапарт перед вторжением в Россию.
На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. Но он не учел самого главного.
Учитель:
Как вы думаете чего?
Учитель:
Русский народ будет сражаться за свою землю, свободу до последней капли крови. Он забыл великую фразу Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
Учитель:
На рассвете 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России.
Император Александр I предвидя нападение Наполеона разделил русскую армию на 3 части:
Во главе 1 армии стоял генерал Барклай-де-Толли
Во главе 2 – Багратион вместе с атаманом донских казаков Платовым.
Во главе 3 – Тормасов.
Наполеон своим быстрым вступлением хотел отделить части русских одни от других и разбить их поодиночке, но ему это не удалось, потому что император Александр I заранее назначил каждому из наших генералов, куда отступать в случае нападения неприятеля, если он будет гораздо сильнее.
Обе наши армии отошли к Смоленску. Наполеон очень радовался этому и говорил: «Наконец русские в моих руках». Он был уверен, что непременно победит, когда дойдет до общего сражения, потому что его войско было гораздо многочисленнее нашего.
Однако Барклай-де-Толли поступил мудро, не вступив с Наполеоном в сражение.
Ученик:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Учитель:
Народ и войско не понимали отступления. Ведь Смоленск – защита Москвы, а ежели захватят враги этот город, то и Москва будет в опасности. На беду, еще и фамилия у Барклая-де-Толли была нерусская, поэтому многие стали даже подозревать его в измене. Государь знал, что это неправда, тем не менее, сменил главнокомандующего.
Учитель:
Как вы думаете, кто им стал?
Учитель:
Александр I выбрал М.И. Кутузова. Все были этим очень довольны. Когда он ехал из Петербурга к войску, народ везде его принимал с радостью.
Тем временем Наполеон продвигался вглубь России. Еще немного и будет Москва.
И старый полководец решил дать генеральное сражение.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Учитель:
Кто знает, в каком месте Кутузов решил дать сражение, предопределившее исход войны?
Учитель:
При селе Бородино решился Кутузов сразиться с неприятелем. Крупнейшее сражение состоялось 26 августа 1812.
Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26августа 1812 года, стала местом славы русского солдата, славы России
В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812 года, войны справедливо названной отечественной.
Истекая кровью, армия Кутузова приняла на себя главный удар на Бородинском поле и нанесла смертельную рану полчищам завоевателей.
Мне о России надо говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносить
Да так, чтоб захотелось повторить
Сильнее всех имен, сказать: "Россия!"
Учитель:
С раннего утра и до позднего вечера шел кровопролитный бой.
С заходом солнца стала затихать канонада, еще кое-где слышались ружейные выстрелы, но атаковать не было уже сил ни у русских, ни у французов. Ночь накрыла Бородинское поле, усеянное телами солдат. Был смертельно ранен князь Багратион.
Барклай-де-Толли признавался после битвы: «Вчера я искал смерти и не нашел ее...» Бывший главнокомандующий появлялся в таких местах, где орудийный огонь был таким плотным, что поминутно, справа и слева от генерала падали убитые и раненые солдаты и офицеры. Не обращая внимания на свистящие пули, Барклай твердым голосом отдавал приказы...
Перед Кутузовым и всем командованием встал вопрос: предпринимать ли новое сражение. Поэтому вечером 1 сентября в Филях созывается военный совет. Большинство офицеров высказались за сражение, но Кутузов решает отступить и сдать Москву.
Учитель:
А сейчас я предлагаю вам побыть немного полководцами и обсудить, подумать: зачем Кутузов оставляет Москву?
Учитель:
Решение сдать Москву нелегко далось фельдмаршалу. С её потерей война еще не проиграна. Надо было сохранить армию.
«Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия!»
В тот же вечер русские войска молча шли через столицу. Вслед за войском покидало город население. Москва опустела...
Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце".
Утром 2 сентября Наполеон подъехал к Москве. Французам казалось, что война окончена, и в восторге они кричали: «Москва! Москва!» Прежде, когда Наполеон вступал в столицы завоеванных стран, его встречали депутации именитых граждан, которые преподносили ему ключи от города и просили пощады. Он ждал депутацию из Москвы.
Ученик:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою!
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Учитель:
Наполеону доложили – Москва пуста. Французы мечтали, что в Москве их ждет отдых и мир. Но в пустом городе начались пожары, голод мучил французов. Солдаты, отправляясь за продовольствием, и не возвращались обратно.
Учитель:
Как вы думаете почему?
Учитель:
Они попадали в руки народных мстителей – партизан. Так французская армия, не давая ни одного сражения, таяла на глазах, чувствуя себя в Москве, как на вулкане.
Наполеон запросил мира, но Кутузов ответил: «Вы желаете закончить войну, а мы ее только начинаем». Наполеону пришлось скрепя сердце уйти из Москвы. А уходить пришлось по той самой Старой Смоленской дороге, по которой армия двигалась на Москву и все разорила вокруг.
Кутузов применил новую тактику: не вступая в генеральное сражение с основными силами Наполеона, русская армия уничтожала его войска по частям.
Впоследствии вспоминая Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Предлагаю Вам посмотреть на мужественные, благородные, одухотворенные лица русской армии, многие из которых погибли на поле брани, чтобы наша с вами страна осталась свободною.
Александр I «Дотоле не положу оружия моего, доколе не сотру с лица земли Русской врага, дерзнувшего войти в ее пределы»
Барклай «Где бы враг ни оказался, нужно повернуться к нему грудью, идти на него и разбить».
Военная философия Кутузова «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».
Багратион Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности. Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.
Денис Давыдов в 1812 году был командиром 1-го Ахтырского гусарского полка. Отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков на конях налетал на тылы французов, на транспорты с продовольствием, с оружием, отбивал пленных.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его - сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Усач. Умом, пером остёр он, как француз.
Но саблею французам страшен.
Как вихорь, как пожар на пушки, на обозы!
И в ночь! Как домовой тревожит вражий стан.
Но милым он дарит в своих куплетах розы
Давыдов! Это - ты: поэт и партизан.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, так зачем же нам нужно изучать события 1812 года? Ведь это было давно?
Учитель:
Нам с вами нужно помнить и знать историю своей страны, потому что у нации нет будущего, если она не знает своего прошлого.
Учитель:
Давайте соберем предложение, которое находится у вас на столе, и узнаем что же нужно нам сегодня...
Нам нужен мир, тебе и мне и всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.
Нам нужен мир – прекрасный мир, полученный в наследство.
Нам нужен разноцветный луг и радуга над лугом.
Учитель:
А что - же такое мир…?
Ученик:
Мир – это школьный звонок и школа, в окнах которой – солнце.
Мир – это голос весенних гроз и молчание пушек.
Мир – когда люди сажают деревья и засевают нивы.
И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.
И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.
Ученик:
Кому мешает этот мир
С цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир,
Прицелился из пушки?
Я буду рад,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
И пушки и снаряды.
Не для того мы рождены,
Чтоб нас война крушила,
Ученик:
«Нет!» – заявляем мы войне,
Всем злым и темным силам.
Должна трава зелёной быть,
А небо синим-синим,
Звенят ручьи,
Поют на ветках птицы.
На замечательной земле
Нам удалось родиться.
Ученик:
Так пусть земля цветёт всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на неё
Влюблёнными глазами.
Учитель:
В память о славе тех времён были воздвигнуты памятники в Москве и других городах России.
Памятники Отечественной войны 1812 года в Москве
Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.
Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Лучшие живописцы Отечества трудились над украшением храма. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы.
Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.
Александровский сад. Назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 г. Здесь протекала небольшая речка Неглинка, которую решили заключить в кирпичную трубу и в 1820 г. устроить сад, ставший местом памяти. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы.
Учитель:
Возвращаясь к теме сегодняшнего классного часа, мне хочется узнать:
Кто хотел бы узнать о событиях Отечественной войны 1812 года больше – возьмите в руки красную звездочку.
У кого появилось желание посетить музеи воинской славы – возьмите желтую.
Кто впервые сегодня услышал о событиях Отечественной войны 1812 года – возьмите зеленую.
Поднимите, пожалуйста, выбранные вами звездочки вверх.
(Ждем, пока дети поднимут руки, а затем говорим)
Учитель:
Пусть поднятые вами звездочки, будут салютом в честь героев Отечественной войны 1812 года.
К сожалению, время нашего совместного классного часа подошло к концу. Мне очень приятно было с вами работать. Цените все то, что дарит нам мир. Живите дружно.
Берегите друг друга. Спасибо за внимание.
Используемая литература:
Отечественная война 1812 года (методические рекомендации по проведению уроков). Тематический сборник журнала «Вестник московского образования». № 6. – М.: Центр «Школьная книга», 2012 г. – 160 с.
Интернет-ресурсы
http://www.museum.ru/1812/index.html
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/
Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html –
http://festival.1september.ru/articles/505305/
http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/VGZD/index.htm
http://www.museum.ru/1812/index.html
приложение
Нам нужен мир, тебе и мне и всем на свете детям. |
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим. |
Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство. |
Нам нужен мир – прекрасный мир, полученный в наследство. |
Нам нужен разноцветный луг и радуга над лугом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества, посвящённый Сталинградской битве
Сталинградская битва стала переломным моментом в битве нашей страны с врагом. Советские люди проявили мужество, смелость....
Сценарий мероприятия « О героях былых времён…» (посвященный «Битве под Москвой.»)
Данное мероприятие разработано и посвящено 70- летию "Битвы под Москвой". Проведено для учащихся начальной школы....
Классный час "О героях былых времён..."
Познакомить учащихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время....
Герои былых времён
В этой презентации собран материал о прадедах учащихся 2 Б класса Мещеринской средней школы №1, участниках ВОВ, об их подвигах, делах, приблизивших день Победы....
Конспект классного часа в 4 классе "О героях былых времён" к 75 летию Победы
В конспекте описано проведение классного часа, посвящённого 75 летию Победы. Ребята рассказали, что нет такого дома, такой семьи, которых не коснулась бы война. И ещё ребята рассказа...
Музейный урок «О героях былых времён…»
Музейный урок "О героях былых времён..." для учащихся начальной школы...
О героях былых времён
Сценарий ко Дню Победы....